Как обыграть аккорд до минор

Практическое применение ладов, гамм и прочих звукорядов

Зачем вообще нужны эти лады?

На них строится импровизация соло песен на гитаре и других музыкальных инструментах.
Для этого используется не весь звукоряд лада, а его часть (весь сложно).
Речь о ионийском, дорийском и т. д. ладах, гармоническом, пентатониках.

Соло можно также строить на арпеджио трезвучий, опевании аккордовых тонов, пентатонике.

Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):

Аккорды тональности Ля-минор Am Dm E Am можно обыграть так:
Всё обыгрывать натуральным Ля-минором, а аккорд Е — гармоническим Ля-минором.

Т. е. так: на все аккорды, кроме Е, играем ля-си-до-ре-ми-фа-соль,
а на E — ля-си-до-ре-ми-фа-соль#.

Пример 2:

Каждый аккорд мелодии Am F C E обыгрываем отдельным ладом

  • Am — эолийским с тоникой Ля (ля-минорный лад);
  • F — лидийским от Фа;
  • С — ионийским от До (до-мажорный лад);
  • E — фригийским от Ми.

Лады см. на риске справа >>>

Пример 3 (джазовый):

Каждый аккорд мелодии Am F C E7 обыгрываем отдельным ладом

  • Am — дорийским от Ля;
  • F — лидийским от Фа;
  • С — лидийским от До;
  • E7 — миксолидийским от Ми.

Использование в джазовом стиле поверх минорных аккордов дорийского лада, мажорных лидийского, а доминанты миксолидийского — это своего рода стандарты.

Пример 4 (металлистский):

В металле нередко по всем аккордам песни ложится фригийский лад.

Т. е. поверх А5 F5 G5 А5 (см. табулатуру аккордов; об аккордах-пятерках, power chords) можно играть Ля-фригийский лад (с тоникой Ля A-Hb-C-D-E-F-G).

Еще вариант — по каждому аккорду играть свой (А, F, G) фригийский лад.

Пример 5:

Многие современные произведения пишутся квинтами А5 G5 А5 G5 F5 G5 A5.
Пятерки, как известно не относятся ни к мажорным, ни к минорным аккордам. В них нет медианты (3 ступени), только тоника и доминанта.

Однако, например, G5 A5 H5 похоже на G A Hm, если H (Си) — тоника (минорная).

Т. е. нужно проверять к чему тяготеет каждый аккорд, к мажору или к минору.

Пример 6 (красиво звучит):

Записываем музыку из двух аккордов Am F. Играем поверх первого
ля-дорийский (А B C D E F# G),

второго
фа-лидийский (F G A H C D E).

Пример 7 (просто гамма):

Обратите внимание на то, что соло популярной, любимой многими песни «Ой-йо» группы «Чайф» строится в рамках простой гаммы
(до-ре-ми-фа-соль-ля-си).

Гамма:

Если играть гамму с ноты «До» (6 струна, 8 лад), то это тональность «До-мажор».
Если с ноты «Ля» (4 струна, 5 лад), то это тональность «Ля-минор», параллельная тональности «До-мажор». Ноты те же.

Пентатоника тональностей «До-мажор» и «Ля-минор» (их ноты совпадают) — второй бокс:

Пентатоники рассматривались в уроках № 8 и 9

а вот табы соло: Ноты (6 шт.) соло в рамках гаммы и 4 из них входят в пентатонику:

  • 2 струна: 8 лад — G;
  • 3 струна: 7, 9, 10 лады — D, E, F;
  • 4 струна: 9, 10 лады — H, C.

Пример 8 (3 вида гамм):

Натуральная гамма

  • т т пт т т т пт — мажорная
  • т пт т т пт т т — минорная

Гармоническая гамма

Мажорная гамма понижается на полутон в VI ступени.

  • В до мажоре это ля-бемоль.
  • В соль мажоре — ми-бемоль.
  • В фа-мажоре – ре-бемоль.

Минорная гамма повышается на полутон в VII ступени.

Мелодическая

Мажорная гамма понижается на полутон в VI и VII ступенях только при нисходящем движении.

  • В до мажоре это си-бемоль и ля-бемоль.
  • В соль мажоре отменяется фа-диез и ми-бемоль.
  • В фа-мажоре ми-бемоль и ре-бемоль.

При восходящем не отличается от натуральной.

Минорная гамма повышаются на полутон в VI и VII ступенях только при движении вверх.

При нисходящем не отличается от натуральной.

Пример 9:

Уменьшенный лад

Чередование интервалов тон-полутон.

Увеличенный лад

Между звуками тон.


Есть вопросы? Задайте

Источник

Уроки guitar.ru

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Игорь Бойко
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 26 октября 2000 г.

ИГОРЬ БОЙКО — московский фьюжн-гитарист, известный не только по работе в группе Валерия Сюткина, но и по выступлениям в новом «Арсенале», с Сергеем Манукяном, Вячеславом Горским и другими звездами отечественного джаз-рока. Последние несколько лет Игорь Бойко много пишется в студии с разными музыкальными проектами в качестве приглашенного музыканта. Помимо насыщенной концертной деятельности, Игорь Бойко занимается учебно-педагогической работой.

Данная статья продолжает серию уроков, написанных Игорем Бойко специально для GUITAR.RU.

В этом уроке пойдет речь о гармоническом обыгрывании минорных аккордов. Помимо традиционных аппликатурных форм минорных аккордов с надстройками (не путать с альтерациями) существуют еще нестандартные аппликатурные формы аккордов, которые применяются в аккомпанементе для обыгрывания минорных аккордов.

В этом уроке я хочу предложить гитаристам несколько способов гармонического обыгрывания минорных аккордов, используя именно нестандартные формы аккордов. Предложенные ниже способы гармонизации минорных аккордов при аккомпанементе могут использоваться гитаристами независимо от того, в каком стиле они играют.

В учебном плане, в примерах этого урока движение аккордов происходит гаммообразно. Естественно, в реальной игре такое движение аккордов нецелесообразно. Играть и использовать так много аккордов для аккомпанемента одного минорного аккорда тоже нет необходимости, поэтому из всех предложенных мной примеров необходимо выбрать, может быть, только один или несколько аккордов, которые подходят гитаристу для гармонического обыгрывания минорного аккорда. Разумеется, применение аппликатурных форм примеров этого урока зависит также от характера пьесы и от вкуса самого гитариста.

Для быстрого усвоения предложенных мной аппликатурных форм нестандартных аккордов, все примеры приведены в тональности Gm и к этому аккорду могут добавляться диатонические надстройки (6, 7, 9, 11 ступени аккорда).

Рассмотрим пример 1. Этот пример показывает способ гармонического обыгрывания минорного аккорда Gm7 квартовыми аккордами, состоящих из четырех нот, и движение которых происходит по дорийскому ладу (повышенная шестая ступень, нота ми-бекар). Использование квартовых аккордов в аккомпанементе является очень распространенным приемом, которым пользуются многие гитаристы. В этом примере движение квартовых аккордов начинается с шестой струны (включая в себя 6, 5, 4 и 3 струны) и заканчивается на 4, 3, 2 и 1 струнах.

Чаще в аккомпанементе применяются квартовые аккорды, расположенные на верхних струнах гитары, так как они звучат лучше, чем на нижних струнах. Также в аккомпанементе могут применяться квартовые аккорды состоящих из трех нот.

Пример 2 показывает нам способ гармонического обыгрывания Gm7 аккордами, в построении которых присутствует секундный интервал (нижняя нота аккорда); здесь встречаются малые и большие секунды. Эти секунды как раз и создают некоторые неудобства при исполнении этих аппликатурных форм, а именно — достаточно большую растяжку пальцев. Но это неудобно только на начальном этапе, так как через некоторое время, практикуясь, вы сможете совершенно спокойно извлекать и применять в аккомпанементе эти аккорды, которые красиво звучат, и часто применяются многими известными гитаристами.

В примере 3 приведен еще один способ гармонического обыгрывания Gm7 аккордами, состоящих из трех нот, в построении которых также присутствует интервал секунда, малая и большая, только теперь секунды находятся в верхней части аккорда. Движение аккордов в этом примере происходит по дорийскому ладу (с повышенной шестой ступенью, нота ми- бекар). Как и в предыдущем примере, здесь есть непривычная для многих гитаристов растяжка пальцев. Но, упражняясь, вы скоро добьетесь легкости исполнения этих аккордов.

Завершают урок примеры гармонического обыгрывания минорных аккордов. Пример 4 является самым трудным из всех приведенных выше аккордовых упражнений. Трудность заключается в широких аппликатурных формах аккордов, так как некоторые из аккордов располагаются на расстоянии шести ладов. Эти аппликатурные формы могут показаться гитаристам очень сложными, поэтому, изучая этот пример, мне бы хотелось посоветовать вам следующее. Когда вы будете упражняться, для того, чтобы ваша рука не уставала при взятии этих аккордов, не держите долго один аккорд.

Аккорды примера 4 состоят из четырех нот и движение их происходит по дорийскому ладу (нота ми-бекар). В состав этих аккордов входит малая и большая секунда, которая находится в нижней части аккордов этого примера.

После того, как вы освоите все эти примеры, попробуйте скомбинировать их между собой, ну а затем переносите эти примеры гармонического обыгрывания минорных аккордов в другие тональности.

ДИСКОГРАФИЯ Игоря Бойко:
«РЕШИЛОСЬ НЕОЖИДАННО ЛЕГКО » Игорь Бойко SZCD 0775-97 «СОЮЗ»
«ВРЕМЯ ВДОХНОВЕНИЯ » Игорь Бойко SBCD 0002-99 S&B Recording Company
«SECRETS» Сергей Манукян SLR 0090 Solyd Records 1997г.
«ПРЕСТИЖ-1: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ» Сборник. MC/CD,SZ 0881-97 «СОЮЗ»
«ДАЛЕКО НЕ ВСЁ. » Валерий Сюткин SZCD 0921-98 «СОЮЗ»
«ДКО» МС «ФОНОГРАМ» Киев 1999 г.
«NEW ROMANTIC JAZZ » Вячеслав Горский CDGOR 901053 I.F.&M 1998 г.
«СКАЗКА О ЛЮБВИ» Александр Басилая 1998 г.
«YOUR SMILE» Serguei Manukian SLR 0211 99 Solyd Records, 1999 г.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ:
Видеокассета «MUSIC BOX & FORTE CLUB presents «IGOR BOIKO & FRIENDS» live at Forte club». Содержит запись концерта Игоря Бойко, проходившего в клубе «Forte» под названием «Игорь Бойко и друзья».

Источник

Как обыграть аккорд интересно

Здравствуйте, уважаемые читатели. Давайте посмотрим как обыграть аккорд интересно с использованием арпеджио двух взаимозаменяемых аккордов. Дело в том, что замены аккордов, о которых мы писали в последнее время можно расценивать как способ по-новому обыгрывать аккорд. То есть мы, например можем играть ноты трезвучия одного аккорда на другой. Например, на до-мажор трезвучие ми-минора — ведь эти два аккорда практически одинаковы по звуковому составу. Или на ля-минор семь играть ноты септаккорда (или арпеджио) фа-мэйдж (или большого мажорного септаккорда).

Таким образом, возможность использовать ноты сразу двух арпеджио дает нам много больше простора для обыгрывания аккордов. Да, а если мы просто используем гамму аккорда, как нам её лучше использовать? Во-первых важен метр — или внутренняя пульсация, то есть аккорд обычно звучит как часть гармонии, выполняет в ней свою функцию и звучит в определенном размере, например четыре четверти. Гамма тоже должна звучать ровно в четком ритме, нужно считать про себя, чтобы когда вы хотите звучали восьмые ноты, шестнадцатые. Во-вторых, есть устойчивые и неустойчивые звуки, устойчивые — это главные звуки звучащего аккорда. Главные звуки аккорда — это первая, третья, пятая ступени лада (к которому относится аккорд), когда звучит септаккорд то к списку устойчивых прибавится еще и седьмая ступень.

Остальные ноты гаммы — неустойчивые и они добавляются к основным нотам аккорда. Но мы сейчас говорим о том, как гамму играть. Когда играете ноты гаммы, неустойчивые используйте аккуратно — они выполняют роль проходящих, для добавления к звучащим в аккорде нотам новой какой-то окраски. Проходящие нужно стараться разрешать в устойчивые. Поэтому старайтесь заканчивать ваши музыкальные фразы на 1-ой, 3-ей или 5-ой ступенях.

Да, в третьих при игре старайтесь и синкопам уделять внимание — это больше к метру относится. В статье что такое синкопа мы рассматривали и виды синкоп и о метре говорили немного.

Итак, давайте для интереса попробуем использовать тот подход, который мы выше в самом начале описали. Вот есть септаккорд D7.

рис. 1

А вот такое будет его арпеджио:

рис. 2

Теперь надо найти какую-нибудь замену нашему доминантсептаккорду D7. Для этого используем принцип описанный нами в статье про аккорд G7. Сначала заменим D7 на Adim вот так:

рис. 3

Затем, помня об особенности уменьшенных аккордов заменяем Adim на Cdim — оба эти созвучия имеют абсолютно одинаковый звуковой состав. И на этот раз уже полученный Cdim заменим на доминантсептаккорд F7 вот так:

рис. 4

Таким образом, вместо D7 можем брать F7. Мы можем заменять эти два аккорда (так как они имеют близкое звучание), а также играть арпеджио одного на другой. То есть фактически вот эту последовательность нот (просто звуковой состав F7 или арпеджио)

рис. 5

можно играть на аккорд D7. Более того давайте объединим оба арпеджио в одну последовательность, получив необычно звучащую гамму звуков, которой также можно пользоваться при обыгрывании доминантсептаккорда D7:

рис. 6

Вот на рисунке 6 изображена наша интересная гамма, она кажется необычной, но если присмотреться, это гамма гармонического ля-минора только с пропущенной нотой до, и её мы с легкостью можем играть на малый мажорный септаккорд D7.

Как пользоваться полученным звукорядом

Теперь — зачем же нам эта последовательность из двух арпеджио как не для того чтобы использовать в импровизации? Как это делать? Нужно выделить в ней аккордовые звуки, то есть звуки того созвучия, которые мы хотим обыграть ей. У наc это Ре-семь, поэтому посмотрим на его примере:

рис. 7

На рисунке мы обвели красным нужные нам устойчивые ступени. Теперь это позволит нам правильно играть эту последовательность на аккорд. Правила использования устойчивых ступеней и неустойчивых мы описывали уже здесь. Но если вкратце все не обведённые ступени выполняют роль неустойчивых и их используют для добавления новых красок, в вашу мелодию, на устойчивые же звуки заканчивают фразы, на них делают акценты. Но давайте послушаем как это на примере блюзовой последовательности: G7 | C7 | G7 D7| G7 и так далее. Мы, изображенный на рисунке 7 звукоряд будем играть на аккорд D7 из блюза, а также на C7 его транспонированную версию — то есть все те же ноты, но сдвинутые на тон вниз: пример использования.

Источник

Читайте также:  Что делать с классической гитарой
Оцените статью