Как называются детали укулеле

Как называются детали укулеле

Вы можете играть на укулеле и не зная названия частей укулеле, но черт возьми, несколько новых слов вам не помешают!

Корпус — основная часть инструмента, которая отвечает за звук и за удобство! Очень важно из какого материала сделан корпус, если вас волнует, как будет звучать ваш инструмент! В зависимости от породы древесины, маленькая гитара выдает выдает совершенно разные особые звуки. Профессиональные музыканты выбирают в зависимости от использования гитары, думаю более подробно сможете прочитать на вики!

Розетка — тут немного проще, отверстие, которое усиливает звук, может иметь разный вид на инструменте, обычно это просто круглый вырез, но может иметь несколько небольших круглых вырезов или вообще f образный вырез, как на скрипке!

Бридж — или другими словами, струнодержатель, преспособа, за которую крепятся струны!
Гриф — важная деталь! Не в коем случае не потеряйте! )) Отвечает за саму игру на инструменте, важно, чтобы на грифе не было никаких дефектов! При покупке обязательно просмотреть и прощупать!
Колки — с помощью колок, инструмент можно и нужно настраивать, а на укулеле это нужно делать довольно часто.

Подробный самоучитель

Если вы хотите более подробно пройтись по всем пунктам игры на укулеле, вы можете воспользоваться подробным самоучителем!

Источник

Укулеле

Одна из главных достопримечательностей Гавайев – маленькая, забавно выглядящая гитара. Несмотря на игрушечный вид, музыкальный инструмент с чудным названием укулеле пользуется популярностью у известных и начинающих музыкантов. Он компактный, легкий в освоении, а его яркое, жизнерадостное, романтичное звучание напоминает о тропических тихоокеанских островах.

Читайте также:  Кольцо с музыкальными нотами

Что такое укулеле

Так называется род гитары – струнный щипковый инструмент с 4-мя струнами. Основное применение – музыкальное сопровождение вокала и сольная игра.

Звучание укулеле идеально подходит для исполнения народных гавайских песен, джазовых и фолковых композиций, музыки в стиле кантри и рэгги.

История укулеле

История происхождения маленькой гитары короткая, но оригинальный инструмент за относительно недолгий период существования успел полюбиться музыкантам. Укулеле считают гавайским изобретением, хотя в действительности за его возникновение следует поблагодарить португальцев.

Предположительно в 1875 году четыре португальца, мечтая построить лучшую жизнь, иммигрировали на Гавайские острова. Приятели – Хосе Санто, Аугусто Диас, Жоао Фернандес, Мануэль Нуньес – взяли с собой португальскую 5-струнную гитару – брагинью, которая стала основой для создания укулеле.

В эмиграции приятели занялись производством деревянной мебели. Однако производимая продукция местному населению не понравилась, и португальцы, чтобы не обанкротиться, стали делать музыкальные инструменты. Они экспериментировали над формой и звучанием португальской гитары, в результате на свет появилась миниатюрная разновидность с сочным и живым звуком. Уменьшилось количество струн – теперь их было четыре, а не пять.

Гавайцы холодно приняли изобретение португальцев. Но их отношение изменилось, когда на одном из национальных празднеств на маленькой гитаре решил сыграть гавайский король Давид Калакауа. Правитель влюбился в чудный инструмент, приказал сделать его частью гавайского национального оркестра.

Название инструмента гавайского происхождения. Слово «укулеле» переводится как «скачущая блоха», а если разбить его на две части – «уку» и «леле», то получается фраза «пришедшая благодарность».

Есть три предположения, почему гавайская гитара стала так называться:

  1. Гавайцам, впервые увидевшим гитару, показалось, что бегающие по струнам пальцы гитариста напоминают скачущих блох.
  2. Королевским камергером на Гавайях был англичанин Эдвард Первис – низкорослый, шустрый и непоседливый человек. Играя на маленькой гитаре, он забавно юлил и паясничал, и его прозвали укулеле.
  3. Гавайская королева Лидия Камакаэа Паки назвала «пришедшей благодарностью» дар, преподнесенный четырьмя португальцами-эмигрантами гавайскому народу.

Выпускаются укулеле разных форм и габаритов. Инструмент может выглядеть как миниатюрная копия классической гитары, также мастера создают круглые, овальные изделия, напоминающие формой тыковки и ананасы, и даже квадратные.

От величины инструмента зависит звучание. На более крупном экземпляре можно сыграть ноты ниже. По размерам укулеле делятся на несколько видов:

  1. Сопрано – самая востребованная разновидность. Классическая гавайская гитара с 12-14 ладами.
  2. Концертный тип – чуть крупнее и зычнее сопранового. Ладов тоже 12-14.
  3. Тенор – популярный вариант, появившийся в продаже в 1920-е годы, с густым, бархатным звучанием, множеством оттенков. Ладов 15-20.
  4. Баритон – еще один популярный вид, который начали продавать в 1940-е. Издает более глубокий, насыщенный, зычный звук. Ладов, как у теноровой гитары, 15-20.
  5. Менее распространенные варианты, появившиеся позже 2007-го года, – бас, контрабас и пикколо.

Существует вариация укулеле с двойными струнами. Каждая струна скреплена со второй, настроенной на унисонное звучание.

Как звучит укулеле

Гавайская гитара звучит легко, ярко, ее звуки излучают энергию и оптимизм, навевают воспоминания о солнечном архипелаге в Тихом океане, о пестрых букетах гавайских цветов.

Отрытое струнное звучание называется строем. Подбирают такой строй, чтобы извлечение наиболее применяемых аккордов было удобным. Строй укулеле нетипичен для гитары, его характеристика приведена ниже.

Стандартный строй укулеле – сопрановый. Название струн следующее:

Струнный перебор идет от четверки к единице (сверху вниз). Настройка струн до-ми-ля (C-E-A), как для классической гитары, то есть начало – высокая нота, конец – низкая. Струна соль (G) должна звучать более высоко по сравнению со второй и третьей, поскольку принадлежит октаве, к которой относятся 3 другие ноты.

Достоинство такого строя – возможность играть те же мелодии, что доступны для игры на классической гитаре, начиная с 5-го лада. Музыкантам, привыкшим к гитарной игре, музицирование на укулеле сначала может показаться неудобным. Но привыкание наступает быстро. Извлечение отдельных аккордов доступно одним или двумя пальцами.

Укороченный гриф укулеле делает возможным свободную перестройку инструмента в желаемый строй. Есть возможность сделать стандартный гитарный строй, при котором звучание будет соответствовать первой четверке струн классической гитары. То есть получается:

Для укулеле применяется техника игры перебором и боем. Щипают и ударяют по струнам либо пальцами правой руки, либо медиатором.

Строение

Строение укулеле практически аналогично строению гитары. Гавайская гитара должна состоять из:

  • деревянного, пустого внутри корпуса со струнодержателем и круглым отверстием в передней деке;
  • грифа – длинной деревянной пластины, вдоль которой протянуты струны;
  • накладки поверх грифа;
  • ладов – сегментов накладки, разграниченных металлическими выступами (расположением ладов для каждой из 4-х струн определяется порядок нот);
  • головки – конечной части грифа с колками;
  • струн (обычно изготавливаемых из нейлона).

Укулеле изготавливают из акациевой, кленовой, ясеневой, ореховой, еловой, палисандровой древесины. Более дешевые экземпляры создают из пластика, но такие аналоги могут не в лучшую сторону отличаться от деревянных оригиналов звучанием. Гриф вытачивают из цельной пластины, причем используют древесину твердых пород. Гитарную стойку делают пластиковую или деревянную.

Размеры инструмента

Разница в размерах гавайских гитар разного звучания:

  • сопрановая – 53 см;
  • концертная – 58 см;
  • теноровая – 66 см;
  • баритоновая и басовая – 76 см.

Самый большой экземпляр укулеле, в длину составляющий 3 м 99 см, создал американец Лоуренс Стамп. Изделие, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса, рабочее, на нем можно играть.

Известные исполнители

Укулеле давно перестал быть местным гавайским инструментом, теперь это популярная и по достоинству оцененная музыкантами гитара. Многие именитые гитаристы полюбили миниатюрный инструмент, использовали его на концертах, тем самым поспособствовав его популяризации.

Самый знаменитый музыкант, играющий на укулеле, – гавайский гитарист Израэль Каанои Камакавивооле. Он увлекся гитарной музыкой с ранних детских лет, на Гавайских островах он большая знаменитость, народ с любовью называет его «нежный великан».

Еще местными звездами гавайцы считают исполнителей Эдди Камае и Гэбби Пахинуи, создавших музыкальную группу «The Sons of Hawaii». Они делают патриотичную и воодушевляющую гитарную музыку с включением национальных мотивов.

Из больших почитателей укулеле следует назвать:

  • джазового музыканта Лайла Ритца;
  • английского комического актера и певца Джорджа Формби;
  • американского гитариста Роя Смека;
  • американского актера Клиффа Эдвардса;
  • музыканта-путешественника Роки Леона;
  • виртуозного гитариста Джейка Шимабукуро;
  • канадского музыканта Джеймса Хилла, специализирующегося на техно-музыке.

Укулеле – чудесный инструмент, ставший популярным не только за яркое и позитивное звучание, но и за компактность. Его можно захватить в путешествие, в гости, на мероприятие – везде игрой на гавайской гитаре музыкант создает праздничное настроение.

Источник

Виды укулеле — сопрано, концерт, тенор — чем отличаются и что лучше?

Укулеле сопрано, концерт или тенор? Что выбрать?
Давайте разберемся чем эти размеры укулеле отличаются друг от друга?

Размер

Конечно же размер) Исходя из этого параметра уже можно для себя определиться что вы хотите. Сопрано в длину 55см, концерт 62, тенор, 67. Эти размеры примерные и они могут отличаться в зависимости от бренда.

Но помимо длины есть еще и объем, глубина.

Сопрано удобно таскать с собой куда угодно, концерт — эдакая золотая середина, а тенор конечно уже великоват для походов, хотя если вспомнить про обычную гитару, то тенор покажется маленьким.

Возможности игры

У сопрано, самый короткий гриф. Как правило 12 ладов, бывает и до 17 ладов но они все равно расположены неудобно для пальцев и как правило дальше 12 лада на сопрано никто не играет. Да и звука на тех ладах уже почти нет, т.к. на сопрано короткая мензура. Кстати, мензура — это рабочий отрезок струны, расстояние от порожка до порожка.

На сопрано мензура рассчитывается, так, что крепление грифа к корпусу получается ровно по 12 ладу. Расстояние между ладами и струнами довольно небольшое и надо иметь ввиду, что если сопрано покупается взрослому дяде с большими руками, то есть шанс, что ему будет неудобно зажимать аккорды, например он будет зажимать одним пальцем сразу две струны) Ну а детям, подросткам и женским ручками такое не грозит)

К тому же, маленькое расстояние между ладами, дает интересные возможности, например можно большими растяжками пальцев во время игры дотянуться легко до 8 или 9 лада) чего точно не сделаешь на теноре.

Еще могу сказать по опыту, обычно на сопрано проще зажимать аккорды. Вот если сравнить все три размера, то покажется что на теноре струны как-будто сильнее натянуты. И зажимать аккорды на нем сложнее. На концерте похожая ситуация, а вот на сопрано струны как будто слабее и прожать их легче. Может взрослым это не так важно, сил хватит, а вот для детей это очень актуально.

На сопрано как правило сложно сыграть какую либо замороченную композицию. Точнее можно, но часто в такой музыке используют верхние позиции грифа. А на сопрано это не удобно да и ладов часто не хватает. К тому же, на сопрано, где-то после 7го лада сложно ставить аккорды, т.к. ширина ладов там уже маленькая. И еще там в верхних позициях звук быстро затухает, особенно на дешевых сопранках.

Так что на сопрано чаще играют аккордами и по грифу далеко не залазят. Как правило не далее 5го лада. Если хотите играть что-то большее чем песни под аккорды, присмотритесь к концерту или тенору.

Концерт это что-то среднее между сопранкой и тенором. По звуку его можно отнести больше к тенору, а по размеру к сопрано. Крепление грифа к корпусу всегда по 14му ладу. Ладов как правило 18, хотя встречаются исключения. Дяде с большими руками на концерте играть будет легче. Но конечно смотря какие руки)

За счет более длинного грифа, на концерте удобно играть инструментальные композиции, где необходимо гулять по грифу в верхних позициях.

Тенор еще более удобен для инструментальной игры. Гриф тоже закреплен к корпусу по 14му ладу. Количество ладов как правило такое же как на концерте – 18. Т.е. можно сказать, что тенор это увеличенный концерт. Просто вот взяли концерт и масштабировали до тенора. На теноре будет комфортно большим пальцам) Но зато, растяжку как на сопрано уже не сделаешь) В верхних позициях, тенор как правило звучит лучше остальных размеров. И аккорды там зажимать комфортнее.

Удобство держать в руках (стоя / сидя)

Отдельно бы хотел выделить тему удобства держания укулеле в руках.

Сопрано конечно самая маленькая и легкая. Её удобно держать прижимая к груди правой рукой корпус, а при этом левой поддерживаем гриф и зажимаем аккорды. Однако женщинам такой способ часто не удобен. Понятно почему. Для этого в помощь пригодится укулельный ремень с крючком. Он не полностью держит укулеле, а всего лишь поддерживает её. Но это очень спасает и освобождает одну руку. Т.е мы можем либо спокойно перемещать левую руку по грифу либо расслабить правую. Да и вообще, укулеле можно сместить вверх или вниз отрегулируя ремешок как кому удобно.

Однако, сопрано неудобно держать опирая ее на ноги в позиции сидя. В таком случае единственная удобная позиция – ногу на ногу (левую на правую).

Концерт также удобно держать прижимая к груди. Сидя, опираясь на ноги, концерт держать удобнее чем сопрано, хотя ногу на ногу всеравно удобнее)

А вот Тенор, кому-то покажется большим и тажеловатым чтобы его держать на весу прижимая к груди. Зато сидя опирая его на ноги, играть на нем вполне удобно. Хотя все это конечно индивидуально. Я только даю общие рекомендации чтобы Вам было легче определиться с выбором.

Ну а теперь давайте сравним все три размера укулеле по звуку.

Звук сопрано, я бы охарактеризовал так, как будто звучит маленькая банка. Звучит объемно, но звук в себе, где-то там внутри. Т.е. звук не сильно распространяется, нету широты звука. Представим комнату и в ней звучит сопрано. Так вот звук вокруг неё, он как будто не распространяется по комнате и не отражается от стен.

Концерт звучит мощнее, ярче, объемнее в смысле объема окружающего звука. Иными словами – шире. Это достигается за счет того, что струны по ощущению жестче натянуты. И если взять хорошую укулеле концерт и ударить хорошенько по струнам, звук будет просто бомба.

Тенор, т.к. это увеличенный концерт, по логике звучит еще мощнее и ярче.

На видео, приведенном в начале статьи, Вы можете четко услышать разницу в звучании трех основных размеров укулеле — Сопрано, Концерт и Тенор.

Заключение

Все укулеле звучат по-разному. Каждая индивидуальна. У каждой свой тембр, характер. Конечно, есть зависимость от цены. Чем дороже, тем качественнее звук. Но не факт, что он Вам нужен, тот качественный звук. Мы всегда работали и будем работать, для того, чтобы люди находили СВОЙ инструмент. А для этого не обязательно покупать самую дорогую. Достаточно приехать в магазин, потратить пол часа времени и найти СВОЮ укулеле. Т.е. например если человек ничего не понимает в музыкальных инструментах, то для него скорее всего все укулеле будут звучать почти одинаково. Поэтому покупая себе первый инструмент, надо определить бюджет и выбирать ту, что будет Вам по душе. Но советую выбирать не самую дешевую, т.к. для начинающего музыканта инструмент должен быть удобным. Иначе процесс обучения не будет приносить радость. Параметров при выборе много: как укулеле выглядит, как звучит, какого она размера, насколько удобно её держать в руках, и в конце концов подойдет ли она под тот чехол, на который Вы просто запали)

На этом все, обязательно посмотрите видео в начале статьи, не забывайте ставить лайки :), подписывайтесь на мой канал и напишите в комментариях чтобы вы хотели увидеть в следующих видео.

Всегда с Вами — Антонов Михаил и Укулеле.ру)

Источник

Оцените статью