Как называется пианино с разными звуками

Небольшой обзор *родственников пианино*.

Спине́т (англ. spinet, фр. epinette, итал. spinetta, от итал. spina — «колючка») — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.

Самые ранние сохранившиеся спинеты происходят из Италии и относятся к началу XVII века. Среди них немало инструментов 5- или 6- угольной формы (с клавиатурой на самой длинной стороне). В Италии были изобретены и крыловидные спинеты того типа, который пользовался особой популярностью в Англии, вытеснив к концу XVII века прямоугольный вёрджинел в качестве самого распространенного инструмента для домашнего музицирования.

Вирджина́л, устар. виргина́л, в современной транскрипции — вёрджинел (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — клавишный струнный музыкальный инструмент, старинная английская разновидность спинета. Английских композиторов XVI—XVII вв., писавших для этого инструмента, именуют вирджиналистами. Важнейшая рукопись нотированной музыки для этого инструмента известна под названием Вирджинальная книга Фицуильяма.

Вирджинал имеет один набор струн и один мануал. В отличие от мюзелара мануал на вирджинале сдвинут влево от центра. В Англии до XVII в. словом virginal (также во мн.ч. virginals) называли любые клавишные инструменты, оснащённые струнами (например, клавесин). В современной терминологии вирджинал — инструмент со струнами, расположенными перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета).

Первое упоминание вирджинала находится в трактате чешского энциклопедиста Павла Пражского «Книга о двадцати искусствах» (около 1463 г.):

Инструмент вирджинал — это разновидность клавикорда, с металлическими струнами, издающими звук как на клавесине. Он обладает 32 хорами струн, которые возбуждаются ударением пальцев по клавишам, и приятно звучит по тонам и полутонам. Девственным (virginale) он называется оттого, что своим нежным и приятным звучанием подобен сладкоголосой деве.

Первое упоминание термина на английском языке относится к 1530 году, когда Генрих VIII купил пять таких инструментов. Первоначально на вирджинале играли, ставя его на стол. Более поздние экземпляры инструмента оснащались собственными ножками. Расцвет популярности вирджинала приходится на вторую половину XVI и первую половину XVII веков. В это время в Англии сложилась так называемая школа вирджиналистов, крупнейшие представители которой — Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Жиль Фарнеби, Томас Томкинс.

Исторически важнейшие сборники вирджинальной музыки, составленные в то время и вскоре после него, — Вирджинальная книга Фицуильяма (содержит 297 пьес; составлена не позднее 1625 года), Книга леди Невел (англ.; 1591 год), сборник «Партения» (англ.; напечатан около 1611 года).

В XVIII веке вирджинал был известен и в Германии. В России до революции для этого инструмента использовался термин «виргинал».

Мюзела́р (фр. muselar от нидерл. muselaar) — небольшой столообразный фламандский клавишный музыкальный инструмент, разновидность вёрджинала. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру), сдвинутый, в отличие от вёрджинала, вправо от центра.

В связи с перемещением клавиатуры защипывание струны на мюзеларе происходит ближе к её середине.

Быстрые репетиции звука при этом затрудняются, поскольку в центре струна имеет наибольшую амплитуду биения, отчего увеличивается время самого щипка, то есть время контакта язычка со струной, поскольку язычку приходится оттягивать струну до крайней точки максимального размаха её колебаний, прежде чем струна сорвётся и придёт в колебание. Некоторые авторы отмечали, что у мюзелара по сравнению с вёрджиналом более глухой тон в нижних регистрах.

Клавико́рд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников хаммерклавира и современного фортепиано.

Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (лат. Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.

Существует две разновидности клавикорда: свободный, с полным набором струн, когда каждой клавише соответствует отдельная струна, и связанный, с редуцированным набором струн, когда тангенты нескольких, чаще всего двух или трёх, клавиш ударяют одну и ту же струну в разных местах.

Устройство связанного клавикорда позволяет существенно уменьшить число струн, однако, делает невозможным одновременное исполнение соответствующих нот. Клавикорды использовались преимущественно для домашнего музицирования, но были и разновидности с несколькими мануалами и педалью, которые использовались органистами для занятий. Размер клавикорда в зависимости от разновидности и диапазона — от небольших инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших с корпусом длиной 1,5 м.

Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII веках, а в начале XIX века окончательно вытесняется фортепиано. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен.

Молоточковое фортепиа́но (нем. Hammerklavier, Hammerclavier, англ. fortepiano[1], фр. piano-forte) — клавишный музыкальный инструмент, старинная разновидность фортепиано.

Термин «молоточковое фортепиано» применяется для различения старинной разновидности фортепиано и современных инструментов (рояля и пианино), хотя конструктивная особенность обоих принципиально одна и та же: как и на обычном фортепиано, по струнам старинного фортепиано ударяют деревянные молоточки, обтянутые войлоком или кожей.

«Камерный» звук молоточкового фортепиано заметно отличается от привычного «концертного» звука современных роялей. Он суше, тише, не столь богат обертонами и не обладает широкой динамической амплитудой. В высоком регистре звук молоточкового фортепиано близок клавесинному. В низком регистре аккорды в тесном расположении на молоточковом фортепиано звучат не столь густо и «жирно», их структура прослушивается лучше.

Лютневый клавесин, также ла́утенверк, лютневый клавир, теорба-клавесин (итал. arpicordo leutato, нем. Lautenklavier, Lautenwerck, Theorbenflügel, англ. lute-harpsichord) — музыкальный инструмент, разновидность клавесина с жильными струнами, распространённая в эпоху барокко. Звук инструмента напоминает звук лютни (отсюда название).

Лютневый клавесин мог быть одномануальным, либо иметь несколько (два, реже три) мануала. Корпус напоминал раковину (как у лютни). Жильные струны предназначались для среднего и верхнего регистров (как у лютни или арфы). В отличие от клавесина струны защипывались значительно дальше от нижнего порожка, что давало гораздо более мягкую атаку звука.

Исторические экземпляры лютневого клавесина не сохранились. Предполагается, что именно его имел в виду немецкий теоретик Себастьян Вирдунг под инструментом, описанным им под названием harpventif («Musica getutscht», 1511); по другой точке зрения, Вирдунг описывал «арфовый» клавесин, т.е. клавишный инструмент, имитировавший звучание арфы.

Лютневый клавесин под названием arpicordo leutato описал в пособии для органистов «Звучащий орган» («L’organo suonarino», 2-я ред., 1611) итальянец Адриано Банкьери. По-видимому, лютневый клавесин во времена Банкьери был весьма распространён, так как автор на страницах трактата предложил новую басовую модификацию инструмента (для игры basso continuo). Эту модификацию он назвал arpitarrone, от сочетания слов arpicordo (клавесин) и chitarronе (китаррон, басовая разновидность лютни).

В Германии XVIII века лютневые клавесины различной конструкции изготавливали Иоганн Кристоф Фляйшер (обозначал его как «теорба-клавир», Theorbenflügel), Захария Хильдебрандт, Иоганн Николаус Бах. Якоб Адлунг посвятил лютневому клавесину главу своего трактата «Musica mechanica organoedi» (часть II, 1768). Он описывал Lautenwerk как «красивейший из всех клавишных инструментов после органа. инструмент близок лютне не только по тембру, но и по диапазону и по изяществу звучания». Единственный недостаток лаутенверка заключался в отсутствии динамической палитры — оттенков громкости, которые доступны обычной лютне.

Челе́ста (итал. celesta от celeste «небесный») — клавишный металлофон, внешне и по механике напоминающий пианино. Ударный музыкальный инструмент, звучащим телом которого являются стальные пластинки. Один из наиболее популярных дополнительных инструментов симфонического оркестра.

Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Диапазон челесты ― от c1 (до первой октавы) до c5 (до пятой октавы).

Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона.

В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеcта».

Тангентенфлюгель (нем. Tangentenflügel) — клавишный музыкальный инструмент второй половины XVIII века, сочетавший в себе черты клавесина и фортепиано; непосредственный предшественник хаммерклавира. Был изобретён в 1750-е гг. Францем Якобом Шпетом, наладившим производство инструмента в Регенсбурге (фирма Späth & Schmahl, совместно с Кристофом Фридрихом Шмалем).

Аналогичные инструменты производились и в других странах, часто из готовых клавесинов (путём замены механики). По характеру звука тангентенфлюгель напоминает скорее фортепиано в верхних регистрах и ближе к клавесину в нижних.

Считается, что специально для тангентенфлюгеля предназначен ряд клавирных сочинений Карла Филиппа Эммануэля Баха. О своей симпатии к «шпетовскому клавиру» (нем. spättische Clavier) говорит в письме 1777 года Вольфганг Амадей Моцарт, хотя и в контексте своих изменившихся предпочтений (в направлении инструментов работы Иоганна Андреаса Штайна, то есть собственно фортепиано). К концу XVIII века тангентенфлюгель был совершенно вытеснен фортепиано.

Орфотонофониум Артура фон Эттингена.

Courtesy of the Sciense Museum, London. Пэм Флюк (Солтэйр, Англия) у клавиатуры энгармонической фисгармонии Р. Х. М. Бозанкета

Индийская фисгармония (Гармоника).

Ро́дес-пиа́но (часто «Ро́дес», «Фе́ндер-Ро́дес»; англ. Rhodes piano; Fender Rhodes) — электромеханический музыкальный инструмент. Один из знаковых инструментов джаза, поп- и рок-музыки 1960—1970-х годов, сохраняющий популярность до настоящего времени. В отличие от других электрических фортепиано, где источником звука является струна или металлический язычок (англ. reed), источник звука в фортепиано Родеса — металлическая пластина (англ. tine — зубец), подобная камертону.

Источник

Противоположности в родственном: синтезатор против цифрового пианино

В ходе развития технологий эволюция музыкальных инструментов не обошла стороной и клавишные. Механические (акустические) пианино изменениями и новыми свойствами особо не обросли, но обрели своих младших братишек от электроники. Братишки оказались умные и разные. И немало их выросло. Настолько, что стало трудно понимать — что же предпочтительнее для музыканта. Сегодня мы обсудим двоих, пожалуй, самых выдающихся – синтезатор и цифровое пианино . Сложность выбора между цифровым пианино и синтезатором — тема, неоднократно поднимающаяся в обществе музыкантов, и, к сожалению, не имеющая выверенного постулата. Множество преимуществ и недостатков одного перед другим, изобилие фирм, форм, цветов, размеров… И как вообще разобраться во всём этом? Но поэтому вы здесь, и мы не оставим вас на растерзания мукам выбора в полной информационной темноте. Чтобы решить этот вопрос, рассмотрим преследуемые цели, т.е. что нам конкретно нужно от клавишных инструментов, а также разберёмся, каким задачам отвечает тот и другой музыкальный инструмент.

Итак, синтезатор и цифровое пианино — клавишные инструменты, однако, создавались они с целями разными. Рассмотрим же наших героев поближе, дабы увидеть эти самые цели.

Синтезатор

Электронная музыка, если не сочиняется сугубо на компьютере, совершенно невозможна без синтезатора. В большинстве случаев синтезаторы оснащены клавиатурой, схожей с клавиатурой фортепиано, в достаточно компактном корпусе. Ключевая роль синтезатора, как очевидно из самого названия – это синтез звука, т.е. его создание. Звука самого разнообразного, от обычного фортепиано, до криков динозавров, как это делалось в кинофильме «Парк Юрского Периода». В общем, задача – создание обширного поля для деятельности музыканта с крайне широкими возможностями, обилием эффектов, записью, воспроизведением и редактированием собственных композиций.

Следует добавить, что в данном случае под словом “синтезатор” понимается именно инструмент, синтезирующий звук, как оно есть в английском языке (synthesizer). А вот инструменты для обучения (хоть мы и привыкли называть синтезаторами абсолютно все) правильнее называть просто клавиатурами (keyboards).

Приятная функция большинства моделей синтезаторов – разделение клавиатуры на несколько частей, каждая из которых будет отвечать отдельному инструменту. Практически незаменимое свойство для музыкантов, играющих вживую. Многие синтезаторы оснащены дисплеем, отображающем полезную информацию об используемых инструментах и эффектах, объём которых может исчисляться сотнями в моделях для начинающих, и даже тысячами – в моделях профессионального уровня . Некоторые продвинутые модели обладают сенсорными дисплеями, но многие музыканты (профессионалы в том числе) отдают предпочтение кнопкам. Но это вопрос, скорее, привычки.

Выше было упомянуто о воспроизведении синтезатором тембров фортепиано. Однако синтезатор, всё-таки, очень далёк от него. По большому счёту, общая черта у них одна – метод извлечения звука путём нажатия клавиш. Но даже сами клавиши могут разительно отличаться от фортепиано как размером (в некоторых моделях они уменьшенные), так и количеством (от 25 до 88). Кроме того, клавиатура ряда бюджетных или детских моделей нечувствительна к силе касания. Ко всему прочему, отличается сама механика движения клавиши при нажатии. Дело в том, что многие синтезаторы оснащены невзвешенной или полувзвешенной клавиатурой, что, конечно, делает занятия на них более легкими, однако совершенно не похожими на занятия на фортепиано. Сопротивление клавиш такого типа ощутимо далеко от сопротивления клавиш пианино. Музыкальная индустрия предлагает также модели со взвешенной клавиатурой, очень приближенной к акустическому аналогу, однако значительно увеличивает стоимость такого инструмента.

Основные преимущества синтезатора:

  • компактный размер;
  • универсальность;
  • огромное количество функций и возможностей;
  • невысокая стоимость (в сравнении с пианино).
  • звучание далеко не всегда соответствует акустическому фортепиано;
  • иные ощущения при игре.

Цифровое пианино

Вот этот инструмент был изобретён изначально как качественная альтернатива именно акустическому фортепиано. Устройство классических пианино и роялей – чрезвычайно сложно. Взаимодействие множества деталей механизма обеспечивает чуткость клавиши к нажатию. Нажимая клавишу фортепиано или рояля можно ощутить насколько по-разному она ведёт себя в начале и в конце нажатия. За последние лет десять цифровые пианино вплотную приблизились к акустике и механике акустического пианино. Внимание инженеров было направлено в первую очередь на воссоздание механических характеристик классического инструмента – клавиши всегда соответствуют классическим размерам, во многих моделях учтена и возможность подключения трёх педалей. Имитация вариантов положения крышки рояля при моделировании звучания – даже это зачастую продумано! Клавиши чувствительны не только к прикосновению и интенсивности атаки, но даже к расположению удара по поверхности клавиши. Также прослеживается градация клавиатурного ряда от «тяжести» низких до «легкости» высоких нот.

Несравненным преимуществом перед механическим пианино является относительная компактность, а также отсутствие струн, что избавляет вас от потребности в настройке инструмента. Также следует отметить, что цифровое пианино не обходится тембром одного лишь фортепиано. Существуют модели, где их количество достигает 16-ти. Более того, помимо тембров клавишных (клавесина, органа и т.д.), имеются и тембры смычковых и духовых инструментов, количество которых может доходить до 250-ти. Ко всему прочему, как и в синтезаторах, есть функция записи и воспроизведения вашей игры.

Основные преимущества цифрового пианино:

  • ощущения при игре приближены к акустическому фортепиано;
  • реалистичное звучание воспроизводимых тембров.
  • высокая стоимость (по сравнению с синтезатором);
  • большие размеры (особенно у корпусных моделей).

Что кому и для чего?

Поскольку общие характеристики цифрового пианино и синтезатора выведены на поверхность, нам осталось разобраться с тем, для чего же более подходит тот или иной инструмент.

Итак, если вектор вашего музыкального развития связан непосредственно с творчеством, работой в группе или же с написанием электронной музыки, наполненной экспериментами со звучанием, то ваш выбор – однозначно, синтезатор. Если вы – новичок, то вам подойдёт, например, Casio CTK-3500 . Если же вы более опытный и искушённый музыкант, то Korg Pa1000 — то, что вам нужно, он обеспечит вас всем необходимыми возможностями для вашего творчества. Ввиду же его острой непохожести с акустическим пианино, синтезатор не очень подходит для классического обучения игре на фортепиано, в лучшем случае вы научитесь играть на синтезаторе. Занятия же только на синтезаторе могут даже несколько навредить вашей существующей технике игры на пианино.

Если же вы стремитесь обучаться, совершенствоваться в ключе классического фортепианного образования, то ваш выбор — цифровое пианино. Такой инструмент как нельзя лучше отвечает этой задаче, а также хорошо подходит для дома в качестве репетиционного инструмента для постоянных занятий. Учитывая компактность в сравнении с механическим пианино, а также контроль уровня звука и возможность заниматься в наушниках – этот инструмент отлично впишется даже в самые небольшие квартиры. Вариант такого инструмента для новичка – Orla Stage Starter . Но если вы — профессионал, то вам потребуется вещь посерьёзнее! Например Yamaha CVP-601B .

Что же добавить? Мир развивается, меняется, меняются жанры, вкусы, течения, но и классика остаётся незыблемой. А вам остаётся ответить себе на вопрос: «Кем я вижу себя в музыкальном мире – композитором электронной музыки, рок-звездой, аранжировщиком или же классическим пианистом-виртуозом в элегантном фраке, срывающим аплодисменты в залах филармоний?», и занять своё место за соответствующим тому музыкальным инструментом.

Источник

Оцените статью