Как называется ноты всех инструментов оркестра

Нотная запись для всего оркестра

Последняя бука буква «а»

Ответ на вопрос «Нотная запись для всего оркестра «, 9 (девять) букв:
партитура

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова партитура

Определение слова партитура в словарях

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы, ж. (спец.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения, а также запись этих партий. П. оперы. Вокальная (хоровая) п. прил. партитурный, -ая, -ое.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Партитура в музыке — нотная запись многоголосного музыкального произведения. Партитура в спектакле — в системе Станиславского — совокупность линий поведения действующих лиц спектакля.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПАРТИТУРА (итал. partitura, букв. — разделение, распределение) нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов.

Примеры употребления слова партитура в литературе.

Одолжив у дирижера Стена Фрюкберга партитуру, я смог вжиться в бесстрашную работу маленького оркестра и неоплачиваемого, но страстно увлеченного любительского хора.

Анна позвонила руководителю ансамбля и уже через десять дней выехала во Вроцлав, забрав партитуры, чтобы тут же приступить к репетициям.

Вот он уже сидит за фортепьяно, согнув колени, закинув голову к потолку, где он, казалось, видит размеченную партитуру, напевает, берет вступительные аккорды, исполняет какую-то вещь Альберти или Галуппи — не скажу точно, чью именно.

Читайте также:  Аккорд как ты стигмата

Бегу, бегу — но, досточтимый тошняк, еще хотел бы я знать, каким это образом держава, то бишь Держаба Гафния заполучила партитуру Сфер и гармонию оных, откуда она у них завелась?

Генерал Голубец, отец Наташи, рассматривая партитуру, курил дешевую сигару, когда Наташ возвращаясь с пирушки, прошла в свою комнату.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Термины и определения в музыке

Общие сведения об оркестровой партитуре и оркестре.

Краткие исторические сведения о партитурном принципе нотации.

Существенные признаки партитуры наиболее точно даются в энциклопедических изданиях и музыковедческих трудах.

Партитура — это способ нотной записи многоголосного музыкального произведения на более чем двух нотоносцах, расположенных один под другим и разделённых тактовыми чертами.

Оркестровая партитура – многострочная нотная запись всех партий музыкального произведения, предназначенного для оркестра.

Основным признаком партитурного принципа нотации является вертикальное расположение нотоносцев, объединённых акколадой и разделённых на такты. Партитурный принцип нотации развивался на протяжении IX – XIII столетий как письменная форма многоголосия и композиторской техники, когда эволюционировали ранние образцы европейской буквенной нотации, а также невменная, дасиальная (дасийная), диастематическая, крюковая, квадратная и готическая её формы. Поворотным моментом стало распространение мензуральной нотации, органной и лютневой табулатур.

Слово партитура используется не только для обозначения собственно партитурной нотации. Оно применяется также в широком смысле для обозначения трудностей многоголосной нотации к.-л. произведения, а также метонимически для замены сходных по значению слов (лист, тетрадь, том или сборник, содержащие партитуры) и метафорически в отношении музыкального произведения, нотированного в виде партитуры.

В XIII веке возникли так называемые «мнимые партитуры», включавшие инструментальные хоры в музыке вокальных жанров, а несколько позже, в XIV веке, представлявшие инструментальную многоголосную музыку.
Прообразом подлинной партитуры стали «композиторские дощечки» («tabula compositoria»). В ранних формах записи полифонии, в певческих (хоровых) книгах и книгах голосов (партий), постепенно совершался переход от нотации in corpo к нотации in partito.

«Партитурой называется нотная запись музыкального произведения, предназначенного для оркестра, хора или ансамбля». М.Готлиб, Я.Каабак, Е.Макаров.

К середине XVI века в вокальной полифонической музыке утвердился способ нотации на четырёх нотоносцах. Его основными признаками стали тесситурный порядок голосов на горизонтальных нотоносцах и вертикальные тактовые линии. Так образовались горизонтальная и вертикальная координаты партитурной нотации.

Способ нотации облегчил и предопределил способ чтения партитуры по горизонтали и вертикали.
Позднее партитурный способ нотации вокальных полифонических произведений был использован в инструментальной музыке XVII века.
Видоизменение партитурной нотации произошло на рубеже XVI – XVII веков, когда в недрах полифонии возникла гомофония и, как следствие, появилась партитура с генерал-басом. В партитурах с генерал-басом нотами фиксировались партии баса и мелодических голосов. Дополнительные (верхние) голоса гармонического сопровождения обозначались посредством цифр и знаков альтерации. Цифры и относящиеся к ним знаки альтерации указывали на аккорд и диатонический интервал, построенный от баса.

Со второй половины XVIII века в хоровых, ансамблевых и оркестровых произведениях утвердился единый принцип партитурной нотации, применяемый в нотопечатании. Первыми печатными оттисками партитур были «Tutti i madrigali» Киприана (Чиприано) де Рорé, изготовленные Анжело Гардано (Angelo Gardano) в Италии (1577). Первые печатные оркестровые партитуры были изданы в Париже (1582). В России первые опыты нотопечатания относятся к середине XVII века, а первая печатная партитура появилась в 1798 году. Современная организация партитуры оформилась к середине XIX века.
Средневековые манускрипты и дарственные экземпляры позднего времени сохранили различные формы нотоносцев: горизонтальную, кругообразную, спиралевидную, фигурную. В сочинениях ХХ столетия сочетаются традиционные и специфические формы записи для воплощения особых звуковых эффектов в оркестровой музыке.

«Партитура — нотная запись инструментального, вокального, вокально-инструментального произведения, где сосредоточены партии всех инструментов, вокальных голосов». Н.Зудин.

Табулатура (лат. tabula – доска, таблица) – система записи инструментальной музыки в XIV – XVIII вв. с использованием букв, цифр и особых знаков. «Специфика различных видов табулатуры связана с особенностями устройства инструментов и техники игры на них, с фактурными принципами записываемой музыки». МЭС.

«Термины partire, partitura, partidura, partita, spartitura, — пишет И.А.Барсова, — постепенно откристаллизовались в итальянском языке в течение нескольких десятилетий XVI века». «Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII века)».

Источник

Термины и определения в музыке

Нотоносцы, расположенные в определенном порядке, создают партитурную строку-систему. Полная запись всех инструментальных партий (включая и паузирующие) для данного состава оркестра называется полной партитурной системой. Полная партитурная система отражает состав оркестра, его инструментальные группы и входящие в них отдельные инструменты.

Порядок партитурной записи значительно облегчает возможность следить за всеми партиями одновременно и за каждой партией в отдельности.

Полная партитурная система смычкового состава, как правило, имеет пять нотоносцев. Кроме общей и групповой акколад, в строке объединяются дополнительными акколадами два верхних и два нижних нотоносца.

Первый (сверху) нотоносец со скрипичным ключом предназначается для партии первых скрипок, второй — для партии вторых скрипок, средний (с альтовым ключом) — для партии альта. Два нижних нотоносца (обычно с басовыми ключами) —для партий виолончелей (верхний) и контрабасов (нижний):

Полная партитурная система струнного оркестра (Пример 1)

В партитурах композиторов классического периода партии виолончелей и контрабасов часто объединялись и котировались на одном нотоносце под общим названием «Bassi»:

Полная партитурная система струнного оркестра в партитурах классиков XVIII века (Пример 2)

С увеличением количества партий, вызванным делением одной партии на несколько подпартий, встречаются системы и с большим количеством нотоносцев:

Полная партитурная система струнного оркестра с divisi V-ni I, V-ni II, V-le и V-c (Пример 3)

По количеству партий, входящих в малый симфонический оркестр, его полная партитурная система может иметь до 20 и даже более нотоносцев. Но так как партии одинаковых духовых инструментов нотируются на одном нотоносце, количество нотоносцев малого симфонического оркестра обычно ограничивается 12 (если трубы не включены в оркестр) или 13 нотоносцами:

Полная партитурная система малого симфонического оркестра (без труб) (Пример 4)

Порядок расположения партий в малом симфоническом оркестре следующий. Четыре верхних нотоносца, объединенные групповой акколадой, отводятся для партий деревянных духовых инструментов: первый нотоносец (со скрипичным ключом) — для партий первой и второй флейт, второй (тоже со скрипичным ключом) —для партий первого и второго гобоев, третий (со скрипичным ключом) — для партий первого «и второго кларнетов и четвертый (с басовым, реже с теноровым ключом) — для партий первого и второго фаготов.

За нотоносцами партий деревянных духовых инструментов следуют три нотоносца (пятый, шестой, седьмой сверху), объединенные групповой акколадой для партий инструментов медной духовой группы. Из них пятый и шестой (обычно со скрипичными ключами), объединенные дополнительной акколадой, предназначаются для нотирования партий первой, второй, третьей и четвертой валторн, седьмой же (тоже со скрипичным ключом) — для партий первой и второй труб.

Так как в малом симфоническом оркестре количественный состав медной духовой группы ограничивается обычно партиями четырех валторн и двух труб, то дальше следуют нотоносцы партий инструментов ударной группы. Из них первый нотоносец (восьмой сверху с басовым ключом) отводится для партии литавр, другие же — для партий остальных ударных инструментов (если таковые введены в партитуру).

Партии ударных инструментов без определенной высоты звука в настоящее время нотируются не на пятилинейных нотоносцах, а на однолинейных, называемых «нитками».

Далее следуют пять нотоносцев для партий инструментов смычковой группы (см. пример 5).

Полная партитурная система большого симфонического оркестра включает составы деревянных духовых (парный, тройной, четверной), медных духовых (4, 6, 8 валторн; 2, 3, 5 труб), я также ударных, щипковых и клавишных инструментов.

При парном составе деревянных духовых и соответствующем количестве инструментов медной духовой и ударной групп полная партитурная система большого симфонического оркестра состоит обычно из 15—17 нотоносцев.

Последовательный порядок нотирования инструментальных партии, имевший место в партитурах малого симфонического оркестра, остается тот же.

Введенные в партитуру большого симфонического оркестра партии трех тромбонов с тубой нотируются обычно на двух объединенных добавочной акколадой нотоносцах, которые помещаются непосредственно под партиями труб. Из них верхний нотоносец (с альтовым или с теноровым ключом) предназначается для партий первого и второго тромбонов, а нижний (с басовым ключом)—для партий третьего тромбона и тубы.

Приводится полная партитурная система большого симфонического оркестра с парным составом деревянных духовых и соответствующим ему общепринятым составом инструментов медной духовой и ударной групп (арфа отсутствует) — (см. пример 6).

При тройном составе деревянных духовых инструментов и с введением нотоносцев для арфы в полной партитурной системе большого симфонического оркестра количество нотоносцев увеличивается до 23 — 24 (см. пример 7).

Полная партитурная система малого симфонического оркестра (с трубами) (Пример 5)

Полная партитурная система большого симфонического оркестра (парного состава) (Пример 6)

Полная партитурная система большого симфонического оркестра с тройным составом деревянных духовых инструментов и соответствующим ему составом медной духовой, ударной и щипковой группы (Пример 7)

Партии арфы, фортепиано и органа занимают место между ударной и смычковой группами. Так же как и партия фортепиано, партии арфы и органа нотируются каждая на двух нотоносцах, объединенных фигурной акколадой. При четверном составе деревянных духовых с усиленным составом медных и ударных и с введением в оркестр щипковых и клавишных инструментов количество нотоносцев в полной партитурной строке увеличивается до 30 — 40 и более.

Последовательный порядок нотирования инструментальных партий, как и принцип объединения нотоносцев дополнительными акколадами, остается тот же, что и при парном и тройном составах деревянных духовых.

В партиях инструментов щипковой и клавишной групп фигурные акколады пишутся для каждого инструмента отдельно.

Порядок внутри этих групп обычно таков: за нотоносцем партии челесты следуют нотоносцы партии арфы (или арф), затем нотоносцы партий фортепиано и органа и далее нотоносцы смычковой группы. Перед последним, если это требуется составом партитуры, могут быть помещены дополнительно еще нотоносцы вокальных партий, как сольных, так и хоровых (см. пример 8).

Часто полная партитурная система дается только при tutti оркестра и, как правило, на первой странице партитуры. На остальных страницах, где это позволяет нотный текст произведения, полная партитурная система не выписывается, из нее выключаются нотоносцы с паузирующими партиями. Перечисление же инструментов полного состава оркестра помещается на отдельной странице перед началом нотного текста партитуры. На одной странице партитуры часто умещаются две или несколько сокращенных партитурных систем, а при небольшом составе оркестра даже и две полные партитурные системы (см. партитуры Моцарта, Гайдна, партитуры для струнного оркестра).

Встречаются партитуры, в которых имеются отклонения от вышеприведенного порядка расположения инструментальных партий. Так, например, в ряде партитур Вагнера партии валторн помещены не после партий фаготов, а перед ними (то есть между партиями семейства кларнетов и партиями семейства фаготов). Такое размещение валторн разъединяет их с «чистой» медью и сближает с деревянными духовыми инструментами, что в тембровом отношении свойственно валторнам.

В партитурах Прокофьева партии труб часто расположены выше партий валторн, что соответствует тесситурному положению труб (звучащих выше валторн) в медной духовой группе.

В партитурах XVIII—XIX веков, как правило, вокальные партии помещались среди партий смычкового квинтета, а именно между партиями альтов и виолончелей.

Иногда в рукописях (значительно реже в печатных партитурах) встречаются способы сокращенной записи (своеобразные «партитурные аббревиатуры»). Так, например, на нотоносце вместо нот выставляется термин col или coi, означающий, что не выписанная нотами партия данного инструмента должна исполняться по партии другого инструмента.

Имеются партитуры, в которых записаны на одном нотоносце две партии инструментов, принадлежащих хотя и к одной группе, но к разным ее семействам (конечно, при условии возможности их нотации в одном и том же ключе и при одних и тех же ключевых знаках альтерации).

Полная партитурная система большого симфотгееского оркестра с четверным составом деревянной духовой группы (Пример 8)

Источник

Оцените статью