Как ноты научились петь

Как научиться читать с листа

Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!

Не думайте, что есть какие-то особые секреты или методики, овладев которыми, вы сразу научитесь читать ноты с листа. Чтение с листа – это НАВЫК, т.е. чтобы этот навык появился, надо его тренировать, надо этим заниматься!
(Если же вы потом когда-то совсем прекратите практиковаться в читке с листа, этот навык будет постепенно утрачиваться. Даже люди с консерваторским образованием без практики постепенно утрачивают свои навыки и умения)
В этой инструкции ниже я буду говорить о пении с листа .

Итак, в интересующем нас деле нужна прежде всего практика. Если вы учитесь, допустим, в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении, вы разучиваете с хором пару десятков произведений в год, и когда вам раздают ноты новой песни, вы пытаетесь так или иначе прочитать это с листа. Хороший педагог по сольфеджио (особенно, если он готовит вас к профессиональной музыкальной деятельности) также всегда будет использовать формы работы, включающие чтение номеров из учебника по сольфеджио с листа. Но вы и самостоятельно можете работать над этим навыком!

Что делать.
Берёте любой учебник одноголосного сольфеджио, который начинается с более или менее простого уровня сложности. Это может быть учебник, например, для 1-2 классов музыкальной школы, или просто учебник сольфеджио для музыкальной школы (а не для муз.училищ). Предлагаю вам, например, классику: учебник одноголосного сольфеджио Калмыкова и Фридкина, его легко можно найти в интернете и бесплатно скачать.

Читайте также:  Островский мальчишки девчонки ноты для

Начинаете с самых первых номеров. Последовательно. Каждый номер пытаетесь прочитать с листа!
Внимание! Спеть нужно:

  1. целиком без остановок (серьёзно, пожалуйста, БЕЗ остановок. И желательно без «помарок»),
  2. чисто попадая во все ноты,
  3. в нужном темпе и с правильным ритмом.

Не получилось? Сбились? Остановились? Не беда. Возьмите отдельно сложное место, на котором сбились, разберитесь со скачком или с ритмом. Посмотрите, есть ли ещё сложности в этом номере. Спойте его ещё раз:
1) без остановок и без «помарок»,
2) чисто спев все ноты,
3) в нужном темпе и с правильным ритмом.

Желательно либо выборочно, либо каждый раз записывать себя на диктофон (телефон, видеокамеру). Затем прослушайте своё исполнение, параллельно сверяя все спетые ноты на фортепиано, на своём инструменте или на клавиатуре, которую вы скачали на смартфон. То есть вы записали своё исполнение, нажимаете на воспроизведение и одновременно в реальном времени каждую спетую свою ноту проверяете на инструменте. Но если интонацию вы сможете проверить, с ритмом не всё так однозначно. «Судьи» здесь уже не будет, просто будьте внимательны и не ленитесь считать! Без счёта никак.

Итак, прочитали с листа один номер, если ошиблись, исправили ошибку и ПЕРЕПЕЛИ номер. И двигаетесь дальше. Не надо пытаться освоить за неделю или даже за месяц весь учебник сольфеджио. Помните – навык формируется ровно в тот момент времени, когда вы этим занимаетесь. Много поёте, регулярно занимаетесь – активно формируется.

Проработали один учебник сольфеджио – берёте другой!
Последнее важное правило. Перед тем, как вы собираетесь что-либо прочитать с листа (номер из учебника по сольфеджио, новую песню на репетиции хора или ирмос незнакомого канона на церковной службе), нужно :
1) Определить тональность. Запомнить знаки при ключе.
(У меня такой лайфхак: я запоминаю самый последний диез и бемоль при ключе, и если, например, есть при ключе ля-диез, значит, и ре-диез тоже есть – но это нужно, наверное, автоматически знать кварто-квинтовые круги – будет ли работать у вас, не знаю, попробуйте)
2) Просмотреть ВЕСЬ номер внимательно ГЛАЗАМИ. Обратить внимание на а) скачки, б) сложный ритм, в) встречные знаки альтерации – отклонения, модуляции, г) смену размера. Скачки пропеть мысленно, внутренним слухом, сложный ритм просчитать заранее, внезапные шестнадцатые пропеть мысленно в медленном темпе, затем быстрее, а также разобраться, почему имеются встречные знаки и как «попасть» на эти альтерированные ноты.

Читайте также:  Браво будь со мной ноты

При пении не суетитесь – если написано «Медленно» или «Умеренно», не пойте быстро.
Затем вы настраиваетесь на нужную тональность – сыграйте себе тоническое трезвучие в удобном расположении – и вперёд, начинайте петь и старайтесь не останавливаться при пении.

Также при пении желательно считать, а ещё лучше – дирижировать. Сетку. Не допускайте замедления в коротких длительностях и ускорения длинных нот. Будьте строги к себе, не коверкайте ноты и ритм!
Пропели номер без ошибок – переходите к следующему! Вы поправите или разовьёте свой навык чтения с листа ровно настолько, сколько времени уделите этому.

Ну а так, чего ждать…;) В музыке всё ГОДАМИ формируется, и петь учатся годами, и играть учатся годами. Но если вам нравится заниматься музыкой – просто получайте удовольствие от процесса))

Источник

«Как ноты научились петь» — сценарий сказки для старших дошкольников. Опубликован в журнале «Музыкальная палитра» № 5, 2010 год
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Ноты, считая, что они и так умеют петь, сбегают с урока пения в лес. Пытаются повторить песню птички, дождя — в результате сплошная какфония звуков.

Скачать:

Вложение Размер
Сказочная история по знакомству детей с нотами 40 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Марина Михайловна, музыкальный руководитель МАДОУ № 317 г.Казани

Как ноты научились петь

Сказка для детей старшего дошкольного возраста

  • взрослые – Учитель пения;
  • дети – нотки, Девочка, Птичка, Дождик

Оформление зала. В центре – крупное изображение нотного стана с нотами до, ре, ми, фа, соль, ля, си . За ним – декорации леса.

(Выходит Учитель пения)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я – Учитель пения. Сегодня я расскажу вам одну интересную историю про то, как ноты научились петь. Ну, так слушайте. Жили-были семь нот. Звали их До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си. Были они друг на друга, как семь капель воды, похожи. А, впрочем, пусть они о себе сами расскажут!

(Из-за нотного стана поочерёдно выходят нотки, берут указку и, когда рассказывают о себе, показывают своё изображение на нотных линейках)

До. Я – нота До, я – первая сестра. Всем хорошо известна я.

Вот мой портрет. Запомните его. Вот это я, смотрите, нота До!

Ре. Я – нота Ре, сестрица я вторая. Вот мой портрет. Смотрите, я какая!

Ни До, ни Ми, ни Фа, ни Ля. Я – нота Ре! Запомните меня!

Ми. Сестрица третья – нота Ми. Внимательней, дружок, смотри!

Здесь До, здесь Ре, а это я! Линейка нижняя – моя.

Фа. Я – нота Фа, четвёртная сестра. Устроилась уютно я.

Вот мой портрет. Я – нота Фа! Прошу, запомните меня!

Соль. Я – нота Соль, прелестное создание! Длиннее нет у нот названья.

Вторая линия – моя. Вот мой портрет, а это – я!

Ля. Будем знакомы, нота Ля! Прошу, запомните меня!

Меж линией второй и третьей всегда меня ты сможешь встретить.

Си. Я – нота Си! Живу посерединке. Сестра седьмая, младшая сестра.

Вот здесь, на приготовленной картинке, себя нарисовала я!

Учитель. Ну, вот и познакомились. А теперь начинаем урок пения. Прошу!

(Ноты несколько раз верх-вниз пропевают гамму «До мажор» — каждая свою ноту; Учитель засыпает)

До. Ну и пение, сестрички!

Тут любой уснёт, зевая.

Ре. Сон смыкает мне реснички.

Ми. Пойдёмте лучше поиграем!

Фа. Что тут толку нам сидеть, спать от скуки и зевать?

Соль. Не хочу я больше петь! Лучше в лес пойдём гулять!

Весёлый танец в исполнении нот (по выбору педагога)

(Во время танца нотный стан убирается, открывается панорама леса)

Си. Как красиво, как чудесно! Всю бы жизнь тут прожила!

Ля. Ах, какой цветок прелестный! Душа моя поёт: «Ля-ля!»

(Под музыку прилетает птичка)

Птичка. Ой, как много чёрненьких букашек!

Ноты. Мы – не букашки!

Птичка. Значит, таракашки!

Ноты. Мы – не таракашки!

Птичка. Так кто же вы?

Птичка. Ноты? Если вы ноты, то почему не поёте?

Птичка. Ну, хотя бы вот так!

Весёлая пееская Птички (по выбору педагога)

До. Какая весёлая песенка! Как прекрасно ты поёшь!

Ноты. Мы тоже так хотим! (Одновременно поют каждая свою ноту)

Птичка. Прекратите немедленно! Разве это песня? Прощайте, букашки! Поищите другого, кто будет слушать ваше пение (улетает).

(Звук дождевых капель)

Ре. Кажется, дождь начинается?

Ми. Вы слышите, вы слышите музыку?

Фа. Видно, и у дождя своя песня?

Ноты. Дождик, дождик, научи нас своей музыке!

Грустная песенка Дождя (по выбору педагога)

Соль. Какая печальная , всё же, прекрасная песня!

Ноты. Мы тоже хотим так петь! (Пробуют петь, но безуспешно)

Дождь. Замолчите немедленно! Прощайте! Поищите другого, кто будет слушать ваше пение! (Убегает)

Ля. Нам никогда не научиться красиво петь! (Ноты грустят)

Си. Слышите, сюда ещё кто-то идёт и тоже поёт.

До. Все петь умеют, только мы не можем! (С песней входит Девочка)

Ре. Смотрите, это человек! Это девочка!

Ми. Может она нас научит красиво петь?

(Девочка допевает песню)

Фа. Какая добрая у тебя песня! Научи, Девочка, нас так же петь!

Девочка. Это не легко, надо долго учиться.

Ноты. Мы согласны!

Девочка. Тогда для начала спойте каждая в отдельности. Я хочу услышать ваши голоса.

Ноты (поют по очереди). До, ре, ми, фа, соль, ля. Си!

Соль. А когда мы будем петь все вместе?

Девочка. Никогда! Иначе у вас, кроме шума, ничего не выйдет. Вы должны запомнить одно – когда я буду петь, пусть каждая из вас подхватывает только тот звук, каким поёт сама.

Песня «Прекрасный мир поющий» (муз. А.Абелян, сл. В.Степанова)

Девочка. Ну, теперь поняли?

Девочка. Тогда дальше поёте без меня, а мне пора домой. До свидания!

Ноты. До свидания! (Девочка уходит)

Ля. Бежим скорее к Учителю! Вот он удивится, что мы пет научились!

Си. Только в какую сторону идти? (Слышно, как Учитель зовёт Нотки)

Ноты. Ау! Ау! Мы здесь!

Учитель. Ах, вы, нотки непослушные! Урока не выучили и убежали.

До. Не сердитесь, Учитель. Лес нас научил петь!

Учитель. Не может этого быть! Ну-ка!

Ноты (по очереди) . До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

(После каждой ноты Учитель подаёт реплику типа «хорошо», «превосходно», «удивительно» и т.п.)

Учитель. Вы отлично усвоили урок. Внимание, начали!

Песня «Волшебная семёрка» (муз. В.Рубашевской, сл. И.Кошежевой)

Учитель. Вот так нотки научились петь, но это было только начало. Им предстояло ещё многому научиться. Для этого они поступили в музыкальную школу, где учат не только пению, но и игре на различных музыкальных инструментах.

(В заключение концерт учащихся музыкальных школ – настоящих и бывших воспитанников ДОУ)

Источник

Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1

Но сначала небольшое лирическое отступление.

В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.

Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.

Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?

Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.

Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.

Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил

Ответ: Ну так давайте проверим – это очень просто. Всегда есть вероятность, что вы попали в тот небольшой процент людей без музыкального слуха вообще. Итак, включите динамики или наушники погромче. Зайдите в гугл и вбейте в поиск Пианино онлайн. В качестве альтернативы может поставить любое виртуальное пианино на свой смартфон/планшет. Открыли? Выберите любую клавишу (например, ноту До – C4 – она прямо посередине). Нажмите её и сразу после — нажмите на соседнюю черную клавишу справа (это будет до диез – C4 #) – пум-бум. Слышите, что звуки разные? Теперь нажмите два раза одну и ту же клавишу. Слышите, что звук один и тот же? Если ответ «да» на оба эти вопроса – поздравляю, слух у вас есть.

Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.

Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.

Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.

Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».

Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.

Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?

Итак, первая задача, которую вам предстоит решить – она самая сложная, но, к счастью, самая «саморешаемая». Это – умение петь «в ноты» («интонировать») в принципе. Помните, я писал, что музыка – это определенные звуки в определенной последовательности? Вот вам и надо, сначала научиться петь только определенные звуки, а конкретнее – только звуки определенной высоты, а еще конкретнее – те звуки, которые входят в наиболее распространенную сегодня музыкальную систему (ну, которая до-ре-ми-фа-соля-ли-си) в пределах вашего вокального диапазона (т.е. того диапазона высот, который вы, в принципе, способны петь) — и их всего 12-18.

Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.

Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.

Как заниматься (на примере SingingTutorApp):

Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.

Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).

Нажимаете кнопку Play, программа играет ноту, вы поёте слог «ма» (не громко! не напрягаясь!), стараясь, чтобы звук был максимально «похожим» на эталон — это очень субъективное ощущение, его нужно наработать.

В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.

Не торопитесь, постарайтесь при этом прислушиваться к своим ощущениям. Что вы чувствуете, когда ноты совпадают (резонируют)? Как это чувство отличается от того, что вы ощущаете, когда ноты не совпадают? На что «похожа» нота, которая сейчас играет? Как вы её себе представляете мысленно? Чем она отличается от других нот? И не стесняйтесь того, что поёте преимущественно мимо — это нормально!

Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).

Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.

В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?

Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.

Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?

Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.

Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!

Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.

Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!

Источник

Оцените статью