Устают руки при игре на пианино?
Возможно, это психологическая проблема
Основная проблема, возникающая у всех учеников, которые только начинают постигать игру на фортепиано — это зажатые руки. Этой проблемы не избежал никто из начинающих пианистов. Все величайшие композиторы и известнейшие мировые исполнители начинали точно так же, как и мы с вами. Главное — это ничего не бояться и верить, что у вас все получится. Если человек верит в успех, то он его достигнет.
Роль преподавателя
«Зажатые» руки — это, в первую очередь, проблема больше психологического характера и наши преподаватели играют в этом малоприятном деле одну из первых ролей. Человек, который желает освоить азы игры на фортепиано сталкивается с тем, что вместо того, чтобы получать знания, сталкивается с постоянным психологическим прессингом педагога и получается, что ученик думает только о том, чтобы правильно держать руки, а не о том, чтобы играть и наслаждаться музыкой. Для него главное — это то, чтобы учитель не делал замечаний по поводу постановки рук.
Главное — спокойствие
Конечно, никто не спорит с тем, что правильная постановка рук довольно (заметьте — довольно, а не очень) важна, но ставить ее во главу угла во время обучения игре на фортепиано абсолютно неправильно. Верьте, что все у вас получится и успех придет. Любой человек может научиться играть на фортепиано и главное, что нужно сделать — это стараться изучать теорию, совмещая ее с практикой. Никогда не нужно волноваться. Если исполнитель волнуется, он абсолютно рефлекторно «зажимает» руки и исполнение пьесы превращается в мучение. Если же музыкант совершенно расслаблен и получает удовольствие от своей игры, то даже неправильная постановка рук ему абсолютно не помешает.
Человек должен получать удовольствие от того, что он делает и тогда он просто обречен на успех. Все у вас получится, нужно верить.
Подведем краткие итоги. Необходимо во время игры полностью расслабиться и думать о музыке, о произведении, а не о том, правильно ли «поставлены» руки и как это выглядит со стороны. Бетховен вообще был глухим человеком, но это не мешало ему писать прекрасную музыку. Так как может правильная или неправильная постановка рук коренным образом повлиять на игру пианиста?!
Источник
Как не зажиматься за фортепиано
Ну, разумеется — расслаблять руки.
Но с начала ОЧЕНь медленно играть и следить за расслаблением. Потом можно будет ускорить темп, и т.д.
Только почему при переходе с арпеджио на гамму?! Может быть Вы не используете пальцы и кисть, а «действуете» всей рукой?
В медленном темпе все нормально, да и в среднем тоже более-менее.
В нормальном же темпе (т.е.в том, который нужен) даже не могу иногда до конца доиграть.
А если взять темп между средним и нормальным?
А каким образом можно «расслабить руки»?
Попробуйте вытянуть руку и совершенно свободно ее отпустить. И следите чтобы она падала и висела совершенно свободно, без всяких «придержек».
Если Вы раньше ничего такого не делали, возможно придеться потратить некоторое время на такое расслабление.
И как определить, задействована ли вся рука или только кисть и пальцы?
Ну, я вообще погорячился. Рука должна быть задействована вся, но пальцы должны быть активными (цепкими, не спящими!), а кисть — свободной, гибкой, но не вихляющей.
Может быть у Вас просто не налажен естественный контакт с клавиатурой?
В любом случае — я советую заняться расслаблением рук.
При проигрывании произведений в быстром темпе (этюдов), руки начинают ужасно зажиматься, почти до боли, играть дальше становится практически невозможно. Особенно сильно руки зажимаются в переходах с арпеджио на прямую гамму и других переходах.
Посоветуйте пожалуйста, как с этим бороться:oops:
Имхо, срочнейшим образом искать грамотного педагога, способного исправить вашу организацию рук, потому что следующая стадия — это проф.заболевания и потеря профессии 😮
Еще почитать Шмидт-Шкловскую (И Юдовину-Гальперину тоже не помешает, она рассказывает о своем опыте, нерадостном).
При проигрывании произведений в быстром темпе (этюдов), руки начинают ужасно зажиматься, почти до боли, играть дальше становится практически невозможно. Особенно сильно руки зажимаются в переходах с арпеджио на прямую гамму и других переходах.
Посоветуйте пожалуйста, как с этим бороться:oops:
Тяжело советовать не глядя и не слушая.Можно только наугад стрелять идеями.
Все таки несколько вопросов:
О каких ритмических единицах и темпах идет речь?
В каких тональностях?
Используется пальцовка как у Черни(3+4),или как у Листа(5+5)?
Если не переходить на другую фактуру,а продолжать играть теми же арпеджио,или только гаммообразно двойное время-рука болит или устает меньше?
Остается ли сила нажатия на клавиши в быстрых темпах такой же как в более медленных; или она больше?Учтите что быстрые пассажи звучат всегда громче ,чем медленные фразы-при условии одинакового нажатия.
Какая часть руки работает тяжелее всего в быстрых темпах?
Нет ли внутри пассажей пауз или длинных звуков,позволяющих освободить руку хотя бы на короткое время?В любом этюде предусматриваются такие места.
Может есть возможность выложить видеозапись Вашей игры на Ютуб,или в этом роде?
Проблема в недостаточной натренированности
Хороший пианист должен быть физически сильным
Могу посоветовать подтягивания и упражнения на брусьях (особенно тренируют руки отжимания на брусьях оюратным хватом, но они даже не всем мужчинам под силу=) и конечно упражнения с экспандером, лучше резиновым
Если физические упражнения не для вас, то могу посоветовать играть по много раз в среднем темпе, постепенно его увеличиваю
Переставать играть и стряхивать руки следует только тогда, когда чувствуется боль
И еще, это зависит, какой техникой игры на пианино вы владеете, пальцевой или кистевой. при пальцевой зажимания редки, но и качество игры хуже
Ну, разумеется — расслаблять руки.
Но с начала ОЧЕНь медленно играть и следить за расслаблением. Потом можно будет ускорить темп, и т.д.
по-моему рука не должна быть расслаблена, от этого звук ухудшается
При проигрывании произведений в быстром темпе (этюдов), руки начинают ужасно зажиматься, почти до боли, играть дальше становится практически невозможно. Особенно сильно руки зажимаются в переходах с арпеджио на прямую гамму и других переходах.
Посоветуйте пожалуйста, как с этим бороться:oops:
Уитесь играть не то чтобы от спины, а даже от «пятой точки», не прижимайте верхние части рук к грудной клетке, опускайте плечи. Нужно учиться ощущать своё тело, понять, что играете вы не только руками. Учите так особеннно эти переходы, постепенно прибавляя к ним то, что идёт до и после(по нескольким тактам). Не старайтесь «выколачивать», вы должны чувствовать себя уютно, спокойно, так как психологические состояния тоже заучиваются, помните об этом!
В идеале, нужно вас видеть, чтобы помочь.
Используется пальцовка как у Черни(3+4),или как у Листа(5+5)?
Подскажите, какой пальцовке следует отдавать преимущество? Или нужно владеть в равной стемени обеими?
Подскажите, какой пальцовке следует отдавать преимущество? Или нужно владеть в равной стемени обеими?
Я в своей практике использовал следующий прием:представлял себе,что у меня отвалился один палец(не дай Б-г)-по выбору; или 2 пальца,или 3 .В конце -концов для игры оставался только один палец(какой ужас!).На что это похоже?-На баскетболиста,учащегося забрасывать мяч в корзину из самых разных позиций-и даже стоя на ушах.Это увеличивает намного репертуар движений,а значит и чуткость рук.
Вот упражнения для начала: первое упражнение Ганнона (в До) играть правой рукой вверх : 5-4-3-2-1; и наоборот.Левой рукой симметрично в другую сторону.
Источник
Как не зажиматься за фортепиано
Упражнения на освобождение пианистического аппарата.
Подготовила преподаватель по классу фортепиано СорокинаН.Ю.
Дети, впервые пришедшие в детскую музыкальную школу, в большинстве своем обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук, у них проявляется и невысокий уровень развития мелкой моторики. В связи с этим особую значимость приобретает проблема освобождения игрового аппарата детей и развития координации движений.
Практически у всех детей на начальном этапе обучения зажаты крупные мышцы тела, кисти рук, мышцы шеи, поэтому эти гимнастические упражнения и игры снимают большинство зажимов, спазмов, судорожных явлений в мелких мышцах, закрепощение запястья.
Цель данных упражнений на освобождение пианистического аппарата: освободить игровой аппарат начинающего пианиста. Я с детьми начинаю с упражнений на движения всей руки от плеча, а не с мелких пальцевых движений. Поочередной подъем и опускание на клавишу первого пальца кажутся всегда простыми, а на деле очень сложные. Мелкие изолированные движения связаны с мышцами предплечья, а также телом, снимают излишнее напряжение, способствуют развитию умения чувствовать «зажимы» и освобождаться от них.
Детям очень интересно выполнять гимнастические упражнения. Они помогают при игре на фортепиано, способствуют «проводимости звука», содружественному движению обеих рук, приучают владеть своим телом.
В данной разработке описаны упражнения, направленные на освобождения рук, а также пальчиковые упражнения.
1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КРУПНЫХ МЫШЦ
1.1 «МЕЛЬНИЦА»
Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад.
Нас в Москву повезет.
В этом упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслабить, и совершать движения свободными руками.
1.2 «ПОЛЕТЫ»
Кисть мягко висит на запястье, как «парашутик», рука медленно спускается на клавиатуру, запястье опускается в «ямку» и затем рука, выходит из клавиатуры в «парашютик» с последующим дугообразным движением по всей клавиатуре вверх и вниз, каждой рукой поочередно. В школе «Путь к музицированию» Л.Баренбойма, это упражнение дается со стихотворным текстом, что делает его еще более привлекательным для ребенка.
Под тобой лежат луга,
В небе ты повисла
Педагог может помочь ученику при исполнении упражнения , стоя за его спиной, поддерживая руку под локоть.
1.3 «ПРОЩАНИЕ»
Локти свободны, пальцы- продолжение ладони лучезапястном суставе рука мягко сгибается:дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой.
—Вот и всё, — мы вам сказали.
Мы пойдем, а вы сидите
До самого вечера.
При этом педагог незаметно держит руку у лопаток и проверяет свобода руки и включение лопаточных мышц в работу.
1.4 «БОКСИК»
Для того, чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику.
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно и пера лишиться,
Если и пера лишиться,
Нечем будет петушиться.
При этом ни в коем случае не поднимает плечи. Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.
1.5 «СТИРКА»
Пусть ученик представит, что он стирает. Постирал — надо стряхнуть белье. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо — брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками — все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле — звуки, как брызги: играешь свободными руками — звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми — они все здесь у тебя остаются. И никто не услышит их»
Мама стирала на кухне бельё,
А серенький котик смотрел на неё.
Мама устала — легла на кровать,
А котик взял мыло и начал стирать.
1.6 «ДИРИЖЕР»
Ребенок дирижирует под музыку. Это упражнение помогает включить все мышцы в работу, вырабатывает плавность и ритмичность движений. Важно следить за правильным дыханием тогда плечи останутся в покое, не поднимаются.
Упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.
1.7 «ПОВОРОТЫ ТУЛОВИЩА ПОД МУЗЫКУ»
Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.
Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).
Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.
1.8 Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи и плеч, дать всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед, Колени при этом, слегка подгибаются. После этого медленно выпрямиться, принимая прежнее положение.
1.9 «ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»
Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты. Если они поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых суставах.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети
Убирай один кулак!
1.10 «ШЕЙКА»
Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых)!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой.
Головой качает слон,
Умный слон (2 раза)
Он слонихе шлет поклон,
Шлет поклон (2 раза).
Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.
Эти упражнения приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них.
1.11 «ХВАТАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»
Этот комплекс упражнений направлен на развитие хватательных движений, он разрабатывает быструю реакцию, ловкость, координирует работу мышц, а кроме того закрепляет навыки правильной осанки, работы рук «из корпуса». Ребенок учится естественно распределять мышечные напряжения. Хватательные движения развивают ладонные мышцы, создают рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения. Лучше всего их делать с небольшими мячиками. Но игра с мячом для некоторых малышей оказывается, довольно трудной и поэтому дляначала стоит использовать обыкновенный платочек и лишь со временем переходить к мячу.
1.12 «ПЛАТОЧЕК ТАНЦУЕТ»
Под неторопливый сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс и т.д. ) ребенок плавно передает платочек из одной руки в другую. Педагог следит за ритмичностью движений — платочек передается на сильную долю такта.
1.13 «КТО БЫСТРЕЕ»
Платочек лежит на столе. Ученик пытается на счет «раз-два-три» быстрее схватить платочек.
Становись со мною рядом,
Начинаем мы игру…
Только жди пока не крикну:
Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому упражнению, очень важна для пианиста – без нее невозможно представить исполнение даже самых простых музыкальных произведений.
1.14 «ЛЕТАЮЩИЕ ПЛАТОЧКИ»
Спина и плечи свободные. Малыш крепко стоит на ногах. В ладошке ребенокдержит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и подхватывает другой рукой. При этом плечи опушены, спина прямая. Не напрягаться! То же самое можно проделать и с двумя платками.
1.15 «ОТТОЛКНИ ВЕТОЧКУ»
Мышцы, спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя, и делая в это время длинный продолжительный выдох.
1.16 «ЖИВОТИК ДЫШИТ»
Малыш держит обе руки на верхней части живота. Он ровно, размеренно дышит, не поднимая плеч: вдох-выдох, несколько раз. Руки малыша, лежащие в районе диафрагмы чувствуют, что живот соответственно вдоху и выдоху то увеличивается, то уменьшается: «животик дышит». При этом плечи остаются неподвижными.
1.17 «ПЛАВАНИЕ»
Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»).
Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом — чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются до полной остановки.
1.18″НОВАЯ И СЛОМАННАЯ КУКЛА» (для девочек) и «СОДДАТИК И МЕДВЕЖОНОК» (для мальчиков).
Первое время выполняется сидя на полу, затем за фортепиано. Сидеть, как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд) затем расслабиться (5-10 секунд).
1.18.1 Исходная позиция — «Новая кукла». Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться — кукла сломалась, кончился завод. (Мальчики в этих упражнениях изображают солдатиков и мягкого толстенького медвежонка). Эти упражнения проделать, сидя на стуле за фортепиано, опираясь на ноги (ноги стоят на подставке). Руки свободно лежат на коленях.
1.18.2 Выполнить упражнение 19.1, усложнив его движениями рук, а именно: руками свободно размахивать, имитируя полет большой, красивой, нежной птицы. Выделить слова:»нежный», чтобы руки были плавными, «большой»- большая амплитуда движений;»красивой» — добиться изящества в движениях. На три секунды расслабиться, как, «медвежонок» (посмеяться над тем, как неуклюжий медвежонок сидел бы за инструментом).
1.19 «ЗАВОДНАЯ КУКЛА» или «РОБОТ»
Кукла стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено), завод кончился, постепенно падают, «выключаются» пальцы, кисти, руки, туловище и ребенок наклоняется и качает расслабленными руками.
1.20 Преподаватель играет пьесу П.И.Чайковского «Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Первая фраза — подснежник «растет» — правая рука плавно поднимается и опускается. На протяжении всего упражнения кисть висит расслабленная, как цветок подснежника. Нужно объяснить ребенку, что ладошку не следует показывать, так как подснежник не распускается как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. Вторая фраза — поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными — кистями.
2. ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ РУКИ:
2.1 «МЯЧИК» или «ОТДАЙ МНЕ РУКУ»
Рука ребенка, должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить её, как мячик.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, —
Не угнаться за тобой!
Упражнения выполняются сначала за столом; через 2-3 дня – за инструментом.
После таких упражнений, можно приступить к более сложным, развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато.
2.2 Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Можно сравнить с движениями двух лифтов в доме. Усложнять упражнение следует в следующем порядке: руки опускаются, на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на первый и пятый пальцы и, наконец, на каждый палец отдельно.
Вверх и вниз, по этажам.
Ходит домик, ходит сам.
Вот дом на седьмом,
За минуту мы уже
На девятом этаже.
2.3 «БРАТЦЫ»
В этом упражнении обыгрывается особенность расположения пальцев на руке.
Четверо братцев – | Поднимаем правую руку вверх, всепальцы соединены, первый — отставлен |
Высоки да тонки – | Левая рука поглаживает четыре пальца правой руки, обхватывая их снизу вверх |
Держатся вместе – | Левая рука обнимает пальчики |
А пятый в стороне – | Поглаживают большой палец |
Но чуть за работу приходится – | Четыре пальца одновременно сжимаются в кулачек (большой палец в стороне) |
Четверо кличут – | Несколько произвольных поклонов или любых легких движений |
Пятого братца – | Кулачок полностью крепко сжимается. Руки меняются ролями |
2.4 «ОДЕВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВ»
Небольшой легкий массаж пальчиков дает возможность хорошо почувствовать и послушать каждый из них.
Перед тобой – пятеро братьев – | Пальчики вверх, не напряжены |
Дома все они без платьев – | Пальцы левой руки поочередно поглаживают от основания к кончику («раздевающие движения»). |
А на улице зато нужно каждому пальто | Можно пошевелить пальчиками. «Одевающие» движения от кончиков к основаниям |
Упражнения нужно выполнять и на уроке и дома, в течение 1-2 месяцев. Они простые, интересные и нравятся детям. К таким увлекательным играм — упражнениям относятся и так называемые «пальчиковые» игры.
2.5«РЕЗИНКА – ЛАСТИК»
Я ластик, я — резинка,
Но совесть у меня чиста —
Помарку стерла я, с листа
2.6 «МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК»
Упражнение на сгибательные и разгибательные движения пальцев
Мальчик-с-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
2.7 «КУРИЦА»
Курица на улице
Едва не пропала,
Потому что курица
Ходит где попало.
2.8 «СОРОКОНОЖКИ»
Две сороконожки бегут по дорожке, побежали, побежали И друг дружечку догнали. | Все десять пальчиков изображают движение ножек у сороконожек. Пальцы правой руки «бегут» по левой от кончиков пальцев до плеча, начиная с первого. Пальцы левой руки «бегут» точно также по правой |
Там друг дружечку обняли, Что едва мы их разняли | Пальчики встречаются за шейкой, пытаются достать друг друга; если это удается, нужно крепко зацепиться. Педагог может попытаться расцепить такое положение рук |
Все вышеизложенные упражнения направлены на развитие свободы, гибкости игрового аппарата, взаимодействия его частей и независимости пальцев маленького ребенка; педагог может выбрать из них те, которые он посчитает самыми полезными и увлекательными для своих учеников.
Источник