Как не имея слух настроить гитару

Как правильно настроить гитару без тюнера на слух | Старый проверенный способ

Жизнь штука забавная и порой, довольно часто, непредсказуемая. И вы это знаете. Вот случись так, ну вот такая фантастика, что вы отдыхаете где-то в далях далёких с гитарой (друзья попросили взять). Взяли аккорд, а вместо приятного звука, такое фу, ну просто слух режет. Инструмент безнадёжно расстроен, а никаких помощников для настройки нет: ни камертона, ни телефона. Что делать?

Конечно, надо настраивать.

Есть три способа настройки без вспомогательных устройств. Понадобятся только ваши руки, голова с ушами и, несомненно гитара. Один из способов я использую как основной, два других вспомогательные, проверочные.

Когда вы освоите этот простой и интуитивно понятный способ настройки, то придёте к выводу, что вы это могли использовать всегда. Я никогда не заморачивался над наличием камертона или чего-то ещё. Есть хорошо. Нет, и так справлюсь.

Выход есть всегда. Надо только его хорошенько поискать. И это касается не только данного вопроса.

Конечно, если необходимо настроить гитару перед концертом, тогда другое дело. Но это уже частный и очень ответственный случай.

Как понимаете, что запас дополнительных возможностей и навыков, никогда не будет лишним. Лучше соломки заранее подстелить. Учитывая, что в то время, когда я начал осваивать гитару, вообще не было ни электронных камертонов, не говоря уже про смартфоны, с богатым выбором всевозможных прикладных программ. Это был единственный способ настроить гитару.

В студенчестве все гитары настраивали на слух. Подбирали строй под голос. Если настроил и петь легко, значит норм. Если нет, то подтягиваешь или ослабляешь струны. Если играли в две, а то и в три инструмента, тогда подстраивали под кого-нибудь одного.

Немного отвлёкся. Перехожу непосредственно к теме.

Читайте также:  Диваны кровати аккордеон без подлокотников

Итак. Способ первый, он же основной

Начинаю свой рассказ.

Струна первая, она же самая тонкая и если смотреть сверху на гриф, то самая тонкая. Когда она нигде не зажата на ладах, то есть отрыта, то при извлечении звука она должна давать МИ первой октавы. Раньше настраивали по ноте Ля первой октавы. Это когда 1-я струна зажата на V-м ладу.

Продавались в то далёкое время прошлого XX-го века в музыкальных магазинах металлические V-образные камертоны, которые при ударе по нему и издавали эту Ля.

Учитывая, допустим, что мы в лесу, то примерно, на слух подтягиваю первую струну. При постоянной тренировке и опыте, уже примерно слышишь эту самую Ми первой октавы или Ля то же октавы.

Потом себя перепроверял. Частенько даже не приходилось перестраивать.

Для того, чтобы было всё наглядно, для каждого этапа настройки, пострунно, приведены картинки. Красным крестиком обозначена открытая струна. Красным кружочком прижатая струна.

Первую струну настроили. Теперь на очереди вторая.

  • Прижимаю 2-ю струну на V-м ладу.
  • Извлекаю звук на 1-й струне, затем на 2-й.
  • Сравниваю.
  • Если слышится, что 2-я ниже, то её подтягиваю
  • Если слышится, что 2-я выше строем, то ослабляю
  • Добиваюсь унисонного звучания открытой 1-й и зажатой на V-м ладу и 2-й струн.

В идеале это у меня получится нота Ми первой октавы .

Хорошо. Со второй струной разобрался. Перехожу к 3-й.

  • Прижимаю 3-ю струну на IV-м ладу.
  • Извлекаю звук на открытой 2-й струне, затем на 3-й.
  • Сравниваю.
  • Если слышится, что 3-я ниже, то её подтягиваю
  • Если слышится, что 3-я выше строем, то ослабляю
  • Добиваюсь унисонного звучания открытой 2-й и зажатой на IV-м ладу и 3-й струн.

В данном случае должна получиться нотка Си малой октавы .

Чего хотел добился, перехожу к 4-й струне.

  • Прижимаю 4-ю струну на V-м ладу.
  • Извлекаю звук на открытой 3-й струне, затем на 4-й.
  • Сравниваю.
  • Если слышится, что 4-я ниже, то её подтягиваю
  • Если слышится, что 4-я выше строем, то ослабляю
  • Добиваюсь унисонного звучания открытой 3-й и зажатой на V-м ладу 4-й струн.

В этом варианте у меня получается нота Соль малой октавы .

Когда меня всё устроило и с четвёртой струной, перехожу к настройке 5-й .

Здесь немного внимания. Есть небольшой нюанс. При настройке более толстых струн важно знать, что требуется совсем небольшая амплитуда для подтягивания или ослабления. Это для того чтобы уберечь ваши нервы, от лишних хлопот.

  • Прижимаю 5-ю струну на V-м ладу.
  • Извлекаю звук на открытой 4-й струне, затем на 5-й.
  • Сравниваю.
  • Если слышится, что 5-я ниже, то её подтягиваю
  • Если слышится, что 5-я выше строем, то ослабляю
  • Добиваюсь унисонного звучания открытой 4-й и зажатой на V-м ладу и 5-й струн.

Это у меня получилась нотка Ре малой октавы .

То, что я называю где и какая ноты находятся — это так для справки. Вдруг кому то важно и интересно знать. Да, в общем, пригодится на будущее.

Всё идёт по плану мистер Фикс.

Перехожу к настройке 6-й, самой толстенькой струне на гитаре.

  • Зажимаю 6-ю струну на V-м ладу.
  • Извлекаю звук на открытой 5-й струне, затем на 6-й.
  • Сравниваю.
  • Если слышится, что 6-я ниже, то её подтягиваю
  • Если слышится, что 6-я выше строем, то ослабляю
  • Добиваюсь унисонного звучания открытой 5-й и зажатой на V-м ладу 6-й струн.

А это должна получиться нотка Ля большой октавы .

Есть контакт. Готово. Я молодец. Очень надеюсь на то, что вы тоже молодец. А сейчас, чтобы немного убедиться, что я всё сделал хорошо и правильно, маленькая проверка по ходу пьесы.

Одновременно извлекаю звук из 1-й и 6-й струн, открытых. Они должны зазвучать, как говорят «в две октавы», так первая струна — это нота Ми первой октавы, а шестая открытая — это нота Ми (самая низкая нота на гитаре), но только большой октавы. И между ними у нас как раз расстояние в две октавы.

Уф. Хорошо. Слух радует.

А для того, чтобы самопровериться. Вдруг вы решите сразу подобным способом настроить свой музыкальный инструмент, предлагаю небольшое видео с этапами настройки всех струн.

Что вы думаете про такой способ настройки? Считаете ли его анахронизмом? Приглашаю поделиться своим мнением и историями из жизни. Это бывает порой очень поучительно.

P. S. А если вы хотите купить гитару с крепким желанием научиться играть как Паганини или хотя бы как Пако де Люсия, то несколько необходимых советов вас ждут здесь.

На этом всё. Пока, пока. Удачи, терпения и у вас всё получится.

Источник

Оцените статью