Как бороться с фальшивым пением?
Есть довольно большое количество людей, которые любят петь и делают это, несмотря на то, что поют фальшиво. Они абсолютно не стесняются выступать перед зрителями при первой же возможности и в любых условиях. Такая категория людей – головная боль организаторов концертов, художественных руководителей и аккомпаниаторов.
Вопрос, однако, очень и очень деликатный. Сказать человеку, что он плохо (фальшиво) поет, это значит обидеть его. Редко кто воспримет подобную критику в свой адрес конструктивно. Скорее всего, затаит обиду, начнет комплексовать и т.д.
Научно доказано, что музыкальный слух, как и другие музыкальные данные, тренируется. Есть всевозможные методики, благодаря которым практически любой человек может в той или иной степени улучшить свои музыкальные данные. Взрослым это дается труднее, детям попроще. Но в любом случае корректировкой музыкального слуха лучше заниматься под руководством опытного музыкального педагога. Почему? Скажем так: кто-то должен слышать изменения в вашем слухе под действием тех или иных упражнений и сравнивать их со стартовыми.
Есть такая категория людей, которые прекрасно слышат мелодию и могут мысленно уверенно ее напевать. Это означает, что со слухом у них все в порядке. Такие люди, как правило, обладают способностью быстро осваивать новые мелодии, что подтверждает у них наличие хорошей музыкальной памяти. Но… как только они открывают рот и пробуют пропеть мелодию, другие слышат далеко не идеальное исполнение.
Но образ мелодии и ее физическое воплощение далеко не у всех совпадают. Есть хороший прием, позволяющий оценить степень своей «фальшивости» в вокале. Закройте одно ухо рукой во время пения. То, что вы услышите и есть ваше натуральное пение. После такого контроля многие понимают, что им просто необходимо улучшение своих музыкальных данных, в том числе и музыкального слуха.
Итак, если и слух и музыкальная память в порядке, что делает пение фальшивым? Это отсутствие координации между слухом и голосом. Именно координация — это то, на что вы должны сделать упор во время занятий по улучшению своих музыкальных данных. Присутствие специалиста в этом процессе обязательно, но есть некоторые правила, которые вы можете без всякого ущерба использовать самостоятельно.
Правило номер один: Н икогда не петь громко. Громкое пение не способствует точности точности интонирования мелодий.
Второе правило: Старайтесь петь максимально точно вместе со звучанием вашей любимой мелодии. Звук этой мелодии должен быть громче, чем ваше пение.
Правило номер три: Во время пения прикрывайте одно ухо ладонью. Это даст вам возможность сравнивать свое пение и оригинал мелодии, на который вы должны настраивать ваш голос. Как только почувствуете фальшь в своем пении – начинайте петь тише, внимательно прислушиваясь к оригиналу.
Источник
Как не фальшивить ноты
Мила Войс | Сильный голос запись закреплена
КАК НЕ ФАЛЬШИВИТЬ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ: 3 ПРОСТЫХ ПРАВИЛА
“Да он поет фальшиво!”.
Наверняка вас посещают эти мысли, когда вы слышите, что человек во время пения не попадает в ноты, а по-простому “фальшивит”.
Согласитесь, слушать такое пение не приятно. А сказать об этом в лицо человеку (если, конечно, он не ваш близкий знакомый), порой, не удобно.
Возможно вы удивитесь, но фальшивое пение не является явным признаком отсутствия слуха.
Ведь есть люди (и они точно есть среди ваших знакомых, а может это вы сами), которые прекрасно слышат мелодию, мысленно напевают ее во все «горло». Но как только открывают рот, исполнение получается далеко не идеальным.
Почему же так происходит? В чем кроется причина, если с музыкальной памятью и со слухом все в порядке?
Это значит, между голосом и слухом нет координации. А это очень важный элемент, на который нужно обязательно делать упор во время занятий вокалом.
Хотите проверить степень вашей «фальшивости» в пении?
Закройте одно ухои пойте под музыку. Вы услышите ваше натуральное пение. Оцените его. Если оно вас не удовлетворяет, то есть смысл обратиться к музыкальному педагогу, чтобы подтянуть ваши музыкальные данные.
Но одновременно с этим вы можете пользоваться несколькими простыми правилами, которые помогут улучшить качество пения без ущерба для вас.
ПРАВИЛО 1
Не пойте громко. Громкое пение не способствует выразительности исполнения. Особенно если вы только-только начались учиться вокалу.
ПРАВИЛО 2
Старайтесь петь созвучно с вашей мелодией. Пойте тише, чем проигрывается музыка.
ПРАВИЛО 3
Закрывайте одно ухо во время пения. Так вы услышите свое истинное звучание. И если заметите «фальшь», пойте тише. Прислушивайтесь к вашей мелодии, настраивайте ваш голос.
Но при всем этом не забывайте чаще заниматься. А если надо, то с педагогом.
А вы как-то проверяете свое пение на «фальшивость»? Напишите в комментариях.
Источник
Музыкальный слух
Как попадать в ноты?
Очень часто люди, начинающие обучаться вокалу, испытывают трудности в интонировании мелодии, то есть поют фальшиво, не попадая в ноты. На таких ставят крест и говорят, что медведь на ухо наступил или нет голоса и слуха. На самом деле голос не виноват, просто не хватает опыта и техники и необходимо развить музыкальный слух.
Раз уж мы заговорили о музыкальном слухе, надо понимать, что он бывает разным. Здесь идет речь о звуковысотном слухе, то есть о способности различать тоны по высоте, и о мелодическом слухе, как способности слышать изменение высоты звука в мелодии. Есть такое явление, как абсолютный слух. Это врожденная способность сразу определять ноту, не сравнивая ее с другими нотами. В вокале такой слух необязателен, а часто даже вреден, когда нужно спеть произведение на тон ниже или выше, например. Часть людей имеют такой природный звуковысотный слух, что могут петь интонационно чисто сразу. Другим приходится практиковаться, чтобы достигнуть такого же результата. Любой человек может натренироваться петь чисто, если у него нет серьезных заболеваний и тоновой глухоты.
Тоновая глухота – это снижение способности обнаруживать разницу в высоте тона. Также известна как асония.
На практике это означает, что человек с тоновой глухотой не сможет различить две разные ноты, сыгранные на фортепиано. Следовательно, и с пением у такого человека будут проблемы. К счастью, тоновая глухота встречается довольно редко (менее чем у 3% людей). Чтобы наверняка проверить восприятие своего слуха к тонам, можно пройти простой тест, например на сайте
t o n e d e a f t e s t . c o m
Здесь не требуются музыкальные знания, это проверка биологических способностей. На каждом вопросе вам предлагают два тона, и вам нужно ответить, разные они (different) или это одна и та же нота (same).
Кадр из фильма «Примадонна» 2016 года про оперную певицу Флоренс Фостер Дженкинс, которая пела очень своеобразно… Это прекрасный фильм, обязателен к просмотру для певцов.
Намного более частой причиной фальшивого пения является неспособность воспроизвести голосом нужную ноту. Проще говоря, вы можете слышать ноту, но не можете верно передать ее голосом. Именно это имеют в виду, когда говорят о попадании в ноту или о соответствии тону. Хорошая новость: этот навык можно развить. Для этого нужны простейшие вокальные упражнения. Для начала можно просто брать по одной ноте на фортепиано и повторять ее голосом. Лучше обратиться за помощью к педагогу, но можно использовать диктофон, мобильное приложение или тюнер для контроля.
Если у вас нет обычного тюнера, можно использовать онлайн тюнеры, например – t u n e r o n l i n e . r u или мобильное приложение. Обычно им настраивают гитары, но можно «настроить» и голос. Прибор дает обратную связь, показывает, правильно ли вы воспроизвели ноту. Чтобы помочь себе, нужно сначала услышать ноту в голове, про себя, спеть ее как бы мысленно, а потом вслух. Дисплей покажет, верно ли вы попали в тон или завышаете, или занижаете. Постепенно надо научиться обходиться без тюнера, выработать внутренний контроль. Так же сейчас есть много мобильных приложений для чистого пения, достаточно набрать в магазине приложений слова «sing in tune» или «sing on pitch».
Далее можно переходить к упражнениям на три ноты (до-ре-ми), ведь важно не только первый тон спеть чисто, а контролировать голос в мелодии. То есть на этом этапе нужно научиться воспроизводить последовательные ноты, в диапазоне до октавы. Далее по степени сложности пойдут интервалы от малых к большим. Это относительный слух, то есть умение соотносить, сравнивать новый звук с предыдущим другим. Если вы обучаетесь академическому вокалу, интервалы можно осваивать, например, по вокализам Ваккаи. Там все упражнения расположены от простого к сложному.
Постепенно интонирование выправится, выработается чувство тональности, гармонии. Выработается ладовый слух, то есть способность слышать тональности, тяготения, лады. Более того, вокальный аппарат сам запомнит место каждой ноты в диапазоне. Обученный певец может точно назвать ноту, спев ее голосом, потому что он четко знает, какую ноту и где он ощущает. Но это условие работает только при правильной постановке голоса. Без нее точной интонации практически не достичь.
Есть такое явление, как занижение или завышение, как говорят музыканты, буквально на четверть тона, «на волосок». Причиной такой фальши становятся именно изъяны в технике. Певец слышит ноты, может спеть мелодию, у него хороший слух, но он поет как будто чуть ниже или чуть выше тона. Опытные концертмейстеры сразу останавливают певца и исправляют его, не давая запоминать неправильные ощущения. Можно очень быстро привыкнуть к постоянному небольшому занижению тона, поэтому важно сразу исправляться. Путь исправления зависит от дефекта: кому-то надо просто открыть рот, кому-то поднять небную занавеску или направить звук выше.
Часто интонация плывет при повторении одной и той же ноты. На самом деле очень трудно петь фразы на одной ноте. При отсутствии контроля голос всегда будет стремиться вниз. Надо сознательно его удерживать, не давать упасть. Для этого можно мысленно представить, что каждая последующая нота чуть выше предыдущей.
Невольное завышение тона тоже встречается часто, например, когда еще не освоены верхние ноты. Певец еще не знает их расположение в своем аппарате и поет какую-то в общем высокую ноту, часто не попадая в цель. С развитием диапазона все ноты встанут на свои места. Бывает завышение тона из-за неправильного дыхания. Тогда говорят, что звук как бы оторван от земли, не имеет опоры, поэтому звучит чуть выше. В таком случае надо поставить звук на ноги, образно выражаясь, на якорь, то есть на хорошее дыхание. Тогда будет контроль и чистый тон.
Источник
Что такое фальшивая нота?
Нота, которая не совпадает в звуковысотном отношении с гармонической и мелодической тканью музыкального произведения. По другому говорят — не чисто сыгранная или не чисто спетая нота. Как правило, фальшивыми нотами грешат вокалисты (наберите в Youtube «Киркоров поет под фонограмму») а также исполнители на инструментах, у которых нет точной фиксации каждого тона — то есть скрипачи, виолончелисты, альтисты, контрабасисты. Фальшивые ноты возможны и на фортепиано или гитаре, как правило в том случае, если одна или несколько струн инструмента не точно настроены. В оркестровой игре часто фальшивят исполнители на духовых инструментах (в особенности трубачи, валторнисты и кларнетисты) что может быть связано также с множеством факторов: низкий профессионализм, некачественные инструменты, плохая настройка, а также часто не зависящие от музыкантов перепады температуры в концертном зале. Так, от повышения температуры высота звуков у струнных инструментов понижается, а у духовых наоборот повышается, в результате оркестр начинает звучать фальшиво. С другой стороны абсолютно точно все ноты может исполнять только компьютер, поэтому само понятие фальшивых нот — условное и основано на нашем восприятии звука. Этой проблемой занимается наука психоакустика. Для определения фальшивых или чистых в человеческом восприятии нот существует определенный термин (kritische bandbreite — нем.) не знаю как он точно переводится на русский — вообщем это допустимая величина в герцах на которую могут отличаться друг от друга два звука, продолжая восприниматься нашим ухом как один, чисто сыгранный тон. Так что фальшивая нота — это понятие психоакустическое. Если взять живую запись самого крутого музыканта, или оркестра и проанализировать ее на компьютере, так или иначе получится, что аудио будет на 80% состоять из «фальшивых» нот.
Источник
Как петь и не
фальшивить при пении?
У пения и караоке есть множество восторженных поклонников, среди которых встречаются и те, которые поют не очень хорошо. Хотя, на самом деле, это и пением назвать нельзя. Мы не в равной степени одарены голосовыми возможностями, так же, как не равны в спортивном таланте или любой другой деятельности. Однако не нужно опускать руки тем, кто считает свой случай безнадёжным. Если у вас нет очевидных физиологических или функциональных проблем, однажды вы можете запеть чисто!
Что значит «петь фальшиво»?
Понятие «фальшивое пение» включает в себя несколько критериев. Можно его определить, как трудности с:
- пением в унисон, то есть возможностью воспроизвести чистый звук в составе хора;
- воспроизведением высоты заданного тона,
- воспроизведением интервалов последовательности нот по памяти,
- сохранением постоянной высоты ноты в течение времени, даже очень короткого.
Таким образом, петь фальшиво — это значит не соблюдать мелодию, тональность и быть неточным в удержании воспроизведённых нот.
Почему некоторые люди поют фальшиво?
Плохой слух, дефект памяти, беспокойство, трудность с воспроизведением звука на уровне мозга, а также трудности с его механическим воспроизведением с использованием гортани являются основными причинами фальшивого пения. Ухо и голос тесно связаны «звуко-голосовой связью», процессом контроля голоса с помощью уха и мозга, который позволяет корректировать голос. Пение, как и речь, постоянно регулируется слуховой обратной связью, примерно, как если бы ухо являлось настройщиком нашего внутреннего инструмента. Люди, которые поют фальшиво, часто имеют неблагоприятный генетический фактор. И не только. Данная проблема настройки часто связана с развитием слуха. То есть на неё влияет недостаток тренировок: тренировки слуха слышать и слушать звуки, а также тренировки мышц глотки для работы голосовых связок.
То есть каждый человек может петь чисто?
Да, да и ещё раз да! Все преподаватели вокала и ЛОР-врачи подтверждают это. Чтобы петь чисто, нужно, прежде всего, знать сильные и слабые стороны своего голоса. Тренеры также предлагают провести общую диагностику, которая позволяет узнать свой голос, своё дыхание и наметить личные цели для постановки чистого пения. Чтобы петь чисто, нужно обязательно «верить в это». Много людей думают, что они поют фальшиво, хотя на самом деле это не так. Этот психологический аспект является тормозящим и ведёт к потере веры в себя, и, как следствие, к фальшивым нотам! Таким образом, тренировка является определяющим элементом в пении. И хотя нет определённого возраста для того, чтобы научиться петь чисто, чем раньше ухо привыкнет узнавать ноты, мелодии, тем раньше оно приобретёт способность корректировать их воспроизведение. Данная компетенция приобретается путём тренировки координации мышц гортани воспроизводить услышанную ноту: изучение техники, которое также требует психологической работы для преодоления боязливости, приобретения веры в себя и воображения воспроизводимого звука. Если срочно понадобится восстановить севший голос — таблетки Гомеовокс готовы прийти на помощь!
Источник