Как называется профессия фортепиано

Пионерский музыкальный клуб
Выпуск 22

О профессионалах пианистах — профессия музыканта

Н. Корыхалова
ПРОФЕССИЯ — ПИАНИСТ

У многих из вас дома стоит пианино, а в школьном зале, наверное, есть рояль. Эти, столь привычные, окружающие нас в нашем быту инструменты объединены общим названием «фортепиано».
Фортепиано — удивительный инструмент. На нем можно сыграть песенку и симфонию, исполнить оперу и пьесу, написанную для скрипки или, скажем, арфы. Конечно, в переложении для фортепиано музыка будет звучать несколько иначе. Например, по сравнению со звучанием оркестра она утратит яркость и разнообразие красок, но это будет та же самая музыка. И, сидя за фортепиано, можно познакомиться самому и познакомить других практически с любым музыкальным сочинением.
А сколько прекрасных произведений создано специально для фортепиано! Для него писали Бетховен и Шуберт, Шопен и Лист, Глинка и Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович и еще многие-многие композиторы.
В фортепианной музыке выражен огромный мир мыслей и чувств. Вы наверняка слышали сонаты Бетховена — «Лунную», «Патетическую», «Аппассионату», вам знакомы поэтичные ноктюрны и вальсы Шопена. А Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского? Кто не знает открывающей его прекрасной, ликующей мелодии? А прелюдии Рахманинова, где звуки, кажется, прямо живописуют картины природы!

Искусство фортепианной игры — очень сложное искусство. Звук фортепиано быстро гаснет, его жизнь очень коротка. Между тем под искусными пальцами артиста рояль самым настоящим образом поет, и музыка будто переливается разными красками. Достигается это с помощью специальных приемов, в том числе тонкой педализацией. Правая педаль рояля удлиняет жизнь звука, левая делает его более тихим, а также меняет его тембр, то есть окраску.
Пианист годами развивает беглость и ловкость пальцев, их силу, точность попадания в скачках, иными словами, вырабатывает виртуозную технику. А еще надо научиться так координировать свои движения, чтобы справляться с многоголосной, многослойной тканью фортепианных сочинений, когда одной рукой приходится играть мелодию, а другой — самому себе аккомпанировать. Бывает и так, что одной руке поручается играть и мелодию, и сопровождение к ней, или две мелодии одновременно, как это встречается в так называемых полифонических сочинениях.
Надо овладеть этими и многими другими умениями, чтобы достичь необходимого мастерства. А мастерство нужно пианисту, как, впрочем, и любому музыканту, затем, чтобы, проникнув в суть исполняемой музыки, понять мысль композитора и суметь убедительно раскрыть ее в звуках перед слушателями. Для этого будущие пианисты-профессионалы изучают теорию музыки и ее историю, знакомятся с разными музыкальными стилями, с творчеством выдающихся композиторов. Владение профессиональным мастерством, помноженное на глубокое знание музыкального искусства, и позволяет артисту создавать художественно ценное истолкование музыкального произведения, которое называется интерпретацией.

Помимо овладения искусством фортепианной игры и общей музыкальной культурой будущему артисту нужны специальные знания и умения для работы в той области музыкальной деятельности, которую он себе изберет.
Концертирующий пианист или солист — это музыкант, постоянно выступающий на концертной эстраде, а также по радио и телевидению. Чтобы стать концертирующим пианистом, надо иметь особые качества — артистический темперамент, волю, умение преодолевать эстрадное волнение, «переплавляя» его во вдохновение, надо владеть виртуозной техникой, а главное — быть яркой творческой индивидуальностью. Ведь солист единолично «распоряжается» музыкой, и его интерпретации будут интересны слушателю только тогда, если исходят они от крупного артиста, которому есть, что сказать людям.
Пианисты-солисты нередко бывают лауреатами исполнительских конкурсов. Участие в конкурсе — большое испытание для молодого музыканта. Здесь выступают наиболее талантливые представители артистической молодежи, и судят об их искусстве не только авторитетное жюри, состоящее из выдающихся музыкантов, но и взыскательная публика, хорошо знающая и любящая музыку. Программа выступлений, как правило, очень сложна и составляется так, чтобы участники конкурса могли разносторонне проявить себя. Один из наиболее «престижных» в мировой музыкальной жизни — Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского, который каждые четыре года проводится в Москве.
Как правило, солисты имеют большой и разнообразный репертуар. Помимо произведений, написанных для одного рояля, в программы концертных выступлений включаются концерты для фортепиано с оркестром, когда пианист как бы состязается с целым коллективом музыкантов или выступает с ним «на равных».


Э. Г. Гилельс

Пианист-ансамблист играет всегда не один, а в ансамбле, то есть вместе с другими музыкантами. Так, фортепианное трио составляют пианист, скрипач и виолончелист, в фортепианном квинтете к ним добавляются еще одна скрипка и альт. Квартеты чаще пишутся для смычковых инструментов, хотя бывают и фортепианные квартеты — с участием рояля. В таких ансамблях все партии считаются равноценными, и все же у пианиста — особо важная роль. В его партии обычно сосредоточена гармоническая и ритмическая основа музыки.
Равноценна по значению роль музыкантов и тогда, когда они исполняют сонату, написанную для какого-нибудь инструмента (скрипки, виолончели, кларнета, флейты, валторны и т.п.) и фортепиано. Пианист не аккомпанирует здесь инструменталисту. Музыкальные темы переходят от одного исполнителя к другому, они оба — «главные». Если вы наблюдательны, то могли заметить, что крышка рояля при ансамблевом музицировании обычно бывает поднята наполовину. Когда же пианист аккомпанирует другому музыканту, крышка находится в опущенном положении. (В каком положении она находится при сольном выступлении пианиста — определите сами.)
Игра в ансамбле — особое искусство. Музыкант должен чутко слушать партнеров, где-то выйти на передний план, где-то — «уступить» первенство другим голосам. О равновесии общего звучания особенно заботится пианист, которому приходится к тому же постоянно думать о том, чтобы не заглушить других участников исполнения.

Без пианиста не может обойтись ни одна область музыкального, а также театрального искусства. Вот, например, выступает певец или скрипач. Ему аккомпанирует пианист-концертмейстер. В отличие от ансамблевой игры партия рояля в этом случае имеет подчиненное значение, пианист- концертмейстер сопровождет игру солиста. И все же, как важна его роль! Как нужна солисту чуткая и умная поддержка! А кроме того, в фортепианной партии нередко содержатся развернутые вступления, звучащие еще до того, как запоет певец или заговорит скрипка. А так называемые отыгрыши между куплетами романса, заключения, опять-таки доверенные нередко одному роялю!
Но пианист-концертмейстер не только аккомпанирует солистам в концертах. Он помогает им разучивать свои партии, а для этого ему надо прекрасно знать и музыку, и законы пения или игры на разных инструментах. Ему надо быть к тому же в какой-то степени и педагогом.

Концертмейстеры обычно специализируются в какой-нибудь одной области. Одни работают с солистами — инструменталистами или певцами, другие — с хором, помогая руководителю хора (хормейстеру). Есть концертмейстеры, работающие в оперном театре. Прежде чем певец выйдет к оркестру и начнутся оркестровые репетиции, он разучивает свою партию с концертмейстером. Такой пианист хорошо знает оперную музыку, он находится в постоянном контакте и с дирижером спектакля, и с его постановщиком.
Нужны концертмейстеры и в драматическом театре, и, конечно, в балете. И балетные экзерсисы, и разучивание ролей идут всегда под рояль. Работа концертмейстера балета требует от пианиста специальных знаний, понимания языка хореографии.
Пианисты нужны и в оркестре, где рояль является одним из оркестровых инструментов. Пианист — артист оркестра обычно играет «по совместительству» на челесте, похожей на маленькое пианино, с такими же, как у фортепиано, клавишами, серебристо-хрустальный звук которой звенит подобно колокольчику. Вспомните, как звучит челеста в балете Чайковского «Щелкунчик»!

Для того чтобы воспитать всех специалистов — солиста и ансамблиста, концертмейстера и артиста оркестра, — нужны пианисты-педагоги. Одни работают в музыкальных школах, классах и кружках фортепиано, обучая детей, а также взрослых любителей музыки, ведут занятия в музыкальных училищах, консерваториях, институтах искусств и институтах культуры, где будущие профессионалы получают среднее и высшее музыкальное образование.

Работа педагога увлекательна и трудна. Его задача состоит не только в том, чтобы выучить своих питомцев искусству фортепианной игры. Ему надо уметь распознать способности и склонности ученика, понять, что из одного может вырасти солист, другой станет прекрасным концертмейстером, а из третьего получится учитель фортепианной игры, который в свою очередь будет воспитывать столь необходимую музыкальной культуре пианистическую смену.

Впрочем, педагоги-пианисты занимаются не только с теми, чьей профессией в той или иной форме станет именно фортепианная игра. Без владения фортепиано, этим универсальным инструментом, не обойтись людям практически всех музыкальных или связанных с музыкой специальностей. За роялем обычно сочиняет композитор, работают над партитурой симфонии или оперы дирижер и режиссер. За роялем знакомится с музыкой изучающий ее ученый-теоретик, с помощью рояля разучивает арию певец. Умение играть на фортепиано помогает понять музыку балетному артисту и тому, кто создает балетный спектакль, то есть хореографу. Фортепиано как обязательный предмет входит в учебный план при подготовке музыкантов разных специальностей, а также работников театра.

Итак, мы познакомились с тем, в каких областях находят применение профессионально работающие пианисты. Так обстоит дело сегодня. А в сравнительно недавнем прошлом существовали еще две разновидности этой профессии: тапер и иллюстратор в кино. Ни того, ни другого вы уже не застали. Тапера не застали уже и ваши бабушки и дедушки. Так назывался пианист, которого приглашали на домашние балы и вечеринки играть под танцы. И вот весь вечер тапер играл кадрили, вальсы, польки, мазурки и галопы. Ведь граммофонов и патефонов, тем более радиол и магнитофонов тогда еще не было.

А вот иллюстратора в кино кое-кто из ваших бабушек и дедушек застать мог. Когда кино было еще немым, пианист, сидя подле экрана, сопровождал своей игрой происходившие в фильме события, музыкально иллюстрируя их. Он мог пользоваться при этом уже «готовой» музыкой, но чаще импровизировал, то есть придумывал на ходу свою. Подобно тому как широкое распространение звукозаписи музыки сделало ненужным тапера, переход от немого кино к звуковому вычеркнул специальность киноиллюстратора из списка профессий пианиста.

Источник

Пианист

ка) — музыкант, исполнитель на фортепиано. Профессиональные пианисты могут выступать как самостоятельные исполнители, играть в сопровождении оркестра или ансамбля, аккомпанировать одному или нескольким музыкантам.

Обычно пианисты начинают обучение игре на инструменте ещё в раннем возрасте, некоторые садятся за рояль уже в три года, в результате чего в более зрелом возрасте развивается «широкая ладонь», т.е. более развитые кисти рук с увеличенной растяжкой пальцев, из-за чего кажется, что ладонь у пианиста больше. «Широкая ладонь» и узкие длинные пальцы также считаются одним из признаков хорошего пианиста. Многие знаменитые композиторы были одновременно и талантливыми пианистами. Например, Франц Петер Шуберт, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Иоганн Брамс, Фредерик Шопен, Шарль Валантен Алькан, Роберт Шуман, Сергей Рахманинов и другие композиторы были виртуозами фортепианной игры. Большинство пианистов специализируется на музыке определённых композиторов или определённых времён. Однако репертуар многих пианистов не ограничивается лишь классической музыкой, а включает произведения таких стилей, как джаз, блюз, рок, популярная музыка.

В искусстве

  • «Легенда о пианисте» (итал. La leggenda del pianista sull’oceano ) — фильм Джузеппе Торнаторе (1998)
  • «Пианист» (англ.The Pianist ) — фильм Романа Полански (2002)
  • «Пианистка» (фр.La Pianiste ) — фильм Михаэля Ханеке (2001).

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Пианист» в других словарях:

пианист — См … Словарь синонимов

ПИАНИСТ — (фр. pianiste). Играющий на фортепиано. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПИАНИСТ достигший известного искусства в игре на рояли. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков… … Словарь иностранных слов русского языка

ПИАНИСТ — (The Pianist), Франция, Le Studio Canal+/Interscope Communications, 2003, 148 мин. Драма по воспоминаниям Владислава Шпильмана. Вторая Мировая война. Главный герой, еврей, польский пианист попадает в гетто Варшавы и разделяет со всеми страдания,… … Энциклопедия кино

пианист — а, м. ПЬЯНИСТ а, м. pianiste m. 1. Музыкант, играющий на клавишно струнном инструменте (пианино, фортепиано, рояле). БАС 1. Пиано не имеет почти другого сходства с органом, как только по клавиру, на коем действуют пальцами, и качества хорошего… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

пианист — ПИАНИСТ, клавишник, устар. фортепьянист … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ПИАНИСТ — ПИАНИСТ, пианиста, муж. Музыкант, занимающийся игрой на рояле, как профессией. Советские пианисты. || Человек, умеющий играть на рояле. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПИАНИСТ — ПИАНИСТ, а, муж. Музыкант, играющий на пианино, рояле. | жен. пианистка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

пианист — ПИАНИСТ, а, м Музыкант, играющий на пианино. // ж пианистка, и, мн род. ток, дат. ткам. В глубине гостиной великолепный пианист Саша Бутурлин играл пьесу Рахманинова (В. Акс.) … Толковый словарь русских существительных

Пианист — м. 1. Тот, кто играет на пианино. 2. Музыкант, играющий на клавишно струнном инструменте (пианино, фортепиано, рояле). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

пианист — пианист, пианисты, пианиста, пианистов, пианисту, пианистам, пианиста, пианистов, пианистом, пианистами, пианисте, пианистах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

пианист

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999 .

Словарь русских синонимов .

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин . 2013 .

Смотреть что такое «пианист» в других словарях:

ПИАНИСТ — (фр. pianiste). Играющий на фортепиано. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПИАНИСТ достигший известного искусства в игре на рояли. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков… … Словарь иностранных слов русского языка

ПИАНИСТ — (The Pianist), Франция, Le Studio Canal+/Interscope Communications, 2003, 148 мин. Драма по воспоминаниям Владислава Шпильмана. Вторая Мировая война. Главный герой, еврей, польский пианист попадает в гетто Варшавы и разделяет со всеми страдания,… … Энциклопедия кино

пианист — а, м. ПЬЯНИСТ а, м. pianiste m. 1. Музыкант, играющий на клавишно струнном инструменте (пианино, фортепиано, рояле). БАС 1. Пиано не имеет почти другого сходства с органом, как только по клавиру, на коем действуют пальцами, и качества хорошего… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

пианист — ПИАНИСТ, клавишник, устар. фортепьянист … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ПИАНИСТ — ПИАНИСТ, пианиста, муж. Музыкант, занимающийся игрой на рояле, как профессией. Советские пианисты. || Человек, умеющий играть на рояле. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПИАНИСТ — ПИАНИСТ, а, муж. Музыкант, играющий на пианино, рояле. | жен. пианистка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Пианист — У этого термина существуют и другие значения, см. Пианист (значения). Пианист ( ка) музыкант, исполнитель на фортепиано. Профессиональные пианисты могут выступать как самостоятельные исполнители, играть в сопровождении оркестра или ансамбля,… … Википедия

пианист — ПИАНИСТ, а, м Музыкант, играющий на пианино. // ж пианистка, и, мн род. ток, дат. ткам. В глубине гостиной великолепный пианист Саша Бутурлин играл пьесу Рахманинова (В. Акс.) … Толковый словарь русских существительных

Пианист — м. 1. Тот, кто играет на пианино. 2. Музыкант, играющий на клавишно струнном инструменте (пианино, фортепиано, рояле). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

пианист — пианист, пианисты, пианиста, пианистов, пианисту, пианистам, пианиста, пианистов, пианистом, пианистами, пианисте, пианистах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

Оцените статью