Как называется пауза для нот

Как называется пауза для нот

Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:

1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка

В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Длительности нот

Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».

Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами

Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .

В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).

Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота


Основных длительностей не так уж и много. Это:

Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.


Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .

Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.

Триоли

До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.

Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):


Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.

Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.

В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.

Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.

Паузы

Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:

Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):

Тот же пример, но уже без пауз:

Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.

Размер такта

Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.

Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.

Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)

Размер такта Произношение
2/4 Две четверти
3/4 Три четверти
4/4 Четыре четверти
6/8 Шесть восьмых
12/8 Двенадцать восьмых

Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.

Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:

Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.

Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.

Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.

Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.

Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.

Проверь себя.
  1. Чем отличается целая нота от четвертной в письме?

Ответ:

Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.

  • Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?

Ответ:

Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.

  • Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?

Ответ:

По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.

  • Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
  • Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
  • Что означают цифры в размере композиции?

Ответ:

Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.

  • Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?

Ответ:

  • Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?

Ответ:

В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.

  • Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4

Ответ:

Источник

Пауза в музыке: описание, название и особенности написания

В создании музыкального ритма участвуют как звуки различной длительности, так и паузы, своеобразные моменты затишья. Они имеют особую продолжительность (как ноты), обозначения и названия. Испокон века композиторы, подчеркивая или затеняя отдельные моменты произведения, использовали паузы.

Знак, который обозначает длительность временного молчания, тоже имеет название «пауза». Теория музыки разделяет паузы на простые, составные и оркестровые. По длительности они бывают очень мизерные (шестьдесят четвертая) или очень большие (бревис). Как обозначаются паузы в музыке, сколько длятся и как называются, расскажем в этой статье.

Музыкальные знаки препинания

Пауза в музыке – это своеобразные знаки препинания. Ими отделяют фразы или отдельные предложения в одном произведении. Такие паузы принято называть цезурами. Но бывает, например, что паузами отделяют звуки в одном музыкальном предложении. Таким образом, композитор показывает как бы прерывистую речь, характеризующую волнение. Или, наоборот, представляет колкую, быструю и эмоционально-заостренную музыкальную реплику. Этот способ можно часто встретить в вокальном искусстве.

Всем известна театральная пауза. Ее используют для того, чтобы показать тягостные размышления или напряженное молчание перед серьезным вопросом.

Инструментальная музыка тоже не обходится без пауз. Здесь цезуры часто сопровождают моменты эмоциональной разрядки или напряжения в музыкальном предложении или фразе. Иногда бывает, что автор намеренно затягивает паузу, нагнетая обстановку. Или случается, что вся музыкальная линия просто разорвана изнутри цезурами. Это особый художественно-музыкальный прием. Как ни крути, без грамотно расставленных пауз нет ни музыкальной, ни художественной красоты.

Деление пауз по продолжительности

Продолжительность звука или его отсутствия – одно из главных понятий музыкального мира. Длительность звука – это временной промежуток колебания тела, издающего звучание. Существуют относительная продолжительность и абсолютная. Последняя измеряется временными категориями (например, ударом пульса или секундой). Относительная звуковая длительность влияет на выразительность музыкального произведения и является связью между сложными логическими частями произведения.

Выражается абсолютная продолжительность в метре и ритме. Звучащую ноту невозможно сопоставить с абсолютной длительностью. Продолжительность ее звучания можно сравнивать только с продолжительностью иных нот. Длительность паузы в музыкальной композиции или вокальном произведении соответствует нотным знакам, от которых паузы получили название. Продолжительность музыкального знака препинания можно увеличить, прибегнув к особым обозначениям, ферматам. Их обычно располагают под значком паузы или над ним.

Простые паузы

Простые паузы бывают половинные, целые, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые и т. д. В музыкальной среде употребляют еще такие понятия, как лонга и бревис. Длительность первой – четыре целых, а бревиса – две. Обе эти паузы употреблялись в нотной записи старинной музыки. Сегодня их не используют.

Есть паузы – остановки: люфтпауза и цезура. Последняя используется в оркестровой музыке. Ее длительность задается дирижером. Изображается в виде двух наклоненных вправо черточек, пересекающих верхнюю линию нотоносца. Люфтпаузой пользуются музыканты, играющие на духовых инструментах. Она не оказывает влияния на звучание произведения. Обозначается запятой, находящейся выше нотного стана.

Пауза целая

Пауза, называемая целой, совпадает с одноименной нотой, соответственно, называется также. Ее длительность составляет четыре счета (раз-и), или удара пульса. На нотоносце целая пауза в музыке обозначается черным прямоугольником, подвешенным за четвертую линию нотного стана. Иногда ее смещают вниз или вверх и даже записывают отдельно. Но в любом случае она должна висеть на линии нотоносца, пусть даже на добавочной.

Пауза половинная

По продолжительности половинная пауза соответствует длительности звучания половинной ноты и длится два счета или удара пульса. Обозначается на нотоносце прямоугольником, аналогичным знаку паузы целой. Только пишется половинная на третьей линии нотного стана. Если понадобилось сместить или записать половинную паузу отдельно, ее просто изображают над линией.

Зачастую тема «Пауза в музыке» начинающим музыкантам дается туго из-за схожести обозначения целой и половинной пауз. Бывалые музыканты предлагают воспользоваться подсказкой: половинная пауза помещается на третьей линии нотоносца – ровно на его половине!

Пауза четвертная

Четвертные паузы в музыке длительность имеют такую же, как и у четвертной ноты. Счет этой паузы – раз, или один удар пульса. Нарисовать четвертную паузу достаточно трудно. Схема состоит в следующем: через третью и четвертую линию нотного стана рисуются черточки с легким наклоном влево. Затем их нужно соединить, чтобы получилась молния. Теперь к ней пририсовывается вывернутая наизнанку запятая. Все, пауза в четверть звука готова.

Пауза восьмая

Эта пауза соответствует ноте восьмушке. Написание ее несложное. Через три линейки нотоносца ставится наклонная черта. К верхнему ее концу добавляется запятая, лежащая своей выпуклой частью вниз. Хвостик восьмой паузы – это флажок самой нотки.

Пауза шестнадцатая

Как называется пауза в музыке, соответствующая шестнадцатой ноте? По аналогии с предыдущими – шестнадцатая. Обозначается на нотоносце она как восьмая, только хвостиков у нее два.

Если есть необходимость обозначать в нотном письме паузы еще мельче, то у знака паузы будет увеличиваться количество хвостиков. Так, например, у паузы 32-ой будет три хвостика, у 64-ой – четыре, и т. д.

Паузы составные

Паузы, длящиеся больше бревиса, называются составными. Паузы в музыке, их название и написание зависит от пауз простых. Если составные ноты соединяют лигой, то составные паузы на нотном стане составляются из простых пауз. Существует три правила записи таких знаков:

  • Паузы простые в составе составных должны записываться согласно группировке внутритактовых знаков.
  • Составную паузу нужно стараться выразить через меньшее число простых пауз.
  • Долго длящиеся составные паузы обозначают знаком оркестровой паузы.

К примеру, пауза, длящаяся семь музыкальных тактов, будет записана следующей цепочкой: четыре бревиса, две лонги и одна пауза целая.

Пауза оркестровая

Если есть необходимость в паузе, которая длится несколько музыкальных тактов, то нужно воспользоваться оркестровой. Что это такое? Оркестровая пауза в музыке обозначается на нотном стане жирной чертой, расположенной на третьей линейке. Над ней всегда есть цифра, означающая длительность музыкального простоя при исполнении.

Используют оркестровую паузу чаще всего при исполнении многоголосной музыкальной композиции. Иногда в вокальной партии есть моменты (длящиеся нескольких тактов) невостребованности голоса. Пауза, которая имеет длительность более одного такта и касается всех участников хора, ансамбля или оркестра, называется генеральной.

Счет музыкальных пауз

Музыкальная композиция всегда течет, не останавливаясь. Поэтому паузы должны спокойно перетекать из такта в такт. Считаются они аналогично нотам, имена которых носят:

  • целая пауза: раз-и, два-и, три-и, четыре-и;
  • половинная: раз-и, два-и (или три-и, четыре-и, в зависимости от такта);
  • четвертная: раз-и.

Источник

Читайте также:  Ноты сугубая ектения киевская ноты
Оцените статью