Как называются украшения нот

Украшение мелодии

Представляем вашему вниманию отрывок из книги Л. Лаблаша «Практический метод пения» о верном исполнении украшений мелодии.

Об украшениях пения

«Есть несколько условных знаков, которые по обыкновению называются украшениями пения. Знаки эти: Апподжиатура или маленькая нота, двойная маленькая нота, группетто, трель. Изложим их по порядку и объясним, как каждое из них исполняется.

Апподжиатура или маленькая нота

Апподжиатура есть маленькая нота поставленная иногда выше, иногда ниже обыкновенной ноты. Когда апподжиатура поставлена сверху, то ее берут на целый тон или на полутон, не изменяя гаммы. Когда же апподжиатура поставлена снизу, то ее берут на расстоянии полутона, даже и тогда, когда для этого должно изменить гамму.
Время продолжения ее равняется обыкновенно половине большой, следующей за нею ноты и берется от этой последней.
Когда апподжиатура стоит перед нотой с точкой, то берет от нее то две трети, то одну треть, это зависит от характера мелодии и частию от аккомпанемента.
Иногда маленькая нота находится на большем расстоянии от большой ноты, в таком случае она всегда бывает подготовлена, т. е. перед ней стоит одинаковая с нею нота.
Итальянское выражение происходящее от Appoggiare (опираться) ясно показывает, каким образом должна исполняться маленькая нота: то есть, ее должно брать сильнее нежели большую ноту, которая за ней следует.

Двойная маленькая нота делается всегда из нот гаммы, идет ли она вверх или вниз:

Время для ее исполнения берется у большой следующей за ней ноты, при чем обе маленькие ноты исполняются легко, а на большую делается ударение. Это украшение употребляется только в пьесах легких.

О группетто

Группетто есть украшение, состоящее из трех звуков, образующих группу то из трех, то из четырех рядом лежащих нот. Оно может делаться вверх или вниз, но только не более, как на протяжении малой терции.

Нижняя нота должна быть на расстоянии полутона от той, на которую поставлено группетто. Вследствие этого группетто иногда ограничивается уменьшенной терцией.
Когда оно состоит из трех нот, то время ее исполнения берется от предшествующей его ноты так, чтобы та нота, к которой относится группетто, была исполнена строго в такт.
Когда группетто состоит из четырех нот, то время для ее исполнения заимствуется также от предшествующей его ноты так, чтобы та нота, к которой относится группетто была исполнена строго в такт.
Когда группетто состоит из четырех нот, то время для ее исполнения заимствуется также от предшествующей его ноты, исключая тех случаев, когда оно поставлено на ноту с точкой.

О трели

Трель обозначается следующим образом:

Исполнение ее заключается в попеременном ударении ноты, над которой она означена и той, которая следует за ней в диатоническом порядке.
Исполнение трели вообще очень трудно; у некоторых лиц впрочем бывает такая к тому способность, что они делают трель совершенно свободно. В этом случае мы советуем им только заботиться об интонации, потому что они легко могут производить или один звук или два слишком близкие звука, что и будет похоже на блеяние, или могут производить два звука на расстоянии увеличенной секунды, последнее также невыносимо для тонкого слуха.
Мы даем тот же совет ученикам, не обладающим этой способностью и прибавим к их утешению, что если им трель дается с большим трудом, но зато они могут более ручаться за ее правильность.
Самое действительное средство к достижению этого состоит в том, чтобы упражняться строго в меру, считая число ударов, которые приходится делать во время продолжения известной ноты. Это упражнение делается сначала медленно, без всякого движения языком и подбородком, причем должно с особым вниманием прислушиваться к интонации обеих нот, которые составляют трель и избегать резкого ударения на нижнюю ноту. Этот недостаток, к которому все по несчастью склонны, вредит преимущественно легкости в трели.
Всякая трель должна иметь заключение, это заключение состоит из одной, двух или трех нот, которые иногда композиторы пишут, но болею частию оставляют не обозначенными.
Трель может начинаться нижней или верхней нотой. «

Источник

Мелизматика — это. Характеристика, особенности, разновидности вокального украшения

Все мы знаем, что такое ювелирные украшения. Притягивающие взгляд, переливающиеся своими гранями, поражающие дизайном и тонкостью работы. А знаете ли вы о не менее красивых украшениях — вокальных? Сегодня мы разберем один из таких образчиков. Поговорим о мелизматике в музыке.

Определение понятия

Термин «мелизматика» произошел от др.-греч. μέλισμα — «песнь», «напев». Распространены также такие однозначные ему понятия:

  • Мелизматическое пение.
  • Мелизматический стиль.
  • Мелизматическая структура.
  • Мелизматический распев.

Мелизматика — это распев текста, при котором на один слог слова приходится четыре и более мелодических звуков. Ранее относился к калофонии.

Использование мелизматики

Данные распевы характерны как для религиозных, так и для светских произведений. Мелизматику в голосе можно услышать в следующих сочинениях:

  • Православие: 11 стихир Евангелия.
  • Католический григорианский хорал: аллилуйи, псалмовые стихи градуалов, трактов, объемных респонсориев, версикулы.
  • Византийская музыка: кондак — считается образцом для всего мелизматического стиля.
  • Колоратура светского барокко и классико-романтической эпохи.
  • Современная западная поп-музыка.

Особенности вокальных мелизмов

В вокале мелизматика — это украшение звука, при котором темп песни не изменяется. Главное отличие такого высокотехничного опевания от силлабической (традиционной) певческой манеры, как мы говорили, в том, что несколько нот приходится на один слог.

Задача мелизматики — это украшение мелодии через придание ей большего очарования, превращение песни в более текучую и искусную. Такой прием характерен и для исполнителей эпохи барокко, и народных певцов (арабский, азербайджанский, армянский фольклор), и современных звезд r’n’b. Послушайте Чечилию Бартоли, Арету Франклин, Тину Кузнецову, Кармен Мокси, Бейонсе, чтобы узнать, что такое мелизматика в пении.

Надо сказать, что этот столь старинный прием очень популярен в современной западной музыке, в частности, в ритм-энд-блюзе, соул. Но вместо традиционной применяется несколько другая терминология:

  • riffs — риффы;
  • loops — витки, петли;
  • runs — разбежки;
  • curls — завитки, локоны.

Техника исполнения

Исполнение мелизмов — это опевание каждой из нот звуком с низким и более высоким тоном. Достигается оно малозаметными и короткими движениями горлом. Таким образом певец исполняет мелизмы на связках, чего невозможно достичь, если он не владеет диафрагматическим дыханием. Поэтому мелизматика — это прием, характерный более для профессиональных исполнителей, нежели новичков: нужен поставленный голос, умение чувствовать ноты, необходимо установить так называемую дыхательную опору. Лишь после всего этого переходят к овладению этим сложным вокальным украшением.

Еще одна особенность мелизматики: прием не удлиняет, а усложняет композицию. От этого звук во время исполнения данной техники должен проходить через гортань певца не задерживаясь, чтобы опевание нот не снизило скорости исполнения песни.

Разновидности мелизмов

Мелизматика — это техника, имеющая несколько подвидов, каждый из которых имеет определенные правила для исполнения композиции, а также свой знак нотной символики. Разновидности приема следующие:

  • Мордент.
  • Трель.
  • Короткий и долгий форшлаг.
  • Группетто.

Давайте узнаем их получше.

Мордент

Мордент — своеобразное дробление ноты, в результате которого она будто бы рассыпается на три звука. Два из них — основные, а третий — вспомогательный, который, вклиниваясь, дробит звучание.

Вспомогательный звук может быть верхним или нижним (как то положено по гамме). Иногда между ним и основным расстояние сжимается до полутона с помощью бемолей и диезов.

Как играть вспомогательный звук, подсказывает знак мордента: если он перечеркнут, то на секунду ниже, если нет — то выше.

Форшлаг

Форшлаг — один или несколько звуков, которые предшествуют украшающему. Может быть коротким и долгим.

Короткий форшлаг в большинстве случаев состоит лишь из одного звука. Обозначение — маленькая 8-ая нота с перечеркнутым штилем. В тех редких случаях, когда коротких форшлагов несколько, они указываются как маленькие 16-ые ноты. Штиль не перечеркивается.

Долгий (длинный) форшлаг — это один звук, который входит в длительность основного, разделяет с ним время на пару. Обозначение — маленькая нота с длительностью в 2 раза меньшей, чем основная.

Группетто

Группетто называют быстрое исполнение последовательной череды нот, опевание вспомогательным верхним и нижним основного звука. Между ними расстояние в секунду, т.к. это соседние клавиши или звуки.

Этот вид мелизма отмечают завитком, напоминающим перевернутую восьмерку бесконечности. Если исполнение должно начинаться с верхнего вспомогательного звука, то завиток тоже начинается сверху, если с нижнего, то, соответственно, символ начинается снизу.

Еще одна черта: когда символ группетто расположен над нотой, то мелизм исполняется во время всей ее длительности; если между нотами, то его длительность — это вторая половина звучания.

Трель

Трель — быстрое чередование двух коротких звуков, один из которых (обычно нижний) — вспомогательный, а второй — основной. Знак этого мелизма — волнистая линия. Ставится она над основным звуком.

Длина трели равна длине ноты, которую выбрали для исполнения мелизма. Когда она начинается со вспомогательного звука, то перед основным обычно ставится маленькая нота.

Мелизматика призвана придать мелодии легкость, узнаваемую своеобразность, некоторую старинную окраску. Прием является довольно искусным: при его исполнении длительность песни не должна увеличиваться, а звучание должно усложняться.

Источник

Как называются украшения нот

В главах данного раздела мы рассмотрим мелодические фигуры, украшающие мелодию. Называются такие фигуры мелизмами.
Что использовать, чтобы украсить мелодию?
Мелизмы исполняются за счёт длительности предыдущих нот, или за счёт нот, которые мелизм украшает. По этой причине длительность мелизма не учитывается в общей длительности такта (т. к. не вносит изменений в общую длительность).
Мелизмы представляют собой вспомогательные звуки, которые, чаще всего, находятся рядом с украшаемой нотой.
Мелизмы бывают следующих видов:

Форшлаг — вид мелизма, представляющий собой один или несколько коротких звуков, стоящих перед основным (украшаемым) звуком. Форшлаг бывает короткий и длинный. Рассмотрим оба вида отдельно.

Короткий форшлаг.
Может состоять из одного или нескольких звуков, исполняемых перед основным звуком. Длительность форшлага включается в длительность звука, находящимся перед основным (украшаемым) звуком. Реже — в длительность украшаемого звука. На этом вопросе остановимся чуть ниже.

Обозначение короткого форшлага.
Если короткий форшлаг состоит из одной ноты, то его обозначение — маленькая восьмая нота с перечёркнутым штилём: Короткий форшлаг. Если короткий форшлаг состоит из нескольких нот, то его обозначают несколькими маленькими шестнадцатыми нотами, штили не перечёркивают.

Рисунок 1. Пример короткого форшлага

Остановимся на вопросе исполнения короткого форшлага. В литературе по данному вопросу можно найти три варианта исполнения:

— за счёт длительности предыдущего звука;
— за счёт длительности украшаемого звука;
— за счёт длительности любого из звуков.

Разница в исполнении описана в первых двух пунктах: либо за счёт предыдущего звука, либо за счёт украшаемого звука. Мы не берёмся утверждать точно, как всё-таки правильно исполняется форшлаг. Со своей стороны мы предлагаем вам самим услышать разницу в исполнении.

Исполнение короткого форшлага за счёт длительности предыдущего звука.


Рисунок 2. Исполнение короткого форшлага, вариант 1

Обратите внимание, что нота короткого форшлага (блок «Исполнено») вынесена в предыдущий такт. В этом примере короткий форшлаг исполнен за счёт длительности предыдущего звука (хоть его и нет).

Исполнение короткого форшлага за счёт длительности основного звука.

Рисунок 3. Исполнение короткого форшлага, вариант 2

Долгий форшлаг.
Ещё называют «длинный форшлаг». Образуется с помощью одного звука и исполняется всегда за счёт основного звука. Обозначается маленькой нотой, но штиль не перечёркивается. Длительность маленькой ноты указывается равной половине длительности основного звука. Исполняется длинный форшлаг в полном соответствии написанным длительностям. Если основная нота указана с точкой, то длительность длинного форшлага составляет 2/3 длительности основного звука, а основной звук исполняется длительностью 1/3 от своей длительности.

Группетто — это вид мелизма заключающийся в быстром исполнении определённой последовательности нот, стоящей из основных и вспомогательных (в данном случае, соседних) звуков.

Обозначение.
Группетто обозначается либо так: , либо так: . Если группетто обозначено знаком , то мелизм начинается с верхней вспомогательной ноты. Если группетто обозначено знаком , то исполнение начинается с нижнего вспомогательного звука.
Если знак группетто стоит над нотой, то мелизм исполняется за счёт длительности этой ноты. Если знак группетто стоит между нотами, что мелизм исполняется за счёт длительности второй половины первой ноты.
Если верхний вспомогательный звук необходимо исполнить, используя случайный знак альтерации, то этот знак ставят над знаком группетто.
Если нижний вспомогательный звук необходимо исполнить, используя случайный знак альтерации, то этот знак ставят под знаком группетто.


Рисунок 1. Пример обозначения и исполнения группетто

Чтобы избежать разночтений, многие композиторы предпочитают прописывать группетто нотами, не сокращая нотную запись выше описанным способом.

Мордент — это вид мелизма, мелодическая фигура которого состоит из трёх звуков:
— Основной (высота звука совпадает с высотой украшаемого звука);
— Вспомогательный (если смотреть на клавиатуре фортепиано, то этот звук находится рядом с украшаемым звуком — справа или слева от него);
— Основной (это украшаемый звук).
По времени мордент играется за счёт украшаемого звука.

Обозначение.
Обозначается мордент следующим образом:
— Если вспомогательный звук играется выше на секунду:
— Если вспомогательный звук играется ниже на сeкунду: (волна перечёркнута вертикальной чертой)


Рисунок 1. В первом такте показано обозначение мордента, а во втором — как нужно его играть.

Ещё пример мордента:


Рисунок 2. В первом такте показано обозначение мордента, а во втором — как нужно его играть.

Трель — вид мелизма, мелодическая фигура которого состоит из двух быстро повторяющихся звуков одинаковой длительности.
Один из звуков — основной (обозначен нотой, над которой стоит знак трели), другой — вспомогательный (как правило, это соседнийверхний звук).

Обозначение.
Знак трели ставится над нотой, обозначающей основной звук трели. Обозначается трель либо так: , либо так: . Длительность звучания трели равна длительности ноты, над которой стоит знак трели.


Рисунок 1. В первом такте указано обозначение трели, а во втором — исполнение.

Иногда в конец трели добавляют нижний вспомогательный звук.


Рисунок 2. В первом такте указано обозначение трели, а во втором — исполнение.

Если у знака трели указан знак альтерации, то вспомогательный звук берётся с учётом этого знака. Трель может начинаться с основного звука (как в наших примерах), а также со вспомогательного звука (как верхнего, так и нижнего). В этом случае перед трелью указывают маленькую ноту, обозначающую дополнительный звук:


Рисунок 3. В первом такте указано обозначение трели, а во втором — исполнение.

В заключение добавим, что трель отличается от тремоло тем, что в трели используются соседние звуки, а в тремоло возможно использование любых двух звуков.

Источник

Оцените статью