- Как назывался старинный музыкальный щипковый инструмент, игрой на котором развлекали гостей на пирах?
- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- Классификация музыкальных инструментов
- Русские народные музыкальные инструменты
- Русская народная музыка (инструменты):
- Балалайка
- Гусли
- Рожок
- Домра
- Русская гармонь
- Бубен
- Дрова
- Свистулька
- Трещотка
- Деревянные ложки
Как назывался старинный музыкальный щипковый инструмент, игрой на котором развлекали гостей на пирах?
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,183
- гуманитарные 33,604
- юридические 17,897
- школьный раздел 604,144
- разное 16,788
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Источник
Классификация музыкальных инструментов
К группе щипковых музыкальных инструментов относятся балалайки, гитары, домры, мандолины, арфы, гусли, бандуры, банджо, чонгури, дутары и др.
Все щипковые инструменты применяются для сольной и оркестровой игры. Наибольшее распространение в нашей стране получили балалайки, гитары, мандолины и домры. Эти инструменты, несмотря на различное внешнее оформление, по своей конструкции имеют много общего.
Все они состоят из трех основных частей: корпуса, шейки с грифом и головки. В инструментах укреплены струны, количество которых, длина и сечение определяют возможную высоту и объем звучания. Струны протягивают над шейкой и одним концом закрепляют в головке, другим — в нижней части корпуса к струнодержателю (кроме гитар, у которых струны закрепляются на подставке).
Корпус всех инструментов деревянный, различной формы и размеров, что оказывает влияние на силу, высоту и тембр звучания. На шейке инструмента укрепляют специальную накладку— гриф, изготовляемую из твердых пород древесины (мореных черного цвета), или из пластических масс. Поперек грифа всех щипковых инструментов на определенных его участках врезают пластинки из латунной или медной проволоки, делящие гриф на лады. Ладовая система всех щипковых инструментов построена одинаково. Расчет расположения ладов производится так, чтобы переход от одного лада к другому вызывал изменение звучания на полтона.
Следовательно струна, прижатая на двенадцатом ладу, будет звучать на 12 полутонов (или шесть тонов, т. е. октаву) выше открытой струны. Порядок изменения высоты звучания одинаков для всех струн инструмента. На втором, пятом, седьмом, десятом и двенадцатом ладах грифа врезаны светлые пластмассовые кружочки, которые облегчают ориентировку во время игры.
В верхней части грифа, где шейка соединяется с головкой, укрепляют твердый брусочек —верхний порожек. Он необходим для того, чтобы струны лежали на некоторой высоте над грифом, не соприкасаясь с латунной проволокой, и равномерно располагались по ширине грифа. У всех инструментов шейку крепят наглухо к корпусу, кроме гитары, у которой ее положение может быть изменено с помощью винта.
В головке инструментов укреплена колковая механика, т. е. устройство, с помощью которого струны закрепляют, подтягивают или отпускают до нужной высоты звучания (при настройке инструмента). Форма головки различна: в виде простой лопаточки у балалайки, гитары или в виде завитка улитки у домбры и др.
Нижний конец струн у всех инструментов крепят к струнодержателю в нижней части корпуса (кроме гитар, у которых струны закрепляют на подставке, расположенной на верхней деке). Струны проходят над подставкой, устанавливаемой на деке. Расстояние от верхнего порожка до подставки принято называть мензурой. Таким образом, мензура — длина рабочей (колеблющейся) части струны, являющаяся одной из технических характеристик инструмента. От мензуры зависит строй удобство игры и все размеры инструмента.
Балалайки, гитары, домры и мандолины имеют двенадцатиступенный равномерно темперированный строй, т. е. позволяют получать звуки хроматической гаммы.
Гитара — один из самых распространенных видов щипковых музыкальных инструментов, пользующийся широкой популярностью среди любителей музыки. Она предназначена как для индивидуального исполнения музыкальных произведений, так и для ансамблей и эстрадных оркестров.
Гитара впервые появилась в XIV в. в Испании, откуда и завезена в Россию во второй половине XVIII века. Различают испанскую, русскую и гавайскую гитары.
Испанская гитара — шестиструнный щипковый инструмент, настраиваемый по квартам. Она распространена во многих странах Европы и в Америке.
Русская гитара — семиструнный щипковый инструмент, имеющий смешанный строй. Звуковые интервалы между свободными натянутыми струнами составляют малую, большую терцию и кварту.
Гавайская гитара — шестиструнный инструмент, у которой звук извлекают медиатором, прижимая при этом струны к грифу металлической пластинкой.
Гитары выпускаются различных размеров и в различном оформлении, но устройство у всех одинаково. Корпус гитары имеет характерную форму восьмерки и составлен из дна, двух гнутых бочков (обечаек) и деки. Для лучшего соединения этих деталей служат вспомогательные части контробечайки, верхний и нижний клецы.
В зависимости от размеров основных узлов семиструнные гитары подразделяют на следующие типы: большие концертные, нормальные (обыкновенные), уменьшенных размеров.
Большие концертные гитары отличаются от нормальных значительно большим размером основных узлов, имеют мензуру длиной 650 мм, окантованные набором жилок дно и деку, инкрустированную розетку, количество ладов—18.
Нормальные гитары, иначе называемые мужскими, имеют длину мензуры от 610 до 620 мм, количество ладов 19. По отделке и внешнему оформлению они бывают нескольких разновидностей (артикулов).
К гитарам уменьшенных размеров относятся терц-гитара, кварт-гитара и квинт-гитара. Соответственно первую настраивают на терцию, вторую — на кварту и третью — на квинту выше нормальной гитары.
В зависимости от внешнего оформления и отделки в действующем прейскуранте выделяют еще гитары повышенного и высшего качества.
Гитары высшего качества изготовляют преимущественно по индивидуальному заказу.
Балалайка является исконно русским музыкальным инструментом. Предназначена она для сольного и оркестрового исполнения музыкальных произведений. Состоит из корпуса треугольной формы, шейки с грифом, головки с колковой механикой, подставки и струн.
Корпус может быть склеен из пяти, шести или семи клепок (деревянных пластин треугольной формы), деки и задинки. По числу клепок различают балалайки пяти-, шести-, семиклепочные и реже десятиклепочные. Дека, представляющая собой деревянный щит, склеенный из отдельных дощечек резонансовой ели, с круглым резонаторным отверстием в верхней части, усиливает звук и придает ему определенный тембр. С нижней стороны деку усиливают поперечными брусками, которые носят название пружин.
Звуковые свойства инструмента зависят прежде всего от качества изготовления деки. Кроме этого, от деки зависит внешний вид балалайки. Деку украшают обычно обкладкой, розеткой, жилками, фигурным панцирем, уголками, изготовленными из цветной фанеры. Задинка служит опорой для деки и закрепления клепок.
Количество ладов в грифе бывает от 14 до 12.
Балалайки имеют три струны, но выпускаются и четырехструнные (первая двойная) и шестиструнные (все струны двойные).
Для сольной игры применяют балалайки прима, для оркестровой — секунда, альт, бас и контрабас. Балалайка прима в зависимости от мензуры (которая может быть от 350 до 450 мм), вида отделки и количества клепок имеет нескольких разновидностей, но все они имеют квартовый строй.
Оркестровые балалайки поставляют в оркестровом комплекте: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Они различаются между собой размерами и настройкой. Звуковой интервал между настроенными первой и остальными двумя струнами (а у балалаек — бас и контрабас — между всеми тремя струнами) составляет кварту.
Оркестровые балалайки могут быть обыкновенные и повышенного качества (отличаются лучшей отделкой). Все балалайки (кроме басовых) имеют навесной фигурный панцирь из клееной фанеры. У басовых балалаек нижний угол корпуса имеет специальную заостренную подставку (шпиль).
Домра — старинный русский народный музыкальный инструмент. Современная домра имеет корпус формы полушара, составленного из семи клепок, и шейку с грифом, как у балалайки.
Домры бывают трех- и четырехструнные, различаются размером и строем. Строй трехструнных домр — квартовый, четырехструнных — квинтовый.
Все домры применяют исключительно в оркестрах. Они одинаковы по форме и отделке, но различны по размерам и настройке. В оркестровый комплект домр входят: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас.
В зависимости от качества применяемых материалов, внешнего оформления и отделки домры изготовляют двух видов: обыкновенного и повышенного качества.
Мандолина — народный четырехструнный музыкальный инструмент, используемый преимущественно в составе оркестров. Все струны парные, настроены с интервалом в квинту.
В зависимости от формы корпуса мандолины подразделяют на овальные, полуовальные и плоские; соответственно они имеют различные тембры: овальные отличаются более мягким тембром, плоские — более резким.
Корпус овальной и полуовальной мандолины составлен из гнутых клепок, количество которых у овальных мандолин от 17 до 33, а у полуовальных — от 7 до 9. Корпус плоской мандолины изготовляют из клееной фанеры. Кроме обычных, выпускают мандолины в оркестровом комплекте: прима, альт (мандола), виолончель (люта) и контрабас. Это преимущественно полуовальные мандолины разных размеров и настройки.
Запасными частями и принадлежностями для щипковых инструментов являются струны для каждого инструмента (отдельные и наборами), колковый механизм (по виду инструментов), струнодержатели, подставки, медиаторы.
К качеству всех щипковых инструментов предъявляются следующие требования. Колковая механика должна обеспечивать плавное натяжение струн и стабильность строя, лады — находиться строго в одной плоскости, их торцевые части — быть хорошо заделаны и зачищены. Не допускаются пятна, царапины и подтеки лака на поверхности инструмента. Настроенный инструмент должен звучать чисто, без дребезжаний струн на всех ладах.
Источник
Русские народные музыкальные инструменты
Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.
Русская народная музыка (инструменты):
Балалайка
Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.
Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.
Гусли
Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.
Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.
Рожок
Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.
Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.
Домра
Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.
Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).
Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).
Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.
Русская гармонь
Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.
Бубен
Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.
На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.
Дрова
Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.
Свистулька
Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.
Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.
Трещотка
Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.
Деревянные ложки
Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.
Источник