Как называется круглая гитара с 3 струнами

Какие бывают гитары: происхождение, виды

Виды гитар отличаются строением, функциональностью, звучанием. Различают эстрадный, блюзовый, классический звук, другие. Для разных жанров существуют свои типы (например, фолк, фламенко). Какие бывают гитары — полезно знать каждому музыканту.

Происхождение

Подобные инструменты находили в Месопотамии, Египте, Индии, Греции, Риме. Объединяли находки схожий внешний вид, звучание. Названия разные — кинорра, цитра, нефер, китара.

Первые образцы имели иной вид. Корпус пустой внутри, более круглой формы. Изготавливали из похожих овощей (например, тыквы), черепашьих панцирей, деревянных брусков. Древние модели из Китая имели двойные деки — верхнюю, нижнюю. Слабо напоминали современный вариант.

Первые изображения инструмента, имеющего похожее строение, обнаружили в Испании. Находку отнесли к периоду II столетия до нашей эры. Следующие зарисовки появились в рукописных текстах Беатуса Льебана VIII век. Примерно в этот период щипковые модели — виола, виуэла, получили более широкое распространение. Начиная с Х века рисунки с инструментом встречаются у многих художников.

Основными моделями стали мавританская, латинская. Первая — овальной формы, более резкого звучания. Играли на ней при помощи плектора (медиатора). Вторая — сложной формы с изгибами, отличалась мягким звуком. Считается, что предпочтение второй разновидности отдавали музыканты нежной музыки, менестрели.

Читайте также:  History de an amore ноты для фортепиано

Затем на первый план вышла виуэла ручная — отличается узким, одновременно более выпуклым корпусом. Использовали для игры в частных богатых домах, поэтому украшали драгоценностями, золотом, серебром. Изначально играли аккомпанирующие партии. Благодаря музыкантам Фуэнльяну и Милано, появились первые сольные гитарные исполнения, почти одновременно — пьесы, написанные для гитары.

1674 год — появилось первое руководство по самостоятельному обучению игре на инструменте, написанное Гаспаром Сансом. Руководство содержало детальные объяснения, теорию, советы практикующего мастера. Книга получила широкое распространение, переиздавалась несколько раз несколько десятилетий.

В конце 18-го века гитара стала концертным инструментом. Форма, конструкция стали приближенными к привычным. Начальные варианты имели 4, 8, даже 10 струн. Модели 19-го века имели шесть. Музыканты 18-19 века (из Италии — М. Каркасси, М. Джулиани, из Испании — Ф. Сор, Д. Агуадо) написали множество произведений — фантазий, пьес, концертов, сонат, специально для гитарного соло. Агуадо получил прозвище Бетховен гитары, а мелодии Сора до настоящего момента считаются одними из лучших.

В России до конца 17-го столетия инструмент считался диковинным, встречался редко в богатых домах как эксклюзив. Путешественники из Италии познакомили российских жителей с возможностями и красотой гитары, романтичные мелодии приобрели повсеместную известность. В 19-м веке российский гитарист А. Сихра доработал семиструнную модель. Благодаря этому она стала популярна во всех слоях населения России.

На заметку! Длительный период российские власти не оказывали поддержку развитию гитарного искусства. Гитара считалась несолидной, и предпочтение отдавалось другим инструментам. Российские виртуозы гитарной музыки Н. П. Макаров, М. Д. Соколовский долго оставались невостребованными.

20-й век стал решающим. Инструмент стали активно использовать на концертах, хотя раньше чаще играли дома, на бардовских или молодежных встречах. Появились различные технические дополнения, расширился круг музыкальных направлений, появились новые разновидности и модели. В начале прошлого века гитара приобрела современный вид.

Какие виды гитар бывают?

Начинающие гитаристы часто путаются в многообразии видов и разновидностей гитар. Чтобы найти лучший вариант, требуется знать, какие виды гитар бывают.

Внимание! Модели различаются не только внешним видом и техническим наполнением, но и звучанием — блюзовое, классическое, эстрадное и другие.

Изучают разновидности и опытные гитаристы, и новички.

Классические гитары

Для классических моделей характерны широкий, пустой внутри корпус, большой гриф. Часто используют струны из нейлона. На таком инструменте обучают игре в консерваториях и музыкальных школах. На классике нельзя играть боем, преподаватели даже бьют по рукам. Резонатор изготавливают из палисандрового дерева. К исполнению доступен широкий репертуар — самба, классическая музыка, испанская, другие. Другое название — фламенко.

Акустические гитары

Акустические модели достаточно разнообразны. Отличаются по цене, количеству струн, внешнему виду и назначению.

Гитара вестерн или дредноут — настоящий гигант с узким грифом. Имеет сильный резонаторный звук, универсальна. Название говорит о назначении и предпочтительности направлений — блюз, кантри, акустик рок, подобные. Для начинающих может оказаться сложным переставлять пальцы по грифу — узкое расстояние между струнами. Однако профессионалы считают ее отличным вариантом для начала.

Джамбо — яркий представитель класса акустики, редко встречается в настоящее время. Аккорды отличаются звонкостью, басовые ноты глубокие и насыщенные. Рок-исполнители 80-х годов двадцатого века часто использовали в живых выступлениях, без поддержки основного состава группы. Предпочтительные стили — поп-рок, акустик рок, кантри. Музыканты Брюс Спрингстин и Рик Спрингфилд играли на джамбо свои хиты.

Вариант акустической модели аудиториум или orchestra используют во время выступлений в малых и больших концертных залах (аудиториях), в составе оркестра. Звучание негромкое. Чтобы не выделяться в составе музыкантов, смягчены высокие, басовые ноты. Имеет 14 ладов — до корпуса. Направления — эстрадная, камерная музыка, блюз, фолк. Разновидность гранд (большой) аудиториум — универсальна по жанрам.

Фолк-гитара — внешне похожа на вестерн, но меньше по размерам. Используют металлические струны, подходит новичкам. Яркий исполнитель — Боб Дилан. Трэвел — модель небольшая по размеру, схожа с укулеле, компактна для путешествий. Длина — до 80 см, вес — до 1 кг.

Русская семиструнная акустика имеет кардинально отличающийся строй — ре-соль-си-ре-соль-си-ре. Широкое распространение имела в России до революции начала 20-го века. Стили — классика, джипси. На такой играл Владимир Высоцкий. Существуют и другие типы акустических гитар. Перечислены основные.

Полуакустические гитары

Следующий шаг эволюционного развития инструмента после акустики. Корпус полый внутри, дополнен резонирующими отверстиями, звукоснимателями, другой электроникой. Требует подключения к аппаратуре — без нее играет тише некоторых акустических вариантов. Часто имеет винтажный внешний вид, что привлекает многих любителей игры на гитаре. Гриф более выпуклый — первые образцы создавали по образу скрипки. Звучание мягкое, теплое, ближе к камерному.

Электрогитары

Модели имеют прямой сплошной корпус, резонаторные отверстия отсутствуют, встроены звукосниматели, различная электроника. Различаются по наличию синглов, хабмакеров (разновидности звукоснимателей). В зависимости от количества электронных дополнений, имеют разное звучание и предназначение. Предпочтительные направления — метал, хард- и панк-рок.

Бас-гитары

Начинающий гитарист может спутать с предыдущим вариантом инструмента. Отличается более глубоким «грудным» звуком, струны используются толстые, металлические. В групповом исполнении предназначена для ритм-секции.

И другие

Какие бывают другие виды гитар — парлор, двенадцатиструнные и т. д. Doubleneck — яркая модель с двумя грифами на одном корпусе. Грифы могут исполнять версии бас-, электрогитары, акустики. На сцене выглядят ярко, привлекают внимание, используются в концертных выступлениях. Позволяет музыканту быстро менять звучание без необходимости брать другой инструмент, ставить другие струны.

Резонаторные варианты отличаются ярким внешним видом, звуком. Отличительная деталь — резонатор в виде конуса под колпаком из никеля. Подходит для слайд-блюза, кантри, блюза.

Ovation — выделяющийся представитель среди гитар. Корпус изготавливается из углепластика, измененная форма. Резонаторы скругленные, напоминают вишни. Изменено расположение пружин.

Классификация разновидностей гитар

Определенная классификация гитар позволяет лучше ориентироваться среди моделей. В основе инструменты делят на акустические, полуакустические, электроакустические и электро.

Акустические гитары имеют три типа:

Внимание! Данная классификация составлена музыкантом и преподавателем А. Гриффом. Многие создают собственные варианты, различия минимальны.

К эстрадным вариантам, в свою очередь, относят дредноут, оркестровую и джамбо.

Различия между гитарами

Инструменты различаются по многим параметрам — корпус, гриф, струны (в том числе их количество), числом ладов, внутренней частью (электро, акустика, полуакустика).

Вестерны отличаются широким, объемным полым корпусом. Классические — меньше. У электро- и бас-гитар — тоньше, уступает по размерам, цельный. Внешний вид, оформление, материалы — отличия заметны визуально, что называется, «невооруженным глазом».

Ширина, резонаторы, способ крепления струн — имеют значение, отличаются на всех моделях. Некоторые грифы узкие — начинающим музыкантам сложно работать и попадать по струнам.

Акустика и электроника — отличаются звучанием, внешне, назначением, стилем игры. Обычно сначала учатся на классических или акустических моделях, затем переходят к электро-, бас-гитарам, полуакустическим.

Определить нужную гитару поможет практика. Начать с моделей, доступных в первую очередь. Отталкиваться лучше от полученного опыта и искать свой вариант.

Источник

Маленькая, но очень гордая. укулеле

Укулеле, гавайская гитара — четырехструнный щипковый музыкальный инструмент. Появился в 1880-е годы как развитие брагиньи — миниатюрной гитары с острова Мадейра, родственной португальскому кавакиньо. Укулеле распространено на различных тихоокеанских островах, но ассоциируется прежде всего с гавайской музыкой. Появившиеся в Сан-Франциско на Тихоокеанской выставке 1915 года гавайские музыканты зародили любовь к этой «детской» гитаре и гавайской музыке в целом сначала в Америке, а потом и во всем мире.

Название «укулеле» переводится, по одной версии, как «прыгающая блоха», так как движение пальцев при игре на укулеле напоминает прыжки блохи. По другой — как «подарок, который пришел сюда», гавайские слова: uku (благодарность) и lele (приходить), так как инструмент изобрели три португальца, прибывшие на Гавайи в 1879 г., и продававшие его всего за 75 центов.

После выступления на Тихоокеанско-Панамской Международной выставке Гавайского Королевского квартета инструмент начал завоевывать популярность в США, особенно в джазе. Производство его было поставлено на широкий конвейер (Regal, Harmony, Martin) и имело неплохой спрос в виду дешевизны, маленького размера и интересного звука. Потом был некоторый спад интереса к укулеле. И лишь в 1990-е годы произошел новый виток в развитии национальной (фолковой) музыки, и укулеле снова заняла достойное место.

Играть на укулеле гораздо проще, чем, например, на классической гитаре, схемы аккордов очень просты. Может быть, этим объясняется популярность гавайской гитары во всем мире.

Устройство укулеле

Укулеле, как правило, изготавливают из дерева, хотя бывали и варианты, состоящие частично или полностью из пластика. Более дешевые укулели обычно сделаны из слоев дерева или ламината, в некоторых случаях с декой из недорогих, но акустически превосходных пород древесины, таких как ель, например. Другие, более дорогие модели укулеле, изготовлены из твердых лиственных пород, таких как красное дерево, например . Встречаются и очень дорогие укулели, которые могут стоить тысячи долларов, они сделаны из акации Коа ( Acacia koa ), гавайской древовидной. А вообще, при изготовлении укулеле используют практически те же породы дерева, что и при изготовлении обычной гитары:

  • Ash – ясень
  • Agathis – агатис
  • Koa – акация
  • Mahogany – красное дерево (Swietenia)
  • Maple – клен
  • Rosewood – палисандр
  • Spruce – ель
  • Walnut – орех (Almires)

Обычно укулеле имеет корпус в виде «восьмерки», подобно небольшой акустической гитаре. Однако встречаются и другие формы: и круглые, как банджо, и в форме «ананаса», и в форме весла, и даже квадратные (часто сделанные из старых деревянных коробок от сигар). Также не поддаются перечислению все виды расцветок и дизайна! Здесь все зависит от фантазии мастера, а она, как известно, неиссякаема!

Укулеле имеет всего четыре струны, либо встречаются экземпляры со сдвоенными струнами (в общей сложности 8 струн). Струны натягивают нейлоновые (мягкие). Возможно использование гитарных струн, однако, в ущерб качеству звучания.

Существуют 4 вида укулеле

ТИП
МЕНЗУРА ОБЩАЯ ДЛИНА СТРОЙ ОПИСАНИЕ
Сопрано 13″(33см) 21″ (53 см) GCEA или ADF#B — первый и наиболее распространенный вид
Концертная 15″(38см) 23″ (58 см) G.CEA или GCEA — чуть более крупная
Тенор 17″(43см) 26″ (66 см) GCEA, G.CEA или DG.B.E — появилась в 20-х годах XX века
Баритон 19″(48см) 30″ (76 см) D.G.B.E — самая крупная, появилась в 40-х гг XX века

*Если написано «G.», то есть с точкой внизу, то настраивается на октаву ниже.

Существуют также менее распространенные сопранино и бас-укулеле, на противоположных концах спектра размеров.

Виды строя

Стандартный строй для сопрано, концертной и теноровой укулеле GCEA (Соль-До-Ми-Ля) – «С-tuning», при этом 4 струна G настраивается в той же октаве. У баритонок распространен строй D.G.B.E (Ре-Соль-Си-Ми), то есть как и у первых четырех струн гитары.

Альтернативный строй – на ступень выше GCEA, то есть ADF#B – «D tuning». Звук укулеле становится более интересным за счет эффекта увеличения тембрального усиления (маленькие укулеле более полно усиливают высокие частоты). Этот строй использовался во время бума гавайской музыки начала 20 в. D-tuning с опущенной четвертой струной A.DF#B называется «канадский строй», так как используется там в музыкальных школах.

Настройка

Настройка по ладам и тюнеру

Настройка по тюнеру (http://www.get-tuned.com/ukulele_tuner.php) дает гораздо более точное звучание, чем подбор «на слух».

Ручной подбор по унисонам в До (GCEA):

  • 1 струна отпущена, 2 на V ладу (звук Ля, A);
  • 2 отпущена, 3 на IV ладу (звук Ми, E);
  • 1 отпущена, 4 на II ладу (звук Ля, A).

См. также другие варианты в абзаце «Аппликатурное мышление».

Стандартные частоты GCEA для укулеле:

  • 1 струна “A”= 440Hz
  • 2 струна “E”= 329.6Hz
  • 3 струна “C”= 261.6Hz
  • 4 струна “G”= 392 Hz

Настройка по флажолетам

Пальцем левой руки едва-едва коснитесь 1 струны над VII металлическим порожком. Слабо-слабо. Ногтем правой руки зацепите эту струну, и сразу же уберите палец со струны. Выйдет высокий слабый звук.

  1. Этот звук должен соответствовать звуку 2 струны над V порожком и 3 струны над IV порожком;
  2. Звук 3 струны над VII порожком должен соответствовать звуку 4 струны над XII порожком.

Эта настройка годится только качественным, сработанным инструментам (не менее года игры) со «вставшими» струнами и четко откалиброванными порожками и мензурой. Подобная проверка качества является определяющей при покупке дорогого инструмента. Небольшие дефекты и расхождения в тонах могут уйти со временем или быть исправлены вручную.

Уроки игры на укулеле. Аппликатурное мышление

Глава 1. Общая теория и устройство укулеле.

В классической музыкальной теории 12 нот, из них 7 — основные (белые клавиши) и 5 — скажем, дополнительные (черные). 12 нот = одна октава. Например, нажмем на пианино ноту До (или ее же на укулеле), и 13-ой нотой (на 13 ладу) будет то же До, только на октаву выше (рис. 1).

Английские названия нот:

До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
B или H

Классический строй укулеле — GCEA (Соль-До-Ми-Ля). Ноты на укулеле Унисоны для Ля. Сначала нужно найти все ноты на всех струнах гавайки. Желательно — постоянно иметь перед глазами (распечатать), а потом — выучить. Оно само выучится. Далее — найти расположение унисонов (одинаковых нот). На картинке указано правило расположения унисонов для Ля. Это нужно выучить. Попробуйте построить от случайных нот — например, от Фа (на 2 струне 1 лад), но уже не подглядывая на схему. Унисонами можно подстраивать укулеле, когда она расстроена, а также от них строить аккорды, беря их за тонику.

Глава 2. Построение аккордов

Аккорды — это трезвучия. То есть в каждом аккорде 3 ноты (обязательно). Существуют минорные и мажорные аккорды. Это никак не связано с «диезами» и «бемолями». То есть аккорд C# (До#) может быть как мажорным (С#), так и минорным (C#m). Бемолями аккорды обычно не записывают, то есть пишут не Gb, а F#. Аккорды обычно обозначаются английскими буквами.

Далее отмечены все ноты, входящие в аккорд Dm, с черной точкой — тоники (Ре), схема их расположения уже известна. Попробуем построить этот аккорд, используя только отмеченные ноты. Помним, что все 3 ноты (Ре-Фа-Ля) должны в него входить, а не две (Ре-Фа-Фа-Ре). Способов много, не правда ли?

Но их можно свести к семи основным позициям. Честно говоря, обычно используются не более пяти для игры на 5 участках грифа, но это уже сложнее.

Мажорные аккорды строятся на 1, 5 и 8 полутонах, то есть сначала через три лада, а потом — через два. Минорный аккорд Ля: Ля-До-Ми, мажорный: Ля-До#-Ми. Справа показаны основные аппликатурные позиции.

Так как укулеле — необычный инструмент, а созданный на основе прозрения, то, если перевернуть укулеле с мажорными нотами и сравнить с минорными, то. См. на рисунках:

Джазовые и блюзовые гитаристы, привыкшие к импровизациям по пентатоникам, смогут без проблем перенести свои знания на укулеле, т.к. первые три струны по настройке — копия гитарных. Что такое гаммы, их типы и способы употребления можно найти в гитарных учебниках.

Все. Это — основа, которая поможет сделать большой и быстрый прыжок в знакомстве с инструментом и понимании его устройства. Дальнейшие схемы (септ-аккордов, блюзовых пентатоник, правил обращений аккордов) вы сможете построить сами.

Уроки игры на укулеле. Аккордовое мышление

Аккордовое восприятие инструмента — это, как правило, начальный этап любого гитариста и укулиста. Берется таблица аккордов укулеле и песня с гитарными аккордами + разучиваются несколько типов боев (http://www.guitarshilin.ru/index9glf.htm – сложно, но качественно). У укулеле есть особые переборы (гитарные совсем не подходят), но они зависят от позиции игры на грифе. Поэтому удобнее аккомпанировать боем.

Отличный вариант таблицы аккордов + всех обращений (игры в другой позиции) на сайте http://www.sheep-entertainment.nl/ukulele/.

Укулеле в кино. и не только

Показатель популярности укулеле — ее «роли» в кино. Укулеле можно наблюдать в популярном диснеевском мультфильме «Лило и Стич», действие которого происходит на Гавайях. В кинофильме «В джазе только девушки» героиня Мэрилин Монро Душечка Кэйн играет на укулеле. В сериале «Клиника» Гуч играет на укулеле. В культовом сериале «Доктор Хаус» Хаус играет на укулеле.

Помимо этого, упоминание об укулеле можно найти в русской литературе: у И. Ильфа и Е. Петрова, а также в стихотворении Иосифа Бродского «Новый Жюль Верн». В зарубежной – в романе Джека Лондона «Лунная долина».

На укулеле играет известный британский видео-блогер Чарли Макдоннел. Популяризирует укулеле также Аманда Палмер, вокалистка The Dresden Dolls. Также на ней играл известный гавайский музыкант Израель Камакавиво’оле. На укулеле играл американский певец и музыкант Герберт Хаури, более известный под сценическим псевдонимом Tiny Tim. На укулеле играет исполнитель в стиле регги Роки Леон (Rocky Leon). Можно еще упомянуть George Harrison и бывшего клавишника The Cars, Greg Hawkes.

Иностранные сайты про укулеле, с видео-уроками, форумами и другой полезной информацией:

На укулеле можно играть музыку любых стилей, и вот тому подтверждение:

Использованы материалы сайта Укулеле в «Мире Психов» и Wikipedia

Источник

Оцените статью