- Практическое применение ладов, гамм и прочих звукорядов
- Зачем вообще нужны эти лады?
- Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):
- Пример 2:
- Пример 3 (джазовый):
- Пример 4 (металлистский):
- Пример 5:
- Пример 6 (красиво звучит):
- Пример 7 (просто гамма):
- Пример 8 (3 вида гамм):
- Натуральная гамма
- Гармоническая гамма
- Мелодическая
- Пример 9:
- Уменьшенный лад
- Увеличенный лад
- GuitarLine.Ru
- Как играть пентатонику поверх чего угодно
- Импровизация на гитаре: пентатоника
- Пентатоника
- Пять боксов минорной пентатоники
- Пять боксов мажорной пентатоники
- Советы
- Пентатоника на гитаре. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях
- Что такое пентатоника? Необходимая теория
- Как строится пентатоника
- Для чего нужна пентатоника
- Как играть пентатонику
- Переходим к практике
- Боксы пентатоники
- Минорные пентатоники
- Мажорные пентатоники
- V позиция (от тоники минорного аккорда, I ступени)
- VII позиция (от bIII ступени)
- IX позиция (от IV ступени)
- XII позиция (от V ступени)
- II позиция (от VII ступени)
- VIII позиция (от тоники мажорного созвучия, I ступени)
- X позиция (от II ступени)
- XII позиция (от III ступени)
- III позиция (от V ступени)
- V позиция (от VI ступени)
- Как объединять боксы пентатоники
- Как играть пентатонику. Упражнения
- Базис
- Растяжка пальцев
- Смещение рук при игре
- Позиционирование на грифе
- Обыгрывание нот
- Обыгрывание со смещением
- Три бокса, три октавы
- Пентатоника и технические приемы
- Пентатоника по всему грифу
- Как играть пентатонику в разных стилях музыки
- В блюзе
- В джазе
- В классическом роке
- В металле
Практическое применение ладов, гамм и прочих звукорядов
Зачем вообще нужны эти лады?
На них строится импровизация соло песен на гитаре и других музыкальных инструментах.
Для этого используется не весь звукоряд лада, а его часть (весь сложно).
Речь о ионийском, дорийском и т. д. ладах, гармоническом, пентатониках.
Соло можно также строить на арпеджио трезвучий, опевании аккордовых тонов, пентатонике.
Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):
Аккорды тональности Ля-минор Am Dm E Am можно обыграть так:
Всё обыгрывать натуральным Ля-минором, а аккорд Е — гармоническим Ля-минором.
Т. е. так: на все аккорды, кроме Е, играем ля-си-до-ре-ми-фа-соль,
а на E — ля-си-до-ре-ми-фа-соль#.
Пример 2:
Каждый аккорд мелодии Am F C E обыгрываем отдельным ладом
- Am — эолийским с тоникой Ля (ля-минорный лад);
- F — лидийским от Фа;
- С — ионийским от До (до-мажорный лад);
- E — фригийским от Ми.
Лады см. на риске справа >>>
Пример 3 (джазовый):
Каждый аккорд мелодии Am F C E7 обыгрываем отдельным ладом
- Am — дорийским от Ля;
- F — лидийским от Фа;
- С — лидийским от До;
- E7 — миксолидийским от Ми.
Использование в джазовом стиле поверх минорных аккордов дорийского лада, мажорных лидийского, а доминанты миксолидийского — это своего рода стандарты.
Пример 4 (металлистский):
В металле нередко по всем аккордам песни ложится фригийский лад.
Т. е. поверх А5 F5 G5 А5 (см. табулатуру аккордов; об аккордах-пятерках, power chords) можно играть Ля-фригийский лад (с тоникой Ля A-Hb-C-D-E-F-G).
Еще вариант — по каждому аккорду играть свой (А, F, G) фригийский лад.
Пример 5:
Многие современные произведения пишутся квинтами А5 G5 А5 G5 F5 G5 A5.
Пятерки, как известно не относятся ни к мажорным, ни к минорным аккордам. В них нет медианты (3 ступени), только тоника и доминанта.
Однако, например, G5 A5 H5 похоже на G A Hm, если H (Си) — тоника (минорная).
Т. е. нужно проверять к чему тяготеет каждый аккорд, к мажору или к минору.
Пример 6 (красиво звучит):
Записываем музыку из двух аккордов Am F. Играем поверх первого
ля-дорийский (А B C D E F# G),
второго
фа-лидийский (F G A H C D E).
Пример 7 (просто гамма):
Обратите внимание на то, что соло популярной, любимой многими песни «Ой-йо» группы «Чайф» строится в рамках простой гаммы
(до-ре-ми-фа-соль-ля-си).
Гамма:
Если играть гамму с ноты «До» (6 струна, 8 лад), то это тональность «До-мажор».
Если с ноты «Ля» (4 струна, 5 лад), то это тональность «Ля-минор», параллельная тональности «До-мажор». Ноты те же.
Пентатоника тональностей «До-мажор» и «Ля-минор» (их ноты совпадают) — второй бокс:
Пентатоники рассматривались в уроках № 8 и 9
а вот табы соло: Ноты (6 шт.) соло в рамках гаммы и 4 из них входят в пентатонику:
- 2 струна: 8 лад — G;
- 3 струна: 7, 9, 10 лады — D, E, F;
- 4 струна: 9, 10 лады — H, C.
Пример 8 (3 вида гамм):
Натуральная гамма
- т т пт т т т пт — мажорная
- т пт т т пт т т — минорная
Гармоническая гамма
Мажорная гамма понижается на полутон в VI ступени.
- В до мажоре это ля-бемоль.
- В соль мажоре — ми-бемоль.
- В фа-мажоре – ре-бемоль.
Минорная гамма повышается на полутон в VII ступени.
Мелодическая
Мажорная гамма понижается на полутон в VI и VII ступенях только при нисходящем движении.
- В до мажоре это си-бемоль и ля-бемоль.
- В соль мажоре отменяется фа-диез и ми-бемоль.
- В фа-мажоре ми-бемоль и ре-бемоль.
При восходящем не отличается от натуральной.
Минорная гамма повышаются на полутон в VI и VII ступенях только при движении вверх.
При нисходящем не отличается от натуральной.
Пример 9:
Уменьшенный лад
Чередование интервалов тон-полутон.
Увеличенный лад
Между звуками тон.
Есть вопросы? Задайте
Источник
GuitarLine.Ru
Как играть пентатонику поверх чего угодно
Опубликовано: 15.07.2010, автор: sMiles
Многие музыканты начинали свое обучение импровизации с изучения пентатоники, потому что это самая простая гамма, которая к тому же довольно часто использовалась в народной музыке и поэтому легко воспринимается на слух. Кроме того, это первая гамма, которая приходит на ум, когда речь заходит об игре поверх блюзовых или рок-н-ролльных последовательностей.
Для того чтобы обыграть какую-либо аккордовую последовательность существует два способа: играть ноты гаммы поверх всей последовательности или обыгрывать каждый аккорд по отдельности.
Понятно, что в первом случае нужно чтобы как можно больше аккордов можно было обыграть одной гаммой, это сократит время на раздумья на первых порах.
То есть работа будет по следующей последовательности шагов:
- определить аккордовый состав последовательности (тут пригодиться работа над песнями)
- по составу аккордов выяснить какой гаммой все это можно обыграть
- profit
Но если вы захотите обыграть эту последовательность с помощью пентатоники, вам не потребуется определять что за гаммой можно обыграть все эти аккорды, достаточно узнать тональный центр(а соответственно мажор или минор звучит) и использовать одноименную пентатонику.
Пентатоника может звучать поверх любых ладовых последовательностей основанных на мажорной гамме. Например, у нас есть последовательность в С мажоре. В зависимости от остальных аккордов мы можем использовать С ионийский, С лидийский и С миксолидийский(лады построенные на I, IV и V ступенях мажорной гаммы соответственно). Каждый из этих ладов лишь незначительно отличается друг от друга.
Как видно из схемы, от пентатоники каждый из этих ладов отличается лишь двумя нотами. То есть пентатонику можно использовать для обыгрывания любой из последовательностей основанной на ионийском, лидийском и миксолидийском ладах.
То же самое касается и минорных ладовых последовательностей:
Как видно из схем, в пентатонике отсутствуют интервалы, которые придают непосредственно ладовую окраску, за исключением терции, определяющей мажор/минор. То есть если в последовательности аккордов сменился лад, но при этом не изменился аккорд тоники, можно использовать пентатонику, не использую два различных лада. Подобными приемами довольно часто пользуются музыканты, играющие во всех стилях. Кстати, не только гитаристы, как сказал Marcus Miller:
«Miles Davis научил меня играть пентатонику поверх чего угодно!».
Теперь смысл этой фразы должен быть вам понятен.
Источник
Импровизация на гитаре: пентатоника
Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 24.02.2015 · Обновлено 06.07.2019
Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы. Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника», которая ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.
Пентатоника
Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.
В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной, а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую «блюзовую пентатонику», которая имеет характерное блюзовое звучание.
Пять боксов минорной пентатоники
Минорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:
В тональности Ля-минор ноты записываются так:
Ля До Ре Ми Соль Ля
Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.
Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип — нужно овладеть всеми боксами пентатоники. Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.
Пять боксов мажорной пентатоники
Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:
В тональности Ля-мажор ноты записываются так:
Ля Си До# Ми Фа# Ля
Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.
Советы
- Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
- Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
- Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля-минор:
- Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы: Музыкальные идеи
Источник
Пентатоника на гитаре. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях
Пентатоника – это гамма из 5 нот. Она наиболее благозвучна для человеческого уха и поэтому лежит в основе мелодий большей части современной музыки. Благозвучие объясняется тем, что интервалы в этом звукоряде составляют чистую кварту или квинту.
Зная пентатонические гаммы, вы сможете легко подбирать мелодии, сочинять красивые гитарные соло и импровизировать.
Что такое пентатоника? Необходимая теория
Как строится пентатоника
Каждая гамма состоит из нот. Ноты гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами.
Например, До-мажор (C) включает в себя следующие ноты:
до (I), ре (II), ми (III), фа (IV), соль (V), ля (VI), си (VII).
В Ля-минор входят те же ноты
ля (I), си (II), до (III), ре (IV), ми (V), фа (VI), соль (VII).
Чтобы построить пентатонический звукоряд, нужно убрать из гаммы две ноты. Для мажорной – IV и VII ступени. Для минорной – II и VI ступени.
Таким образом, в обеих гаммах остается по 5 нот: до, ре, ми, соль, ля. Это и есть пентатоника.
Для чего нужна пентатоника
- Сочинять музыку.
- Аккомпанировать любому музыканту.
- Импровизировать во время выступления.
Как играть пентатонику
Пентатоника играется боксами.
Бокс – это несколько ладов на грифе гитары, где гамма может быть сыграна в одной позиции. Для эстрадной гитары применяются 5 боксов, которые соответствуют форме аккордов C, A, G, E, D (Система CAGED).
Переходим к практике
Боксы пентатоники
Как уже говорилось выше, есть 5 боксов (аппликатур). Они подходят и для минора, и для мажора. Разница только в расположении ступеней. Например, 1 бокс минора является 5 для мажора. Аппликатуры боксов и их нумерация представлены ниже.
Минорные пентатоники
Для минорных тональностей боксы нумеруются следующим образом:
Боксы минорной пентатоники
Мажорные пентатоники
Для мажорных тональностей нумерация производится следующим образом:
Боксы мажорной пентатоники
Нумерация боксов в мажоре и миноре соответствует ступеням, от которых строятся аппликатуры. Далее вы убедитесь в этом сами.
Теперь от теории перейдем к практике.
Сначала вы должны запомнить позицию для каждого бокса и расположение тоник. Так вы сможете построить любую гамму.
В качестве примера разберем тональности Ля-минор (Am) и До-мажор (C).
V позиция (от тоники минорного аккорда, I ступени)
Аппликатура выглядит следующим образом.
Аппликатура пентатоники ля-минор в 5 позиции
Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.
Первая аппликатура строится от тоники (нота Ля).
На примере этой аппликатуры объясним принцип обыгрывания фрагмента в пентатонике. Поставьте руку в V позицию. Сыграйте Ля на 6 струне. Затем сыграйте До на этой же струне. Саму струну прижмите мизинцем.
Ноты на следующих 3 струнах зажимаются поочередно указательным и безымянным пальцами. Последние 4 ноты снова зажимаются указательным пальцем и мизинцем.
Если сыграв бокс, вы планируете сменить позицию, то последнюю ноту лучше зажимать указательным пальцем.
VII позиция (от bIII ступени)
В этой позиции гамма начинается с III ступени (До).
Аппликатура пентатоники ля-минор в 7 позиции
IX позиция (от IV ступени)
В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда Dm. Она строится от IV ступени (Ре).
Аппликатура пентатоники ля-минор в 9 позиции
XII позиция (от V ступени)
Аппликатура в этой позиции построена от V ступени (Ми). Обратите внимание этот же фрагмент можно сыграть в открытой позиции на первых 3 ладах. Самостоятельно найдите I ступень для аппликатуры с открытыми струнами.
Аппликатура пентатоники ля-минор в 12 позиции
II позиция (от VII ступени)
Гамма строится от последней ступени (Соль).
Аппликатура пентатоники ля-минор во 2 позиции
Теперь вам нужно таким же образом поработать с мажорным звукорядом.
VIII позиция (от тоники мажорного созвучия, I ступени)
Аппликатура выглядит следующим образом.
Аппликатура пентатоники до-мажор в 8 позиции
Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.
Гамма в этой позиции строится от тоники (нота До).
X позиция (от II ступени)
В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда D.
Аппликатура пентатоники до-мажор в 10 позиции
XII позиция (от III ступени)
Эту же аппликатуру можно сыграть с открытыми струнами в форме аккорда До-мажор. Ноты I ступени для открытой позиции найдите самостоятельно.
Аппликатура пентатоники до-мажор в 12 позиции
III позиция (от V ступени)
4 бокс строится от ноты Соль.
Аппликатура пентатоники до-мажор в 3 позиции
V позиция (от VI ступени)
Аппликатура в пятой позиции строится от ноты VI ступени (Ля).
Аппликатура пентатоники до-мажор в 5 позиции
Как объединять боксы пентатоники
В классическом боксе пентатоники каждая струна играется дважды. При объединении боксов эта закономерность не сохраняется.
На практике гитаристы редко играют весь бокс целиком. Для художественных целей музыканты соединяют вместе части нескольких разных фрагментов. Сделать это легко, потому что один бокс плавно переходит в другой. Посмотрите на рисунок ниже. На нем изображены 2 аппликатуры Ля-минора. Синими кружками обведены боксы, а красными – общие ноты.
Два бокса в одной аппликатуре
На табулатуре показан простейший пример объединения 3 боксов одной минорной гаммы. Переходы между боксами осуществляются с помощью легато и глиссандо.
Переходы между боксами пентатоники
Как играть пентатонику. Упражнения
Базис
Первое упражнение – сыграть боксы пентатоники для каждой тональности. Это упражнение надо выполнять регулярно, пока вы не выучите все аппликатуры наизусть. Работайте всегда одновременно с мажором и минором.
На табулатурах изображены все боксы тональностей Ре-минор и Ре-мажор.
Боксы тональности Ре-мажор Боксы тональности Ре-минор
Растяжка пальцев
Второе и третье упражнения направлены на тренировку ваших пальцев и растяжку. Так сложилось, что в «реальной жизни» бокс пентатоники почти никогда не играется целиком. Гитарист играет короткую фразу из одного бокса, объединяет ее с фразой из другого и т.д.
Для этого нужно тренировать растяжку пальцев и уметь плавно перемещать руку по грифу.
Сыграйте следующую фразу, не меняя позицию руки. Используйте легато.
Тональность — Ля-минор (Am).
Растяжка пальцев
Смещение рук при игре
Сыграйте фразу, плавно двигаясь вверх и вниз по грифу. Играйте под метроном. Используйте приемы легато и глиссандо.
Тональность — Ми-минор (Em).
Смещение рук при игре
Позиционирование на грифе
Четвертое упражнение направлено на отработку смены позиции левой руки. Перед вами звукоряд из 5 нот. Первые 3 вы играете в 7 позиции с помощью легато. Используйте прием hammer on. Затем перемещаете руку в 12 позицию и играете оставшуюся часть лика. Добавьте вибрато в конце. Так фраза будет звучать сочнее.
Тональность – Ми-минор (Em).
Позиционирование на грифе
Обыгрывание нот
Следующие 2 упражнения направлены на обыгрывание боксов пентатоники. Тональность фраз — Си-минор (Bm).
В 5 упражнении вы играете в одной позиции.
Обыгрывание нот
Обыгрывание со смещением
В 6 упражнении вы соединяете 2 бокса.
Попробуйте составить собственную вариацию этого упражнения.
Обыгрывание нот со смещением
Три бокса, три октавы
Упражнение 7 является усложненной версией предыдущих двух. Во-первых, здесь используется 3 бокса пентатоники. Во-вторых, в некоторых частях этой музыкальной фразы вы должны будете играть через струну.
Тональность — Ля-минор (Am).
Три бокса, три октавы
Пентатоника и технические приемы
В этом упражнении при игре музыкальных фраз вы должны использовать технические приемы:
- легато;
- глиссандо;
- бэнды;
- вибрато.
Технические приемы и пентатоника
Пентатоника по всему грифу
В этом упражнении вы должны сыграть гамму Ля-минор (Am) по всему грифу. Сначала просто сыграйте восьмыми. Затем самостоятельно добавьте технические приемы и измените длительности.
Как играть пентатонику в разных стилях музыки
Пентатоническая гамма одинакова для всех музыкальных стилей. Но обыгрывает ее каждый музыкант по-разному. Ниже вы найдете примеры применения этого звукоряда в 4 популярных жанрах гитарной музыки:
В блюзе
Весь блюз построен на гаммах из 5 нот. Ниже табулатура блюзового лика в тональности ре-минор (Dm). Обратите внимание на использованные технические приемы.
Блюзовая пентатоника
В джазе
Джаз считается сложным музыкальным жанром с ломаными размерами и нестандартными ладами. Но джазмены тоже используют пентатонику. Неотъемлемой частью любого джазового концерта является импровизация. В этот момент музыканты по очереди обыгрывают гармонию. Джазовые гитаристы часто в своих соло применяют пентатонику для создания красивых фраз.
Фраза, приведенная на табулатуре ниже, называется ломаной. Попробуйте сыграть ее только 1 и 3 пальцами.
Джазовая пентатоника
В классическом роке
Рок – это изначально утяжеленная версия блюза. Поэтому неудивительно, что классические роковые произведения сыграны в пентатонической гамме. Помимо сольных партий этот звукоряд использовался в риффах.
На табулатуре изображен рифф в Ми-миноре (Em). Сыграйте его в других тональностях и аппликатурах.
Пентатоника в классическом роке
В металле
В хэви-метале и других родственных стилях пентатоника обычно играется триолями или секстолями. Этот прием позволяет достичь музыкантам характерного для жанра «галопирующего» звука.
Известным любителем пентатонической гаммы в гитарных партиях является Кирк Хэммет из группы Metallica.
Ниже табулатура в стиле этого музыканта в тональности Ми-минор (Em).
Пентатоника в метале
Источник