Как называется фортепиано цикл чайковского утренняя молитва

Содержание
  1. Как называется фортепиано цикл чайковского утренняя молитва
  2. Утренняя молитва
  3. Как называется фортепианный цикл чайковского в утренней молитве
  4. Как называется фортепианный цикл Петра Ильича Чайковского, в который он включил пьесу «Утренняя молитва»?
  5. Ответы
  6. Как называется фортепианный цикл чайковского в утренней молитве
  7. Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом»
  8. «Утренняя молитва»
  9. «Зимнее утро»
  10. «Домашние игры и танцы»
  11. «Игра в лошадки»
  12. «Марш деревянных солдатиков»
  13. «Болезнь куклы»
  14. «Похороны куклы»
  15. «Новая кукла»
  16. «Вальс»
  17. «Полька»
  18. «Мазурка»
  19. «Русская песня»
  20. «Мужик на гармошке играет»
  21. «Камаринская»
  22. «Итальянская песенка»
  23. «Неаполитанская песенка»
  24. «Старинная французская песенка»
  25. «Немецкая песенка»
  26. «Возвращение домой».
  27. «Нянина сказка»
  28. «Баба Яга»
  29. «Сладкая грёза»
  30. «Песня жаворонка»
  31. «Шарманщик поет»
  32. «В церкви»
  33. Утренняя молитва

Как называется фортепиано цикл чайковского утренняя молитва

Пётр Ильич Чайковский «Утренняя молитва»

Музыка для детей. В истории мировой музыкальной культуры эта замечательная глава заслуживает особого внимания. Её страницы украшены именами многих гениальных музыкантов, среди которых И.С. Бах, В.А. Моцарт, Й. Гайдн, Р. Шуман и, несомненно, П.И Чайковский . Его, обладающий высокими художественными достоинствами, фортепианный цикл «Детский альбом» в нынешнее время в разных уголках планеты пользуется непомерной популярностью, так как помогает юным музыкантам с увлечением формировать исполнительское мастерство. Бесценный шедевр, в котором как в калейдоскопе представлены красочные образы из удивительного мира детства, включает в себя двадцать четыре миниатюрные пьесы, а открывается он невероятно красивой композицией «Утренняя молитва».

Историю создания фортепианной миниатюры «Утренняя молитва» Петра Ильича Чайковского, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

Краткая история

Не вызывает никакого сомнения, что история сочинения композиции «Утренняя молитва» неразрывно взаимосвязана с созданием « Детского альбома », написанного Чайковским в весенние месяцы 1878 года. В тот жизненный период творческий тонус композитора был на высоте: он закончил свою Четвёртую симфонию и с полной отдачей работал над оперой «Евгений Онегин ».

Читайте также:  Ноты для синтезатора анны кошмал

Впрочем, стоит отметить, что именно сочинение музыки отвлекало его от тягостных дум, которые преследовали Петра Ильича из-за проблем, возникших в то время у него в личной жизни. Весной 1877 года Чайковский в неосознанном порыве скоропалительно женился на Антонине Милюковой, но об этом спустя время сильно пожалел. Разочарование было настолько велико, что он рисковал впасть в состояние глубокой депрессии. Чтобы преодолеть душевный кризис, Чайковский принимает решение уехать за границу. Сначала он отправился в Швейцарию, а затем через Францию проследовал в Италию, где к композитору присоединился младший брат Модест со своим подопечным, страдающим глухонемотой, десятилетнем Колей Конради.

Мальчик был настолько милым и сообразительным, что Петру Ильичу доставляло большое удовольствие общаться и заниматься с ним. Забота об этом ребёнке, а также прогулки с ним благотворно сказывались на настроении композитора и в результате угрюмые размышления Чайковского об обречённости стали постепенно развеиваться. Впрочем, в то время Коля был не единственным подростком, вызывавшем у него умиление. Прогуливаясь по улицам городов Италии, Пётр Ильич нередко любовался маленькими музыкантами, которые зарабатывали на пропитание, исполняя народные песни.

Их пение, возможно, не было весьма искусным, но настолько трогательным, что заставляло гениального маэстро непритворно восхищаться. Например, юный флорентиец Витторио своим пением так покорил сердце композитора, что Чайковский об этом даже писал своим друзьям. Такое соприкосновение с миром детства заставили Петра Ильича задуматься о том, что необходимо внести свой посильный вклад в развитие талантов юного поколения, так как он прекрасно был осведомлён о том, что детская музыкальная литература весьма небогата. Своими замыслами Чайковский в письме в феврале 1878 года поделился с владельцем музыкального издательства Петром Ивановичем Юргенсоном. Композитор сообщил издателю, что намерен сочинить для детей лёгкие пьески, вроде тех, что Роберт Шуман представил в своём фортепианном цикле «Альбом для юношества» . Получив одобрение Юргенсона, Чайковский приступил к осуществлению этого намерения вскоре после возвращения в Россию, то есть в апреле 1878 года.

После заграничного вояжа Чайковский более всего захотел встретиться с родными любимыми людьми, а поэтому он сразу поехал в Каменку, где проживала младшая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Это поместье композитору было очень дорого и вовсе не потому, что завораживающая природа вдохновляла его на создание гениальных шедевров. Пётр Ильич отдыхал здесь душой, и этому способствовала атмосфера семейной идиллии, которой был наполнен дом его близких родственников. Однако самую большую радость и счастье в жизнь семьи Давыдовых привносили дети, которых к тому времени было уже семеро. Чайковский очень сильно любил своих племянников. Он мог часами играть и гулять с ними, рассказывать о странах, в которых побывал, устраивать танцевальные вечера и запускать фейерверки. Вот и в этот свой приезд композитор с наслаждением общался со своими обожаемыми юными родственниками, но вместе с тем ещё внимательно наблюдал за их музыкальными занятиями. В результате замысел композитора был осуществлён и из-под его пера уже в конце мая вышли эскизы двадцати четырёх прелестных фортепианных миниатюр, отражающих светлый и чистый мир детства. Каждая пьеса, как изначально задумал Пётр Ильич, имела привлекательное для юных музыкантов название, а открывался сборник упомянутой выше композицией «Утренняя молитва». Цикл был напечатан в конце 1878 года в издательстве Юргенсона с заголовком «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману», и посвящён племяннику композитора Владимиру Давыдову.

Интересные факты

  • Поскольку в Советском Союзе религия была под запретом, то во всех изданиях « Детского альбома» композиция «Утренняя молитва» печаталась под заголовком «Утреннее размышление».
  • Пётр Ильич Чайковский стал первым в России композитором, который создал фортепианный цикл специально для детей.
  • Чайковский никогда не преподавал детям и даже никогда с этим не соприкасался, тем не менее все пьесы, входящие в «Детский альбом написаны так, что их фортепианное изложение доступно физическим возможностям небольшой детской руки.
  • Фортепианный цикл «Детский альбом» Чайковский посвятил Владимиру Давыдову, однако это не единственное произведение, которое было так отмечено выдающимся композитором. Любимому племяннику Пётр Ильич также посвятил знаменитую Шестую симфонию, а кроме того завещал ему большую часть авторских прав на свои произведения, то есть сделал Владимира Львовича своим основным наследником.
  • «Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский сочинил специально для детей, тем не менее в нынешнее время довольно часто его исполняют и профессиональные музыканты. Кроме того, многие композиции из сборника были переложены для других инструментов и даже оркестров самых разных составов.

Содержание пьесы «Утренняя молитва»

«Утренняя молитва». Во времена Петра Ильича Чайковского каждый верующий человек: взрослый это или ребёнок, просыпался и ложился спать с обращением к Господу. В утренней молитве он выражал благодарность Богу за наступивший день и просил направить на свершение благих дел. Вечером звучала благодарность Всевышнему за прошедший день, а также мольба о прощении за совершённые неблаговидные поступки. Поскольку композитор в своём «Детском альбоме» замыслил музыкальными звуками возвышенно воссоздать разнообразные эпизоды из жизни ребёнка, то он посчитал, что будет правильным, если цикл откроется композицией «Утренняя молитва», так как в ту пору именно так начинался день маленького человечка.

В этой созерцательной неторопливой миниатюре, стилизованной под молитву и пропитанной чистотой детской души, композитор отобразил умиротворённую беседу ребёнка с Богом. Детская непосредственность и смирение здесь слышны в каждой интонации, а душевное спокойствие, безмятежность, но в то же время сосредоточенность ребёнка подчёркнуты простой гармонией и равномерным ритмическим движением.

Композиция, написанная в тональности Соль мажор, тактовом размере ¾, с авторским темповым указанием Andante, заключена автором в форму периода, повторного строения, с расширенным дополнением. Наполненный покоем и возвышенным созерцанием музыкальный материал пьесы, изложен в четырёхголосной фактуре с элементами полифонии и напоминает церковный хорал или же торжественную сарабанду.

Начальное предложение миниатюры расчленено на две четырёхтактовые фразы, первая из которых состоит из коротких мотивов, заканчивающихся продолжительным звуком. Завершается данное музыкальное построение неустойчивой доминантовой каденцией.

Поскольку период, в форме которого написана миниатюра, повторного строения, то начало следующего второго предложения повторяет первое. Далее начинается динамичное развитие музыкального материала, приводящее в четвёртом такте раздела к яркой кульминации на самой высокой ноте. Затем звучание затихает, а мелодическая линия, перед тем интенсивно устремляющаяся вверх, начинает плавно опускаться вниз, подводя к кадансу на тонике. Следом начинается дополнение, которое также можно рассматривать как коду. В нём на фоне размерного звучания тонического звука в басовом регистре и напоминающем колокольный звон, мелодическая линия, поначалу состоящая из коротких мотивов, из второй октавы опускается вниз, а потом на постепенно ослабляющем звуке вновь поднимается вверх. Всё это звучит как прощальная фраза, настраивающая на внутреннее умиротворение и душевный покой.

Основные трудности, возникающие у юного пианиста при разучивании пьесы «Утренняя молитва»

  • Беспрерывная гармонизация мелодической линии, которая образуется аккордовым изложением тематического материала, требует тщательной работы над голосоведением. Здесь важно отчётливое звукоизвлечение и певучесть каждого из четырёх голосов.
  • В данной композиции, имеющей спокойный и глубокомысленный характер, весьма важно выбрать правильный темп для исполнения, чтобы музыкальный материал не казался статичным, то есть лишённым движения и развития.
  • Важную роль в данном произведении имеет осмысленная фразировка. Юному пианисту необходимо научиться объединять небольшие мотивы, изложенные в аккордово – гармонической фактуре, в единую звуковую линию.
  • Большое значение в работе над музыкальным материалом пьесы имеет педализация, так как она помогает обогащать и наполнять звучание. В этой композиции рекомендуется применять запаздывающую педаль.

«Утренняя молитва». Эта прекрасная фортепианная композиция, ярко отражающая душевное состояние маленького человечка, является произведением, имеющим в педагогической практике большое значение, так как требует от юного пианиста особого внимания и сознательного осмысления. Работая над созданием задуманного композитором образа, перед молодым музыкантом встают определённые трудности, преодолевая которые он повышает своё исполнительское мастерство.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Утренняя молитва»

Источник

Утренняя молитва

«Детский альбом» по смыслу разбит на три части, раскрывающие внутренний мир ребёнка и повествующие о том, как проходит его день.

В первой части, посвященной пробуждению и началу дня, три пьесы: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».

День ребенка во времена Чайковского начинался с утренней молитвы — обращения к Богу.

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

«Утренняя молитва» — это светлая, строгая, созерцательная пьеса, возвышенное размышление о Боге и о душе. Чайковской в фортепианной музыке смог передать в этой пьесе хоровое пение. Пьеса способствует созданию настроения сосредоточенности. Его помогают передать равномерное ритмическое движение, простой гармонический язык и светлая тональность.

В советских изданиях «Детского альбома» эта пьеса называется «Утреннее размышление»: советская идеология была нетерпима к любому упоминанию о церкви.

Источник

Как называется фортепианный цикл чайковского в утренней молитве

Как называется фортепианный цикл Петра Ильича Чайковского, в который он включил пьесу «Утренняя молитва»?

Ответы

Де́тский альбо́м Op. 39 — сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову, которому в то время было 6,5 лет. Считается, что предвосхищением данного сборника является «Альбом для юношества» Роберта Шумана, но, по некоторым сведениям, прежде всего, цикл из 25 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях op.31 Шарля Валантена Алькана, так как они очень похожи как в образном содержании, так и по фактуре и некоторым названиям

ВОТ! МОЖНО ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

да, я согласна. мелодия- это замечательно и !

содержание оперы гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической – творчеством гарриет бичер-стоу, марка-твена, уильяма фолкнера, о. генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты. чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. в основе сюжета «порги и бесс» – картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши юга сша. здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.

песня написана вскоре после окончания великой отечественной войны, осенью 1945 года, для театрализованной программы «весна победная»

Как называется фортепианный цикл чайковского в утренней молитве

Пётр Ильич Чайковский «Утренняя молитва»

Музыка для детей. В истории мировой музыкальной культуры эта замечательная глава заслуживает особого внимания. Её страницы украшены именами многих гениальных музыкантов, среди которых И.С. Бах, В.А. Моцарт, Й. Гайдн, Р. Шуман и, несомненно, П.И Чайковский . Его, обладающий высокими художественными достоинствами, фортепианный цикл «Детский альбом» в нынешнее время в разных уголках планеты пользуется непомерной популярностью, так как помогает юным музыкантам с увлечением формировать исполнительское мастерство. Бесценный шедевр, в котором как в калейдоскопе представлены красочные образы из удивительного мира детства, включает в себя двадцать четыре миниатюрные пьесы, а открывается он невероятно красивой композицией «Утренняя молитва».

Краткая история

Не вызывает никакого сомнения, что история сочинения композиции «Утренняя молитва» неразрывно взаимосвязана с созданием « Детского альбома », написанного Чайковским в весенние месяцы 1878 года. В тот жизненный период творческий тонус композитора был на высоте: он закончил свою Четвёртую симфонию и с полной отдачей работал над оперой «Евгений Онегин ».

Впрочем, стоит отметить, что именно сочинение музыки отвлекало его от тягостных дум, которые преследовали Петра Ильича из-за проблем, возникших в то время у него в личной жизни. Весной 1877 года Чайковский в неосознанном порыве скоропалительно женился на Антонине Милюковой, но об этом спустя время сильно пожалел. Разочарование было настолько велико, что он рисковал впасть в состояние глубокой депрессии. Чтобы преодолеть душевный кризис, Чайковский принимает решение уехать за границу. Сначала он отправился в Швейцарию, а затем через Францию проследовал в Италию, где к композитору присоединился младший брат Модест со своим подопечным, страдающим глухонемотой, десятилетнем Колей Конради. Мальчик был настолько милым и сообразительным, что Петру Ильичу доставляло большое удовольствие общаться и заниматься с ним. Забота об этом ребёнке, а также прогулки с ним благотворно сказывались на настроении композитора и в результате угрюмые размышления Чайковского об обречённости стали постепенно развеиваться. Впрочем, в то время Коля был не единственным подростком, вызывавшем у него умиление. Прогуливаясь по улицам городов Италии, Пётр Ильич нередко любовался маленькими музыкантами, которые зарабатывали на пропитание, исполняя народные песни.

Их пение, возможно, не было весьма искусным, но настолько трогательным, что заставляло гениального маэстро непритворно восхищаться. Например, юный флорентиец Витторио своим пением так покорил сердце композитора, что Чайковский об этом даже писал своим друзьям. Такое соприкосновение с миром детства заставили Петра Ильича задуматься о том, что необходимо внести свой посильный вклад в развитие талантов юного поколения, так как он прекрасно был осведомлён о том, что детская музыкальная литература весьма небогата. Своими замыслами Чайковский в письме в феврале 1878 года поделился с владельцем музыкального издательства Петром Ивановичем Юргенсоном. Композитор сообщил издателю, что намерен сочинить для детей лёгкие пьески, вроде тех, что Роберт Шуман представил в своём фортепианном цикле «Альбом для юношества» . Получив одобрение Юргенсона, Чайковский приступил к осуществлению этого намерения вскоре после возвращения в Россию, то есть в апреле 1878 года.

После заграничного вояжа Чайковский более всего захотел встретиться с родными любимыми людьми, а поэтому он сразу поехал в Каменку, где проживала младшая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Это поместье композитору было очень дорого и вовсе не потому, что завораживающая природа вдохновляла его на создание гениальных шедевров. Пётр Ильич отдыхал здесь душой, и этому способствовала атмосфера семейной идиллии, которой был наполнен дом его близких родственников. Однако самую большую радость и счастье в жизнь семьи Давыдовых привносили дети, которых к тому времени было уже семеро. Чайковский очень сильно любил своих племянников. Он мог часами играть и гулять с ними, рассказывать о странах, в которых побывал, устраивать танцевальные вечера и запускать фейерверки. Вот и в этот свой приезд композитор с наслаждением общался со своими обожаемыми юными родственниками, но вместе с тем ещё внимательно наблюдал за их музыкальными занятиями. В результате замысел композитора был осуществлён и из-под его пера уже в конце мая вышли эскизы двадцати четырёх прелестных фортепианных миниатюр, отражающих светлый и чистый мир детства. Каждая пьеса, как изначально задумал Пётр Ильич, имела привлекательное для юных музыкантов название, а открывался сборник упомянутой выше композицией «Утренняя молитва». Цикл был напечатан в конце 1878 года в издательстве Юргенсона с заголовком «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману», и посвящён племяннику композитора Владимиру Давыдову.

Интересные факты

  • Поскольку в Советском Союзе религия была под запретом, то во всех изданиях « Детского альбома» композиция «Утренняя молитва» печаталась под заголовком «Утреннее размышление».
  • Пётр Ильич Чайковский стал первым в России композитором, который создал фортепианный цикл специально для детей.
  • Чайковский никогда не преподавал детям и даже никогда с этим не соприкасался, тем не менее все пьесы, входящие в «Детский альбом написаны так, что их фортепианное изложение доступно физическим возможностям небольшой детской руки.
  • Фортепианный цикл «Детский альбом» Чайковский посвятил Владимиру Давыдову, однако это не единственное произведение, которое было так отмечено выдающимся композитором. Любимому племяннику Пётр Ильич также посвятил знаменитую Шестую симфонию, а кроме того завещал ему большую часть авторских прав на свои произведения, то есть сделал Владимира Львовича своим основным наследником.
  • «Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский сочинил специально для детей, тем не менее в нынешнее время довольно часто его исполняют и профессиональные музыканты. Кроме того, многие композиции из сборника были переложены для других инструментов и даже оркестров самых разных составов.

Содержание пьесы «Утренняя молитва»

«Утренняя молитва». Во времена Петра Ильича Чайковского каждый верующий человек: взрослый это или ребёнок, просыпался и ложился спать с обращением к Господу. В утренней молитве он выражал благодарность Богу за наступивший день и просил направить на свершение благих дел. Вечером звучала благодарность Всевышнему за прошедший день, а также мольба о прощении за совершённые неблаговидные поступки. Поскольку композитор в своём «Детском альбоме» замыслил музыкальными звуками возвышенно воссоздать разнообразные эпизоды из жизни ребёнка, то он посчитал, что будет правильным, если цикл откроется композицией «Утренняя молитва», так как в ту пору именно так начинался день маленького человечка.

В этой созерцательной неторопливой миниатюре, стилизованной под молитву и пропитанной чистотой детской души, композитор отобразил умиротворённую беседу ребёнка с Богом. Детская непосредственность и смирение здесь слышны в каждой интонации, а душевное спокойствие, безмятежность, но в то же время сосредоточенность ребёнка подчёркнуты простой гармонией и равномерным ритмическим движением.

Композиция, написанная в тональности Соль мажор, тактовом размере ¾, с авторским темповым указанием Andante, заключена автором в форму периода, повторного строения, с расширенным дополнением. Наполненный покоем и возвышенным созерцанием музыкальный материал пьесы, изложен в четырёхголосной фактуре с элементами полифонии и напоминает церковный хорал или же торжественную сарабанду.

Начальное предложение миниатюры расчленено на две четырёхтактовые фразы, первая из которых состоит из коротких мотивов, заканчивающихся продолжительным звуком. Завершается данное музыкальное построение неустойчивой доминантовой каденцией.

Поскольку период, в форме которого написана миниатюра, повторного строения, то начало следующего второго предложения повторяет первое. Далее начинается динамичное развитие музыкального материала, приводящее в четвёртом такте раздела к яркой кульминации на самой высокой ноте. Затем звучание затихает, а мелодическая линия, перед тем интенсивно устремляющаяся вверх, начинает плавно опускаться вниз, подводя к кадансу на тонике. Следом начинается дополнение, которое также можно рассматривать как коду. В нём на фоне размерного звучания тонического звука в басовом регистре и напоминающем колокольный звон, мелодическая линия, поначалу состоящая из коротких мотивов, из второй октавы опускается вниз, а потом на постепенно ослабляющем звуке вновь поднимается вверх. Всё это звучит как прощальная фраза, настраивающая на внутреннее умиротворение и душевный покой.

Основные трудности, возникающие у юного пианиста при разучивании пьесы «Утренняя молитва»

  • Беспрерывная гармонизация мелодической линии, которая образуется аккордовым изложением тематического материала, требует тщательной работы над голосоведением. Здесь важно отчётливое звукоизвлечение и певучесть каждого из четырёх голосов.
  • В данной композиции, имеющей спокойный и глубокомысленный характер, весьма важно выбрать правильный темп для исполнения, чтобы музыкальный материал не казался статичным, то есть лишённым движения и развития.
  • Важную роль в данном произведении имеет осмысленная фразировка. Юному пианисту необходимо научиться объединять небольшие мотивы, изложенные в аккордово – гармонической фактуре, в единую звуковую линию.
  • Большое значение в работе над музыкальным материалом пьесы имеет педализация, так как она помогает обогащать и наполнять звучание. В этой композиции рекомендуется применять запаздывающую педаль.

«Утренняя молитва». Эта прекрасная фортепианная композиция, ярко отражающая душевное состояние маленького человечка, является произведением, имеющим в педагогической практике большое значение, так как требует от юного пианиста особого внимания и сознательного осмысления. Работая над созданием задуманного композитором образа, перед молодым музыкантом встают определённые трудности, преодолевая которые он повышает своё исполнительское мастерство.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Утренняя молитва»

Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом»

«Сборник легких пьес для детей» ор. 39 занимает особое место в фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года. Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним».

«Утренняя молитва»

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

«Зимнее утро»

Строгое размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным, полным тревожных предвестий «Зимним утром». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится клубами.
Отливом пурпурным блестит снегов серебро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор;
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
Деревня весело встречается с зимою…

Мир в душу героя цикла возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

«Домашние игры и танцы»

Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). Он открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски наивными пьесами «Альбома» — озорной токкаттиной «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это — «игры мальчиков».

«Игра в лошадки»

Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки.

Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.

«Марш деревянных солдатиков»

А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.

Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.

Следующие три номера — «игры девочек» («кукольная трилогия»)

Это тоже игра (ведь героями действия являются куклы), и подобно оживающим куклам в «Щелкунчике» здесь куклы тоже «оживают». Три пьесы миницикла («Болезнь», «Похороны», «Новая кукла») воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни.

«Болезнь куклы»

Медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передает печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.

«Похороны куклы»

Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.

«Новая кукла»

Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.

«Вальс»

«Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три номера («Вальс», «Полька», «Мазурка») и завершающей ряд «домашних» пьес.

В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

«Полька»

Кружение вальса сменяется веселой «Полькой»

«Мазурка»

А вот мазурка зазвучала!
Мазурка – танец хоть куда!
Задорный легкий и веселый,
Прошу на танец, господа!

Далее композитор отправляет ребенка в увлекательной «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки).

Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Композитор тоже много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России..

«Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» – писал Чайковский.

«Русская песня»

К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».

Вот и в «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».

В ручеёк брось цветок –
Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей –
Станет сердцу веселей.

«Мужик на гармошке играет»

В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.

«Камаринская»

«Камаринская» построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы и там имитируется балалаечный наигрыш.

До чего сегодня весело у нас –
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед

«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.

«Итальянская песенка»

Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.

«Неаполитанская песенка»

В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса – одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда.
Здесь все вокруг мое –
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

«Старинная французская песенка»

В «Старинной французской песенке» воплощена народная французская мелодия.

«Немецкая песенка»

В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер.

Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл «Детского альбома» (№ 19-24) — своеобразное

«Возвращение домой».

«Нянина сказка»

Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.

«Баба Яга»

Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги»

«Сладкая грёза»

Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой»

Душевный покой приходит в трех последних пьесах, заключительном микроцикле «Альбома».

«Песня жаворонка»

Открывает его «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями.

«Шарманщик поет»

Её сменяет пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы «Шарманщик поет» взят еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.

«В церкви»

Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.

Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.

Вспомним о сборниках Гречанинова, Гедике, Кабалевского и о многих других альбомах и отдельных детских пьесах.

Утренняя молитва

«Детский альбом» по смыслу разбит на три части, раскрывающие внутренний мир ребёнка и повествующие о том, как проходит его день.

В первой части, посвященной пробуждению и началу дня, три пьесы: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».

День ребенка во времена Чайковского начинался с утренней молитвы — обращения к Богу.

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

«Утренняя молитва» — это светлая, строгая, созерцательная пьеса, возвышенное размышление о Боге и о душе. Чайковской в фортепианной музыке смог передать в этой пьесе хоровое пение. Пьеса способствует созданию настроения сосредоточенности. Его помогают передать равномерное ритмическое движение, простой гармонический язык и светлая тональность.

В советских изданиях «Детского альбома» эта пьеса называется «Утреннее размышление»: советская идеология была нетерпима к любому упоминанию о церкви.

Источник

Оцените статью