Аккорды
АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.
КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ТРЕЗВУЧИЯ.
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.
Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.
Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.
Аккорд (в своем исходном виде) строится от нижнего звука вверх.
От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.
Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:
1. Мажорное или большое трезвучие состоит из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками также чистая квинта.
3. Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.
Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими (благозвучными) интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы (ув.5 и ум.5).
Поскольку присутствие хотя бы одного диссонанса в аккорде оказывает влияние на его окраску в целом, мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.
Основной вид трезвучия подразумевает, что его звуки расположены по терциям, как показано на рисунке выше.
Звуки аккорда имеют названия в его контексте. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. А именно: основной тон (звук), от которого Вы начинали построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй звук, терцией выше примы — терция этого аккорда, и так далее. Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения. Например, если некое трезвучие в исходном виде оказалось состоящим из нот «фа», «ля» и «до», то в контексте этого аккорда можно (и нужно) заменять названия нот: «фа» называть «примой» данного аккорда, «ля» — терцией, и «до» — квинтой. Эти названия остаются законными для каждой из трех нот, независимо от того, как эти ноты будут взяты на инструменте. Мы можем, например, взять «фа» нижним звуком аккорда, затем, выше него — «до», и на самом верху — «ля» в другой октаве. Несмотря на изменение порядка звуков в аккорде, их имена остаются прежними: «фа» — прима, «ля» — терция, и «до» — квинта:
Следует понимать, что ни эмоциональная окраска, ни гармоническая функция аккорда никак не изменяется при таких перестановках, поэтому такой аккорд продолжает оставаться трезвучием, и имена его отдельных звуков сохраняются. И это действует до тех пор, пока звучит данный аккорд. Разумеется, окажись нота «фа» в составе такого терзвучия:
она должна будет называться уже не «примой», а «терцией». Эти названия отражают не столько высоту ноты, сколько ее смысловую роль в аккорде. В дальнейших занятиях Вы убедитесь, что это сделано разумно.
Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного — так же, как мы это делали с интервалами. Если снова взять нижний звук нового аккорда (это будет уже его терция) и тоже переместить на октаву вверх, — еще одно обращение. Если проделать это еще раз (теперь двигаться будет квинтовый тон), то в итоге получится снова исходное трезвучие, но октавой выше. И разумеется, чем больше нот в составе исходного созвучия, тем больше обращений оно может иметь. Иными словами, «обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит. Обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом и обозначается добавлением цифры 6 к имени трезвучия, второе — квартсекстаккордом — обозначается двумя цифрами 6 и 4 (или 4 и 6).
Просьба не путать с буквенно-цифровыми обозначениями для гитары.
Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре.
Цифры около нотных головок напоминают Вам имена этих нот в аккорде.
Названия обращений образуются от интервалов между крайними звуками и между нижним звуком и примой аккорда. Секстаккорд обозначается цифрой «шесть», так как в нем интервал сексты образуется между нижним звуком и примой (да и между крайними звуками тоже). Квартсекстаккорд обозначается цифрами «4/6» или «6/4», так как от нижнего голоса до примы в нем интервал кварты, а между крайними звуками — сексты.
Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного вида трезвучия, и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.
Например, требуется построить тонический секстаккорд в Ре-мажоре или квартсекстаккорд в Си-миноре:
Для того чтобы уметь быстро строить обращения мажорного и минорного трезвучий от любого звука и определять их тональности, рекомендуется знать: 1) какие интервалы образуются между соседними звуками аккорда и 2) что в секстаккорде нижним звуком выступает терцовый тон, а в квартсекстаккорде — квинтовый.
Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.
мажорный секстаккорд минорный секстаккорд мажорный квартсекстаккорд минорный квартсекстаккорд | м. 3 + ч. 4 б. 3 + ч. 4 ч. 4 + б. 3 ч. 4 + м. 3 |
Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд.
Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд
получили секстаккорд Си-бемоль мажора.
Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:
получили квартсекстаккорд соль минора и т.п.
Другая технология, возможно, помедленнее, но основывается не на вызубривании таблицы выше, а на полном понимании происходящего. Если Вы заставите себя следовать ей с самого начала, то в последствии будете намного легче ориентироваться в сложной гармонии. Эта технология пошаговая.На этом же примере (построение мажорного секстаккорда от ноты «ре») шаги будут такие:
1. Если «ре» — нижний звук искомого секстаккорда, то «ре» — его терция;
2. Если «ре» — терция, то прима того же аккорда находится большой терцией ниже (большая — потому что требуется мажор). Следовательно, прима будущего аккорда — нота «си-бемоль»;
3. Прима и терция нам уже известны, находим тон квинты: то есть, отмеряем чистую квинту вверх от примы. Получаем ноту «фа»;
4. Полученные три ноты — «си-бемоль», «ре» и «фа» располагаем на линейках в любом порядке, только чтобы нота «ре» была самой нижней в аккорде. секстаккорд построен. Повторим, эта технология поначалу выполняется медленнее — сначала мы находим ноты, из которых аккорд должен состоять, а только потом эти ноты располагаем на линейках в нужном порядке. Но при этом мы полагаемся не на заученную таблицу (которую нетрудно и забыть!), а на полное понимание сути. Это надежнее, и в итоге — все равно эффективнее, поверьте!
Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.
На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Если построить эти трезвучия на всех ступенях гаммы натурального мажора и используя ТОЛЬКО ноты этой гаммы, мы видим, что три из них (на главных ступенях I, IV и V) — окажутся мажорными трезвучия. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название (происходящее от названия ступени, на которой оно построено).
Трезвучие I ступени называется тоническим,
трезвучие IV ступени — субдоминантовым,
трезвучие V ступени — доминантовым.
Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, T, S, D:
Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:
Как видим, мажорное или минорное наклонение трех главных трезвучий ладу СОВПАДАЮТ с наклонением самого лада.
Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, приносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада:
Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения.
Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведении). Под «голосом» мы подразумеваем один звук аккорда. При восприятии музыки любой человек подсознательно отслеживает горизонтальные связи между этими голосами. То есть, оценивает, как соединяется верхний звук одного аккорда с верхним — другого; средний — со средним и т.д. То есть, музыка рефлекторно воспринимается как подобие некоего хора, где каждый голос исполняется живым человеком. Так вот, «голосоведением» называется манера композитора в обращении с каждым голосом в отдельности. При хорошем голосоведении ВЫ можете прямо-таки извлечь любой голос из недр аккорда и исполнить его как самостоятельную мелодию. Если голосоведение было продумано хорошо, то любой голос звучит гладко, поется легко, не содержит резких скачков.
Последовательность, образованная несколькими аккордами, называтся гармоническим оборотом.
Рассмотрим примеры простейших соединений главных трезвучий и их обращений:
Здесь показано соединение аккордов лишь в их простейшем, «лабораторном» виде. В реальной музыке, конечно, композитор имеет дело чаще всего с намного большим числом голосов, но принцип соединения все-таки продолжает работать и здесь. Сколько бы голосов ни участвовало в аккорде, при соединении следует стремиться к плавному, без скачков, движению КАЖДОГО голоса в отдельности.
Позже мы познакомимся с побочными трезвучиями мажора и минора.
Источник
Как называется аккорд первое обращение трезвучия
Если вы возьмете терцию и добавите к ней еще одну, то получите трезвучие. Все просто 🙂
Помните, что терции бывают большими или малыми? Значит, есть 4 возможных комбинации трезвучий, и для каждой из них в музыке есть свое название:
- мажорное трезвучие = большая терция + малая терция;
- минорное трезвучие = малая терция + большая терция;
- уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция;
- увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция.
Теперь давайте разберем каждое трезвучие в отдельности. Основные термины мы разберем на примере мажорного трезвучия.
Основой мажорного трезвучия является большая терция, над которой надстраивается малая терция. Таким образом, между двумя крайними нотами трезвучия образуется чистая квинта (попробуйте сами).
Давайте разберемся с тем, что такое мажор. Ниже вас ждет ряд знакомых и не очень понятий. Не пугайтесь, если они покажутся абстрактными: мы быстро разберемся с ними на практике.
Уверен, вы услышали, что у мажора свое настроение: веселое, радостное, бодрое, позитивное, дружественное (эпитетов можно придумать много). Мажор очень легко отличить по этому настроению.
Трезвучие всегда состоит из трех ступеней:
- основной тон — тоника, первый звук трезвучия;
- терцовый тон — терция от основного тона, второй звук трезвучия, располагается посередине;
- квинтовый тон — чистая квинта от основного тона, третий и последний звук трезвучия.
Т. е. ноты в трезвучии остаются те же, но звуковысотность — меняется (и аппликатура, конечно). Обращать можно не только трезвучие, но и интервал и аккорд.
Для трезвучия не бывает больше двух обращений:
- Первое обращение трезвучия — основной тон перемещается на октаву вверх и получается следующая структура: терцовый тон, квинтовый тон, основной тон. В классической теории такое трезвучие называется ‘секстаккорд’ , потому что крайние звуки обращения образуют сексту.
- Второе обращение трезвучия — терцовый тон также перемещается наверх, и внизу у нас остается квинтовый тон. Структура: квинтовый тон, основной тон, терцовый тон. Его крайние звуки также образуют сексту, но также в нем присутствует и кварта. Поэтому это общение называют ‘квартсекстаккорд’ .
Как думаете, как будет выглядеть третье обращение трезвучия? Правильно, когда мы переместим на октаву выше квинтовый тон, то просто получим наше трезвучие на октаву выше. Кстати, по умолчанию такая форма трезвучия называется основной.
Источник
Трезвучия и их обращения.
Трезвучия и их обращения являются основой гармонического движения во многих стилях опирающихся на тональную или модальную основу. Трезвучия имеют прозрачное и узнаваемое звучание. Это наиболее простой вид аккордов, с которых лучше всего начинать знакомство с гармонией.
Чем трезвучие отличается от любого другого типа аккордов?
Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков расположенных по терциям.
Необходимо уточнить, что “состоящий из трех звуков” подразумевает не количественный (ограниченное количество звуков), а качественный (ограничение используемых нот) состав аккорда. Самыми распространёнными типами трезвучий являются:
1) Мажорное трезвучие
Состав мажорного трезвучия: большая терция + малая терция
Термин мажор означает большой, что указывает на качество нижней терции аккорда.
2) Минорное трезвучие
Строение: малая терция + большая
Минор означает меньший, что указывает на малую нижнюю терцию аккорда.
Эти два типа созвучий позволяют гармонизовать любую мелодию и встречаются в музыке любых стилей.
Можно привести очень много примеров музыкальных произведений, в которых используются только эти два вида (иногда даже один).
Однако есть еще два типа трезвучий:
3) Уменьшенное
состав: малая терция + малая
Уменьшенное трезвучие получило название по уменьшенной квинте образуемой между 1 и 5 ступенью
4) Увеличенное (названо по увеличенной квинте между 1 и 5 ступенями)
Состав: большая терция + большая терция
В любом трезвучии каждая нота имеет свое название (ступеневое или интервальное)
Нижний тон называется прима или тоника
Второй звук называется терция
Третий звук — квинта
Для того, чтобы построить трезвучие от какого-либо звука нужно всего лишь запомнить его интервальную формулу.
Это абстрактный способ построения трезвучий.
Также есть другой способ построения трезвучий — построение в тональности. Например, мажорному трезвучию соответствует мажорная тональность, а минорному минорная.
Это значит, что если Вам необходимо найти Ab трезвучие, то необходимо выписать 1, 3, 5 ступени тональности и Вы получите необходимый аккорд. В Ab мажоре 4 бемоля, следовательно Ab трезвучие содержит звуки: Ab, C, Eb.
То же справедливо для минорного трезвучия.
Таким образом, если Вам известны знаки тональности Вы без труда сможете построить трезвучия.
Запомните основные ступени и соответствующие им трезвучия.
Мажорное трезвучие строится на I ступени мажора, минорное трезвучие на I ступени минора, уменьшенное трезвучие на VII ступени мажора, увеличенное на VI гармонического мажора или III гармонического минора.
Выше мы рассмотрели трезвучия в которых тоника находилась в нижнем голосе. Однако кроме этого встречаются еще два типа изложения трезвучия, при которых в нижнем голосе находится терция или квинта аккорда.
Такие формы называются обращением трезвучия.
Легкий способ построения обращений основан на переносе нижнего звука на октаву вверх:
Первое обращение называется секстаккорд поскольку в нем образуется секста между 3 ступенью и 1 ступенью
Второе обращение называется кварт секстаккорд (кварта между 5и 1 и секста между 5 и 3)
Интервальные формулы обращений трезвучий:
Мажорный секстаккорд м3+ч4
Мажорный квартсекстаккорд ч4+б3
Минорный секстаккорд б3+ч4
Минорный квартсекстаккорд ч4+м3
Увеличенный секстаккорд б3+ум.4
Увеличенный квартсекстаккорд ум4+б3
Уменьшенный секстаккорд м3+ув4
Уменьшенный квартсекстаккорд ув5+м3
Мажорное, минорное трезвучия и их обращения являются консонирующими и имеют устойчивое звучание. При взаимодействии с друг другом в тональной музыке соотношение трезвучий определяет их функциональная значимость (принадлежность T, S, D).
В модальных последовательностях каждое трезвучие представляет собой временный тональный центр, что способствует более свободному обращению с трезвучиями (например, посмотрите использование трезвучий в песнях Beatles или Hendrix)
Уменьшенное и увеличенное трезвучия являются диссонирующими и относятся к доминантовой функции в тональности, а модальном контексте могут принимать даже функцию тоники (имеются ввиду современное звучание).
Освоение трезвучий и приемов гармонизации с помощью них является первой ступенью в освоении гармонии и являются важнейшим строительным материалом не только на уровне гармонии, но и на уровне мелодики.
Источник