Как называются все ноты басового ключа

Ноты для фортепиано в басовом ключе

В скрипичном ключе можно записать лишь часть звуков музыкального звукоряда: часть малой октавы, звуки первой, второй, третьей, четвертой и до пятой октав. Остальные звуки малой октавы записывать в этом ключе неудобно, ибо чтение нот на линейке затрудняется большим количеством дополнительных линий под нотным станом. Поэтому звуки малой октавы, большой, а также контр — октавы и субконтроктавы записывают в ключе фа, или басовом ключе.

Как правильно записать басовый ключ на линейке

Этот ключ пишется на нотном стане таким образом, чтобы его головка была на четвертой линии, верх подходил под пятую линию, а нижний конец доходил до второй линии. С правой стороны рядом с ключом ставят две точки так, чтобы четвертая линия нотного стана проходила между ними. На ней записывают звук фа малой октавы:

Кстати ноты в басовом ключе называются точно так же, как и в скрипичном. Отличие только в записи этих нот на нотном стане. Рассмотрим как правильно пишутся ноты разных октав в басовом ключе.

Читайте также:  Истории по нотам кто ведущий

Ноты малой октавы в басовом ключе

Зная место звука фа, легко определить место остальных звуков малой октавы относительно известного:

до малой октавы записывается между второй и третьей линиями нотного стана,

ре — на третьей линии нотного стана,

ми — между третьей и четвертой линиями,

фа — на четвертой линии,

соль — между четвертой и пятой,

ля — на пятой линии,

си — над пятой линией

Ноты первой (1) октавы в басовом ключе

Как в скрипичном ключе можно записать часть звуков малой октавы, точно также часть звуков первой октавы можно записать и в басовом ключе (см. два рисунка ниже).

На первой дополнительной линии выше нотного стана пишут до первой октавы,

над первой дополнительной линией — ре,

на второй дополнительной — ми,

над второй дополнительной — фа,

на третьей дополнительной — соль и т. д.

Нота до первой октавы связывает обе половины звукоряда: ту, что записана в скрипичном ключе, и ту, что записана в басовом. Поскольку эту ноту пишут на первой дополнительной линии под нотным станом в скрипичном ключе или на первой дополнительной над нотным станом в басовом ключе, она считается центром всей системы записи звукоряда.

Остальных звуков, которые находятся выше или ниже звука (4— 5 звуков), можно записать и в скрипичном, и в басовом ключах.

Звуки большой октавы в басовом ключе записывают так:

Как записывают ноты контроктавы в басовом ключе

Звуки контроктавы пишут так же, как и звуки большой октавы, но под нотами ставят знак:

и исполняют их на октаву ниже, чем написано.

Как записывают ноты субконтроктавы в басовом ключе

Звуки субконтроктавы записывают на дополнительных линиях под нотным станом, также со знаком под нотами

Расположение на нотном стане нот в басовом ключе

В Примере ниже показано нижний и часть среднего регистров, записанных в басовом ключе.

Ноты в басовом ключе для фортепиано

Звук до в разных октавах нижнего и частично среднего регистров записывают так:

Запись длительности звуков и пауз, размер, простые и сложные такты и группировка нот в них, повышение и понижение звуков — касается также и нот, записанных в басовом ключе. Знаки альтерации, действие которых распространяется на все произведение, также выносятся к ключу. Изменяется лишь их место в соответствии с записью самих нот.

Пример записи диезов и бемолей в басовом ключе с указанием порядка написания:

Как выучить ноты басового ключа

Чтобы было легче выучить расположение нот на нотном стане в басовом ключе можно воспользоваться специальными карточками.

Скачать и распечатать такие карточки можно по этой ссылке.

Неплохой видео урок на фортепиано о том, как быстро выучить и легко ноты басового ключа

Контрольные вопросы

Как пишут басовый ключ? Для записи каких регистров его применяют?

Как записать звуки малой и первой октав в басовом ключе?

Как записывают звук до разных октав нижнего регистра?

Как записывают звуки большой октавы, контроктавы и субконтроктавы?

Для чего применяется знак 8 ——- ?

Как размещают ключевые знаки в басовом ключе?

Упражнения на проверку освоения чтения нот в басовом ключе:

Гулак-Артемовский, Семён Степанович из оп. «Запорожец за Дунаем»

Белорусская народная песня «В вишневом садике»

Источник

Ноты басового ключа для фортепиано

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

С целью фиксации средних и низких нот по звучанию в самом начале нотоносца помещают басовый ключ. Его изображение начинается с завитка на четвёртой линии (отсчёт горизонтальных полосочек ведётся снизу вверх). На этой же прямой располагается нотный знак «фа». Он принадлежит малой октаве. Другие ноты строятся от неё. Басовый ключ используют для записи малой и большой октав, контроктавы. После этого же ключа размещают также 5 символов первой октавы и 2 знака субконтроктавы.

Ноты малой октавы

Ступенчатый звукоряд содержит 9 октав, разделяющих звуки по высоте тона. Некоторые из них не обходятся без использования басового ключа для фортепиано. Он необходим при обозначении малой октавы. Ориентиром считают ноту «фа», изображённую на четвёртой линии. Она служит своеобразной точкой отсчёта, так как по её расположению можно легко вычислять, запоминать и читать все остальные символы на нотном стане. Этот знак располагается в окружении «ми» (чуть ниже) и «соль» (чуть выше). Логическим путём можно прийти к выводу, что нотка «ре» находится на третьей чёрточке, а знак «ля» занимает свою позицию на пятой прямой нотного стана.

Знаки малой октавы умещаются на трёх верхних линиях основного пространства нотоносца. Сначала следует тщательно изучить все подписанные символы. Ноты малой октавы имеют на нотоносце такое расположение:

  • «до» находится под третьей чертой;
  • «ре» – на третьей линии;
  • «ми» – под четвёртой линейкой;
  • «фа» – прямо на четвёртой полоске;
  • «соль» – под пятой чертой;
  • «ля» – на пятой линии;
  • «си» – поверх пятой чёрточки.

Данные ноты довольно часто используются в музыкальных композициях для пианино.

Большая октава

Ноты большой октавы басового ключа изображаются на нотоносце с левой стороны от малой октавы. Для фиксации по порядку всех нотных знаков большой октавы требуются две нижних линии нотоносца и вспомогательные чёрточки:

  • «до» размещается на второй добавочной черте в нижней части;
  • «ре» занимает место под первой дополнительной линией;
  • «ми» изображается прямо на первой вспомогательной чёрточке;
  • «фа» находится под первой основной линейкой;
  • «соль» прописывают прямо на первой основной полоске нотоносца;
  • «ля» занимает свою позицию между первой и второй чертой;
  • «си» нанизывают на вторую линейку нотного стана.

Другие ноты

Нотные знаки первой октавы всего лишь частично фиксируют в басовом ключе на вспомогательных чёрточках в верхней части нотоносца. Только 5 знаков этой части звукоряда:

  • «до» занимает позицию на первой дополнительной чёрточке сверху;
  • «ре» располагается поверх первой вспомогательной черты (непосредственно над ней);
  • «ми» изображается прямо на второй добавочной верхней чёрточке;
  • «фа» размещается над второй дополнительной полосочкой;
  • «соль» прописывают непосредственно на третьей вспомогательной линейке (эту ноту используют в исключительных случаях).

Звуковой ряд контроктавы для игры на фортепиано используется очень редко.

Нотные знаки обычно размещаются на добавочных чёрточках. Часто применяют октавный пунктир, состоящий из обычной пунктирной линии, которая помечается в начале нотоносца числом 8. Пунктир опоясывает все нижние ноты. Он избавляет запись от огромного количества дополнительных линий, но замедляет процесс распознания нотных знаков, придавая записи громоздкость.

Без использования октавного пунктира основные символы контроктавы обозначаются так:

  • «до» располагается под пятой вспомогательной чертой в нижней части;
  • «ре» нанизывается на пятую дополнительную линию;
  • «ми» находится под четвёртой нижней вспомогательной полосой;
  • «фа» нанизывается прямо на четвёртую добавочную черту;
  • «соль» размещается под третьей вспомогательной чёрточкой;
  • «ля» занимает позицию на третьей нижней дополнительной линейке;
  • «си» изображается под второй вспомогательной чертой нотоносца.

Субконтроктава состоит всего из двух нотных знаков: «ля» и «си». Неполная октава, состоящая из самых низких нот, используется в редчайших случаях. Фиксация производится с применением октавного пунктира, подписанного цифрой 15. Это означает необходимость использования нот аж на 2 октавы ниже.

Как быстро выучить?

Чтобы запомнить нотные символы басового ключа, надо всегда ориентироваться на четвёртую линию нотоносца. Именно на ней можно увидеть ноту «фа» малой октавы. Быстро зафиксировать в памяти нотные символы можно по трём нотам «до». Когда речь идёт о большой октаве, этот нотный знак изображается на второй дополнительной линии в нижней части. Малая октава предполагает её месторасположение между второй и третьей основными линейками. А для обозначения первой октавы знак «до» располагается на первой вспомогательной линеечке сверху.

Ноты басового ключа предназначены для игры левой рукой, которая обычно выполняет роль аккомпанемента. Чаще всего употребляются аккорды. Их следует играть одновременно, поочерёдно либо в разнообразном порядке.

Существуют различные специальные упражнения, предназначенные для быстрого запоминания нот басового ключа. Практические задания позволяют новичку быстро разобраться в трудных вопросах. Они способствуют развитию музыкального слуха. Благодаря разнообразным практическим занятиям любой желающий может научиться играть на фортепиано.

С целью быстрого усвоения расположения нотных знаков лучше всего употреблять словосочетания «под второй линией» или «под пятой чертой», а не «между первой и второй чёрточками» и «между четвёртой и пятой линиями».

Ещё есть интересный способ легко запомнить нотные знаки, нанизанные на каждую прямую горизонтальную линию нотоносца снизу вверх, в виде скороговорного ряда: «соль» – «си» – «ре» – «фа» – «ля». Данные символы большой и малой октав построены через одну ноту. Есть и другие удобные фразы, состоящие из разных нотных групп. Например, «фа» – «ля» – «до», «ми» – «соль» – «си».

Расположение на клавиатуре синтезатора или пианино можно легко выучить по наклеенным разноцветным меткам. Прежде всего, следует выделить цветным стикером клавишу «до» первой октавы. Затем слева от данной связующей ноты нужно разместить на клавиатуре ещё 5 меток через интервал в одну клавишу. Эти 5 клавиш, помеченных одинаковым цветом, означают нотные символы уже известной нам скороговорки: «соль» – «си» – «ре» – «фа» – «ля». В данном случае сами названия нот не очень важны для новичка. Главным моментом является фиксация в памяти соответствия нотных символов на нотоносце и размеченных клавиш.

Затем попробуйте сыграть все 5 нот. Следующим шагом будет отработка на практике трёх нотных знаков: «ре» – «фа» – «ля». Сначала используйте их в качестве аккорда, нажимая сразу 3 клавиши враз. Потом попробуйте поочерёдное нажатие, затем нажмите среднюю ноту «фа» и следом надавите на 2 крайние от неё клавиши. После усвоения материала надо произвести подобную работу с клавишами между метками. Дальше необходимо разметить другие клавиши, оставшиеся за пределами помеченных нот. Наклейки способствуют быстрому запоминанию частей звукоряда в басовом ключе.

В случае отсутствия дома музыкального инструмента можно практиковаться на виртуальном фортепиано в интернете. Попробуйте вникать в печатные ноты с одновременным прослушиванием любимой песни. Таким образом человек учится понимать музыку на интуитивном уровне. Существуют различные сайты, благодаря которым можно воспринимать на слух произведение любого композитора с одновременным просмотром нот исполняемой композиции.

Заполнение карточек и специальных нотных тетрадей, регулярные тренировки способствуют быстрому запоминанию музыкальных произведений. Чем больше человек практикуется, тем легче ему даётся нотная грамота.

О том, как читать ноты басового ключа для фортепиано, смотрите в видео ниже.

Источник

Оцените статью