Как обрабатывать звук гитары

Запись акустической гитары — Сведение удачной записи акустической гитары

Я так тщательно рассматривал методики записи акустической гитары, так как считаю, что при грамотно сделанной записи потребуется намного меньше обработки на стадии сведения.

В случае с совершенно заполненным миксом вам может потребоваться устранение на гитаре некоторого количества низких частот и добавление яркости в районе 15 кГц, однако для этого не нужны какие-то особые усилия.

Точно также для добавления акустической гитаре немного сустейна можно использовать в разрыве канала компрессор с небольшим значением соотношения сжатия либо, как вариант, сделать посыл на параллельный компрессор.

Для лучшей усадки гитары в микс можно добавить ей немного реверберации. По моему мнению, здесь не нужно применять яркие ревербераторы, которые делают очень заметными скрип перемещения пальцев по грифу и призвук от касания к струнам медиатором или ногтями.

Если запись делалась с использованием нескольких микрофонов, стоит проверить их взаимную фазировку. Вообще, рекомендуется настроить нужное отношение фаз еще на стадии записи, но если это сделать по каким-то причинам невозможно, то такие исправления можно вполне внести и в уже записанный материал. В этом случае можно осторожно переместить одну дорожку относительно другой или задействовать специальные плагины для фазовой коррекции. Например, такие, как «Little Labs IBP», «Voxengo PHA979», «Betabugs Phasebug» и «Tritone Digital Phasetone».

Отдельно необходимо рассмотреть тему размещения акустической гитары в стерео-пространстве. Зачастую при сведении ритм-партий практикуют размещение гитарных дабл-треков на противоположных сторонах стерепанорамы.

Многие звукорежиссеры, работающие в домашних условиях, не всегда записывают такие дабл-треки, а потом не понимают, почему звучание их гитар такое узкое и невыразительное.

Читайте также:  Гитара распайка сингл один

И еще один важный аспект. В дабл-треках следует добиться достаточно устойчивой синхронности исполнения, то есть ритмического совпадения всех ударов и щипков по струнам. Безусловно, первостепенную роль в этом играет профессионализм гитариста, но в некоторых случаях будет уместным и ручное перемещение отдельных частей записанного материала для получения идеальной синхронности.

В противном случае вы рискуете испортить ритмику композиции и получить довольно раздражающую суетливость в стерео-пространстве, которая проявляется хаотичным метанием гитары с одного уха в другое.

К тому же следует учитывать возможность потери любых резко панорамированных треков при их прослушивании в моно. Поэтому во время сведения материал следует проверять запись на моно-совместимость.

Запись акустической гитары с помощью двух микрофонов обеспечивает наличие дополнительных возможностей для расширения стереокартины. Хватит простого панорамирования этих микрофонов по сторонам. Может показаться, что это приведет к неестественному влиянию на звук, но очень часто такой метод делает звук инструмента более реальным и объёмным.

Например, Боб Баллок панорамирует микрофоны на акустической гитаре таким образом: «Я выполняю панорамирование точно так же, как и при записи фортепьяно: низкие частоты в левую сторону, высокие – в правую. Это приводит к более полному, но всё ещё очень естественному звучанию».

Важный момент в этом процессе – насколько далеко происходит панорамирование: вам вряд ли нужна гитара в 15 метров длиной, к которой приводит слишком широкое панорамирование этих микрофонов.

Эл Шмитт говорит: «Я не буду делать акустическую гитару слишком широкой. Лишь немного левее и правее от центра…».

Чувство стереопространства можно добавлять и к монофонической записи с помощью различных модуляционных эффектов. На этом акцентируют внимание продюсеры Джейсон Голдштайн и Рено Летан.

Также можно задействовать небольшую окружающую реверберацию. Однако следует понимать, что высокий уровень подобной реверберации может стать причиной появления эффекта гребенчатой фильтрации, что, в свою очередь, приведет к изменению тембра основного сигнала.

Насколько полезно или вредно такое тональное изменение, решать только вам. Некоторые специалисты по сведению, такие как Джон Гэсс и Мэнни Маррокуин, целенаправленно применяют реверберацию с целью подобного тембрального изменения.

Источник

Обработка акустической гитары

Акустическая гитара — один из наиболее распространенных музыкальных инструментов, поэтому начинающий звукорежиссер нередко знает, как правильно её записывать, но при этом испытывает постоянные трудности при её сведении.

В чем же дело? Дело в том, что качественно записанная акустическая гитара не является гарантией того, что в процессе её сведения не потребуется никакой обработки. Обработка требуется почти всегда.

Вопрос только в том какую обработку и как именно применять. Вот как раз в данном видеоуроке на примере и рассматриваются основные принципы обработки акустической гитары.

Вы увидите, как обрабатывать акустическую гитару, играющую аккомпанирующую партию «боем» с помощью эквалайзера, компрессора, а также с помощью модуляционной и пространственной обработки для увеличения объёма звучания.

Зная лишь базовые принципы обработки акустической гитары, и грамотно их применяя можно существенно улучшить результат её сведения с миксом.

Просто нужно знать, как обрабатывать гитару эквалайзером, как компрессировать и как формировать объёмное звучание за счёт применения соответствующей обработки.

Обо всём этом вы узнаете из данного видеоурока.

Копирование материала без письменного разрешения правообладателя запрещено.

Источник

Эффекты

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Арзуманов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 21 сентября 1997 г.

Прародитель электрогитары — акустическая гитара — была и по сей день остается в авангарде популярности среди инструментов. Во всяком случае у подавляющего большинства гитаристов первым инструментом была именно она, а не электрическая гитара. Тем не менее на эстраде в любительской и полупрофессиональной деятельности «акустика» используется значительно реже других инструментов. Отчасти это объясняется высокими ценами на подобные инструменты приличного класса, однако главная сложность заключается в озвучивании гитары. Акустическая гитара — инструмент довольно капризный в плане усиления звука, и чтобы полностью передать все нюансы исполнения и естественную красоту ее звучания, необходимо приложить максимум усилий. Во второй части статьи мы попробуем разобраться в особенностях подзвучки акустической гитары и использовании с ней различных устройств электронной обработки звука, рассмотренных ранее.

П режде, чем попытаться выяснить, как же озвучивать гитару, нужно понять, в чем заключаются ее отличительные черты. Первая особенность, наиболее заметная на слух — почти полное отсутствие сустейна, то есть продолжительности звучания. При щипке струны возникает сильная атака, которая почти мгновенно падает в десятки раз, после чего звук довольно быстро затихает. По сравнению с электрогитарой, где струна может звучать достаточно долго, это отличие кардинальное. Вторая особенность заключается в тембре — из — за более высокого резонирования в области низких и средних частот, амплитудно — частотная характеристика звука гитары получается крайне неравномерная, что может создать определенные сложности (например при работе на студии при установке уровня записи магнитофона, необходимо учитывать разность в силе звука верхних и нижних струн). Еще одна особенность — наличие «темных» нот (их называют также «мертвые» или «волчьи» ноты). Такие ноты можно услышать на определенных ладах гитары, где они звучат тише или громче других. Иногда они могут отличаться по тембру, что гораздо заметнее. Исправлению этот дефект не подлежит, но следует заметить, что «темные» ноты в большей или меньшей степени присутствуют практически на всех, даже очень хороших и дорогих гитарах. На электрогитарах этот дефект менее заметен, так как сигнал со звукоснимателей, попадая в дальнейшую цепь обработки, уменьшает свой динамический диапазон, в результате чего звучание нот сглаживается.

Несмотря на все вышеописанные особенности звучания акустической гитары, роль электронных устройств, применяемых вместе с ней, заключается не в устранении или изменении этих характерных черт, а скорее в их подчеркивании, естественно, с коррекцией грубых амплитудно — частотных аномалий. Гитара — инструмент «живой», и задача звукоусилительного тракта — передать без искажений всю палитру и богатство натурального звука, кроме, конечно, каких — то, иногда возникающих специальных задач. Но, прежде чем обработать сигнал «акустики», его необходимо получить.

При озвучивании акустической гитары можно идти тремя путями. Первый путь очевидный и на первый взгляд простой — усиление с помощью микрофона. В этом случае можно добиться натурального и естественного звучания инструмента, разумеется при использовании соответствующей аппаратуры (прежде всего, самого микрофона и микрофонного предусилителя). При работе на студии можно рекомендовать именно этот способ, ибо акустические условия и возможность перезаписи позволяют сделать высококачественную фонограмму. При озвучивании микрофон устанавливается напротив розетки гитары. Применяют запись и с несколькими микрофонами, например один устанавливается около розетки, второй — около грифа и третий — на общий план. Наилучший звук обычно достигается путем многочисленных экспериментов.

В концертной практике применение микрофона может вызвать возникновение акустической обратной связи, что связано с гитарным корпусом, выполняющим роль резонатора. В этой ситуации подзвучку можно осуществлять вторым способом. В последние годы распространение получила так называемая электроакустическая гитара, то есть гитара со встроенным пьезодатчиком, который улавливает механические колебания корпуса и преобразует их в колебания электрические. Несмотря на то, что звучание гитары становится не таким естественным (из — за того, что в этой ситуации звук «акустики» связан только с колебаниями корпуса, а не со столбом воздуха, выходящем из розетки), этот способ намного проще, быстрее и практичнее. Тем более, во многих гитарах имеется встроенный темброблок с эквалайзером и линейным выходом. Третий способ заключается в подзвучивании и пьезодатчиками, и микрофонами. Регулируя баланс между ними, можно получить оптимальный звук для большинства ситуаций, возникающих в концертной и студийной деятельности.

Наиболее распространенными средствами обработки сигнала акустической гитары являются компрессор — лимитер и эквалайзер. Компрессор — лимитер призван уменьшить динамический диапазон источника сигнала за счет мягкого ограничения его пиковых значений. Учитывая крайнюю динамическую неравномерность звучания гитары в разных частотных областях, применение компрессора тут вполне оправдано. Особенно важно избавиться от «пиков» при записи на цифровые носители, так как даже небольшая перегрузка, незаметная на аналоговой ленте, в данной ситуации приведет к сильнейшим искажениям. С другой стороны, низкий порог ограничения сигнала в компрессоре повлечет за собой неестественность звучания — гитара будет «задушена», как говорят звукоинженеры. Поэтому, пользуясь компрессором, необходимо придерживаться разумного компромисса в его настройке.

Акустическая гитара — инструмент, требующий частотной корректировки. Разные гитары звучат совершенно по — разному, причем это зависит не только от формы корпуса и пород дерева, из которого он изготовлен, но и от множества других причин, даже не связанных непосредственно с самим инструментом. Если на гитаре используются металлические струны, то у нее будет более звонкий и высокий звук, чем при использовании «нейлона», придающего звучанию глубину и теплоту. Соответственно, возникает необходимость в подчеркивании характерных особенностей данной гитары для передачи всей красоты ее индивидуального звучания.

Эквалайзер, как графический, так и параметрический, отлично подходит для коррекции частот гитарного сигнала. Графический эквалайзер можно использовать для получения определенного тембра: например при игре аккомпанемента, подняв полосу высоких частот, в звучание гитары добавится «звон». При повышении уровня нижней части среднего диапазона звук становится теплым и «бархатным», что хорошо слушается при выступлении соло.

Параметрический эквалайзер более гибок при работе с «акустикой». Возможность точно настраиваться на конкретную частоту позволяет решить множество проблем, одна из которых — возникновение акустической обратной связи. Как известно, обратная связь возникает на определенных частотах, вызывающих наибольший резонанс в корпусе гитары, вследствие чего звукоусилительный тракт «заводится». Эти «паразитные» частоты можно найти, если уровень частотной полосы уменьшить на 8 — 12 дБ, и путем изменения центральной частоты полосы найти резонансную частоту, являющуюся непосредственной причиной «заводки». После этого можно увеличить общую громкость, пока акустическая обратная связь не возникнет снова, уже на другой частоте. С помощью следующего канала параметрического эквалайзера находится и эта резонансная частота; ее уровень также уменьшается. Действуя таким же образом и далее, возможно найти и уменьшить практически все резонансные частоты и полностью избавиться от обратной связи для получения оптимального звукового баланса.

Аналогично вышеописанной процедуре происходит избавление от «темных» нот. Для этого первым делом необходимо поставить ширину полосы и ее уровень на максимальные значения. Непрерывно играя «темную» ноту, необходимо найти соответствующую ей частоту путем регулирования последней. После нахождения этой частоты ширина полосы суживается (чтобы эквалайзер не «хватал» соседние ноты), и уровень полосы устанавливается такой, чтобы «темная» нота звучала по громкости так же, как и остальные. При наличии нескольких таких нот используются другие каналы эквалайзера.

Если акустическая гитара играет вместе с другими инструментами, имеющими такой же частотный диапазон, что и у нее, то во избежании «перекрытия» частотных областей с помощью того же параметрического эквалайзера необходимо уменьшить уровень «занятой» полосы. Это приведет к более равномерному распределению инструментов по всей частотной области, и каждый из них будет хорошо прослушиваться без увеличения громкости.

Мы рассмотрели, в основном, приборы коррекции звука. А можно ли применять с акустической гитарой именно эффекты, изменяющие сам тембр инструмента? В принципе, эффекты применять можно, правда их круг значительно сужается по сравнению с электрогитарой. Очень хорошо слушается с «акустикой» хорус — эффект, придавая ее звучанию объемность и заполненность. Уровень эффекта лучше устанавливать таким, чтобы хорус скорее чувствовался, нежели слышался — в противном случае в обработанном сигнале будет слышна некая искусственность. При применении стереохоруса звучание становится еще более объемным и глубоким.

Многие музыканты хотели бы эпизодически использовать 12 — струнную гитару, но в концертной деятельности транспортировка еще одного инструмента довольно затруднительна. Для имитации такого звучания можно использовать специальные устройства, которые позволяют сдвигать высоту тона вверх или вниз на заданную величину. С этой задачей справляются такие устройства, как гармонайзеры (Harmonizer) и питч — шифтеры (Pitch Shifter). Выпускаться они могут как в виде студийных приборов, так и встроенными в гитарные процессоры. Сместив высоту гитарного сигнала вверх на октаву и подмешав его к основному звуку, создастся иллюзия игры на 12 — струнной гитаре; во всяком случае при игре с другими инструментами отличие будет почти незаметным.

И, естественно, совершенно необходимо использование ревербератора. Без него звучание акустической гитары будет тусклым, плоским, лишенным объема и пространства.

При сольной игре на акустической гитаре обработку звука необходимо использовать в соответствии с ситуацией. Одно дело, когда гитарист исполняет какую — либо пьесу в дуэте с фортепиано — звучание гитары должно быть естественным и строгим. Совсем другой подход используется при сольной партии в коллективе, играющем фьюжн — тут все целиком зависит от выдумки и фантазии исполнителя (рекомендуется к прослушиванию John McLaughlin Trio). Однако в общем случае цепь эффектов для работы с «акустикой» может выглядеть, как на рис.1. Эта конфигурация является довольно простой и отвечает всем требованиям универсальности — с ее помощью возможно произвести самую необходимую обработку сигнала при различных задачах.

И напоследок следует упомянуть о гитарных процессорах. Также, как для электрогитары и бас — гитары, выпускаются процессоры и для акустической гитары. В качестве примеров можно упомянуть такие устройства, как Korg G2 Acoustic Guitar Processor и недавно выпущенный DOD AcousTEC Guitar Preamp & FX Processor. Последний представляет собой довольно мощное устройство необычного дизайна, включающее в себя множество эффектов. К ним относятся аналоговые компрессор, трехполосный эквалайзер, встроенный подавитель акустической обратной связи и шумоподавитель («гейт»). Секция цифровых эффектов включает в себя хорус, флэнжер, фейзер, тремоло, имитатор звучания 12 — струнной гитары, дилэй, ревербератор. Имеется встроенный тюнер для настройки гитары. Подобные устройства предоставляют музыканту все возможности для получения звука акустической гитары на любой вкус.

Источник

Оцените статью