Как называется восьмая нота

Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото

Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.

Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.

Читайте также:  Бабушкины воспоминания ноты для фортепиано

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Не интересно 10

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом . Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта 4 ступени

Квинта 5 ступеней

Секста 6 ступеней

Септима 7 ступеней

Октава 8 ступеней

Источник

Восьмая нота (музыка)

Длительность в музыке — продолжительность звука или паузы. Длительности могут быть как относительными (выражают ритмические соотношения), так и абсолютными (измеряются в единицах времени) [1] .

Содержание

Основные сведения

Длительность — одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. п.) и связана с показателем BPM. В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков; сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей, выражающихся прежде всего в ритме и метре.

Названия и обозначения

Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (например, секунда и т. д.), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. В приведённой ниже таблице каждый символ точно в два раза больше по длительности символа под ним.

Нота Пауза Русское название Итальянское название Длительность Длительность с точкой Длительность с двумя точками Длительность с тремя точками
Максима (8 целых) Massima 8 <\displaystyle 8> 8 + 4 <\displaystyle 8+4> 8 + 4 + 2 <\displaystyle 8+4+2> 8 + 4 + 2 + 1 <\displaystyle 8+4+2+1>
Лонга (4 целых) Lunga 4 <\displaystyle 4> 4 + 2 <\displaystyle 4+2> 4 + 2 + 1 <\displaystyle 4+2+1> 4 + 2 + 1 + 1 2 <\displaystyle 4+2+1+<\frac <1><2>>>
Бревис (двойная целая) Breve 2 <\displaystyle 2> 2 + 1 <\displaystyle 2+1> 2 + 1 + 1 2 <\displaystyle 2+1+<\frac <1><2>>> 2 + 1 + 1 2 + 1 4 <\displaystyle 2+1+<\frac <1><2>>+<\frac <1><4>>>
Целая Semibreve 1 <\displaystyle 1> 1 + 1 2 <\displaystyle 1+<\frac <1><2>>> 1 + 1 2 + 1 4 <\displaystyle 1+<\frac <1><2>>+<\frac <1><4>>> 1 + 1 2 + 1 4 + 1 8 <\displaystyle 1+<\frac <1><2>>+<\frac <1><4>>+<\frac <1><8>>>
Половинная Minima 1 2 <\displaystyle <\frac <1><2>>> 1 2 + 1 4 <\displaystyle <\frac <1><2>>+<\frac <1><4>>> 1 2 + 1 4 + 1 8 <\displaystyle <\frac <1><2>>+<\frac <1><4>>+<\frac <1><8>>> 1 2 + 1 4 + 1 8 + 1 16 <\displaystyle <\frac <1><2>>+<\frac <1><4>>+<\frac <1><8>>+<\frac <1><16>>>
Четвертная Semiminima 1 4 <\displaystyle <\frac <1><4>>> 1 4 + 1 8 <\displaystyle <\frac <1><4>>+<\frac <1><8>>> 1 4 + 1 8 + 1 16 <\displaystyle <\frac <1><4>>+<\frac <1><8>>+<\frac <1><16>>> 1 4 + 1 8 + 1 16 + 1 32 <\displaystyle <\frac <1><4>>+<\frac <1><8>>+<\frac <1><16>>+<\frac <1><32>>>
Восьмая Croma 1 8 <\displaystyle <\frac <1><8>>> 1 8 + 1 16 <\displaystyle <\frac <1><8>>+<\frac <1><16>>> 1 8 + 1 16 + 1 32 <\displaystyle <\frac <1><8>>+<\frac <1><16>>+<\frac <1><32>>> 1 8 + 1 16 + 1 32 + 1 64 <\displaystyle <\frac <1><8>>+<\frac <1><16>>+<\frac <1><32>>+<\frac <1><64>>>
Шестнадцатая Semicroma 1 16 <\displaystyle <\frac <1><16>>> 1 16 + 1 32 <\displaystyle <\frac <1><16>>+<\frac <1><32>>> 1 16 + 1 32 + 1 64 <\displaystyle <\frac <1><16>>+<\frac <1><32>>+<\frac <1><64>>> 1 16 + 1 32 + 1 64 + 1 128 <\displaystyle <\frac <1><16>>+<\frac <1><32>>+<\frac <1><64>>+<\frac <1><128>>>
Тридцать вторая Biscroma 1 32 <\displaystyle <\frac <1><32>>> 1 32 + 1 64 <\displaystyle <\frac <1><32>>+<\frac <1><64>>> 1 32 + 1 64 + 1 128 <\displaystyle <\frac <1><32>>+<\frac <1><64>>+<\frac <1><128>>> 1 32 + 1 64 + 1 128 + 1 256 <\displaystyle <\frac <1><32>>+<\frac <1><64>>+<\frac <1><128>>+<\frac <1><256>>>
Шестьдесят четвёртая Semibiscroma 1 64 <\displaystyle <\frac <1><64>>> 1 64 + 1 128 <\displaystyle <\frac <1><64>>+<\frac <1><128>>> 1 64 + 1 128 + 1 256 <\displaystyle <\frac <1><64>>+<\frac <1><128>>+<\frac <1><256>>> 1 64 + 1 128 + 1 256 + 1 512 <\displaystyle <\frac <1><64>>+<\frac <1><128>>+<\frac <1><256>>+<\frac <1><512>>>
Сто двадцать восьмая Fusa 1 128 <\displaystyle <\frac <1><128>>> 1 128 + 1 256 <\displaystyle <\frac <1><128>>+<\frac <1><256>>> 1 128 + 1 256 + 1 512 <\displaystyle <\frac <1><128>>+<\frac <1><256>>+<\frac <1><512>>> 1 128 + 1 256 + 1 512 + 1 1024 <\displaystyle <\frac <1><128>>+<\frac <1><256>>+<\frac <1><512>>+<\frac <1><1024>>>
Двести пятьдесят шестая Semifusa 1 256 <\displaystyle <\frac <1><256>>> 1 256 + 1 512 <\displaystyle <\frac <1><256>>+<\frac <1><512>>> 1 256 + 1 512 + 1 1024 <\displaystyle <\frac <1><256>>+<\frac <1><512>>+<\frac <1><1024>>> 1 256 + 1 512 + 1 1024 + 1 2048 <\displaystyle <\frac <1><256>>+<\frac <1><512>>+<\frac <1><1024>>+<\frac <1><2048>>>

Особенности и варианты начертания

Бревис встречается в нескольких вариантах, как показано на рисунке справа.

Иногда длинная нота (lunga) используется для обозначения очень длинных нот бесконечной длительности, до конца произведения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше её, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа от штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (вязками), как показано справа. Восьмые ноты связываются одним ребром, шестнадцатые — двумя, и так далее. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Модификаторы длительности

Длительность ноты может быть увеличена добавлением точки после неё. Эта точка добавляет к длительности ноты длительность следующей «меньшей» ноты, делая её в 1,5 раза длиннее. Две точки добавляют к длительности ноты длительность двух «меньших» нот, делая её в 1,75 раза длиннее. Крайне редко добавляются три точки, делая длительность ноты в 1,875 длиннее.

В некоторых случаях длительность ноты может быть увеличена лигой. Например, половинная нота, слигованная с другой половинной нотой, одинаковой по высоте с первой нотой, фактически равна целой ноте. Такие ноты (одинаковые по высоте и связанные между собой лигой) именуются «залигованными». При такой залиговке вторая и последующие ноты не играются (не поются), а лишь выдерживаются указанное лигами музыкальное время.

В музыке встречаются также особые виды ритмического деления, когда значение ритмических длительностей не совпадает с их «выписанным» значением. К такому делению относятся все так называемые мультиоли — дуоль, триоль, квартоль, квинтоль и т. д.

История

Уже в мензуральной нотации (XIII век) длительность обозначалась различным начертанием нот и пауз. Указания «пропорции» могли увеличивать или уменьшать в определённое число раз собственное значение всех нот.

В тактовой нотации (с XVII века) ноты стали указывать лишь относительную длительность (половину, четверть, восьмую и т. д. от целой ноты), реальное значение которой зависело от темпа.

Ритмическое деление, удлиняющие точки и лиги, триоли, квинтоли и т. д. создают великое многообразие длительностей, способствуют изысканности ритмической палитры в музыке.

В такте временны́е соотношения подчиняются акцентным (по тяжести). Как одно из средств акцентуации длительность может быть заменена другими средствами, что открывает широкий простор агогике.

В музыкальном исполнении реальные длительности отклоняются (иногда очень далеко) от указанных нотами.

Источник

Оцените статью