Как обрабатывать классическую гитару

Содержание
  1. Запись акустической гитары — Сведение удачной записи акустической гитары
  2. Обработка акустической гитары
  3. Сведение гитары
  4. Эквализация гитары
  5. Фильтр низких частот
  6. Фильтр высоких частот
  7. Не переусердствуйте с искажениям
  8. Компрессия гитары
  9. Какие цели преследует компрессия гитары:
  10. Динамика
  11. Атака
  12. Сустейн
  13. Как записать гитару на компьютер в домашних условиях? Записываем акустику, электрогитару и бас
  14. Подготовка к записи
  15. Подготовка музыкального материала
  16. Подготовка оборудования и инструментов
  17. Подготовка помещения (если она нужна)
  18. Особенности записи гитар
  19. Как записать акустическую гитару
  20. Как записать электроакустическую гитару
  21. Как записать электрогитару
  22. Как записать бас гитару
  23. Оборудование для записи гитары
  24. Звуковая карта (аудиоинтерфейс) для записи гитары
  25. Выбор микрофона для записи электрогитары
  26. Записываем акустическую гитару
  27. Запись акустической гитары двумя микрофонами
  28. Звукосниматели для акустической гитары
  29. Способы записать электрогитару
  30. Запись с комбика
  31. «Живой» усилитель + импульсы кабинетов
  32. Запись гитары на компьютер через гитарный процессор
  33. Запись гитары через линейный вход (микрофонный вход)
  34. Программы для записи гитары на компьютер
  35. Общие принципы работы с DAW и VST-плагинами
  36. Как записать гитару в fl studio
  37. Как записать гитару в reaper
  38. Как записать гитару в adobe audition
  39. Как записать гитару в cubase
  40. Как записать гитару в logic pro x
  41. Как записать гитару в guitar rig
  42. Как записать гитару в pro tools
  43. Как записать гитару в ableton live
  44. Как записать гитару на Android смартфон
  45. Как записать гитару на iPhone

Запись акустической гитары — Сведение удачной записи акустической гитары

Я так тщательно рассматривал методики записи акустической гитары, так как считаю, что при грамотно сделанной записи потребуется намного меньше обработки на стадии сведения.

В случае с совершенно заполненным миксом вам может потребоваться устранение на гитаре некоторого количества низких частот и добавление яркости в районе 15 кГц, однако для этого не нужны какие-то особые усилия.

Читайте также:  Валдис пельш не угадал мелодию с восьми нот

Точно также для добавления акустической гитаре немного сустейна можно использовать в разрыве канала компрессор с небольшим значением соотношения сжатия либо, как вариант, сделать посыл на параллельный компрессор.

Для лучшей усадки гитары в микс можно добавить ей немного реверберации. По моему мнению, здесь не нужно применять яркие ревербераторы, которые делают очень заметными скрип перемещения пальцев по грифу и призвук от касания к струнам медиатором или ногтями.

Если запись делалась с использованием нескольких микрофонов, стоит проверить их взаимную фазировку. Вообще, рекомендуется настроить нужное отношение фаз еще на стадии записи, но если это сделать по каким-то причинам невозможно, то такие исправления можно вполне внести и в уже записанный материал. В этом случае можно осторожно переместить одну дорожку относительно другой или задействовать специальные плагины для фазовой коррекции. Например, такие, как «Little Labs IBP», «Voxengo PHA979», «Betabugs Phasebug» и «Tritone Digital Phasetone».

Отдельно необходимо рассмотреть тему размещения акустической гитары в стерео-пространстве. Зачастую при сведении ритм-партий практикуют размещение гитарных дабл-треков на противоположных сторонах стерепанорамы.

Многие звукорежиссеры, работающие в домашних условиях, не всегда записывают такие дабл-треки, а потом не понимают, почему звучание их гитар такое узкое и невыразительное.

И еще один важный аспект. В дабл-треках следует добиться достаточно устойчивой синхронности исполнения, то есть ритмического совпадения всех ударов и щипков по струнам. Безусловно, первостепенную роль в этом играет профессионализм гитариста, но в некоторых случаях будет уместным и ручное перемещение отдельных частей записанного материала для получения идеальной синхронности.

В противном случае вы рискуете испортить ритмику композиции и получить довольно раздражающую суетливость в стерео-пространстве, которая проявляется хаотичным метанием гитары с одного уха в другое.

К тому же следует учитывать возможность потери любых резко панорамированных треков при их прослушивании в моно. Поэтому во время сведения материал следует проверять запись на моно-совместимость.

Запись акустической гитары с помощью двух микрофонов обеспечивает наличие дополнительных возможностей для расширения стереокартины. Хватит простого панорамирования этих микрофонов по сторонам. Может показаться, что это приведет к неестественному влиянию на звук, но очень часто такой метод делает звук инструмента более реальным и объёмным.

Например, Боб Баллок панорамирует микрофоны на акустической гитаре таким образом: «Я выполняю панорамирование точно так же, как и при записи фортепьяно: низкие частоты в левую сторону, высокие – в правую. Это приводит к более полному, но всё ещё очень естественному звучанию».

Важный момент в этом процессе – насколько далеко происходит панорамирование: вам вряд ли нужна гитара в 15 метров длиной, к которой приводит слишком широкое панорамирование этих микрофонов.

Эл Шмитт говорит: «Я не буду делать акустическую гитару слишком широкой. Лишь немного левее и правее от центра…».

Чувство стереопространства можно добавлять и к монофонической записи с помощью различных модуляционных эффектов. На этом акцентируют внимание продюсеры Джейсон Голдштайн и Рено Летан.

Также можно задействовать небольшую окружающую реверберацию. Однако следует понимать, что высокий уровень подобной реверберации может стать причиной появления эффекта гребенчатой фильтрации, что, в свою очередь, приведет к изменению тембра основного сигнала.

Насколько полезно или вредно такое тональное изменение, решать только вам. Некоторые специалисты по сведению, такие как Джон Гэсс и Мэнни Маррокуин, целенаправленно применяют реверберацию с целью подобного тембрального изменения.

Источник

Обработка акустической гитары

Акустическая гитара — один из наиболее распространенных музыкальных инструментов, поэтому начинающий звукорежиссер нередко знает, как правильно её записывать, но при этом испытывает постоянные трудности при её сведении.

В чем же дело? Дело в том, что качественно записанная акустическая гитара не является гарантией того, что в процессе её сведения не потребуется никакой обработки. Обработка требуется почти всегда.

Вопрос только в том какую обработку и как именно применять. Вот как раз в данном видеоуроке на примере и рассматриваются основные принципы обработки акустической гитары.

Вы увидите, как обрабатывать акустическую гитару, играющую аккомпанирующую партию «боем» с помощью эквалайзера, компрессора, а также с помощью модуляционной и пространственной обработки для увеличения объёма звучания.

Зная лишь базовые принципы обработки акустической гитары, и грамотно их применяя можно существенно улучшить результат её сведения с миксом.

Просто нужно знать, как обрабатывать гитару эквалайзером, как компрессировать и как формировать объёмное звучание за счёт применения соответствующей обработки.

Обо всём этом вы узнаете из данного видеоурока.

Копирование материала без письменного разрешения правообладателя запрещено.

Источник

Сведение гитары

Предлагаю вашему вниманию несколько практических советов по микшированию гитары. В данном случае речь идет все-таки о сведении электрогитары. Советы достаточно простые, но эффективные и работают в большинстве случаев. Пускай они будут служить точкой отсчета в вашем стремлении получить правильное гитарное звучание и усадить его в ваш микс.

Эквализация гитары

Фильтр низких частот

Часто низкие частоты гитары вступают в конфликт с низкими частотами бас-гитары, в конечном итоге получается каша. Попробуйте обрезать низкие частоты на гитаре до 100-120 Гц, до тех пор пока не услышите, что гитара и бас отчетливо звучат. Вы можете воспользоваться простейшим фильтром, или же любым эквалайзером.

Фильтр высоких частот

Аналогичная операция, просто срезайте высокие частоты до тех пор, пока гитара не перестанет конфликтовать, допустим с барабанным железом. Иногда верхние частоты срезать не нужно.

Не переусердствуйте с искажениям

Конечно эффект «distortion» или «overdrive» заставят вашу гитару звучать мощнее, но слишком большое количество искажений сделает вашу гитару мутной и не четкой.

Основу звучания гитары составляют именно средние частоты, именно поэтому стоит относиться к их эквализации с особой осторожностью. Конечно убрав некоторое количество средних частот, звучание гитары вам может показаться более симпатичным в режиме «solo», но в миксе она просто потеряется.

И еще несколько полезных советов:

  • Не занимайте все пространство микса гитарой

Даже если вы хотите, что бы ваша гитара был основной частью песни, убедитесь что все остальные инструменты находятся в правильном балансе с ней.

В звучании каждой гитары есть определенный частотный диапазон, который составляет основу звучания гитары. Его нужно найти и усилить.

  • Уберите вредные частоты

Многие опытные звукоинженеры утверждают, что на частоте 800 Гц. есть что-то, что делает звучание гитары «дешевым». Корректируйте эту чистоту.

Компрессия гитары

Какие цели преследует компрессия гитары:

  1. Выровнять динамику
  2. Подчеркнуть атаку
  3. Увеличить сустейн (продолжительность звучания)

Динамика

Допустим сильно перегруженная гитара имеет сама по себе уже достаточно ровную динамику, потому что овердрайв и дисторшн работают, как компрессор. Так что, скорее всего вам не придется применять компрессию в данном случае. Но вот клин гитара (clean) потребует такой же компресии, как акустическая гитара.

Вот установки компрессора для акустической гитары (приблизительные):

Release: 50-100 мс

Атака

Для того, чтобы подчеркнуть или же ослабить атаку гитары подбирайте параметр Attack на слух. Например, чтобы добавить атаки гитаре рекомендую искать значения между 10 и 80 мс.

Release: 50-100 мс

Сустейн

Для того чтобы получить больше сустейна, необходимо скомпрессировать входной сигнал, установив быстрое время атаки и длинное время восстановления, например (250 мс). В зависимости от того, какой сустейн вам необходим, вы можете использовать Ratio от 4:1 и выше.

Источник

Как записать гитару на компьютер в домашних условиях? Записываем акустику, электрогитару и бас

Запись в профессиональной студии стоит очень дорого. А чтобы качественно и чисто записать электрогитару может понадобиться несколько сессий.

К счастью, современное развитие технологий позволяет гитаристам работать дома и получать почти студийное качество на своем компьютере.

Но все равно процесс записи гитары является достаточно сложным с большим количеством нюансов.

Подготовка к записи

Подготовка важна не меньше, чем сама звукозапись. На этом этапе вы закладываете фундамент будущей работы. Если грамотно подойти к процессу, то в дальнейшем можно избежать ненужных трат времени и денег.

Подготовку можно не проводить, только если вы записываете демо. Потому что в этом случае вам нужно всего лишь зафиксировать идею, над которой вы будете работать в дальнейшем.

Если же вы записываете гитару «начисто» для какой-то песни, то готовиться к записи необходимо.

Подготовка музыкального материала

Когда вы приступаете к записи гитары, вы должны идеально знать песню:

  • знать тональность, темп, продолжительность трека;
  • знать свою партию;
  • знать аранжировку композиции;
  • знать настройки используемого оборудования.

Без этих знаний вы либо вообще не сможете ничего записать, либо потратите на это очень много времени и средств.

Гитарист, конечно же, может немного доработать свою партию во время студийной работы. Но это всегда лишь мелкие и незначительные детали. Основная работа над треком к моменту записи должна быть завершена.

Подготовка оборудования и инструментов

Очень важно подготовить инструменты и оборудование, которые вы будете использовать. Убедитесь, что ваша гитара отстроена, педали эффектов имеют нужные настройки, в усилителе не стоят севшие лампы.

ВАЖНО! О замене струн

Перед записью обязательно поставьте новый комплект струн. В противном случае гитара будет звучать глухо, и это нельзя будет исправить никаким эквалайзером.

Подготовка помещения (если она нужна)

Если вы записываете гитару микрофоном с усилителя, то вам нужно провести акустическую подготовку помещения. Как минимум – расставить басовые ловушки и повесить на стену несколько листов акустического поролона.

Акустический поролон

Особенности записи гитар

Как записать акустическую гитару

Записать акустическую гитару можно 2 способами:

  1. снять звук микрофонами;
  2. использовать специальный звукосниматель для акустической гитары.

Если у вас есть такая возможность, то записывайте акустику микрофонами. Они лучше передают глубокое и богатое звучание инструмента.

Как записать электроакустическую гитару

Электроакустика – это инструмент, в котором есть черты и электрогитары, и акустики. Поэтому записать ее можно как микрофонами, так и сняв звук с датчиков. Идеальный звук получается при микшировании сигнала со звукоснимателей и микрофонов.

Как записать электрогитару

Записать электрогитару можно следующим образом:

  • снять микрофоном звук с комбика;
  • через процессор эффектов;
  • напрямую «в линию».

Каждый способ подробнее рассмотрим ниже.

Как записать бас гитару

Бас-гитару пишут в линию. Так делают даже в больших студиях, где стоят мощные усилители. Звук баса идет напрямую в аудиоинтерфейс, а кабинет используется для мониторинга.

Поэтому в домашней студии вы можете записывать бас в линию, а затем дорожку обрабатывать плагинами.

Оборудование для записи гитары

Для звукозаписи вам понадобится оборудование. Ниже мы расскажем о минимальном наборе, который позволит вам записать гитару в приемлемом качестве.

Звуковая карта (аудиоинтерфейс) для записи гитары

Вы не сможете записать электрогитару, просто воткнув шнур во вход встроенной звуковой карты. Она не предназначена для звукозаписи. Во-первых, значительно страдает качество звука. Во-вторых, сигнал будет идти с задержкой.

Для звукозаписи нужна карта, которая поддерживает ASIO. Лучше всего приобрести внешний аудиоинтерфейс.

Подробно о выборе аудиоинтерфейса для записи электрогитары вы можете почитать в статье “Выбираем звуковую карту для домашней студии звукозаписи”.

Выбор микрофона для записи электрогитары

Если вы планируете записывать гитару с комбоусилителя, то вам нужен микрофон. Микрофоны бывают динамические и конденсаторные. Для записи музыкальных инструментов обычно используют динамические микрофоны.

Классическое решение для гитары – Shure SM57.

Shure SM57

Этот микрофон лучше других работает с частотным спектром гитары.

Также для записи применяют микрофоны:

  • Microtech Gefell UMT70S

Microtech Gefell UMT70S

  • Royer R121

Royer R121

  • Beyerdynamic M160

Beyerdynamic M160

  • AKG C414 B-ULS

AKG C414 B-ULS

  • Telefunken MD421-5 и др.

Telefunken MD421-5

Иногда в студиях звукорежиссеры используют дополнительный микрофон, который снимает звук комнаты (Room). Так делают для придания гитарному звуку объема. Кроме того, таким образом эмулируется восприятие гитарного звука человеческим ухом. Для записи комнаты используются конденсаторные микрофоны. Например, AKG Perception или Neumann KM84.

Конденсаторный микрофон AKG

Записываем акустическую гитару

Запись акустической гитары двумя микрофонами

Акустическую гитару лучше всего записывать 2 микрофонами. Первый снимает звук струн, атаку, средние частоты. Второй применяется для фиксирования низких глубоких частот.

На изображении показаны способы расстановки микрофонов для записи акустической гитары и снимаемые частоты.

Способы расстановки микрофонов для записи акустической гитары

Звукосниматели для акустической гитары

Если у вас нет возможности записать акустику микрофоном, воспользуйтесь звукоснимателем. Датчики для акустической гитары бывают 2 видов:

  • Магнитные. По своему принципу они похожи на датчики с электрогитары.

Магнитный датчик для акустической гитары

  • Пьезо-датчики. Реагируют на деформацию пьезокристалла.

Пьезо-датчик для акустической гитары

Акустические гитары со звукоснимателями записываются напрямую «в линию» как электрогитара.

Способы записать электрогитару

Запись с комбика

Аудиотракт записи выглядит следующим образом:

Гитара – комбик – микрофон – аудиоинтерфейс (микрофонный вход).

Этот способ звукозаписи чаще всего применяется на больших студиях, но для дома он не совсем удобен. Чтобы добиться хорошего звука от гитарного усилителя, его нужно «разогнать». То есть значительно повысить громкость, чтобы получить насыщенный «ламповый» звук.

При записи с комбика главное – выбрать расположение микрофона. Чем дальше от усилителя находится микрофон, тем жирнее и объемнее получается звук. Но при этом теряется плотность звучания. Оптимальным считается расстояние в 1 дюйм от усилителя до микрофона.

В горизонтальной плоскости от динамика микрофон можно расположить следующим образом:

  • по центру напротив колпачка;

Расположение микрофона по центру напротив колпачка

  • на границе колпачка и диффузора;

Расположение микрофона на границе колпачка и диффузора

  • напротив диффузора;

Расположение микрофона напротив диффузора

  • на краю диффузора.

Расположение микрофона на краю диффузора

Чем дальше от центра динамика, тем гуще и мутнее становится звук записанной гитары.

Если вы впервые пробуете записать гитару с комбика, то поставьте микрофон по центру динамика на расстоянии в 2-3 см.

СОВЕТ. Как не делать двойную работу.

Даже снимая звук с комбика, используйте DI-box для записи необработанного гитарного сигнала. Это выручит вас, если записанная дорожка окажется непригодной для дальнейшей работы. В этом случае вы просто обработаете «сухой» сигнал плагинами и избежите перезаписи.

«Живой» усилитель + импульсы кабинетов

Современные технологии позволяют записать усилитель и без динамика.

Аудиотракт выглядит так:

Гитара – усилитель – лоад-бокс – аудиоинтерфейс (линейный или инструментальный вход) – VST плагины с импульсами кабинетов.

Не каждый музыкант может позволить себе выкрутить ручку громкости на своем усилителе. Поэтому это лучшее решение, если вы хотите сохранить звук лампового усилителя и при этом не нажить врагов среди соседей.

При этом способе гитарный усилитель отключается от динамика и подключается к лоад-боксу. Лоад-бокс – это специальный прибор, который понижает выходной сигнал гитарного усилителя до линейного уровня и позволяет записать гитарный звук на компьютер.

Лоадбокс АМТ

ВАЖНО! Как не сжечь усилитель

Никогда не включайте ламповый усилитель без нагрузки. Иначе сгорит выходной трансформатор. Нагрузка – это подключенный динамик (кабинет) или лоад-бокс.

Записав дорожку, ее нужно обработать VST-плагинами эмуляции гитарного кабинета. По-другому – импульсами.

Импульсы позволяют воссоздать звук любого динамика, снятого любым микрофоном. Это очень удобно, если вы не знаете, какой звук вам нужен.

При этом вы можете записываться в наушниках и избежать головной боли с правильной расстановкой микрофонов.

Для работы с импульсами используются специальные плагины. Например, Wall of Sound, Nadir, Poulin Le Cab и др.

VST NadIR

Запись гитары на компьютер через гитарный процессор

Гитару можно записать и через процессор. Суть такая же, как и при записи настоящего комбика. Вы подключаете процессор к аудиоинтерфейсу и записываете свои партии.

Моделирующий усилитель-процессор Kemper

Некоторые процессоры могут работать и как звуковая карта. В этом случае необходимость внешнего аудиоинтерфейса пропадает. Вы просто подключаете процессор по USB, выбираете нужные пресеты и работаете.

Недостатком процессоров является их цена. Топовые модели Axe Fx, Kemper стоят больше 100 000 рублей. А процессоры в среднем ценовом диапазоне по звуку уступают аналоговому оборудованию.

Запись гитары через линейный вход (микрофонный вход)

Самым простым и самым дешевым способом записи является запись «в линию» (в линейный вход аудиоинтерфейса).

Лицевая панель аудиоинтерфейса

Гитара – аудиоинтерфейс – VST плагины.

Вам не нужно будет покупать ни усилитель, ни микрофон, ни лоад-бокс, ни любое другое оборудование кроме внешней звуковой карты.

Но имейте в виду, что записанный сигнал нужно будет обработать плагинами. Есть специальные программы, которые эмулируют звучание педалей и усилителей.

  • Bias Fx

Bias Fx

  • Guitar Rig 5

Guitar Rig 5

  • Amplitube

Amplitube

Программы для записи гитары на компьютер

Для записи, сведения и мастеринга песен используются специальные программы (DAW). Принцип их работы примерно одинаковый: вы записываете звук на дорожку и обрабатываете ее. Ниже мы рассмотрим общий принцип работы с DAW на примере программы Ableton Live 9.

Для остальных программ будут представлены ссылки на видео-уроки.

Общие принципы работы с DAW и VST-плагинами

Представим, что ваша гитара напрямую подключена к аудиоинтерфейсу.

Окно Ableton

В центральной части экрана располагаются дорожки, на которые и будет производиться запись.

Если дорожки нет, то ее нужно создать.

Добавление аудиодорожки для записи

Проверяем параметры дорожки и включаем мониторинг. Это нужно, чтобы слышать себя во время записи.

В Ableton это делается вот так:

Настройка дорожки для записи

Возьмите любой аккорд на гитаре и проверьте наличие звука.

Теперь проверим параметры записи. Для этого надо зайти в “Настройки”. Лучше всего установить такие значения:

  • тип файла (file Type) – wav;
  • битрейт (bit depth) – 24 bit;
  • частота (tone frequency) – 48 kHz.

НастройкиНастройка параметров записи

Далее устанавливаем темп, размер и включаем метроном.

Установка темпа и размера композиции

Если у вас есть барабанная дорожка, то добавляем ее в проект.

Добавление барабанной дорожки

Нажимаем REC и записываем гитару.

Запись гитарной дорожки

Допустим, вы записали партию хорошо с первого раза. Далее дорожку обрабатываем плагинами. Например, Guitar Rig.

Обработка записанной дорожки плагинами

На этом запись гитары завершена.

Вы сохраняете запись в нужном формате и отдаете ее дальше в работу. Для последующей записи вокала, сведения и мастеринга.

Как записать гитару в fl studio

Как записать гитару в reaper

Как записать гитару в adobe audition

Как записать гитару в cubase

Как записать гитару в logic pro x

Как записать гитару в guitar rig

Как записать гитару в pro tools

Как записать гитару в ableton live

Как записать гитару на Android смартфон

Смартфон охватывает все больше сфер нашей жизни. Вот и электрогитару можно записывать в телефон. Для этого нужен специальный прибор iRig. По сути это разновидность аудиоинтерфейсов.

iRig

К сожалению, использовать смартфон для качественной записи или живых выступлений не получится. Софт на Android слишком слаб и выдает ощутимую задержку сигнала.

iRig выручит, если нужно срочно записать какой-то рифф. Но для решения более серьезных задач он не пригоден.

Как записать гитару на iPhone

Продукция Apple намного удобнее.

Во-первых, подключить гитару к iPhone вдобавок к iRig можно с помощью Guitar Connect Cable или Guitar Connect Pro.

Guitar Connect Cable

Во-вторых, софт Apple намного более приспособлен для нужд музыкантов. Задержка намного меньше андроидовской и сравнима с показателями обычных аудиоинтерфейсов.

Однако и здесь не стоит ждать чуда. Вы можете использовать свой iPhone в качестве портативной студии для работы с демо-записями или для отработки упражнений. Применять же устройство для полноценной записи гитары для песни не стоит. Полученный результат будет намного уступать классическим способам записи.

Источник

Оцените статью