Как называют маленькую пианино

Чем отличается пианино от фортепиано

Очень многие люди, недавно познакомившиеся с миром музыки, или вообще ничего о нем не знающие, часто интересуются у профессионалов, в чем разница между пианино и фортепиано, ведь вид у них совершенно одинаковый. Но есть небольшая оговорка, фортепиано — это название целой группы музыкальных инструментов, в число которых входит пианино, и туда же можно отнести рояль, а также пианолу. Разница фортепиановых — в строе, и громкости игры, даже слово piano переводится с итальянского тихо, а слово forte — громко. Но в прямом смысле фортепиано как отдельного музинструмента не существует, это нарицательное название всех клавишных, схожих по звучанию.

Ниже рассмотрим детально, каковы сходные и различные черты клавишных музинструментов, которые люди так часто путают по причине незнания называют неправильно.
В чем разница между пианино и фортепиано

В чем различие фортепиано и пианино? Учитывая все вышесказанное, на этот вопрос можно ответить очень просто: одно понятие более широкое, а второе – более конкретное. Определяющим признаком данной группы инструментов является способ того, как звуки из него извлекаются. Это наличие клавиш, струн, а также молоточков.

В отличие от своих предшественников, у этой группы инструментов чем сильнее рука давит на клавишу, тем громче будет получаться звук. Также из-за особенностей конструкции играть на них можно более быстро, так как молоточки приходят в исходное положение автоматически и довольно быстро.

Теперь картина вырисовывается отчетливее, и стало понятно, как разграничить эти понятия.

Поэтому, если кто-нибудь спросит у вас, «фортепиано и пианино в чем разница», смело говорите, что данный вопрос даже по своей сути некорректен.

Отличия пианино фортепиано и рояля

В чем отличие у пианино и фортепиано, нам уже стало понятно, теперь перейдем к вопросу, чем отличается пианино от фортепиано и рояля по части звучания? Ответ очень прост, рояль имеет в своей конструкции несколько педалей, а точнее три, призванные образовывать эффект расщепленной игры клавиатуры, это придает большую мягкость звучанию. У пианино всего в наличии две педали, нажатие на которые позволяет найти золотую середину в интонации и изменять силу звучания.

Следующее отличие пианино от фортепиано и рояля – в габаритах самого инструмента. Если быть точным в данном вопросе, то следует заметить, что при изготовлении пианино главным образом ставилась единственная задача – компактность и возможность установки в разные помещения. Небольшой компактный размер, полностью закрытый корпус и маленький размер деки не позволяют ему в полной мере соперничать с роялем, звук его разительно отличается от звучания рояля, если брать за сравнение красоту звучания музыки.

Отличие этих музинструментов для человека, давно занимающегося музыкой, не является вопросом, он скажет, где какой, что называется «на голубом глазу».

Но вот для людей малознакомых с музыкальными инструментами, или вовсе людьми, недавно заинтересовавшихся музыкой, это проблема.

Но при первом взгляде даже самый непосвященный человек легко сможет заметить детальные отличия между этими с виду похожими, но совершенно разными инструментами. Отличие состоит в том, что пианино обладает формой в виде прямоугольника и имеет достаточно компактные размеры для музинструментов такого класса, рояль же, напротив, имеет неправильную геометрическую форму, чаще всего исполнен в виде крыла, и имеет достаточно внушительные размеры, а его длина зависит от того, для чего он предназначен, и исполнения. Она может быть от 150 см, и до 4 метров.

Еще отличия

Следующим отличием можно считать перпендикулярно расположенные клавиши, в рояле же струны крепятся на одной плоскости относительно расположения клавиш.

Есть ли еще иные различия пианино рояля фортепиано? На это можно дать ответ, если начать исходить из постановки вопроса о том, каким целям служат различные музыкальные инструменты, понять их предназначение, и их место в иерархии по предпочтению среди кругов творческой среды. Если взять на рассмотрение рояль, то нельзя не заметить, что его используют чаще в больших залах, или концертах, представлениях, его габариты, и форма более эстетичны, и в какой-то мере он выглядит более серьёзно. Пианино же скорее подойдет для начального обучения искусству игры на фортепианных инструментах.

Рояль более представительский инструмент, и имеет внушительный даже по нынешним меркам размер, хотя более 100 лет назад они были еще больше и массивнее своих современных собратьев. Пианино — более скромный вариант из семейства фортепиановых, и идеально подойдет для камерной игры, начального освоения азов музыкального искусства, что касается его размеров, то оно более компактное (если сравнивать с роялями). Таким образом, стало понятно, что похожие на первый взгляд вещи бывают диаметрально противоположными, и порой разительно отличаются друг от друга.

В общем, отличия пианино фортепиано и рояля довольно большие и только человек, занимающийся музыкой на начальном этапе, может спутать эти совершенно разные предметы.

Что в итоге

Давайте подведем итог и выпишем все отличия:

  • фортепиано — общее название клавишных инструментов;
  • вопрос различий в данном контексте некорректен.

В заключение стоит добавить, что новички всегда путают такие внешне похожие предметы искусства, и это естественно приводит к таким вопросам, как «в чем разница у рояля пианино и фортепиано?», «чем отличается пианино от фортепиано».

При глубоком увлечении музыкой у человека появится понимание, в чем состоят главные различия и сходства всех фортепиановых. Каждый человек руководствуется своими критериями и поэтому при выборе музинструмента необходимо руководствоваться не только внешними плюсами (а для некоторых людей те же самые перечисленные плюсы будут минусами, ведь предпочтения у всех различны), но также и «зовом души».

Поэтому не стоит ориентироваться на моду или чужое мнение, выбирайте то, что вам подходит.

Материалы по теме

Как быстро научиться играть на пианино

Овладеть пользующимися популярностью инструментами за считанные недели – это какая-то вещь из области фантастики? Конечно нет! Эта статья поможет разобраться, как быстро начать играть на пианино и синтезаторе.

Обучение пианино для взрослых

Где и как научиться играть на пианино взрослому и можно ли это сделать? Читайте в нашем материале.

Октавы фортепиано

В этой статье мы рассказываем о том как устроено фортепиано, сколько октав в пианино и рояле и как они называются.

Источник

Разве это не одно и то же? В чем разница между роялем, пианино и фортепиано

Если вы не учились в музыкальной школе, то определить разницу между фортепиано, роялем и пианино очень сложно. Почему тот, кто играет на рояле все же пианист, а не роялист? Почему фортепиано есть везде, и где же все- таки этот инструмент? Давайте разбираться по порядку.

Для начала, выдохнем. И рояль, и пианино — это фортепиано. Не очень понятно, согласны? Тогда углубимся чуть-чуть в историю. Фортепиано — это класс клавишно-струнных инструментов. К ним относятся все разновидности инструментов, звук в которых издается путем ударов молоточков, которые соединяются с клавишами, по струнам. Придумал такой интересный механизм еще в XV веке Бартоломео Кристофори. Так как клавесины издавали звуки одной громкости и силы, то ему пришло в голову придумать инструмент, в котором звучание можно регулировать механически. Так появилось фортепиано: форте-громко, пиано- тихо. С тех пор все инструменты, которые обладают подобным механизмом и регулируют звучание относятся к классу фортепианных.

Но у нас еще остался вопрос о рояле и пианино. В чем же их разница. Для начала визуальное отличие: рояль больше и стоит горизонтально, а пианино маленькое и вертикальное. Звук в них, соответственно, издается тоже по-разному. Струны пианино расположены вертикально, оно закрытое, поэтому звук в нем гораздо тише, чем в рояле и не такой насыщенный. В рояле молоточки бьют по горизонтальным струнам, а открытая крышка создает необходимый резонанс, и звук слышен на большую площадь. Также в устройстве молоточков инструменты различаются: молоточки рояля возвращаются на место самостоятельно из-за силы тяжести, а молоточки пианино возвращаются в исходное положение при помощи специальной петли.

Относительно названия “пианист” все тоже несложно. Ведь до появления рояля было только пианино, так название и прижилось. В нем заключено не деление на инструменты, а сохранен сам алгоритм игры. Говорим пианист и сразу понимаем, о ком идет речь. Как видите, особых премудростей в различении нет, теперь можно блистать знаниями и удивлять всех своей музыкальностью.

Источник

Ваш школьник пошел в музыкальную школу играть на фортепиано. Какие недостатки и преимущества фортепиано важно знать при покупке.

Бодрого времени суток, друзья!

Многие школьники мечтают научиться играть на # фортепиано. Я не стала исключением и в свое время закончила музыкальную школу. Моя дочь закончила Детскую школу искусств и тоже умеет играть на фортепиано.

В разных статьях вы можете найти: # пианино, # фортепиано, # рояль.

Слово фортепиано объединяет такие понятия как пианино и рояль. Это так называемый собирательный образ, как например, школа и учебное заведение.

Пианино (итал. Pianino — маленькое фортепиано ) — струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано , в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль .

Пианино мама мне купила сразу же, когда я прошла собеседование в музыкальную школу. Это было акустическое пианино, которое занимало много места в квартире. И отец сначала не одобрял нашу идею. Но со временем свыкся и позже просил сыграть что-нибудь.

Сейчас разнообразие как акустических(механических), так и цифровых инструментов велико.

Так чем руководствоваться при покупке # фортепиано.

  1. Бюджет вашего кошелька;
  2. Габариты помещения, в котором будет учиться играть ваш ребенок;
  3. Требования педагога или музыкальной школы, куда поступил ваш будущий музыкант.

С вашим бюджетом и габаритами вашей квартиры разбираться вам лично. А вот с требованием школы, то есть техническими требованиям к инструменту давайте разбираться.

Первостепенной задачей музыкальной школы научить вашего ребенка правильно играть на инструменте:постановка пальцев и кистей рук, локти должны находиться на правильной высоте. При этом на клавиши необходимо не нажимать, а ударять, стучать по ним, при этом чувствовать сопротивление и упругость клавиш.

Преимущества в том, что клавиши, по которым будет стучать ваш ребенок, имеют молоточковую механику. Настоящее, в классическом понимании, звучание.

Недостаток — большие габариты, однако пианино все-таки меньше классического рояля.

Источник

Небольшой обзор *родственников пианино*.

Спине́т (англ. spinet, фр. epinette, итал. spinetta, от итал. spina — «колючка») — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.

Самые ранние сохранившиеся спинеты происходят из Италии и относятся к началу XVII века. Среди них немало инструментов 5- или 6- угольной формы (с клавиатурой на самой длинной стороне). В Италии были изобретены и крыловидные спинеты того типа, который пользовался особой популярностью в Англии, вытеснив к концу XVII века прямоугольный вёрджинел в качестве самого распространенного инструмента для домашнего музицирования.

Вирджина́л, устар. виргина́л, в современной транскрипции — вёрджинел (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — клавишный струнный музыкальный инструмент, старинная английская разновидность спинета. Английских композиторов XVI—XVII вв., писавших для этого инструмента, именуют вирджиналистами. Важнейшая рукопись нотированной музыки для этого инструмента известна под названием Вирджинальная книга Фицуильяма.

Вирджинал имеет один набор струн и один мануал. В отличие от мюзелара мануал на вирджинале сдвинут влево от центра. В Англии до XVII в. словом virginal (также во мн.ч. virginals) называли любые клавишные инструменты, оснащённые струнами (например, клавесин). В современной терминологии вирджинал — инструмент со струнами, расположенными перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета).

Первое упоминание вирджинала находится в трактате чешского энциклопедиста Павла Пражского «Книга о двадцати искусствах» (около 1463 г.):

Инструмент вирджинал — это разновидность клавикорда, с металлическими струнами, издающими звук как на клавесине. Он обладает 32 хорами струн, которые возбуждаются ударением пальцев по клавишам, и приятно звучит по тонам и полутонам. Девственным (virginale) он называется оттого, что своим нежным и приятным звучанием подобен сладкоголосой деве.

Первое упоминание термина на английском языке относится к 1530 году, когда Генрих VIII купил пять таких инструментов. Первоначально на вирджинале играли, ставя его на стол. Более поздние экземпляры инструмента оснащались собственными ножками. Расцвет популярности вирджинала приходится на вторую половину XVI и первую половину XVII веков. В это время в Англии сложилась так называемая школа вирджиналистов, крупнейшие представители которой — Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Жиль Фарнеби, Томас Томкинс.

Исторически важнейшие сборники вирджинальной музыки, составленные в то время и вскоре после него, — Вирджинальная книга Фицуильяма (содержит 297 пьес; составлена не позднее 1625 года), Книга леди Невел (англ.; 1591 год), сборник «Партения» (англ.; напечатан около 1611 года).

В XVIII веке вирджинал был известен и в Германии. В России до революции для этого инструмента использовался термин «виргинал».

Мюзела́р (фр. muselar от нидерл. muselaar) — небольшой столообразный фламандский клавишный музыкальный инструмент, разновидность вёрджинала. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру), сдвинутый, в отличие от вёрджинала, вправо от центра.

В связи с перемещением клавиатуры защипывание струны на мюзеларе происходит ближе к её середине.

Быстрые репетиции звука при этом затрудняются, поскольку в центре струна имеет наибольшую амплитуду биения, отчего увеличивается время самого щипка, то есть время контакта язычка со струной, поскольку язычку приходится оттягивать струну до крайней точки максимального размаха её колебаний, прежде чем струна сорвётся и придёт в колебание. Некоторые авторы отмечали, что у мюзелара по сравнению с вёрджиналом более глухой тон в нижних регистрах.

Клавико́рд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников хаммерклавира и современного фортепиано.

Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (лат. Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.

Существует две разновидности клавикорда: свободный, с полным набором струн, когда каждой клавише соответствует отдельная струна, и связанный, с редуцированным набором струн, когда тангенты нескольких, чаще всего двух или трёх, клавиш ударяют одну и ту же струну в разных местах.

Устройство связанного клавикорда позволяет существенно уменьшить число струн, однако, делает невозможным одновременное исполнение соответствующих нот. Клавикорды использовались преимущественно для домашнего музицирования, но были и разновидности с несколькими мануалами и педалью, которые использовались органистами для занятий. Размер клавикорда в зависимости от разновидности и диапазона — от небольших инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших с корпусом длиной 1,5 м.

Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII веках, а в начале XIX века окончательно вытесняется фортепиано. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен.

Молоточковое фортепиа́но (нем. Hammerklavier, Hammerclavier, англ. fortepiano[1], фр. piano-forte) — клавишный музыкальный инструмент, старинная разновидность фортепиано.

Термин «молоточковое фортепиано» применяется для различения старинной разновидности фортепиано и современных инструментов (рояля и пианино), хотя конструктивная особенность обоих принципиально одна и та же: как и на обычном фортепиано, по струнам старинного фортепиано ударяют деревянные молоточки, обтянутые войлоком или кожей.

«Камерный» звук молоточкового фортепиано заметно отличается от привычного «концертного» звука современных роялей. Он суше, тише, не столь богат обертонами и не обладает широкой динамической амплитудой. В высоком регистре звук молоточкового фортепиано близок клавесинному. В низком регистре аккорды в тесном расположении на молоточковом фортепиано звучат не столь густо и «жирно», их структура прослушивается лучше.

Лютневый клавесин, также ла́утенверк, лютневый клавир, теорба-клавесин (итал. arpicordo leutato, нем. Lautenklavier, Lautenwerck, Theorbenflügel, англ. lute-harpsichord) — музыкальный инструмент, разновидность клавесина с жильными струнами, распространённая в эпоху барокко. Звук инструмента напоминает звук лютни (отсюда название).

Лютневый клавесин мог быть одномануальным, либо иметь несколько (два, реже три) мануала. Корпус напоминал раковину (как у лютни). Жильные струны предназначались для среднего и верхнего регистров (как у лютни или арфы). В отличие от клавесина струны защипывались значительно дальше от нижнего порожка, что давало гораздо более мягкую атаку звука.

Исторические экземпляры лютневого клавесина не сохранились. Предполагается, что именно его имел в виду немецкий теоретик Себастьян Вирдунг под инструментом, описанным им под названием harpventif («Musica getutscht», 1511); по другой точке зрения, Вирдунг описывал «арфовый» клавесин, т.е. клавишный инструмент, имитировавший звучание арфы.

Лютневый клавесин под названием arpicordo leutato описал в пособии для органистов «Звучащий орган» («L’organo suonarino», 2-я ред., 1611) итальянец Адриано Банкьери. По-видимому, лютневый клавесин во времена Банкьери был весьма распространён, так как автор на страницах трактата предложил новую басовую модификацию инструмента (для игры basso continuo). Эту модификацию он назвал arpitarrone, от сочетания слов arpicordo (клавесин) и chitarronе (китаррон, басовая разновидность лютни).

В Германии XVIII века лютневые клавесины различной конструкции изготавливали Иоганн Кристоф Фляйшер (обозначал его как «теорба-клавир», Theorbenflügel), Захария Хильдебрандт, Иоганн Николаус Бах. Якоб Адлунг посвятил лютневому клавесину главу своего трактата «Musica mechanica organoedi» (часть II, 1768). Он описывал Lautenwerk как «красивейший из всех клавишных инструментов после органа. инструмент близок лютне не только по тембру, но и по диапазону и по изяществу звучания». Единственный недостаток лаутенверка заключался в отсутствии динамической палитры — оттенков громкости, которые доступны обычной лютне.

Челе́ста (итал. celesta от celeste «небесный») — клавишный металлофон, внешне и по механике напоминающий пианино. Ударный музыкальный инструмент, звучащим телом которого являются стальные пластинки. Один из наиболее популярных дополнительных инструментов симфонического оркестра.

Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Диапазон челесты ― от c1 (до первой октавы) до c5 (до пятой октавы).

Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона.

В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеcта».

Тангентенфлюгель (нем. Tangentenflügel) — клавишный музыкальный инструмент второй половины XVIII века, сочетавший в себе черты клавесина и фортепиано; непосредственный предшественник хаммерклавира. Был изобретён в 1750-е гг. Францем Якобом Шпетом, наладившим производство инструмента в Регенсбурге (фирма Späth & Schmahl, совместно с Кристофом Фридрихом Шмалем).

Аналогичные инструменты производились и в других странах, часто из готовых клавесинов (путём замены механики). По характеру звука тангентенфлюгель напоминает скорее фортепиано в верхних регистрах и ближе к клавесину в нижних.

Считается, что специально для тангентенфлюгеля предназначен ряд клавирных сочинений Карла Филиппа Эммануэля Баха. О своей симпатии к «шпетовскому клавиру» (нем. spättische Clavier) говорит в письме 1777 года Вольфганг Амадей Моцарт, хотя и в контексте своих изменившихся предпочтений (в направлении инструментов работы Иоганна Андреаса Штайна, то есть собственно фортепиано). К концу XVIII века тангентенфлюгель был совершенно вытеснен фортепиано.

Орфотонофониум Артура фон Эттингена.

Courtesy of the Sciense Museum, London. Пэм Флюк (Солтэйр, Англия) у клавиатуры энгармонической фисгармонии Р. Х. М. Бозанкета

Индийская фисгармония (Гармоника).

Ро́дес-пиа́но (часто «Ро́дес», «Фе́ндер-Ро́дес»; англ. Rhodes piano; Fender Rhodes) — электромеханический музыкальный инструмент. Один из знаковых инструментов джаза, поп- и рок-музыки 1960—1970-х годов, сохраняющий популярность до настоящего времени. В отличие от других электрических фортепиано, где источником звука является струна или металлический язычок (англ. reed), источник звука в фортепиано Родеса — металлическая пластина (англ. tine — зубец), подобная камертону.

Источник

Оцените статью