- Монгольские народные инструменты: Ятга. ВИДЕО
- В ряде источников утверждается монгольское происхождение ятаги и указывается, что в начале III в. до н. э. хунну, предки монголов, играли на цууре (духовом инструменте) и ятге во время песенных и танцевальных вечеринок.
- Список монгольских музыкальных инструментов — List of Mongolian musical instruments
- СОДЕРЖАНИЕ
- История
- Инструменты
- Сорвал
- Поклонился
- Пораженный
- Ветер
- Другой
- Перкуссия
- Игровые контексты
Монгольские народные инструменты: Ятга. ВИДЕО
В ряде источников утверждается монгольское происхождение ятаги и указывается, что в начале III в. до н. э. хунну, предки монголов, играли на цууре (духовом инструменте) и ятге во время песенных и танцевальных вечеринок.
Монгольские музыкальные инструменты представлены различными, в основном, традиционными музыкальными инструментами ранней и современной Монголии.
Монгольские музыкальные инструменты представлены различными, в основном, традиционными музыкальными инструментами ранней и современной Монголии.
С древних времен монголы играли на струнных инструментах. Самым древним инструментом, вероятно, был цуур, изображенный на стене пещеры в четвёртом или третьем тысячелетии до нашей эры. Другие инструменты были переняты у соседних или покорённых стран и изменены. В отличие от большинства народов, монголы ограничились четырьмя инструментами для исполнения народной музыки и других выступлений: морин хуур хуучир, товшур и цуур. В настоящее время товшур заменяют шанза.
Сегодня мы хотим рассказать о национальном инструменте ятаг.
До революции 1911 года, некоторые инструменты были ограничены для дворян или для использования в церемониях в монастыре. На таком инструменте, как ятга, обычным людям не позволялось иметь более восьми струн. Только при дворе можно было играть на одиннадцати- или двенадцатиструнных инструментах.
В наше время некоторые инструменты были модернизированы. Так, появилась 21-струнная ятаг. Ятаг — монгольская щипковая цитра. По форме напоминает лежачую, вытянутую арфу. Наиболее древний тип ятага представлял собой ящик, выдолбленный из древесины. Поверх натягивались длинные жильные струны, а также передвижные подставки из костей овцы, разделяющие каждую струну надвое. Таким образом, каждая струна имеет две ноты, а посредством передвижения подставок настраивается инструмент для, абсолютно, разнохарактерного исполнения. Традиционно играют сидя, положив один край ятаг на колени, другой — на пол, поджав ноги под себя. Также инструмент можно ставить на подставки-ножки для профессионального исполнения.
Ятаг же является дощечной цитрой с резонаторным ящиком. Способ извлечения звука на ятаге – щипково-плекторный. Известны аналогичные инструменты в Китае, Японии и Южной Корее. Ятга имеет многовековую историю. Древний 5-струнный инструмент цинь известен в Китае более трех тысяч лет, он использовался для сопровождения пения, декламации стихов и од.
Японскую ятаг называют кото. Этот музыкальный инструмент без преувеличения можно считать символом музыкальной культуры Японии, как в эпоху древности и средневековья, так и в наши дни. Звук извлекается с помощью так называемых ногтей-медиаторов цумэ — особых плекторов из слоновой кости, надеваемых на 1-ый, 2-й и 3-й пальцы правой руки. Нажимом пальцев левой руки на струны достигается богатое тембро-артикуляционное и высотное преобразование звука.
В Корее широкое распространение получили 12-струнные каягымы – “душа” традиционной корейской музыки. Первые корейские инструменты, напоминающие по форме китайский цинь, существовали еще до нашей эры, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Искусство игры на каягыме имеет индивидуальные особенности: звук воспроизводится подушечками пальцев, инструмент держится на коленях, левая рука отличается высокой технической подвижностью.
Многие исследователи придерживаются мнения, что некоторые музыкальные инструменты, включая ятаг, были заимствованы монголами. В ряде источников утверждается монгольское происхождение ятаги и указывается, что в начале III в. до н. э. хунну, предки монголов, играли на цууре (духовом инструменте) и ятге во время песенных и танцевальных вечеринок.
Известно, что во времена правления Хубилая (1260–1294) ятаг различных видов была включена в придворный оркестр. Звуковая палитра ятаг, воссоздающая образ спокойствия и умиротворения, естественным образом передает духовный мир монголов.
В местности Манхан сум Ховд аймака у горы Жаргалант Хайрхан в 2008 году был найден в ходе совместных раскопок монголо-немецкой археологической экспедиции древний струнный щипковый инструмент, который назвали “алтайским ятга”. Его возраст – 1400 лет. Данное ценное культурное наследие древних кочевников широко распространилось среди кочевых народов в VI — VII веках, согласно ученым. Его отреставрировали немецкие специалисты в рамках двустороннего сотрудничества и возвратили на историческую родину в мае 2014 года.
На сегодняшний день наиболее распространенным вариантом азиатской цитры в Монголии является 13-струнная ятаг. Корпус ятаги прямоугольной вытянутой формы, длиной до 115 см, полый внутри. Обычно изготавливается из различных пород дерева: верхняя дека из ели, нижняя из сосны, рама инструмента из березы. Нижняя дека имеет три резонансных отверстия, необходимые для обеспечения продолжительности и силы звучания. Вдоль всей верхней деки натянуты 13 струн, каждая из которых опирается на отдельную деревянную незакрепленную подставку.
Затем ятаг покрывают лаком, заднюю дека и лицевую часть оставляют без покрытия. На ятаг в основном играли сидя на полу, мужчины садились в поджимая ноги. Иногда ятаг ставили на специальный поднос и играли стоя. Но в последнее время музыканты сидят на стульях.
В зависимости от того сколько будет струн они могут быть толстыми и тонкими. Расстояние между ними 1.5 см. У 16-струнной ятаг длина струн может составлять 26 см, а если ятга 13-струнная, то длина – 23 см. В настоящее время используются синтетические струны и ввозят их из Китая, Южной Кореи и Буриатии.
После предварительной настройки и соответствующего натяжения всех струн производят окончательную настройку путем перемещения индивидуальных подставок.
Звук реализуется на инструменте средствами повышения основных тонов, надавливанием пальцами на струну вниз по левой стороне от индивидуальной подставки. Характерной особенностью исполнительства на ятаг является то, что ведущую функцию извлечения звуков выполняет правая рука. Левая же служит преимущественно средством достижения некоторых вибраций и технических приемов.
Источник
Список монгольских музыкальных инструментов — List of Mongolian musical instruments
Инструменты западного происхождения, такие как фортепиано и труба, исключаются.
СОДЕРЖАНИЕ
История
После VI века до нашей эры стало известно, что люди монгольской национальности играли на струнных инструментах. Самым древним инструментом, вероятно, является цуур , который изображен на наскальных рисунках, датируемых 4 или 3 тысячелетием до нашей эры. Другие инструменты были заимствованы или изменены из инструментов, используемых в соседних странах или из завоеванных стран (например, империя Хуннов / Сюнну 200 г. до н.э. — 600 г. и Монгольская империя между 12 и 18 веками, основанная Чингисханом). До демократической революции 1911 года некоторые инструменты были предназначены только для дворян или для использования в монастырских церемониях. Yatga особо не был позволен простолюдинам , если число строк превысило восемь; только при дворе можно было играть в одиннадцатиструнную или двенадцатиструнную ятгу.
Напротив, большинство монгольских народов использовали четыре инструмента для народной музыки и других устных исполнений: Товшуур , хуучир, морин хуур и цуур . В настоящее время некоторые народности сменились с товшуур на шанз.
В наше время некоторые инструменты были адаптированы, например, 21-струнная ятга (добавлено около 10 струн), морин хуур (модификация звуковой коробки и струнного материала) — или изобретены в 1960-х годах для завершения оркестров, таких как «их хуур», контрабас во главе с лошадью, также имеющий звуковую коробку в форме трапеции.
Инструменты
Большинство этих инструментов было модифицировано в 1940-х и 1960-х годах для стандартизации в коммунистический период в Монголии и после культурной революции в Китае. То есть многие инструменты имеют «модернизированную» форму, другие материалы, измененные детали конструкции. Традиционная форма и модернизированная форма часто упоминаются в подробных статьях.
Примеры: Традиционный морин хуур имел в основном очищенные от кожи верх и низ и звуковые отверстия по бокам. Его модернизировали, создав деревянную звуковую коробку, отверстия F и звуковую стойку. В традиционной ятге было около 8-13 струн, но в модернизированной форме — 21 струна или 23 струны. В основном все струны смычковых инструментов были сделаны из конского волоса, а у щипковых инструментов были шелковые или внутренние струны. В настоящее время только смычки имеют конский волос, но струны делаются из нейлона (Морин Хуур, другие смычковые инструменты) или стали (Дульцимер / Йочин, Шанз, Ятга).
Сорвал
- Товшуур, Топшур ( монгольский : ᠲᠣᠪᠰᠢᠭᠤᠷ / Тобсигур ; Халха диалект : Товшуур; Калмыцкий : Топшур; Алтай : Топшур) — двухструнный инструмент с кожицей, сделанный из 4-футовой ложки, похожей на кочевой инструмент для изготовления айрагов, особенно популярный на ойратских территориях. Все товшуур — самодельные, поэтому материалы и форма товшуура различаются в зависимости от строителя и региона. Например, в зависимости от племени веревка может быть сделана из конского волоса или из овечьих кишок. Тело товшуура имеет форму чаши и обычно покрыто плотной шкурой животного. Также этот музыкальный инструмент произошел от древних кочевников. Этот музыкальный инструмент сегодня в Монголии сильно забыт.
- ( Шанз, Шудрага ) — трехструнный щипковый инструмент, широко распространенный в Азии. На Окинаве в Японии известен как сансин , в Китае — как сансиан , в традиционной монгольской шудраге и во Вьетнаме — как đàn tam .
- Ятуг-а цитра — щипковая цитра, которая в настоящее время используется в двух размерах:
- ( Мастер Ятуг-а ) (монгольский: ᠶᠠᠲᠤᠭᠠ ) — обычно имеет 21 струну, иногда 23 струны. Типичный концертный инструмент.
- Монгольский: ᠶᠠᠲᠤᠭᠠ ) — ближе к исторической форме, обычно с 11-15 струнами и меньшим корпусом.
- Дошпулуур : тувинская лютня с длинной шеей , обычно с двумя или тремя струнами.
Поклонился
- Морин Хуур (монгольский: «морин хуур») — национальный инструмент Монголии. Это типичный монгольский двухструнный инструмент. Туловище и шея вырезаны из дерева. Конец шеи имеет форму конской головы, а звук похож на звук скрипки или виолончели. Струны изготовлены из сушеных сухожилий оленя или горного барана. Играют на луке из ивы, натянутом на волосы конского хвоща и покрытом смолой из древесины лиственницы или кедра.
- Игил Хуур (монгольский: ᠢᠭᠢᠯ ᠬᠤᠭᠤᠷ / игил хуур) — вариант, используемый тувинцами и алтайцами урянхайской национальности, также известный как чоор
- Их хуур — (монгольский: «их хуур») двух- или трехструнный бас с конской головой и трапециевидной звуковой коробкой.
- Хуучир — (монгольский: «хуучир») двух- или четырехструнный инструмент с небольшой звуковой коробкой.
- Temeen Khur — (монгольский: Mongolia Langguage ) монгольский скрипичный инструмент в форме круга, звуковой ящик с верблюжьей головой.
Пораженный
- Ючин (монгольский: «ёчин») — кованые цимбалы разных струн, ударяемые двумя бамбуковыми молотками.
Ветер
- Цуур (монгольский: ᠴᠤᠭᠤᠷ / цуур) — выдувная флейта без мундштука, в основном из светлого дерева, например бамбука, других материалов:
- Buree class (монгольский: «бүрээ») — кларнетный стиль выдувных инструментов.
- Ever Buree — (монгольский: «эвэр бүрээ») — роговой кларнет.
- Баялаг Буреэ — (монгольский: «баялаг бүрээ») — прямой кларнет
- Hiidiin buree — длинный и глубокий, как альпийский рог
- Цагаан бюреэ — монгольские ракушки
- Лимбе — (монгольский: «лимбэ») — флейта с мундштуком.
- Бишгуур (монгольский: язык Монголии ) — гобой по внешнему виду с двойной тростью, длинным корпусом из твердых пород дерева и медным или латунным колоколом.
Другой
Древние традиционные струнные инструменты и флейта.
Перкуссия
- Шигшуур — древняя монгольская крыса, обладающая туманной энергией. Он сделан из коровьего рога, вырезанного в форме головы ворона.
- Гонг / там там класс
- большой металлический гонг, также известный как Там Там
- 9 маленькая рама гонга
- монастырский барабан — раньше использовался для богослужений
- Барабан оркестра
- Туур — монгольский рамочный барабан
- Цан — монгольская тарелка
- Деншиг — Маленькие колокольчики
- Дамар — Маленькие барабаны, используемые в монастырях, деревянный корпус, похожий на катушку. С обеих сторон он обтянут кожей. В середине мотка — тесьма из шелка с вышивкой и две пуговицы, прикрепленные к шнурку. Двигаясь вперед и назад, эти две кнопки нажимают на натянутую кожу этого маленького барабана.
Игровые контексты
- Богино дуу — короткая (поп) песня
Известно, что небольшие ансамбли современного и традиционного стиля играют на различных классических инструментах.
Только в сопровождении морин хуур.
Только в сопровождении морин хуур, чаще всего в юртах, имитирующих повседневные задачи кочевой жизни.
Играл на морин хуур, игил хуур, товшуур и шанз.
- Улгер, magtaal, domog — магтаали — praisal , домог, үлгэр, туули — легенды (народные) сказки играли только с морином Huur или huuchir. Наиболее часто произносимая магтааль — это «Хухуу намджил», легенда о создании морин-хуура, и «Джангар» — эпос, длится три дня. Монгольское меньшинство в Синьяне (Китай) празднует его каждый год в августе.
- Ерөөл-Wishspelling
В основном читается без инструментов или редко с морин хуур.
- Современная оркестровая музыка
Начиная с российской оккупации между 1926 и 1990 годами предпринимались различные попытки построить оркестры. Большие оркестры были неизвестны в древней истории Монголии, но популярность монгольских оркестровых произведений сохраняется и в 21 веке. Существует множество оркестровых произведений, а также небольшие танцевальные аранжировки.
У монгольских композиторов стандартный ансамбль: 17x шанз, 14x ятга, 11x морин хуур, 5x ючин , 2x их хуур, 1x треугольник, 7x хуучир, 4x дурвун чих, 1x гонг, 2x барабана, 1x монастырская труба, 2 большие и 6 маленьких флейт. , 6x бюре, 2x когда-либо бюре.
Источник