- Как обработать бас гитару
- Взаимодействие баса с барабаном
- Запись басового кабинета
- Практика дублированой записи
- Фазовые искажения
- Аранжировка
- Контроль при сведении баса
- Подстройка под нужный спектр
- Компрессор при сведении
- Бас не звучит в миксе
- Эффект уставших ушей
- Искусство сведения
- Запись и обработка бас-гитары
- Как обрабатывать бас
- Частотные диапазоны баса
- Нижний низ
- Равномерное усиление баса
- Середина
- Столкновения частот
- Яркость
- Автоматически срабатывающий фильтр
- Активация сайдчейна бочкой
- Добавление мощи звуку с помощью редактора транзиентов
- Придание винтажного плёночного эффекта для укладки в микс
- Укрощение случайных особо низких звуков
- Устранение мутности
- Быстрая параллельная обработка
Как обработать бас гитару
Бас гитара — интересный инструмент, но ее сложно записывать и сводить в миксе. Сильно сказывается на результате стиль игры басиста и его уровень владения инструментом. Например, бас гитариста с нечетким извлечением очень-очень сложно свести, особенно если присутствуют смазанные ноты, звон струн о лады и плаванье звука. Если басист вменяемый и играет хорошо, то задача несколько упрощается. Ниже я освящу несколько важных аспектов, которые нужно учитывать при записи и сведении бас гитары в миксе.
Взаимодействие баса с барабаном
Обычно в миксе бас и бас-бочка работают вместе (особенно это актуально для поп и рок музыки), поэтому важно правильно сбалансировать и свести эти инструменты. Их сигналы должны четко соответствовать друг-другу. Малейшие неточности и сдвиги неизбежно приведут нечеткому звучанию вашей композиции. Будет присутствовать ощущение плаванья ритма. Помимо совпадения по времени также очень важен частотный баланс баса и бочки. Наиболее чсто используемые приемы, которыми пользуются звукорежиссеры, это опускание на эквалайзере в спектре баса частот, соответствующих бочке. Еще один прием — использование сайдчейн компрессии, которая позволяет выделить бас гитаре собственное пространство в частотном диапазоне микса. Балансировка баса и бас бочки одно из необходимых действий без которого невозможно получить качающей ритм-секции.
Запись басового кабинета
При записи звука микрофонами, необходимо делать тестовые записи, чтобы убедиться, что нет чрезмерно тихих или чрезмерно громких нот. Геометрия комнаты может способствовать появлению добее громких нот, когда отраженная от стены волна сливается с прямой и в результате на микрофоне возникает скачек громкости. Лечится этот недуг смещением микрофона в другую точку. Не стоит располагать комбик близко к стенам, углам и центру комнаты.
Практика дублированой записи
При этом даже если вы получаете идеальный на ваш взгляд звук с микрофона, все равно записывайте на другую дорожку чистый сигнал с DI бокса или сигнал с выхода комбика. Если при более тщательном прослушивании или уже в процессе работы над миксом возникнут проблемы с звуком записанным с микрофона, вы всегда сможете программно «переснять» звук.
Фазовые искажения
При записи бас гитары двумя микрофонами, при подмешивании на этапе сведения чистого сигнала (см. предыдущий пункт), в нижним диапазоне обычно наблючаются фазовые искажения. Для того чтобы избавиться от этого неприятного эффекта необходимо, ориентируясь на изображение волны на ваших дорожках, синхронизовать их, подвинув один трек под другой.
Аранжировка
Звук бас-гитары в композции в первую очередь определятся аранжировкой. Низкий и напористый сольный бас, создает кашу в композиции, делает нижний диапазон мутным и неслушабельным. Музыканты, не нужно зацикливаться на звучании собственного инструмента, нужно работать на общий результат. Послушайте микс без баса и посмотрите, что еще происходит в нижнем диапазоне песни. В идеале в низжнем диапазоне должна присутствовать только бас бачка. Если же на эту территорию залезли гитаристы, используйте hi-pass фильтры с крутизной среза 12-18дб на октаву, это позволит удалить все нежелательные низкочастотные призвуки.
Контроль при сведении баса
Частотный диапазон бас гитары не ограничен только низкими частотами. Не забывайте про слушателей, которые будут слушать микс через дешевые наушники или компьютерные колонки. Послушайте как ваша песня звучит на такого рода аппаратуре. Если бас явно провален, попробуйте поиграться с частотным диапазоном 250гц-1кгц. Эти частоты также могут выделить бас в перегруженной аранжеровке. Нужно помнить, чо все инструменты звучат по-разому, поэтому попробуйте найти правильную частоту именно для вашей бас гитары.
Подстройка под нужный спектр
Использование эквалайзеров позволяет получить нужный вам характер звучания инструмента. Можно проанализировать и скопировать амплитудно-частоную характеристику (АЧХ) инструмента, звучание которого Вам нравится, и отстраивают свои фильтры для копирования этого звука на другой инструмент. В сети довольно много семплов бас гитар. Послушайте их, посмотрите, как там отстроены кривые АЧХ.
Компрессор при сведении
Грамотное использования компрессора позволяет контролировать уровня баса в миксе. Особенно это актуально для слэпа. Старайтесь настроить атаку компрессора таким образом, чтобы транзиент ноты проскакивал через компрессор и сохранялась атака звукоизвлечения. Затем отстройте максимально быстрый релиз компрессора, при этом следите, чтобы не появилось характерное уханье. Если у исполнителя широкий динамический диапазон (посмотрите на амплитуду сигнала на дорожке. Она должна быть более-менее ровной. Чем больше разница между самым тихим и самым громким сигналом, тем шире динамический диапазон), то нужно использовать cтепень подавления (Ratio) не ниже 5:1. Подавление сигнала компрессором на пиках не должно превышать 8дб. Отстраивайте порог до тех пор, пока бас не зазвучит четко и ровно по громкости.
Бас не звучит в миксе
Если бас в миксе «не звучит», попробуйте обработать сигнал эмуляторами гитарного или басового усилителей. Это может добавить насыщенность звуку, которую сложно получить, используя только компрессор и эквализер. Перегруз придает басу дополнительную мощь и упругость, но тут важно вовремя остановиться.
Стоит также попробовать обработать таким образом чистый сигнал и смешать его с записанным с микрофона.
Эффект уставших ушей
Наши уши довольно быстро устают, поэтому через некоторое время вы начинаете искаженно воспринимать микс. Чтобы избежать «замыливания» уха, периодически убирайте бас гитару из микса и затем плавно добавляйте ее, пока не будет достигнуто нужное звучание. Если вы внови в новь возвращаетесь к одинаковому уровню громкости — вы близки к идеалу.
Делайте периодически перерывы в работе. Вы поразитесь на сколько может меняться ощущение от микса при прослушивании после длительного перерыва
Источник
Искусство сведения
Запись и обработка бас-гитары
- Получить ссылку
- Твиттер
- Электронная почта
- Другие приложения
Для того чтобы бас звучал хорошо ему нужно пространство! Любые ненужные низкочастотные звуки забирают пространство у баса, которое необходимо ему для чистоты звука. По этой причине, используйте обрезной НЧ-фильтр (lo-cut) на каждом треке!
Если вы записываете электрический бас своими силами, установите на него новые струны и установите расстояние между грифом и струнами на максимально разумное расстояние, для того чтобы струны вибрировали свободно без каких-либо посторонних звуков.
Для записи «живого» баса также важно хорошее оборудование, по меньшей мере хороший DI-BOX.
Так же используется компрессор для управления шлепком, и таким образом, определением начала каждой ноты. Более того, степень компрессии контролирует баланс между мощными нотами и окончаниями, приглушенными нотами и фантомными нотами. Если исполнение партии на басу было качественным, тихие фантомные ноты могут быть вытащены с помощью компрессора. Однако, если на исполнение было плохим, или если фантомные ноты не создают никаких нюансов, или если они тонут в миксе, вы можете вырезать все ненужные части вручную.
Чтобы бас «качал» — длительность нот имеет большое значение, особенно в связи с большим барабаном. Длительность нот контролируется способностью и умением музыканта заглушать звук. Для многих басовых партий звук должен заканчиваться на сильной доле, особенно на доле малого барабана, преимущественно на 2-й и 4-й четвертной доле, что обеспечивает эффект «качания». С помощью инструмента «ножницы» легко можно отредактировать партию баса.
Бас всегда размещается в центре панорамы из-за того что он обладает большим количеством низких частот. Необходимо уделять особое внимание, правильному стерео-балансу сигналов с синтезаторов или VST-инструментов, потому что несбалансированный по панораме бас вызывает общий дисбаланс левой и правой сторон. Для отслеживания этого используйте гониометр или пик-метр, и проигрывайте сигнал в соло. Решение проблемы заключается в небольшом сужении ширины стереобазы и изменении баланса для того чтобы сдвинуть основной вес в центр панорамы.
Эквализация бас-гитары.
Бас может быть обработан обрезным НЧ-фильтром (lo-cut) только в том случае, когда фильтр имеет очень крутой спад. Крутизны спада в 36 dB на октаву может быть недостаточно для очень низкого баса и этот фильтр будет нежелательно подавлять низкочастотную составляющую из полезного диапазона выше 32 герц.
Некоторым бас-гитарам, у которых недостает низкочастотной составляющей, можно помочь, увеличив уровень сигнала от 40 до 80 Гц со средним значение добротности (Q).
Если бас-гитара стремиться занять место у других инструментов, вы можете уменьшить уровень нижней середины между 120 и 350 герцами.
Участок между 800 и 1200 герцами отвечает за «гнусавость» и «деревянность» звука бас-гитары, а также он отвечает за тональное определение. Выше этих частот находится только несколько гармоник, а также звук ладов и движения пальцев.
Использование компрессора для бас-гитары.
Ограничение динамики сигнала вырезает сильные пики, что даёт в итоге ровный сигнал.
Создание сустэйна для длинных, протяжных нот. Этот вид компрессии особенно популярен в медленных песнях. Большое, устанавливается по темпу, значение времени отпускания (Release) гарантирует, что уровень, уменьшенный компрессором при его срабатывании, будет медленно возвращаться к исходному значению, прежде чем компрессор сработает опять и уменьшит усиление. Вы можете создать длинный, протяжный звук для инструмента, который такими качествами исходно не обладал.
Усиление тихих призвуков с помощью малого значения времени отпускания (Release). Этот способ применения исключает возможность увеличения сустейна, о которой было сказано ранее.
Усиление ритмического определения и перкуссионности звука бас-гитары при помощи больших значений времени атаки (Attack).
Бас и реверберация?
В обычной поп-музыке бас-гитара — это тот инструмент, который обрабатывается наиболее деликатно и практически неслышимо с помощью реверберации перкуссионного ревербератора, что подчеркивает общность барабанов и баса. Применение небольшой реверберации особенно популярно для безладового баса. В других случаях, реверберация баса зависит от конкретного стиля.
Использование многополосного компрессора для бас-гитары.
В особых, отдельных случаях вы можете использовать многополосный компрессор с функцией экспандера для увеличения уровня определенного частотного диапазона некоторых инструментов.
В случаях, когда обычный компрессор не может увеличить громкость фантомных нот, чтобы сделать их слышимыми в общем миксе, я использую компрессор Steinberg Multiband Compressor (штатный) путем включения его в разрыв копии басового трека, где он увеличивает определенный частотный диапазон как экспандер. Вы можете установить этот плагин в режим «соло» выбранного частотного диапазона, так что будет пропущен только интересующий частотный диапазон и будет смикширован вместе с другими каналами.
Это средство спасения может быть применено и к другим инструментам, где требуется особенная степень редактирования.
Удвоение басовых треков.
Удвоение басовых треков без сомнения начинается с записи одного сигнала с DI-BOX устройства, и второго — через басовый усилитель и микрофон, что в итоге дает широчайшие возможности для дальнейшего сведения. Если такое разнообразие недоступно, можно сэмулировать такую возможность с помощью копирования трека с бас-гитарой, применяя разную обработку к каждой копии и микшируя их вместе снова. И так как звук баса также состоит из 2-х составляющих — низа и верха, может оказаться удобным в некоторых случаях сфокусироваться в одном треке на низких частотах, а в другом — на тональном восприятии.
Такая двойная обработка может дать очень интересные результаты и также способна спасти от большого количества проблем с басом.
Фазовый эффект, как результат различной эквализации обоих частей, также уплотняет звук. Сдвоенные треки бас-гитары обеспечивают необходимое условие для добавления к басу фазовых эффектов, таких как: хорус, флэнджер и другие.
Оставьте низкочастотный бас-гитарный трек без эффекта, и установите подавление высоких частот при помощи несильной эквализации с крутизной 12 или 24 dB на октаву, начиная, например, со 180 герц. С другой стороны, на втором треке примените крутой обрезной НЧ-фильтр (lo-cut) и установите модуляционный эффект в его разрыв. В этом случае, вы получите ясный моно-бас без фазовых проблем и полноценный модуляционный стерео-эффект.
Источник
Как обрабатывать бас
От баса зависит многое, он может сделать звук вашего трека очень дорогим, и в то же время очень дешевым.
Бас — фундамент микса. Плотный и чистый саунд баса создаёт драйв и кач, так необходимый любому треку. Удивительно, но название инструмента «Бас» зачастую вводит начинающих музыкантов и звукорежиссеров в заблуждение, они забывают о том, что бас живёт не только внизу, но и в других частотных диапазонах.
Из этого материала вы узнаете, на какие частоты нужно обратить внимание делая сведение баса, как сделать звук менее мутным, устранить нежелательные звуки и реверберацию, а также подружить бочку и бас.
Серия советов создана на основе материалов iZotope об использовании плагина iZotope Neutron 2.
При работе с басовыми инструментами музыканты часто забывают об их насыщенной составляющей — сведение баса должно руководствоваться правилом «Всё хорошо в меру». Слишком активное усиление и безконтрольное вращение ручек моментально превращает микс в мутную кашу. Последнее — одна из отличительных особенностей любительских миксов, поэтому внимательность и чуткий слух здесь важны как никогда. В первой части советов по обработке популярных инструментов мы говорили о вокале, во второй — об электрогитаре. Третья часть материала создана для тех, кто взялся за сведение баса.
Частотные диапазоны баса
Главное правило при работе с басом — аккуратность превыше всего. Не нужно наваливать и выкручивать эквалайзером низ: микс заплывёт басом, станет мутным и неприятным. Несмотря на название, большая часть правок при работе с инструментом придётся на средние частоты.
Нижний низ
Сделать бас чище в миксе можно простой фильтрацией — достаточно установить фильтр на отметку в 40 Гц. Многое здесь зависит от стиля музыки, но выше лучше не лезть — бас станет слишком скудным и плоским, полезет на территорию гитар.
Тем не менее, если басу все-таки нужно тонкое звучание, усильте диапазон от 50 до 100 Гц — так вы получите своего рода тонкость в нижнем низе. Главное не переусердствовать: чем больше низких частот, тем мутнее микс. Будьте очень аккуратны, мутность — отличительная черта любительских миксов.
Равномерное усиление баса
Для усиления присутствия баса в миксе, можно сделать гармонический буст частот на равных отрезках. Если фундаментальная частота баса — 100 Гц, последовательно добавьте усиления на отметке 200, 300, 400 Гц. Такой ход равномерно улучшит натуральное звучание баса, а это лучше, чем непомерно накачивать эквалайзером какую-то одну частоту.
Середина
Усиление низких частот баса постепенно делает микс мутным, грохочущим и неразборчивым. Чтобы бас пробился через микс нужно работать выше — ищите желаемое в районе 250 Гц. Тем не менее не редки случаи, когда обработка края нижней середины устраняет мутность не полностью.
Только из-за одного названия, нельзя игнорировать у баса частоты выше нижнего низа. Никогда не забывайте о важности средних частот — именно здесь живёт панч и читаемость баса, обработка этого диапазона улучшает атаку. Усиление в районе 600-900 Гц (все зависит от инструмента и того, как он записан) сделает саунд баса более сияющим. Эффект от такого усиления заключается в том, что микс не страдает от низкочастотного грохота, но слушатель чувствует объем каждого звука баса.
Столкновения частот
Бочка и бас — не единственные бойцы за частоты в миксе. Часто на пути баса появляется электрогитара, которая норовит отобрать часть спектра у баса. Правило здесь простое: каждое усиление баса в середине и нижней середине нужно компенсировать в гитаре. Добавили пару децибел в районе 400 Гц — уберите столько же у гитары.
Яркость
Некоторые звукорежиссеры любят, когда бас звучит ярко. Если инструменту нужно добавить подобной яркости и чистоты, усильте частоты в широком диапазоне 1-4 кГц. Забираться выше не нужно — бас зашипит и станет слишком шумным и плоским.
Автоматически срабатывающий фильтр
В низких частотах больше энергии, чем в высоких. Когда дело доходит до компрессии, активацию компрессора вызывает какой-то звуковой сигнал, но компрессору все равно на его частотную составляющую. Получается, что весь спектр частот в сигнале приводит компрессор в действие, но иногда это приводит к проблемам: после сжатия кажется, что в миксе или сигнале слишком много низа. Так как мы говорим о басе, то низ может слишком сильно выпирать вперёд.
Чтобы победить это, можно схитрить: сделать так, чтобы низкие частоты не приводили компрессор в действие, но при этом проходили через него. Для этого компрессору понадобится сайдчейн-посыл с BP-фильтром или сайдчейн с определённым диапазоном частот. В модуле компрессора iZotope Neutron 2 присутствует функция Detection Filter, которая может помочь нам.
На изображении выше компрессор работает в стандартном однополосном режиме. Тем не менее рядом работает HP-фильтр, настроенный на отметку 400 Гц. За счёт участия в схеме Detection Circuit, фильтр отсекает низкие частоты из попадающего на сайдчейн сигнала, но не из всей звуковой цепи.
Активация сайдчейна бочкой
В большинстве музыки бочка и бас играют одновременно, особенно на сильную долю. В моменты, когда они звучат вместе, в миксе появляются два инструмента, занимающих низкочастотный диапазон, при этом бас ещё и отличается большим сустейном. Чтобы избежать столкновений и борьбы за диапазон, нужно сделать так, чтобы бочка давала атаку, а бас сустейн.
Такое разграничение обязанностей возможно, если настроить компрессор так, чтобы он быстро ослаблял бас при появлении бочки. Звучит несколько сложно, но методика очень проста. Сделать это можно в любом компрессоре с поддержкой сайдчейна (Waves, стандартные плагины DAW), мы же рассмотрим пример на основе Neutron 2.
Поместите Neutron на дорожку баса и активируйте в нём компрессор. Задействуйте сайдчейн, связанный с внешним источником сигнала (Ext Full) — так вы направите в компрессор сигнал с другого трека, минуя какую-либо фильтрацию.
В качестве основного входа плагина выступает шина Bus 3, на которую приходит сигнал бочки. Благодаря маршрутизации компрессор ослабит бас при каждом ударе бочки, а мы получим желаемый результат: атаку от бочки, сустейн от баса. Конкретные настройки компрессора назвать здесь сложно — все индивидуально и зависит от того, как сильно вы хотите оттенять бас.
Добавление мощи звуку с помощью редактора транзиентов
Из-за низкого качества инструмента, неправильных настроек или особенностей игры басу может не хватать сустейна. Исправить проблемы с сустейном эквалайзером не получится: эквализация изменит тембр и характер баса, скажется на общем саунде микса, но проблему не решит.
Здесь пригодится транзиент-шейпер, в чьих силах изменить атаку и сустейн. На изображении выше редактор транзиентов работает в многополосном режиме: первая полоса активирована, вторая — нет, третья активирована, но в режиме байпаса. Полоса 1 настроена на частоты ниже 500 Гц — все, что находится до этой отметки усиливается на 4 дБ слайдером Sustain. Благодаря этому происходит обработка только сустейна в нижнем диапазоне, все остальные частоты остаются нетронутыми.
Придание винтажного плёночного эффекта для укладки в микс
Басист и звукорежиссеры любят звук баса, записанный на аналоговую плёнку. За счёт аккуратной компрессии и обертонов, звучание баса отлично укладывается в микс. Если вы относитесь себя к ценителям винтажного саунда и мечтаете о характерном аналогово-пленочном звуке, вам не придётся покупать кассетную деку — достаточно модуля Exciter в iZotope Neutron 2.
Чтобы эмуляция плёнки была правдоподобнее, работайте в однополосном режиме. После активации плагина, добавьте в интерфейс модуль эксайтера, на X-Y контроллере выставите режим Tape, и настройте звук слайдером Drive. Когда в сигнале появится хорошо заметные перегрузки и искажения, сместите слайдер немного назад.
Укрощение случайных особо низких звуков
Как и в случае с электрогитарой, некоторые звуки баса могут «выпригивать» из микса и звучать более низко в сравнении с другими нотами. Причин тому много: особенности техники басиста, самого инструмента, усилителя и другого оборудования, использовавшегося при записи. Исправить такое поведение баса можно выборочной эквализацией.
Активируйте в эквалайзере первую полосу обработки, переведите её в режим работы Dynamic Mode. Сделайте вырез в районе 80 Гц — в нашем примере в этом месте появляется огромное количество лишнего сигнала. Следом за этим добавьте статичный HP-фильтр на частоте 23 Гц — так вы минимизируете грохочущие суб-басовые частоты у всего инструмента.
Устранение мутности
В аранжировках с одновременно играющими басом и бочкой довольно сложно подружить эти инструменты. Кто-то из них обязательно потеряется на фоне товарища, из-за чего плотный и крепкий низ микса будет разрушен. Исправить это можно техникой компенсации «Carving Space».
Суть метода проста: усиление частот одного инструмента должно компенсироваться ослаблением тех же частот другого инструмента. К примеру, вы усилили частоту 95 Гц у баса, значит эту же частоту нужно зеркально ослабить у бочки. Такой подход минимизирует столкновения частот этих инструментов — бочка и бас не будут бороться за одни и те же частотные диапазоны.
Сделать такую зеркальную обработку можно любыми эквалайзерами, установленными у вас в системе. Если вы используете эквалайзер Neutron 2, то жизнь становится ещё проще: в эквалайзере предусмотрена инверсивная обработка частот — плагин автоматически усилит или ослабит частоты на соседней дорожке.
На изображении выше бочка выбрана в качестве источника маскировки (Neutron работает на дорожке бочки). Кнопка обратной связи (Inverse Link) активна — плагин автоматически ослабит или усилит частоты баса при обработке кика.
Быстрая параллельная обработка
Параллельная компрессия и параллельная сатурация — популярные методики обработки и улучшения бас-гитары. Для их применения этих методик в DAW потребуется несколько шин и посылов, и правильная маршрутизация сигнала. При работе с Neutron 2 обработка становится проще: каждый модуль плагина оснащен мастер-ручкой Mix для независимой и параллельной обработки до 6 эффектов без каких-либо дополнительных настроек.
На изображении видно, что у каждого модуля присутствует собственный вертикальный слайдер (обратите внимание на выделенное красным место). К слову, скриншот демонстрирует смесь агрессивной компрессии и активной сатурации, чьё соотношение настроено тем самым слайдером Mix.
Источник