- Тональность
- Мажорные и минорные тональности.
- Параллельные тональности.
- Энгармонически равные тональности.
- Таблица тональностей
- Буквенное обозначение звуков и тональностей
- Параллельные тональности
- Энгармонически равные тональности
- Смотрите другие статьи этого раздела:
- Как называется тональность если нота ля является 3 ступенью
Тональность
Тональностью называется высотное положение лада*.
*лад-совокупность звуков, которые на основе родства (связей) между ними объединены в систему, имеющую тонику.
Название тональности состоит из двух частей — обозначения тоники и обозначения лада, например:
- До мажор (C-dur)
- Фа ♯ мажор (Fis-dur)
- Ми ♭ мажор (Es-dur)
Для краткости и удобности мажорные тональности можно обозначать тоникой с заглавной буквы, то есть не «до мажор», а «До», не «G-dur», a «G». Минорные тональности, соответственно, обозначаются тоникой с маленькой буквы: ми минор-ми, cis-moll- cis и т.д..
Независимо от того, какой звук взят в качестве тоники, внутреннее строение всех мажорных тональностей всегда одинаково, а именно:
- Устойчивые звуки (I, III, V) составляют вместе мажорное трезвучие (тоническое трезвучие).
- Натуральная гамма состоит из последовательности секунд — две большие, малая, три большие, малая. По другому строение тональности можно запомнить по последовательности тонов и полутонов- два тона, полутон, три тона, полутон.
- Из шести тяготений неустойчивых звуков — два на малую секунду (VII-I, IV-III) , а остальные — на большую(II-I, VI-V, II-III, IV-V).
Для создания таких соотношений во всех тональностях мажора, кроме тональности До, требуется то или иное количество измененных ступеней, т. е. такое же количество знаков альтерации:
3наки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности натурального мажора, выносятся к ключу, стоящему в начале нотного стана. Такие знаки, как известно, называются ключевыми.Ключевые знаки всегда однородны, только диезы или только бемоли. В связи с этим тональности разделяются на диезные и бемольные. Диезы и бемоли при ключе всегда пишутся в определенном порядке*. Число ключевых знаков практически не бывает больше семи. При этом и семь знаков в ключе встречаются редко.
*порядок всех диезов: фа♯, до♯, соль♯, ре♯, ля♯, ми♯, си♯.Например, в тональности ля мажор- 3 диеза, поэтому ключевые знаки будут писаться в порядке фа♯, до♯, соль♯.
Порядок бемолей выглядит с точностью наоборот: си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭, до♭, фа♭. Например, в тональности ми♭ минор- 3 бемоля, и ключевые знаки будут написаны в порядке си♭, ми♭, ля♭.
Мажорные и минорные тональности.
Как известно, существует 15 употребительных тональностей мажорного лада. В соответствии с параллелизмом мажора и минора есть также 15 одинаково построенных тональностей минорного лада.
Тональности мажора:
Минорные тональности:
Параллельные тональности.
Параллельные тональности- это мажорная и минорная тональность, которые имеют в натуральном виде одинаковый звуковой состав, одинаковые ключевые знаки, но разные тоники.
Параллельные тональности находятся друг от друга на расстоянии малой терции (расстояние измеряется от тоники до тоники):
Для удобства нахождения ключевых знаков той или иной тональности можно пользоваться кварто-квинтовым кругом ( в левую сторону тональности расположены по квартам, в право- по квинтам):
Энгармонически равные тональности.
Сначала стоит вспомнить что такое энгармонизм. Энгармонизмом или энгармоническим равенством называется равенство звуков по высоте при различном их значении и написании. Проще говоря это обозначение одного и того же звука разными названиями. Например, фа диез = соль бемоль, также фа диез= ми дубль диез.
При энгармоническом равенстве диезные тональности заменяются бемольными и, наоборот, бемольные тональности — диезными. Сумма ключевых знаков энгармонически равных тональностей равна 12 :
- Си мажор (5♯) = До ♭ мажору (7♭) (7+5=12)
- Фа ♯ мажор (6♯) = Соль ♭ мажору (6♭) (6+6=12)
- До ♯ мажор (7♯) = Ре ♭ мажору (5♭) (7+5=12)
Поэтому для определения количества знаков данной тональности нужно вычесть из 12 число знаков той тональности, которая ей энгармонически равна (12-5=7, 12-6=6‚ 12-7=5).
Источник
Таблица тональностей
Буквенное обозначение звуков и тональностей
Мажорные тональности
До мажор — С-dur | Фа мажор — F-dur |
Ре мажор — D-dur | Си бемоль мажор — B-dur |
Ля мажор — A-dur | Ми бемоль мажор — Es-dur |
Ми мажор — E-dur | Ля бемоль мажор — As-dur |
Си мажор — H-dur | Ре бемоль мажор — Des-dur |
Фа# мажор — Fis-dur | Соль бемоль мажор — Ges-dur |
До# мажор — Cis-dur | До бемоль мажор — Ces-dur |
Соль мажор — G-dur |
Минорные тональности
ля минор — a-moll | соль минор — g-moll |
си минор — h-moll | до минор — c-moll |
фа# минор — fis-moll | фа минор — f-moll |
до# минор — cis-moll | си бемоль минор — b-moll |
соль# минор — gis-moll | ми бемоль минор — es-moll |
ре# минор — dis-moll | ля бемоль минор — as-moll |
ля# минор — ais-moll | ми минор — e-moll |
ре минор — d-moll |
Параллельные тональности
Энгармонически равные тональности
Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.
Энгармонически равные мажорные тональности:
Энгармонически равные минорные тональности:
Смотрите другие статьи этого раздела:
29.03.2015 в 14:02 олег высказался:
Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!
05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:
Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.
21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:
В таблице пропущены тональности — G-dur и e-moll
21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:
19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:
Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?
19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:
Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше — 5 диезов.
Написания такой статьи в ближайших планах нет.
30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:
Я нечаянно в имени написал свой вопрос.
25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:
Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.
08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:
ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.
К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.
02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:
G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно
09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:
Спасибо! Очень полезная статья, сохранила👏🏻👍🏻
16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:
Какие знаки в Фа бемоль миноре?
21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:
21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:
21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:
Разберём тональность фа бемоль минор. Итак, в тональности фа минор — 4 бемоля, а в фа бемоль миноре на 7 бемолей больше, то есть 4+7=11b. Кто-то может сказать, что такое не может быть. Отвечаю — может!! В фа бемоль миноре 4 дубль-бемоля: это -сиbb, миbb, ляbb и реbb. А также сольb, доb и фаb.
22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:
Тональности с большим (более шести) количеством ключевых знаков можно заменить на тональность с меньшим количеством знаков. Главное, чтобы сумма исходных и заменённых знаков равнялась 12-ти, а также чтобы они были противоположными. Например если у вас 8 бемолей, то делаем: 12-8b= 4# (фа бемоль мажор 8b. А ми мажор — 4#). Такие тональности называются энгармонически равными, то есть равными по звучанию. Но по названию и по записи нот (гаммы) — они разные.
05.10.2019 в 21:17 Макс высказался:
По моей информации нота си обозначается латинской буквой H, а не буквой B. Буквой B по моей информации обозначается нота сиb, но не си.
09.01.2020 в 00:36 Василий высказался:
скажите строй А moll подходит для романтической музыки?
23.01.2020 в 11:51 Женек высказался:
какие ноты идут в тональностях? ничего не написано, названия я и сам знаю
04.04.2020 в 17:52 илия высказался:
07.04.2020 в 21:50 Юлия высказался:
Подскажите, пожалуйста, родственные тональности для ми минор
05.05.2020 в 09:55 Ксения высказался:
всё что НЕ НАДО-есть ,а всё что НАДО- НЕТ .
23.03.2021 в 00:27 Симона высказался:
Спасибо за материал и за такой замечательный сайт в целом!
17.04.2021 в 15:58 Кишал высказался:
Мне очень понравелось.
Я ис Украини ,, Кучер Кишал Дмитревна»
Мне ооооооооочень понравилось . Иииии я певица , меня почти все знают . Мне 12 лет. Леси будут ошипки сори. Ви мне очень помогли с теорияи. Спасибо за понимание ))
Источник
Как называется тональность если нота ля является 3 ступенью
Ответы: 1. D major 2. As major 3. C major
- Cis minor 2. B minor 3. E minor
Кварто-квинтовый круг
Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.
Главные трезвучия в тональности
Начнем с того, что такое мажорное и минорное трезвучие, и как они строятся. Вне зависимости от наклонения трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б 5 3, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М 5 3, и состоит из малой и большой терции.
От каждой ноты в тональности можно построить трезвучия.
Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.
Родственные тональности
Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.
Степень родства
Группа
Разница знаков
Какие тональности
S, D и их параллели
S гарм для мажора
Тонально-сти на б.2 ↑↓ и их параллели
Мажор – м2, м3, б3 ↑↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор
Минор – м2, м3, б3 ↑↓ и
Мажор DD на б2↑ и одноименный мажор
Для мажора ↑ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.
Тритонанта и ее параллель
Первая группа разделяется на 3 категории:
- Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
- 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
- Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.
Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:
- 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
- Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
- Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
- Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.
Третья группа делится на 2 группы:
- 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
- Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.
В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.
Как изменить тональность в минусовках
Бывает, что тональность либо слишком высокая для голоса, либо слишком низкая. Чтобы музыка красиво звучала необходимо при помощи современных технологий и программ сделать минусовку удобной, то есть транспонировать ее на необходимый интервал ниже или выше. Разберем, как изменить тональность в минусовках или композициях. Работать будем в программе Audacity.
- Открываем программу Audacity
- Кликаем на раздел «Файл». Выбираем «Открыть…»
- Выбираем необходимую аудиозапись
- Сочетанием клавиш CTRL+A выделяем всю дорожку.
- Кликаем на раздел «Эффекты», выбираем «Смена высоты тона…»
- Выставляем число полутонов: при повышении значение выше нуля, при понижении значение меньше нуля. Можно выбрать конкретную тональность.
- Сохраняем полученный результат. Откройте раздел «Файл», выберите «Экспортировать аудио…»
Надеемся, что страница была полезной для прочтения и теперь Вы знаете, что такое тональность, разбираетесь в их видах и можете транспонировать музыкальное произведение при помощи специальной программы. Читайте другие статьи, посвященные музыкальной грамоте, и совершенствуйте собственные знания.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Источник