Как обрабатывать электро гитару

6.3. Сведение электрогитар

В наших песнях электрогитара играет несколько ролей, и к каждой из них у нас будет свой подход.

Перегруженные ритм-гитары

Каждая партия гитары записана у нас на 4 дорожки (два ближних микрофона на комбике, дальний talkback-микрофон и прямой сигнал через DI-Box). Мы возьмём только два ближних микрофона и меняя их баланс по громкости, подберём подходящий тембр.

Если хочется, чтобы звук медиатора и комнаты был слышен, то можно добавить дорожку talkback-микрофона, но иногда лучше оставить гитары максимально чёткими и близкими, это зависит от песни и от гитарной партии.

Итак, у нас есть две ритм-гитары, которые мы будем панорамировать зеркально в стерео (одну влево, другую вправо), а обрабатывать одинаково в одной группе. Дорожки ближних микрофонов панорамируем на 100% влево или вправо. Дорожки talkback-микрофонов можно панорамировать в противоположную сторону, например для левой гитары talkback-микрофон можно увести на 70% вправо, это создаст широкое пространство и ощущение присутствия в комнате. Talkback-микрофон может как украсить, обогатить звук, так и «размазать», отдалить некоторые партии.

[аудио] Дорожки электрогитары
электрогитары в стерео без talkback-микрофона, и с talkback-микрофоном, затем только левая гитара с talkback-микрофоном и только talkback-микрофон

Все дорожки приходят в группу guitars od stereo, где мы обрабатываем их вместе. Обычно можно отрезать у электрогитар всё, что ниже 100-140 Гц (ориентируйтесь на слух, чтобы гитара не стала слишком «тонкой»). Тем самым мы дадим больше места бас-гитаре и бочке. Затем можно сделать гитару ярче, поднимая у неё высокие частоты в области 9 кГц и выше Hi-Shelf эквалайзером с мягким звуком.

При желании, электрогитару можно слегка скомпрессировать. Например, используем компрессию с ratio 4:1, атакой 10 мс, быстрым релизом (10 мс) и с таким threshold, чтобы компрессор срабатывал только изредка на самым громких пиках и gain reduction было не более 1.5 дБ. При этом пусть компрессор работает раздельно на каждом канале (stereo link off).

С перегруженных гитар можно сделать посыл на FX-дорожку Amb, где стоит общий ревербератор на всю песню. Эта дорожка помогает разным инструментам оказаться в одном пространстве и придаёт глубину нашему миксу, в том числе и за счёт появления «заднего плана» у ритм-гитар. В то же время излишнее количество реверберации «размазывает» микс, так что используйте её умеренно, или не используйте совсем, особенно в быстрых песнях.

[аудио] Электрогитары в стерео
до обработки и после обработки эквалайзером, компрессором, ревербератором (send-эффект)

Чтобы дать больше места вокалу, у гитар, как и у прочих инструментов, можно сделать лёгкий вырез в районе 3-4 кГц, а у вокала добавить эквалайзером в той же области. Так вокал будет выделяться и останется разборчивым даже вместе с громкими гитарами.

Ритм-гитары на «чистом» звуке

Часть песни электрогитары играют с чистым звуком или с лёгким crunch. У нас записаны две одинаковые ритм-партии, одна в левый, другая в правый канал.

Вот как можно панорамировать эти дорожки: ближние микрофоны (mic1, mic2) на 100% Left и 89% Left, talkback-микрофон 100% Right. Вторую гитару панорамируем зеркально. Дорожку DI-Box можно добавить по вкусу, а можно выключить.

То, что мы чуть развели ближние микрофоны каждой из гитар по панораме (на 11%) придаст больше объёма и чуть сдвинет звук к центру. Talkback-микрофоны чуть отодвинут чистые гитары вглубь. Когда вступят перегруженные гитары, те будут звучать шире и ближе, поскольку панорамированы максимально влево и вправо. Это позволит песне раскрываться.

Talkback-микрофоны мы увели в противоположные стороны. Отрежем у них эквалайзером всё, что ниже 200-300 Гц (по желанию) и сделаем их совсем негромкими, чтобы они только чуть добавляли ощущения пространства комнаты. Эти микрофоны можно отправить в отдельную группу, чтобы не эквализировать и не компрессировать их вместе с ближними микрофонами.

С помощью регулировки громкости ближних микрофонов подберём нужный тембр звука. Затем отрежежем низ, чтобы освободить место для бас-гитары и бочки (Low Cut фильтром ниже примерно 100 Гц).

В данной песне и данной партии желательно, чтобы каждая из гитар играла чётко, со стабильной громкостью, лёгким перегрузом и небольшим delay. Для этого дорожки ближних микрофонов отправим в отдельные группы (G L clean и G R clean), в каждой группе отрежем низ, как уже было сказано выше, скомпрессируем с лёгким перегрузом, выделяя атаку (attack 80, release 60, ratio 2.5:1, soft valve emulation), добавим mono delay (¼ delay, feedback 20, mix 10%, lo cut 168 Hz, hi cut 2700 Hz).

[аудио] Электрогитара с «чистым» звуком
без обработки, затем с компрессором и с mono delay

Затем гитары G L clean и G R clean приходят в общую группу guitars clean stereo, где мы приступаем к эквализации. В нашем случае записанные чистые гитары звучат достаточно глубоко и гулко, поэтому приберём в районе 450 Гц, добавим 2 кГц и затем 7 кГц мягким Hi-Shelf фильтром. Результаты эквализации нужно оценивать в общем миксе, чтобы слышать, как инструменты взаимодействуют между собой.

С группы чистых гитар сделаем посыл на FX-дорожку Amb с ревербератором, и посыл на FX-дорожку Ping Pong с плагином Ping Pong Delay. Это придаст звучанию гитар задний план и добавит «полёта». Если вы хотите, чтобы гитары оставались максимально «вблизи», не используйте реверберацию и delay.

Также, как и у других инструментов, можно сделать у гитар лёгкий вырез в области 3-4 кГц, чтобы дать больше места вокалу в этой области.

Соло-гитара

Для соло в этой песне используем только два ближних микрофона. Чтобы сделать соло-гитару шире, можно слегка раздвинуть микрофоны по панораме. Если гитара записана на одну дорожку, можно использовать плагин MonoToStereo, что поможет ей зазвучать более объёмно и чуть выйти вперёд.

Эквализируем соло-гитару так, чтобы она отличалась по тембру от ритм-гитар. Приберём нижние частоты (ниже 100 Гц), для яркости можно добавить в районе 5-8 кГц. Если гитара начинает звучать слишком резко, можно прибрать в районе 3-4 кГц.

[аудио] Соло-гитара
до и после обработки monotostereo и эквалайзером

Добавим соло-гитаре объёма и полёта, отправив с неё посыл на общие FX-дорожки amb и ping pong.

На дорожке amb использован яркий Bright Hall Reverb, у которого прибраны частоты ниже 360 Гц. На дорожке ping pong стоит плагин ping pong delay с параметрами: 1/8 sync, feedback 7.5, lo cut 464 Hz, hi cut 4960 Hz, spatial 80 (spatial меняется от 0 до 100 и определяет широту панорамы). Обе эти FX-дорожки совместно используются для гитар, барабанов и аранжировок, чтобы придать им объёма или отодвинуть на задний план. В зависимости от характера песни можно выбрать подходящие настройки ревербератора и delay.

Панорамировать соло-гитару можно, например, так: в припевах она панорамирована на 40% вправо, чтобы не мешать вокалу, а в соло (где она играет одна) — перемещается в центр.

Использованные плагины

Для обработки электрогитар были использованы следующие бесплатные VST-эффекты:

Эквалайзеры: EngineersFilter, Dual Linkwitz-Riley Filters, PushTec, Nebula 3 Free [ 2055 Angels HI S ]
Компрессоры: de la Mancha D2, Compressive Pro
Ламповый эффект: Voxengo Tube Amp

Ссылки для скачивания плагинов можно найти на этой странице.

Если информация с этого сайта представляет для вас ценность, окажите финансовую помощь проекту! Средства пойдут на оплату хостинга и развитие других проектов.

Источник

Сведение гитары

Предлагаю вашему вниманию несколько практических советов по микшированию гитары. В данном случае речь идет все-таки о сведении электрогитары. Советы достаточно простые, но эффективные и работают в большинстве случаев. Пускай они будут служить точкой отсчета в вашем стремлении получить правильное гитарное звучание и усадить его в ваш микс.

Эквализация гитары

Фильтр низких частот

Часто низкие частоты гитары вступают в конфликт с низкими частотами бас-гитары, в конечном итоге получается каша. Попробуйте обрезать низкие частоты на гитаре до 100-120 Гц, до тех пор пока не услышите, что гитара и бас отчетливо звучат. Вы можете воспользоваться простейшим фильтром, или же любым эквалайзером.

Фильтр высоких частот

Аналогичная операция, просто срезайте высокие частоты до тех пор, пока гитара не перестанет конфликтовать, допустим с барабанным железом. Иногда верхние частоты срезать не нужно.

Не переусердствуйте с искажениям

Конечно эффект «distortion» или «overdrive» заставят вашу гитару звучать мощнее, но слишком большое количество искажений сделает вашу гитару мутной и не четкой.

Основу звучания гитары составляют именно средние частоты, именно поэтому стоит относиться к их эквализации с особой осторожностью. Конечно убрав некоторое количество средних частот, звучание гитары вам может показаться более симпатичным в режиме «solo», но в миксе она просто потеряется.

И еще несколько полезных советов:

  • Не занимайте все пространство микса гитарой

Даже если вы хотите, что бы ваша гитара был основной частью песни, убедитесь что все остальные инструменты находятся в правильном балансе с ней.

В звучании каждой гитары есть определенный частотный диапазон, который составляет основу звучания гитары. Его нужно найти и усилить.

  • Уберите вредные частоты

Многие опытные звукоинженеры утверждают, что на частоте 800 Гц. есть что-то, что делает звучание гитары «дешевым». Корректируйте эту чистоту.

Компрессия гитары

Какие цели преследует компрессия гитары:

  1. Выровнять динамику
  2. Подчеркнуть атаку
  3. Увеличить сустейн (продолжительность звучания)

Динамика

Допустим сильно перегруженная гитара имеет сама по себе уже достаточно ровную динамику, потому что овердрайв и дисторшн работают, как компрессор. Так что, скорее всего вам не придется применять компрессию в данном случае. Но вот клин гитара (clean) потребует такой же компресии, как акустическая гитара.

Вот установки компрессора для акустической гитары (приблизительные):

Release: 50-100 мс

Атака

Для того, чтобы подчеркнуть или же ослабить атаку гитары подбирайте параметр Attack на слух. Например, чтобы добавить атаки гитаре рекомендую искать значения между 10 и 80 мс.

Release: 50-100 мс

Сустейн

Для того чтобы получить больше сустейна, необходимо скомпрессировать входной сигнал, установив быстрое время атаки и длинное время восстановления, например (250 мс). В зависимости от того, какой сустейн вам необходим, вы можете использовать Ratio от 4:1 и выше.

Источник

Запись и обработка электрогитары на компьютере

Автор: @DDR5.RU · Опубликовано 11/09/2018 · Обновлено 24/02/2019

Приветствую всех! Сегодня хотелось продолжить музыкальную тематику и более подробно рассмотреть каким образом можно записывать и обрабатывать электрогитару. Как с помощью одной электрогитары и компьютера получить хороший трек довольно неплохого качества, который и самому приятно будет послушать и другим включить не стыдно.

Да и для многих намного приятнее слушать не отдельные партии, а уже в полной аранжировке, если конечно вы не записываете черновик, который должен быть именно в сольном исполнении. Добавление басовой, партий соло и второй ритм гитары, барабанного ритма и прочего делает нашу мелодию интересной и приятной для восприятия многих не связанных с музыкой и гитарой людей. Так как воспринимается уже не как брынчание, пусть и красивое, а как готовая композиция.

Если осмотреться, то ситуация очень распространенная. Есть электрогитара, есть большое желание играть и записывать, некоторые знания и умения, но когда дело доходит до записи и обработки происходит провал. Все не то и получается не так, и в данном случае огромный поток информации не только не помогает, а только усугубляет, так как становится в разы сложнее отделить нужное от рекламного или бесполезного. И не получив хорошего результата многие из нас бросаются к бесконечным скачиваниям VST плагинов и экспериментам, которые далеко не всегда позволяют получить желаемое. И вместо того, чтобы заниматься творчеством, мы попадаем в ловушку бесконечного тестирования и редактирования. На самом деле нам уже достаточно того, что у нас есть электрогитара и какой-нибудь компьютер средней мощности, чтобы записать не просто отдельную гитарную партию, но и всю песню целиком, вместе с басовой, соло партией, барабанами и прочим.

В данной статье я постараюсь более подробно расписать, как это делаю я. Это не является профессиональным пособием и не предполагает абсолютное руководство к действию, поэтому не стоит повторять все вплоть до цифровых значений. Данная статья поможет многим сузить кругозор, а так же сэкономит уйму времени на просмотрах многочасовых курсов, уроков и прочего. Именно как стартовая площадка, финишный результат полностью зависит от вашей фантазии, творческого потенциала и требований. Я буду описывать на примере аудио редактора Reaper, но все написанное здесь можно применить и в Cubase и Logic, и любом другом редакторе.

Первое. Что нам понадобится для записи и обработки:

  • Электрогитара 6-8 струнная это не имеет разницы, какая есть в наличии и на которой вы играете;
  • Компьютер или ноутбук средней мощности;
  • Шнур для подключения электрогитары к сетевой карте компьютера mini-jack, USB для ноутбука. Владение внешней сетевой карты является небольшим преимуществом, но лично я обхожусь без нее и не чувствую в ней никакой необходимости;
  • Аудиоредактор Reaper или Cubase. Я буду все писать на основе Reaper, но все это можно повторить и в любом другом редакторе позволяющем записывать и работающем с VST плагинами. На моем ПК и установленной семерке Reaper работает на записи моментально при этом с минимальной задержкой, в Cubase я проигрываю несколько тактов, а только после этого сдвигается полоса записи в редакторе(запоздание ужасное);
  • Нормальная акустическая система. Работа на миниатюрных компьютерных колонках с сабвуфером конечно возможна, но в этом случае стоит периодически проверять звучание на другом устройстве — муз. центр, усилитель, не важно, все к чему сможете дотянуться. Качество звука и звучания отдельных партий может отличаться в разы от компьютерных колонок. Обязательно контролируйте это!
  • Наушники для редактирования, а так же контроля звучания. Некоторые рекомендуют брать дешевые, чтобы они не улучшали звук, но можете использовать и те что есть под рукой; (Сведение трека в наушниках)
  • Чувство меры! Это обязательно, потому что редактировать можно бесконечно, не редко чрезмерное редактирование не улучшает, а наоборот делает звучание хуже. Будут моменты когда вам через час уже перестанет нравится ваше сведение и захочется что-то отредактировать, именно в таких случаях стоит вовремя остановиться. Данная проблема наблюдается у многих творческих людей и я не исключение. Очень сложно остановиться в компьютерной графике, работе со звуком, в дизайне, свои работы постоянно хочеться доделать и довести до ума, даже если окружающие и заказчики всем довольны.
  • Обязательно делайте перерывы при редактировании и сведении, потому что мы привыкаем к звуку и уже упускаем на автомате многие детали звучания, в итоге через время мы их все же замечаем и начинаем по новой улучшать.

Способы записи электрогитары

Записывать электрогитару можно несколькими способами, но в конечном итоге вы все равно прийдете к записи в аудиоредакторе.

  1. Запись в Guitar Rig. На самом деле это самый простой и популярный у начинающих способ записи. В Guitar Rig 5 настроил звук по вкусу и сразу записал что нужно. Проще способ и придумать сложно. Единственный недостаток это невозможность одновременного воспроизведения ранее записанных параллельно звучащих партий, поэтому приходится все писать под метроном или же барабаны, а сводить уже непосредственно в аудио редакторе, что не совсем удобно.

Если же вы пишете так, то важно записывать трек верхним проигрывателем! В этом случае гитарная партия остается без обработки и вы всегда сможете подредактировать или же полностью изменить ее звучание и наложенные эффекты.

Настройка Reaper для работы

Автоматическое исправление задержки

Со способом мы определились переходим к подготовке процесса. Первое чего нам нужно добиться — это устранение задержки, если вы не знаете что это, то прочитайте статью «Подключение электрогитары к ПК«. Одна из причин почему я и выбрал редактор Reaper для работы, он позволяет избавиться от задержки на полном автомате. Для этого достаточно включить одну единственную настройку. При записи вы от нее никуда не спрячетесь и ее будет слышно, но зато непосредственно при монтаже все будет сдвинуто просто идеально с учетом времени латенции, вручную ничего поправлять уже не прийдется.

Установка VST плагинов и настройка

Устанавливаются VST плагины, как обычная программа, но они не всегда определяются в Reaper. Для этого нам нужно обязательно добавить путь к папке плагина в настройках. (На маках такой проблемы нет наблюдается на Виндовс).

Какие VST плагины я использую

Waves — комплект плагинов от Wave. В реальности для обработки мне нужны несколько штук, но ставится весь набор. Да и в будущем, возможно использовать буду больше…

Guitar Rig 5 — известная программа для наложения эффекта на электрогитару. Важно при скачивании выбирать именно с VST, так можно скачать только саму программу, которая не будет взаимодействовать с аудио редакторами. При желании вы можете использовать и любой другой — Bias AMP, Bias FX, Peavey — Revalver и прочие. Все зависит от ваших пожеланий, требований к звуку и эффектам.

Bias FX — на данный момент можно уверенно сказать что является лидером среди программ для наложения эффектов на звучание электрогитары. Очень удобно и то, что процесс настройки напоминает работу с обычным педалбордом. Но так же огромным преимуществом является облако, в котором можно скачать реально огромное количество уже готовых профессионально настроенных прессетов, большая часть из которых абсолютно бесплатна.

Ezdrummer 2 — отличный плагин для создания барабанных партий, работает как отдельная программа, так и как VST в редакторах. Есть разные плагины для создания барабанов, но лично я остановился на нем. При желании можете использовать любой другой.

Izotop Ozone — отличный плагин для работы со звуком. Лично я использую только для финишной обработки(мастеринга). Не советую им злоупотреблять, сильно нагружает ПК, что значительно влияет на качество и плавность воспроизведения…

Ik Multimedia Tracks — огромный набор компрессоров, эквалайзеров, лимитеров и подобного. Но без опыта разобраться в таком количестве становится сложно. Стоит помнить при использовании компрессоров, что каждый из них при неправильных настройках вносит значительные или же не сильно ощутимые изменения в звучание, которое не всегда уместно. Пользуйтесь с умом. «В моей работе самый популярный инструмент — это Tracks — TR5 EQual (эквалайзер), все остальное использую крайне редко.»

В реальности есть очень много и других плагинов выполняющих те же функции, но лично я решил остановиться на этих. Так как они меня полностью устраивают, да и процесс при переборе VST уже далеко не склоняет к творчеству, а наоборот отдаляет. Вы же можете использовать любые иные по вашему желанию.

IZotope Neutron 2 — очень полезный плагин для избавления от частотных конфликтов, например бочка — бас, ритм и соло. Данный плагин позволяет практически на полном автомате избавится от них. Подробно о работе и функциях плагина написал здесь

Примеры моей работы вы можете послушать в приложенном плейлисте. Я не претендую на звание профессионала и возможно в чем допущены ошибки, представляю их только для общего понимания конечного звучания. Напоминаю, что качество результата зависит только от ваших требований…

Запись и сведение

На записи я не стану останавливаться, так как это более чем просто и разобраться сможет каждый. Кликаем правой кнопкой и создаем новый трек, жмем значок записи на самом треке и не далего от него динамик, чтобы мы могли слышать что играем. После нажатия большой кнопки записи, пойдет воспроизведение всех треков, а так же непосредственно запись на эту дорожку.

Важный момент! Рекомендуется устанавливать средний уровень сигнала записи гитары на «-18», как утверждают разработчики, то именно при таком уровне записи, трек наиболее качественно обрабатывается плагинами и другими инструментами. Но стоит и предостеречь, если выставить слишком заниженный уровень сигнала при записи, то программа и плагины будут пытаться его довести до требуемого автоматически, не редко такой процесс приводит к различным щелчкам и появлению посторонних призвуков на записи. При выставление же сильно высокого уровня, будет ощущение запирания звука. Старайтесь чтобы уровень держался в районе минус 18, допускается временное превышение сигнала.

А теперь давайте начнем рассмотрение именно обработки, так как именно с ней у многих и у меня были сложности. А огромное количество уроков на Ютубе никак не подсказывало решение задач. Я разложу весь процесс по инструментам, чтобы было удобнее читать и понимать.

Барабаны

После того как вам в голову пришла идея и вы уже попробовали ее воплотить на гитаре, стоит определиться с ритмом композиции. Я EZDrummer библиотеки, вы можете брать другие не суть.

Важный момент! Лучше составлять партию именно в Reaper, тогда всегда будет возможнось отредактировать громкость отдельных барабанов установки, бочки, сократить или увеличить длительность, заменить сбивку и прочее. В редакторе вы сможете это сделать прослушивая все целиком и наглядно видя что следует изменить, с работой в отдельной программе все посложнее…

В готовых библиотеках уже все отлично отредактировано до нас, сложность возникает лишь с настройкой громкости отдельных элементов, об этом стоит задуматься сразу. Если нужно доработать звучание, то это сделать намного проще в плагине, чем на готовом экспортированном WAV файле. Если есть возможность, то всегда работайте в редакторе. Если же по каким то причинам вы экспортируете барабаны в WAV файл, то обязательно сохраняйте проект, чтобы у вас была возможность отредактировать его.

При желании редактирования с помощью MIDI редактора, достаточно выделить всю партию в VST и просто перетянуть ее на дорожку, в этом случае вы получите партию прописанную в миди. Но если вы используете этот способ, то из плагина обязательно удаляйте партию, а лучше сдвиньте за пределы композиции, чтобы была возможность редактирования в будущем. В таком способе есть неприятный момент, вам станет не доступно разветвление бочки, хэта, рабочего барабана и пр. на разные каналы для обработки. А это очень важно, если вы хотите подружить бас и бочку, а так же сделать звучание тарелок чище.

Для обработки барабанных партий могут понадобится:

Клиппер или лимитер. Он позволяет усилить громкость, сделать барабаны ярче и более выраженными, если так можно выразится. В некоторых случаях можно подобрать эквалайзер из того же Tracks, который подчеркнет ударные и позволит отказаться от компрессии. Но при желании вы можете попробовать использовать и встроенные уже в аудио редактор лимитеры, например в Riaper уступает, но при этом потребляет во много раз меньше ресурсов ПК. Это следует выбирать на слух исходя из ваших предпочтений.

Ревербрация. Ревер поможет нам задвинуть барабаны поглубже в трек, освободив пространство для гитар и других инструментов. Я стараюсь на них не навешивать много, так это только искажает звучание. Если вам не подходит звук бочки или рабочего, не устраивает громкость, то будет намного проще и качественнее заменить и настроить это в плагине, чем пытаться сделать это же различными эквалайзерами и компрессорами.

Если нет никакой необходимости в расширение стерео или смещения звука ударных вправо или лево, то не делайте этого. Из личного опыта заметил, что расширение стерео пространства на ударных ухудшает их пробивной звук, при этом опустошается центр и создается каша по бокам, что так же звучит совсем не хорошо.

Бас гитара

У многих с этим так же возникают трудности, некоторые просто опускают руки и обходятся без него. При этом создать нормальное звучание баса из записи на шестой и пятой струне вполне реально. Я как-то нашел инструкцию на ютубе, в которой нужно было создать дубликат и применить на него эффекты для более высокого звучания, в оригинале же вытянуть на максимум басы, но тот способ не очень мне подошел и я подобрал свой вариант.

Для черновика нам вполне подойдет способ:

  • Записать басовую партию на обычной гитаре;
  • Наложить эффект Guitar Rig 5 — Octaver Bass
  • Наложить VST CLA Bass Mono\Stereo(Waves), двигая ползунки можно все отлично настроить под себя. Я заметил, что при совместном использовании Octaver BaSS и CLA Bass, в последнем не стоит сильно увлекаться ползунками настроек низких частот, так как бас становится менее выделяющимся, но при этом вносит большое влияние на общее звучание всей композиции. Но это так же зависит от случая, доверьтесь своим ушам.
  • При необходимости налаживаем компрессор стандартный Tracks
  • И наложить Эквалайзер Tracks — TR5 EQual с пресетом Bass (при надобности).

Данные настройки позволяют получить довольно неплохое звучание, так же можно поэкспериментировать с пресетом компрессора. Можно использовать и стандартный эквалайзер Reaper — ReaEQ с пресетом баса. От него получается больше высоких и средних частот. Советую при подборе звучания пробовать и его, возможно вам подойдут настройки стандартного эквалайзера больше.

Для качественного звука стоит использовать уже готовые библиотеки, прописывая басовые партии с помощью MIDI. К таким можно отнести VST — MODO BASS, Ample Bass! Через какое-то время вы будете писать бас или на бас гитаре или же начнете прописывать их с помощью MIDI, потому что только так можно добиться хорошего, максимально приближенного к живому звучанию.

Ранее я описывал процессы обработки ритма, соло по отдельности с использованием компрессоров и прочего огромного количества плагинов, но со временем упростил данный процесс до минимального — теперь на гитарных дорожках использую только BIAS FX и эквалайзер Tracks — TR5 EQual — это позволяет сохранять звучание не искаженным. Но возможно, вы будете настраивать иначе, все зависит исключительно от ваших пожеланий и требований.

Ритм и соло гитара

На своем опыте я заметил для себя, что ритм гитару лучше записывать дважды, при этом каждая из этих дорожек дублируется и разводится по панораме. Тогда звук становиться более насыщенным и звучит объемнее. Но разводить стоит на одно и тоже значение по сторонам или же с минимальным отклонением, потому что возможно появление мутности ритма, что звучит совсем не хорошо. Но это только касается одинаковых партий. Если ваш ритм состоит из различных гитарных партий, то здесь разведение может иметь абсолютно различные значения.

А вот партию соло гитары, наоборот, не стоит многократно записывать если в этом нет особой необходимости. В некоторых случаях достаточно записать однократно и сдублировав дорожку, незначительно развести по сторонам. Многократная запись и большое количество дублей может сделать партий торчащей и значительно выделяющейся из общего микса. Но на вкус и цвет, как говорится… Все зависит от вашей задумки и композиции.

Финишная обработка

Ну и подходим к финишной прямой. Последняя стадия — это финишная доработка трека. В первой части мы добились желаемого звука, очистили лишние шумы и резонансы. На финише нам уже следует довести его до ума.

  1. Компрессия или лимитер — позволяют увеличить громкость;
  2. Финишная эквализация, вытягиваем нужное и срезаем лишнее;

В данном случае мне хватает плагина Ozone 7 (последняя 8 версия имеет на порядок больший набор пресетов). И подбора из огромного количества пресетов. Мне больше нравится Modern Quality либо CD Master, Remove MUD, вам же могут быть по нраву другие. Здесь чисто вкус каждого индивидуален.

И хочется сразу отметить, хоть наложение на Мастер называется финишным, но лучше его добавить или изначально, или же когда получен какой либо внятный результат. При включении пресетов может снижаться громкость некоторых инструментов или наоборот, так же может потребоваться доработка звука. И это все намного проще делать по ходу, чем переделывать на финише.

И важный момент, все работы по настройке, сведению и финишной доработке проводите только на стандартных настройках эквалайзера в системе или устройств прослушивания. Так как если у вас будет установлен режим больше баса или же рок, то слушатели на устройствах с другими или стандартными настройками могут не слышать часть инструментов или баса вообще!

В идеале накладывается компрессор, слегка редактируются частоты. Но у меня такое не работает, как мне кажется нужно больше опыта и познаний для ручной настройки, с пресетом я же получаю вполне устраивающий меня результат.

Изначально я пытался доработать уже готовые сведенные Wav файлы в отдельных(solid) программах, но при этом у меня так и не получилось корректно контролировать громкость, она постоянно зашкаливает. Работать с VST непосредственно в редакторе намного удобнее.

Напоминаю, что это не руководство или инструкция, а мой личный опыт. Здесь я хотел поделиться чем я пользуюсь и какие инструменты наиболее часто применяю, так как я до этого доходил довольно сложно. А следуя рекомендациям с ютуба, далеко не всегда получал хорошие результаты. Использовать такой набор инструментов или изменить его на свои предпочтения это ваше право, да и вам все равно прийдется постоянно что-то менять, в зависимости от стиля, общей композиции и вашей задумки.

Источник

Оцените статью