Как обработать акустическую гитару под электро

Эффекты

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Арзуманов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 21 сентября 1997 г.

Прародитель электрогитары — акустическая гитара — была и по сей день остается в авангарде популярности среди инструментов. Во всяком случае у подавляющего большинства гитаристов первым инструментом была именно она, а не электрическая гитара. Тем не менее на эстраде в любительской и полупрофессиональной деятельности «акустика» используется значительно реже других инструментов. Отчасти это объясняется высокими ценами на подобные инструменты приличного класса, однако главная сложность заключается в озвучивании гитары. Акустическая гитара — инструмент довольно капризный в плане усиления звука, и чтобы полностью передать все нюансы исполнения и естественную красоту ее звучания, необходимо приложить максимум усилий. Во второй части статьи мы попробуем разобраться в особенностях подзвучки акустической гитары и использовании с ней различных устройств электронной обработки звука, рассмотренных ранее.

П режде, чем попытаться выяснить, как же озвучивать гитару, нужно понять, в чем заключаются ее отличительные черты. Первая особенность, наиболее заметная на слух — почти полное отсутствие сустейна, то есть продолжительности звучания. При щипке струны возникает сильная атака, которая почти мгновенно падает в десятки раз, после чего звук довольно быстро затихает. По сравнению с электрогитарой, где струна может звучать достаточно долго, это отличие кардинальное. Вторая особенность заключается в тембре — из — за более высокого резонирования в области низких и средних частот, амплитудно — частотная характеристика звука гитары получается крайне неравномерная, что может создать определенные сложности (например при работе на студии при установке уровня записи магнитофона, необходимо учитывать разность в силе звука верхних и нижних струн). Еще одна особенность — наличие «темных» нот (их называют также «мертвые» или «волчьи» ноты). Такие ноты можно услышать на определенных ладах гитары, где они звучат тише или громче других. Иногда они могут отличаться по тембру, что гораздо заметнее. Исправлению этот дефект не подлежит, но следует заметить, что «темные» ноты в большей или меньшей степени присутствуют практически на всех, даже очень хороших и дорогих гитарах. На электрогитарах этот дефект менее заметен, так как сигнал со звукоснимателей, попадая в дальнейшую цепь обработки, уменьшает свой динамический диапазон, в результате чего звучание нот сглаживается.

Несмотря на все вышеописанные особенности звучания акустической гитары, роль электронных устройств, применяемых вместе с ней, заключается не в устранении или изменении этих характерных черт, а скорее в их подчеркивании, естественно, с коррекцией грубых амплитудно — частотных аномалий. Гитара — инструмент «живой», и задача звукоусилительного тракта — передать без искажений всю палитру и богатство натурального звука, кроме, конечно, каких — то, иногда возникающих специальных задач. Но, прежде чем обработать сигнал «акустики», его необходимо получить.

При озвучивании акустической гитары можно идти тремя путями. Первый путь очевидный и на первый взгляд простой — усиление с помощью микрофона. В этом случае можно добиться натурального и естественного звучания инструмента, разумеется при использовании соответствующей аппаратуры (прежде всего, самого микрофона и микрофонного предусилителя). При работе на студии можно рекомендовать именно этот способ, ибо акустические условия и возможность перезаписи позволяют сделать высококачественную фонограмму. При озвучивании микрофон устанавливается напротив розетки гитары. Применяют запись и с несколькими микрофонами, например один устанавливается около розетки, второй — около грифа и третий — на общий план. Наилучший звук обычно достигается путем многочисленных экспериментов.

В концертной практике применение микрофона может вызвать возникновение акустической обратной связи, что связано с гитарным корпусом, выполняющим роль резонатора. В этой ситуации подзвучку можно осуществлять вторым способом. В последние годы распространение получила так называемая электроакустическая гитара, то есть гитара со встроенным пьезодатчиком, который улавливает механические колебания корпуса и преобразует их в колебания электрические. Несмотря на то, что звучание гитары становится не таким естественным (из — за того, что в этой ситуации звук «акустики» связан только с колебаниями корпуса, а не со столбом воздуха, выходящем из розетки), этот способ намного проще, быстрее и практичнее. Тем более, во многих гитарах имеется встроенный темброблок с эквалайзером и линейным выходом. Третий способ заключается в подзвучивании и пьезодатчиками, и микрофонами. Регулируя баланс между ними, можно получить оптимальный звук для большинства ситуаций, возникающих в концертной и студийной деятельности.

Наиболее распространенными средствами обработки сигнала акустической гитары являются компрессор — лимитер и эквалайзер. Компрессор — лимитер призван уменьшить динамический диапазон источника сигнала за счет мягкого ограничения его пиковых значений. Учитывая крайнюю динамическую неравномерность звучания гитары в разных частотных областях, применение компрессора тут вполне оправдано. Особенно важно избавиться от «пиков» при записи на цифровые носители, так как даже небольшая перегрузка, незаметная на аналоговой ленте, в данной ситуации приведет к сильнейшим искажениям. С другой стороны, низкий порог ограничения сигнала в компрессоре повлечет за собой неестественность звучания — гитара будет «задушена», как говорят звукоинженеры. Поэтому, пользуясь компрессором, необходимо придерживаться разумного компромисса в его настройке.

Акустическая гитара — инструмент, требующий частотной корректировки. Разные гитары звучат совершенно по — разному, причем это зависит не только от формы корпуса и пород дерева, из которого он изготовлен, но и от множества других причин, даже не связанных непосредственно с самим инструментом. Если на гитаре используются металлические струны, то у нее будет более звонкий и высокий звук, чем при использовании «нейлона», придающего звучанию глубину и теплоту. Соответственно, возникает необходимость в подчеркивании характерных особенностей данной гитары для передачи всей красоты ее индивидуального звучания.

Эквалайзер, как графический, так и параметрический, отлично подходит для коррекции частот гитарного сигнала. Графический эквалайзер можно использовать для получения определенного тембра: например при игре аккомпанемента, подняв полосу высоких частот, в звучание гитары добавится «звон». При повышении уровня нижней части среднего диапазона звук становится теплым и «бархатным», что хорошо слушается при выступлении соло.

Параметрический эквалайзер более гибок при работе с «акустикой». Возможность точно настраиваться на конкретную частоту позволяет решить множество проблем, одна из которых — возникновение акустической обратной связи. Как известно, обратная связь возникает на определенных частотах, вызывающих наибольший резонанс в корпусе гитары, вследствие чего звукоусилительный тракт «заводится». Эти «паразитные» частоты можно найти, если уровень частотной полосы уменьшить на 8 — 12 дБ, и путем изменения центральной частоты полосы найти резонансную частоту, являющуюся непосредственной причиной «заводки». После этого можно увеличить общую громкость, пока акустическая обратная связь не возникнет снова, уже на другой частоте. С помощью следующего канала параметрического эквалайзера находится и эта резонансная частота; ее уровень также уменьшается. Действуя таким же образом и далее, возможно найти и уменьшить практически все резонансные частоты и полностью избавиться от обратной связи для получения оптимального звукового баланса.

Аналогично вышеописанной процедуре происходит избавление от «темных» нот. Для этого первым делом необходимо поставить ширину полосы и ее уровень на максимальные значения. Непрерывно играя «темную» ноту, необходимо найти соответствующую ей частоту путем регулирования последней. После нахождения этой частоты ширина полосы суживается (чтобы эквалайзер не «хватал» соседние ноты), и уровень полосы устанавливается такой, чтобы «темная» нота звучала по громкости так же, как и остальные. При наличии нескольких таких нот используются другие каналы эквалайзера.

Если акустическая гитара играет вместе с другими инструментами, имеющими такой же частотный диапазон, что и у нее, то во избежании «перекрытия» частотных областей с помощью того же параметрического эквалайзера необходимо уменьшить уровень «занятой» полосы. Это приведет к более равномерному распределению инструментов по всей частотной области, и каждый из них будет хорошо прослушиваться без увеличения громкости.

Мы рассмотрели, в основном, приборы коррекции звука. А можно ли применять с акустической гитарой именно эффекты, изменяющие сам тембр инструмента? В принципе, эффекты применять можно, правда их круг значительно сужается по сравнению с электрогитарой. Очень хорошо слушается с «акустикой» хорус — эффект, придавая ее звучанию объемность и заполненность. Уровень эффекта лучше устанавливать таким, чтобы хорус скорее чувствовался, нежели слышался — в противном случае в обработанном сигнале будет слышна некая искусственность. При применении стереохоруса звучание становится еще более объемным и глубоким.

Многие музыканты хотели бы эпизодически использовать 12 — струнную гитару, но в концертной деятельности транспортировка еще одного инструмента довольно затруднительна. Для имитации такого звучания можно использовать специальные устройства, которые позволяют сдвигать высоту тона вверх или вниз на заданную величину. С этой задачей справляются такие устройства, как гармонайзеры (Harmonizer) и питч — шифтеры (Pitch Shifter). Выпускаться они могут как в виде студийных приборов, так и встроенными в гитарные процессоры. Сместив высоту гитарного сигнала вверх на октаву и подмешав его к основному звуку, создастся иллюзия игры на 12 — струнной гитаре; во всяком случае при игре с другими инструментами отличие будет почти незаметным.

И, естественно, совершенно необходимо использование ревербератора. Без него звучание акустической гитары будет тусклым, плоским, лишенным объема и пространства.

При сольной игре на акустической гитаре обработку звука необходимо использовать в соответствии с ситуацией. Одно дело, когда гитарист исполняет какую — либо пьесу в дуэте с фортепиано — звучание гитары должно быть естественным и строгим. Совсем другой подход используется при сольной партии в коллективе, играющем фьюжн — тут все целиком зависит от выдумки и фантазии исполнителя (рекомендуется к прослушиванию John McLaughlin Trio). Однако в общем случае цепь эффектов для работы с «акустикой» может выглядеть, как на рис.1. Эта конфигурация является довольно простой и отвечает всем требованиям универсальности — с ее помощью возможно произвести самую необходимую обработку сигнала при различных задачах.

И напоследок следует упомянуть о гитарных процессорах. Также, как для электрогитары и бас — гитары, выпускаются процессоры и для акустической гитары. В качестве примеров можно упомянуть такие устройства, как Korg G2 Acoustic Guitar Processor и недавно выпущенный DOD AcousTEC Guitar Preamp & FX Processor. Последний представляет собой довольно мощное устройство необычного дизайна, включающее в себя множество эффектов. К ним относятся аналоговые компрессор, трехполосный эквалайзер, встроенный подавитель акустической обратной связи и шумоподавитель («гейт»). Секция цифровых эффектов включает в себя хорус, флэнжер, фейзер, тремоло, имитатор звучания 12 — струнной гитары, дилэй, ревербератор. Имеется встроенный тюнер для настройки гитары. Подобные устройства предоставляют музыканту все возможности для получения звука акустической гитары на любой вкус.

Источник

Музыкальный дворик

Рассказываем о музыкальных инструментах

Как сделать из акустической гитары электроакустическую

Если перед вами встала задача выбора звукоснимателя для акустической гитары, то это значит, что у вас есть причины превратить свою акустику в электроакустику. Возможно, вы хотите записаться в студии или дома. Или вам предстоит выступить на концерте, а там вопрос усиления звука встает сам собой.

Мы поможем вам сделать это. Существует несколько способов подзвучить акустическую гитару. Для решения этой задачи можно воспользоваться следующими типами устройств:

Теперь поговорим подробнее о каждом из перечисленных типов устройств, чтобы вы смогли понять, какой подойдет именно вам.

Магнитоэлектрические датчики

Магнитный датчик да акустической гитары Fayer KQ-3

Принцип работы этих звучков, а также их конструкция полностью идентичны аналогам для электрогитары. Отличие все же существует, но оно не заметно глазу человека: такие датчики работают на совершенно других частотах. Монтируются такие датчики в так называемую розетку. Это такое отверстие, расположенное на верхней деке гитары, наверняка, каждый из вас понял, что мы имеем в виду. Никакого изменения конструкции гитары и грубых манипуляций. Если вы не планируете всегда использовать подзвучку, у такого варианта есть еще один плюс: при желании вы можете снять датчик и продолжать пользоваться инструментом в акустическом варианте.
Важно: несмотря на сходство такого датчика с электрогитарным аналогом, не стоит пытаться установить датчик с электрической гитары на акустическую. Как мы уже упомянули, частоты эти датчики воспринимают совсем разные. Конечно, все это будет как-то звучать, но о глубоком звучании электроакустической гитары придется забыть.

Магнитный датчик да акустической гитары Fayer KQ-3

И еще один момент: этим типом датчиков можно подзвучить лишь акустические гитары, на которые установлены струны из металла. Если вы хотите подзвучить классическую гитару с нейлоновыми струнами, этот способ для вас неприемлем. Причина ясна – колебания нейлоновых струн не могут быть считаны подобным типом звучков.

Одно из важных достоинств такого типа датчика является гарантия того, что вас не будет беспокоить эффект «обратной связи», который так часто действует на нервы в попытках подзвучить гитару. Главный недостаток в том, что получаемый звук не совсем можно назвать акустическим. Нужно несколько раз подумать, какую цель вы преследуете, и делать выбор, исходя из этого. А пока мы расскажем вам о следующем типе датчиков.

Пьезоэлектрические звукосниматели

Пьезодатчик для акустической гитары Fayer KQ-1A

Звукосниматели этого типа начали активно применяться в начале 70-х годов 20-го века. Работают они довольно просто: при игре возникают механические колебания струн, они преобразуются с помощью специального пьезокристалла в электросигнал. По подобному принципу, кстати, работают многие системы сигнализации, которые вы видели в кино. Вспомните, преступник кидает кирпич в витрину магазина, и как только стекло разбивается, срабатывает сигнализация. Благодаря этому пьезоэффекту и достигается очень близкое к акустическому звучание.

Пьезодатчик для акустической гитары Fayer KQ-1A

Пьезоэлектрические звукосниматели способны снимать не только сам звук, но и каждую вибрацию, идущую от струн, и каждое колебание корпуса акустической гитары. Такие звучки в зависимости от своего типа монтироваться прямо в корпус акустической гитары или быть накладными. Достоинство таких датчиков, наравне с предыдущими, – отсутствие эффекта «завода» от обратной связи. Единственный минус: кристалл способен снять колебания со всей поверхности гитары, но не с воздуха, проходящего через резонаторное отверстие. Из-за этого теряется некоторая часть акустического звучания.

Пьезодатчик для акустической гитары Fayer KQ-1A

Существуют пьезоэлекрические звукосниматели двух видов. Первые – в виде «таблетки». Часто их так и называют. Их легко установить и снять, к тому же они недорого стоят. Прилепляются такие звучки снаружи или внутри гитары. Чем плотнее вы прижимаете такую таблетку к корпусу акустики, тем больше полезного сигнала передаётся в шнур. Большой плюс в том, что со звучанием можно экспериментировать с помощью перемещения датчика.

Пьезодатчик таблетка для акустической гитары Proline T2

Второй тип пьезоэлектрических звукоснимателей – «узкие палочки». Они названы так из-за своей формы. Такие звучки устанавливаются под нижний порожек акустической гитары. Процесс установки довольно трудоемок, поэтому мы не рекомендуем пробовать сделать это самостоятельно. Помните, гитара – это музыкальный инструмент, а значит, любое неграмотное вмешательство в ее

Пьезодатчик таблетка для акустической гитары Proline T2

конструкцию может закончится ухудшением звучания. «Узкая палочка» обойдется вам дороже, чем «таблетка». Сверху придется выложить некоторую сумму за установку. На рынке есть модели с эквалайзером и даже с предусилителем.

Микрофон для акустической гитары

Микрофон для акустической гитары

Последний вариант – старый, добрый микрофон. Не обычный, конечно, а подходящий для таких целей. Так мы получим по-настоящему мягкий и реалистичный звук, но настоящей проблемой станет возникновение обратной связи при повышении уровня громкости. Подзвучка может быть не только внешней, но и внутренней. Давайте подробнее рассмотрим каждый из вариантов.

Внешний микрофон закрепляется на корпусе или устанавливается с помощью стойки напротив резонаторного отверстия акустической гитары. Такое расположение неслучайно – оно дает лучшие звуковые показатели, избегая лишних звуков и шумов. Но, как оказывается на практике, резко встает вопрос перегруза микрофона при игре на 5-ой и 3-ей открытых струнах, если вы играете в стандартном строе. Почему? Потому что данные ноты резонируют с воздухом больше всего, а это приводит к искажениям. Обратная связь часто становится еще одной проблемой.

В продаже есть также микрофоны, которые идут с креплением, которое предусматривает съём звука с 12 лада акустики. С заводкой проблем становится меньше, но из сигнала немного уходят низкие частоты.

Внутренний микрофон – куда более редкое решение. Из-за особенностей такой конструкции сразу возникают проблемы: звук, возникающий внутри гитары, отражается от стенок, создавая стоячие волны. Казалось бы, ну и что? К сожалению, это приводит к тому, что одни ноты усиливают друг друга, а другие ослабляют. Ни о какой динамике в таком случае речи идти не может. Поэтому такой способ подзвучки никогда не используется в одиночку. Чаще всего он дополняет другие системы, добавляя в звучание эффект объема.

Естественность звучания, полученного с помощью использования микрофона, приближается к идеальной. Это делает данный метод привлекательным для тех, кто стремится не потерять ни грамма красоты звучания, как говорится, ни одного герца. Но за это приходится платить большим количеством неудобств и недостатков, о которых мы поведали вам выше.

На этом все. Мы искренне надеемся, что эта статья поможет вам определить с тем способом подзвучки, который наилучшим образом подойдет именно вам. Любите музыку в себе!

В магазине Music Land можно купить датчики для акустических гитар различных типов.

Источник

Читайте также:  Ноты для гармонь тренер
Оцените статью