Как называется японская традиционная гитара

Сямисэн

Сямисэ́н (яп. 三味線 ? , атэдзи; иероглифы означают «три оттенка струн») , также сангэн; устар. сямизен, сямисен [1] ), — японский щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой кото относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Предшественник сямисэна — сансин (яп. 三線 ), на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента саньсянь, произошедшего из центральноазиатских инструментов.

В отличие от Европы, где традиционные старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности — сямисэна, в традиционном японском театре — прежде всего в театре кабуки и бунраку.

Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыканток годзэ, которые появились в начале правления сёгуната Токугава.

Содержание

Разновидности и конструкция

Существуют несколько разновидностей инструмента которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узким грифом называются хосодзао (яп. 細棹 ? ) и используется, в основном, в музыке нагаута (яп. 長唄 ? ) . Инструмент с грифом средней толщины называется тюдзао (яп. 中棹 тю:дзао ? ) и используется в таких музыкальных жанрах как киёмото (яп. 清元 ? ) , токивадзу (яп. 常磐津 ? ) , дзиута (яп. 地唄 ? ) и так далее. На севере Японии, особенно в районе Цугару (западная часть префектуры Аомори) используется отдельная разновидность сямисэна с толстым грифом цугару-дзямисэн (яп. 津軽三味線 ? ) , игра на котором требует особой виртуозности. Цугару-дзямисэн с самым толстым грифом называется футодзао (яп. 太棹 ? ) и используется в театре марионеток дзёрури.

Изготовляется сямисэн из дерева твёрдых пород (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Корпус обтягивается кошачьей (у цугарудзямисэн — собачьей) кожей. Играют на сямисэне большим плектром «бати», который изготовляется из дерева, слоновой кости, панциря черепахи, буйволиного рога, пластика. Бати для нагаута и дзиута — почти правильные треугольники, с очень острыми краями. Цугарудзямисэн предполагает меньший по размерам плектр, более напоминающий лист дерева гинкго. Струны изготавливаются из шёлка, нейлона и тетлона.

Обучение игре на сямисэне в стиле коута (小唄) «короткая песня» входит в программу обучения майко — будущих гейш. Название контрастирует с жанром музыки для бунраку и кабуки — нагаута (長唄) (длинная песня).

Самый известный и самый сложный из стилей исполнения — гидаю, названный в честь Такэмото Гидаю (1651—1714), деятеля кукольного театра бунраку из Осаки. Инструмент и плектр гидаю самые большие, а сам гидаю является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене. Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления гидаю сменяется. С XIX века появились и онна-гидаю, женщины-сказительницы.

Использование в современной музыке

Сямисэн из-за специфического звучания часто используется для усиления «национального» звучания в некоторых японских фильмах и аниме (примерно как в России балалайка). Так, сямисэн звучит в звуковом сопровождении аниме-сериала Naruto, Puni Puni Poemi. Агацума Хиромицу играет в стиле New Age. Его используют представители европейского музыкального авангарда (например, Анри Пуссёр). Довольно популярны композиции в исполнении Братьев Ёсида, сямисэн у них звучит как электрогитара.

Митиро Сато исполняет на сямисэне импровизации, а джазовый пианист Гленн Хориути вставлял в свои композиции фрагменты игры на сямисэне. Гитарист Кевин Кметц возглавляет калифорнийскую группу «Бог сямисэна», в которой играет на цугару-дзямисэне. Братья Ёсида исполняют музыку в традиционном для севера Японии стиле цугару-дзямисэн с добавлением барабанов и синтезаторов.

Источник

Японские музыкальные инструменты — традиционное искусство

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Япония – удивительная страна. Вы наверняка в этом не раз убеждались, когда видели фотографии цветущей сакуры или панорамы Фудзиямы, а может быть даже, когда садились за руль «Тойоты» или покупали новенький телевизор «Сони».

А приходилось ли вам слышать народную музыку японцев? Стоит только бросить взгляд на японские музыкальные инструменты, и понимаешь, что этот народ обладает удивительной фантазией и недюжинным умом.

Статья ниже поведает, какие инструменты использовали японцы для создания музыки. Для того, чтобы не запутаться в их многообразии, мы подготовили картинки с названиями этих диковинных инструментов.

Музыкальные инструменты Японии можно разделить на 3 главных вида:

Последние, в свою очередь, делятся на щипковые и смычковые.

Самый знаменитый

Имя ему – сямисэн. Он считается известнейшим инструментом, практически символом народной музыки и относится к разряду струнных щипковых.

На каркас из дерева плотно натягивают шкурки животных, причем шкурки не простые, а змеиные, кошачьи или собачьи. К каркасу притянуты 3 струны. Длина сямисэна составляет приблизительно метр.

Сямисен

Он появился в Японии примерно в XVI столетии. Тогда для перебирания струн использовали медиатор, но сейчас его заменил плектр.

Особенность игры такова, что если перебирать струны сверху вниз, то плектр заденет еще и шкурку, поэтому звук окажется похожим на барабанный. Если играть плектром снизу вверх, то музыка польется нежнее.

Плектр для Сямисена

Уникальность сямисэна состоит в том, что он способен приобретать широкий диапазон звуков и тембров. Существует три главных способа игры:

  • минье – сопровождение традиционных песен народа;
  • катаримоно – аккомпанемент рассказчику;
  • утамоно – специальный стиль для театра Кабуки.

Сямисэном должны были отлично владеть гейши во времена династии Токугава.

Музыка сямисена завораживает, послушайте сами:

Этот струнный инструмент размером около метра используют при ритуальных церемониях и даже для воспроизведения современных музыкальных шедевров. Это кажется удивительным, ведь появился он 13 столетий тому назад.

Каркас выполнен из тутового дерева и выглядит миндалевидным. Струны обычно изготавливаются из шелка. Перебирают их с использованием плектра.

Бива

Существует несколько видов бивы, каждый из которых различается внешне, по издаваемым звукам и назначению:

  • гакубива – четырехструнная, создает особое музыкальное звучание –гагаку;
  • мособива – четырехструнная, была предназначены для игры ослепшими монахами;
  • хайкэбива – четырехструнная, пятиладная, для аккомпанирования «Сказа о доме Тара»;
  • сацумабива – четырехструнная, четырехладная, с широким диапазоном;
  • тикудзэнбива – четырех- или пятиладная, была распространена в эпоху Мэйдзи.

Так называются все барабаны в Японии. Они мигрировали с корейских и китайских просторов на японский территории на рубеже 3-го и 4-го столетий.

Полностью деревянный каркас с двух сторон обтягивают кожей. Размеры могут варьироваться: одни совсем маленькие, а на других должны барабанить сразу несколько человек.

Дайко

Условно дайко (или тайко) можно разделить на два вида:

  • симэдайко – его звучание можно настраивать с помощью специальных винтиков;
  • бедайко – его конструкция не позволяет менять звук.

Чаще всего Дайко используются в классике, хотя нередко их привлекают для любых других представлений, маршей. Считается, что этот звук повышает дисциплину, координацию, душевный настрой.

Существует разновидность Дайко, которая называется цудзуми. Он имеет маленький размер и форму песочных часов.

Сякухати

Эта бамбуковая дудка. Она была заимствована у китайцев и впоследствии так полюбилась в стране восходящего солнца, что стала народным инструментом.

Ее название указывает на размеры: сяку переводится как «фут», хати означает цифру 8. Восемь футов в переводе на привычную нам меру длины составляет чуть больше полуметра.

Сякухати

Звуки сякухати просты, красивы и располагают спокойному медитативному состоянию. Существует порядка двадцати разных видов японской флейты.

При этом выделяют три главных игровых стиля:

  • тодзан – по имени основателя Накао Тодзана;
  • кинко – как память о придумавшем ее Куросаве Кинко;
  • меан – в честь киотского храма Меандзи.

Японской музыке известен инструмент в виде арфы с помесью гуслей. Он был привезен в страну больше тысячелетия назад и назван кото.

Его можно назвать благородным, потому что на нем играли при дворе императора. Любой уважающий себя представитель аристократии обязан был уметь играть на нем. Для этого игру на инструменте даже включили в программу привилегированных школ.

Кото

Чтобы сыграть на кото, нужно использовать специальные накладки на ногти среднего, указательного и большого пальцев. Для оркестрового выступления использовали большие кото размером до двух метров, и на нем могла быть всего одна струна. Для сольных выступлений выбирался вариант поменьше – метровый, семиструнный.

Хитирик

Еще один духовой инструмент тоже очень похож на маленькую флейту. Он производится из дерева: бамбуковая трубка и внешнее украшение из коры вишни.

Хитирики

Звуковой диапазон соответствует габаритам – лишь октава. Музыка извлекается из специальных дырочек. Кроме того, хитирик оснащен колечком, которое позволяет варьировать тональность и звучание.

Суйкинкуцу

Замыкает семерку самых интересных и оригинальных инструментов Японии совсем уж необычный инструмент. Раньше поиграть на нем могли все желающие, сходив к ближайшему колодцу.

Секрет был прост: в землю на дне колодца зарывали кувшин из керамики, глины или металла, предварительно его перевернув. Дно кувшина имело отверстие, через которую просачивалась вода и выливалась в приятные звуки.

Поющий колодец Суйкинкуцу

Сегодня подобия древних суйкинкуцу более компактны. Насладиться такой мелодией можно в современных скверах, магазинчиках и даже домах.

Заключение

Список поразительных музыкальных инструментов Японии можно продолжать бесконечно: муккури, биндзасара, гэккин, хорагай, коцудзуми. Может быть, вы тоже знаете какие-то? Тогда пишите в комментариях, это будет интересно и нам, и читателям блога.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья — поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Источник

Что такое сямисэн и как можно на нем играть?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Мало кто знаком с таким наиинтереснейшим струнным музыкальным инструментом, как сямисэн. Однако в Японии он с давних времён обладает очень большой популярностью. Именно о том, что собой представляет этот японский музыкальный инструмент, о его истории, разновидностях и особенностях мы поговорим чуть ниже в этой статье.

Что это такое?

Сямисэн – это распространённый японский музыкальный инструмент, длина которого составляет всего лишь около 100 сантиметров. Этот инструмент также часто называют японской лютней.

Однако родом сямисэн далеко не из Японии. Появился он в районе Западной Азии, из которого уже в XIII столетии попал в Китай, после чего – на острова Рюкю, в современности известные как острова Окинава. Только после всех этих путешествий он, пройдя длительный путь и претерпев ряд изменений, уже и явился в Японию. Появление данного музыкального инструмента в этой стране точно датируется 1562 годом. Там он достаточно быстро прижился и получил широкое распространение на территории всей Японии, а также приобрёл уменьшительно-ласкательное наименование – «сями».

Родственником сямисэна является музыкальный инструмент сансин. Он же, в свою очередь, близок такому инструменту, как санцзянь.

Если в современной Европе все старые музыкальные инструменты не являются очень востребованными и обделены вниманием, то в Японии, наоборот, такие национальные инструменты, в число которых входит и сямисэн, горячо обожаемы населением. Этот народ очень чтит свои традиции, свою культуру. А потому любимый всеми сямисэн до сих пор широко используют, особенно часто он звучит в традиционных японских театрах, таких, как, например, Кабуки, Дзёрури и Бунраку, на выступлениях тех или иных коллективов, а также на различных празднествах и фестивалях, которые проводятся в Японии в большом количестве.

Поначалу игру на сямисэне причисляли к низшему искусству. А потому на этом музыкальном инструменте никогда не играли представители аристократии, а только селяне и бродячие музыканты.

Однако со временем всё переменилось. Самую большую популярность данный музыкальный инструмент получил в «золотую эру» японского искусства. Именно таковым является период Эдо, или же эпоха Токугава, – это 1603-1868 годы. Он характеризуется бурным развитием всех направлений искусства: и музыки, и театра, и живописи, и поэзии.

Умением игры на сямисэне должны были обладать без исключения все те, кто проходил программу подготовки майко, то есть учениц гейш. Ввиду этого о таком районе, как «весёлые кварталы» Ёсивара, часто говорили, что это «квартал, где не умолкает сямисэн».

Появляться этот музыкальный инструмент стал и в работах разных японских художников. Его часто стали изображать в руках персонажей на традиционных для Японии ксилогравюрах. Именно в этот период сямисэн стал просто незаменимым атрибутом любого сельского или городского празднества в Японии.

Теперь ознакомимся с тем, как устроен этот японский музыкальный инструмент. Сямисэн представляет собой трёхструнный щипковый инструмент. Для того чтобы вам было проще воспроизвести образ данного музыкального инструмента у себя в голове, представьте лютню с длинной шейкой или же балалайку. В целом, если совсем уж упрощать, то сямисэн – это обыкновенный квадратный барабанчик не самого большого размера, который обладает вытянутым грифом с тремя струнами.

Устройство этого музыкального инструмента достаточно простое. Его корпус состоит из деревянного каркаса, который туго обтянут шкурой какого-либо животного. Наиболее часто для создания сямисэна использовались шкуры змей, а иногда, как бы плохо это ни звучало, и даже кожа таких животных, как кошки или собаки. Корпус этого инструмента обтянут шкурой с двух сторон, к этому добавляется небольшой кусочек кожи, который крепится на переднюю мембрану.

Делается это для того, чтобы обезопасить эту часть от ударов плектра.

Разной толщины струны, коих, как и у привычной для нас балалайки, всего лишь три, располагают между длинными настроечными колками, чем-то напоминающими шпильки, и концом грифа, который находится посередине самой нижней части деревянного корпуса. Сами струны, как правило, производят из таких материалов, как шёлк, нейлон или же тефлон.

Плектр бати, с помощью которого играют на этом музыкальном инструменте, производят, как правило, из древесины, слоновой кости, черепашьего панциря, рога буйвола или же пластика.

Отдельно стоит сказать о том, что представляет собой плектр бати. В целом, это тот же наш медиатор, который по размеру намного больше и имеет форму почти правильного треугольника с заострённым краем. Именно с помощью этого приспособления задаётся требуемый ритм музыки.

Разновидности

Такой японский музыкальный инструмент, как сямисэн, имеет 3 разновидности:

Сравнивая эти инструменты, легко можно провести аналогию с известными большинству альтом, скрипкой и скрипкой-пикколо. Рассмотрим же подробнее каждую из них.

Хосодзао

Эта разновидность сямисэна отличается очень узким грифом. Наиболее часто его используют как аккомпанемент для долгой песни, которая в японской поэзии именуется «нагаута».

Тюдзао

Такой вариант сямисэна обладает более широким грифом. Его достаточно часто используют в камерном жанре музыки Японии, то есть в дзиуте.

Цугару-дзямисэн

Данная разновидность отличается очень толстым грифом, а потому перепутать её с какими-либо другими достаточно сложно. Этот вид сямисэна наиболее часто используется для озвучки японского театра марионеток, то есть дзёрури.

Особенности игры

В XVI столетии в Японии существовало лишь два стиля для игры на таком музыкальном инструменте, как сямисэн – это коута, используемый для недлинных песен, и нагаута, применяемый для более длительных произведений. Однако в нынешнее время существует несколько стилей игры.

  • Ута-моно. Стиль является песенным, именно этот жанр наиболее часто выступает в качестве музыкального сопровождения в вышеупомянутом театре Кабуки.
  • Второй стиль, Катари-моно, относится к сказовым. Он является наиболее традиционным для японского искусства и обычно сопровождается довольно-таки специфическим пением.
  • Последний же стиль – миньё, подразумевает народную песню.

Кроме того, стоит сказать, что на сямисэне в наши дни исполняют не только классику, но и такие партии, которые предназначаются, например, электрогитарам

Звучание сямисэна может показаться несколько специфичным, а потому его наиболее часто используют для усиления основного звучания в ряде японских кинокартин. Примером таковых являются такие аниме, как «Наруто» или же «Пуни Пуни Поэми».

Теперь перейдём к разговору непосредственно о самой игре на таком японском музыкальном инструменте, как сямисэн. Первоначально, когда о нём только-только узнали в Японии, играли на нём с помощью юбикакэ – небольшого медиатора. Это не позволяло раскрыть все возможности данного музыкального инструмента. Однако со временем для игры на сямисэне стали использовать и плектр бати, что позволило полностью реализовать музыкальный потенциал инструмента, так как игра с помощью плектра значительно увеличивала возможности его тембра.

Как правило, для игры на сямисэне плектр бати размещается в правой руке, а звук струн, когда это требуется, тормозят тремя пальцами левой на грифе без ладов. Остальные два пальца, то есть мизинец и большой, при игре обычно не задействуют. Один из самых распространённых приёмов игры на этом японском музыкальном инструменте считается удар плектра бати по мембране и струне, который происходит одновременно.

Однако на тембр игры оказывает влияние не только плектр. Специфику его звучания определяет и то, насколько толстыми являются струны, гриф, мембрана или же другие его части. На это оказывает влияние и то, какой рукой играющий перебирает струны. Так, например, если перебирать струны с помощью левой руки, то звучание будет наиболее изящным.

Изменить тембр данного музыкального инструмента возможно и другими способами, например, меняя длину струн, шейки или того же плектра. Кроме того, можно прибегнуть и к изменению и других их параметров, таких как, например, размер, вес, толщина или же материал. Возможность изменения специфики тембра музыкального инструмента является одной из главных отличительных характеристик сямисэна.

Об этом музыкальном инструменте вы можете посмотреть в следующем видео.

Источник

Читайте также:  Найти ноты для фортепиано до мажор
Оцените статью