Как очистить звук гитары

Чистим звук (часть первая)

Еще одна статья о том, как организовать работу в студии, да не просто организовать, а сделать это правильно. Все тот же сайт Recording Magazine, все тот же Пол Стэмлер. Статья длинная, поэтому я разделил её на несколько частей.

Все мы хотим записывать классный звук, как у тех Крутых Ребят в известных студиях. Большой, чистый, ясный, заводящий, мощный, приятный на ощупь, живой звук, который говорит о профессионализме и, наверняка, хорошо продающихся записях.

Но очень часто у нас не получается. Звук получается тонкий, глухой, шумный, плоский. Или вроде бы все нормально, но все равно звучит наша запись погано – фиг её знает, почему.

Причин тому тьма, и я могу написать сотню-другую страниц о том, как это исправить (что я и делаю время от времени). В это раз я займусь лишь одной проблемой: как сохранить звук чистым. Причем больше внимания уделим первым стадиям получения и обработки звука. Почему? А сейчас объясню. Тут не обойтись без кое-каких элементов теории передачи информации.

По опыту наших никудышных жизней мы знаем: прочность цепи определяется её слабым звеном. Это верно, если цепь велосипедная, но, как ни странно, не годится для цепи, по которой передается информация, например, изображения или звук. Даже если в информационной цепи все звенья, кроме одного, безупречны, все цепь будет слабее, чем её самое слабое звено.

Передачу звука по информационной цепи (включая хранение) можно описать двумя способами: так же, как наполовину полный стакан можно рассмотреть и как полупустой. Вместо того, чтобы описывать, насколько хорошо качество сигнала, мы будем смотреть, насколько он плох. Звенья передающей звук цепи будут характеризоваться уровнем искажений, которые они вносят в сигнал. Качество звука улучшится, если сигнал будет меньше страдать от искажений на пути от музыканта к слушателям.

Из этой идеи следует важный практический вывод: сигнал в цепи никогда не станет лучше (с точки зрения сохранения информации и отсуствия искажений), чем тот, который был на входе. Говоря проще, если уж звук исказился, то вернуть его в исходное состояние нельзя. Все равно, что яйцо очистить – обратно скорлупу уже не прилепить.

Что касается звука, тут дела ещё интереснее. Идеальное звуковое устройство линейно, то есть его график зависимости выходного напряжения от входного выглядит как линия и не меняется для разных уровней сигнала и частот. Увы, но ни одно реальное устройство не может быть таким. Даже простейший резистор нелинеен и может создавать искажения.

Большинство из вас знает (надеюсь на это), что искажения бывают гармоническими. Если через нелинейную цепь (на деле – любое реальное устройство) пропустить синусоидальный сигнал, на выходе он принесет с собой новые, нежелательные частоты, кратные частоте исходного сигнала – гармоники. Например, тон частотой 400 Гц будет обогащен гармониками 800, 1200, 1600, 2000 Гц и так далее.

Большинство музыкальных сигналов сложнее, чем синусоиды. Гармоники, или обертоны, придают особый звук музыкальным инструментам.Кларнет, к примеру, отличается нечетными гармониками (3х, 5х, 7х…) основной частоты, из-за них у кларнета такой характерный звук. А в звуке гитарного аккорда, то есть в звучании отдельных струн и резонансе корпуса, этих гармоник море.

Гармонические искажения так же меняют тембр инструмента, добавляя к нему гармоники. Поэтому звук обработанной эффектом distortion электрогитарной струны звучит похоже на саксофон.

Есть ещё интермодуляционные искажения. Они появляются, когда два сигнала разной частоты одновременно проходят через одно устройство. При этом возникают новые спектральные компоненты на частотах, равных сумме и разности частот исходных сигналов. Сложновато представить себе такое, да? Смотрите: пусть в реальном, неидеальном усилителе смешиваются сигналы с частотами f1=8500 и f2=10000 Гц. Они образуют суммарную частоту f1+f2=18500 Гц и разностную f1-f2=1500 Гц. Это так называемые интермодуляционные искажения первого порядка.

Важно знать, что эти искажения, в отличие от гармонических, не порождают частот, кратных исходным, поэтому они не затеняются звуком музыкальных инструментов и хорошо слышны. В редких случаях их специально добавляют при обработке звука, так работает, например, эффект под названием “кольцевой модулятор”. Но в основном они крайне нежелательны при работе со звуком.

Вот ещё пример: частоты f1=18000 и f2=18100 Гц, их сумма f1+f2=36100 Гц (что мы не слышим), а разность f1-f2=100 Гц (это отлично слышно). Если умеете пользоваться виртуальными синтезаторами, можете попробовать смешать сигналы с двух генераторов, настроенных на похожие частоты, и ясно услышите возникший тон в басу. От таких высокочастотных интермодуляционных искажений, порождающих помеху на низких частотах, может зависить “чистота” всей цепи обработки звука.

Вернемся к нашему первому примеру. Усилитель с “простой” нелинейностью (плавная кривая графика передаточной функции) может производить только искажения первого порядка, которые мы с вами уже считали. А вот устройство с более сложной кривой порождает искажения более высоких порядков, кратных исходным частотам. К примеру, это могут быть 2*f1+f2= 27000 Гц (неслышная частота) и 2*f1-f2=7000 Гц (ещё как слышно!). Продолжая в таком духе, мы заполним весь спектр нашего сигнала лишними частотами. Йоу, чувак, мы только что изобрели гитарный эффект fuzz!

Что ж, теперь можно переходить к практике. Сначала – пара общих идей. Простые, более-менее линейные устройства производят относительно простые искажения первого порядка. Сложные приборы порождают искажения высоких порядков – все те множители, которые мы рассчитывали в предыдущем примере. В реальности искажения высоких порядков слышны гораздо лучше первых порядков.

А когда одно несовершенное устройство подключают ко второму, дела становятся гораздо сложнее. Второе не только создаёт искажения оригинального сигнала, но и действует на уже существующие искажения от первого устройства. Иными словами, оно творит вообще чёрт знает что, искажая и сигнал, и его искажения.

И вот что у нас есть на самом деле. Большинство полупроводниковых интегральных схем, на которых делают почти все недорогие и среднедорогие звуковые устройства, сильно нелинейны и могут порождать высокочастотные искажения. Это касается и операционных усилителей в пультах и входных каскадах большинства записывающих устройств, в том числе и цифровых многодорожечных, и, что важно, здесь же и ЦАПы и АЦП в цифровых устройствах.

Так как же минимизировать кумулятивную деградацию сигнала в цепи обработки звука? Или, говоря понятнее, ЧО ДЕЛАТЬ-ТО, А? Ну, раз мы знаем, что источники искажений множат друг друга, плясать нужно именно от этого угла печки. Начнем с того, что вход нашей цепи должен быть супер-чистым, а звук должен быть оцифрован как можно раньше. В цифровом тракте, само собой, он тоже не должен портиться.

Первое звено цепи – микрофон. В нем создается аудиосигнал, в нем же он может начать искажаться. Внутри большинства конденсаторных микрофонов установлены маленькие транзисторные усилители, которые, если спроектированы неважно, становятся классическими генераторами высокочастотных интермодуляционных искажений. Такие микрофоны звучат “резко”, “нервно”, они выделяют отдельные звуки типа сибилянтов или шума гитары.

Микрофоны получше так не делают. К таким можно отнести, например, большинство ламповых микрофонов, известных своим “теплым” звуком – не потому, что лампы нагреваются, а потому, что они не создают искажения, обычные для плохих полупроводниковых цепей.

Чистые верха бывают не только в ламповых цепях. Некоторые микрофоны с полупроводниковыми усилителями тоже могут обходиться без “песка”, например, прекрасный (но дорогой) Gefell M930 и прекрасный (и дешёвый!) “Октава МК-012” (Ну вот, хоь чем-то конкурентоспособным может гордиться отечественная промышленность – Прим. редактора). Динамические микрофоны тоже бывают неплохи, так, Electro-Voice RE15 и Beyerdynamic M-260 почти не “песочат” и звучат очень чисто. И это зависит не только от плоской АЧХ: у, скажем, Beyerdynamic M-88 звук яркий, с подчеркнутым верхом, но без описанных проблем.

Мы и так знаем, что нужно выбирать микрофон очень аккуратно, но сейчас наша стратегия – избежать “нервного” звука. Хороший тест микрофона – аккорды на акустической гитаре. Микрофон, который подчеркнёт щелчки медиатора и дребезг струн о лады, как раз и будет создавать те помехи, которые потом преумножаться в цепи обработки звука. Такой микрофон нам не нужен.

Во второй части мы продолжим движение по нашей цепи обработки звука и как следует её почистим.

Источник

Уход за гитарой. Советы по чистке и хранению гитары.

Уход за гитарой. Вводная информация.

Помимо того, что на гитаре нужно регулярно учиться играть, еще один важный аспект ее использования – правильное хранение и уход. Гитара – очень чувствительный инструмент, во многом из-за материала ее изготовления – дерева. Конечно, гитара из хорошей, крепкой и просушенной древесины, требует гораздо меньшего ухода, однако инструменты среднего диапазона просто необходимо правильно обслуживать для того, чтобы они звучали хорошо. Именно тому, как ухаживать за гитарой и посвящена данная статья.

Чистка струн. Чем протирают струны?

Именно так – уход за гитарой начинается именно с очистки струн. Дело в том, что во время игры на них скапливается очень много грязи, пота и частичек кожи. Эта грязь мешает колебанию струн и уменьшают их амплитуду, что приводит к исчезновению характерных обертонов и звона. Вообще, в этом случае рекомендуется вместо чистки заняться такой вещью, как снятие струн и их замена – это наиболее эффективно.

Однако если купить новый комплект в данном случае не представляется возможным – то тогда просто протрите их сухой тряпочкой или хлопковым платком. Делать это надо после каждого сеанса игры – и тогда струны прослужат чуть дольше.

Чистка грифа. Чем протирать гитару?

Этой мерой стоит заниматься только когда вы меняете струны – поскольку для чистки грифа потребуется полностью их снять. Стоит сказать, что большая часть грязи на грифе скапливается в районе порожков, из-за чего ее становится проблематично достать. Обычно для этого используются абразивные мочалки, однако будьте осторожны – нельзя, чтобы она касалась и царапала гриф. Кроме того, можно использовать вместо мочалки зубную щетку. Все операции по очистке проводите продольными движениями.

После того, как порожки и лады будут очищены, наступает время самой накладки грифа. В данном случае можно просто протереть ее сухой тряпкой или влажными салфетками, однако более эффективно будет для начала разобраться – лакированный у вас гриф или нет. В этом вам поможет знание того, из какого именно дерева изготовлена гитара. Если из клена или любой другой светлой древесины – то гриф лакированный, если из темной, типа палисандра – то не лакированный. В первом случае для полировки можно использовать лимонное масло, оружейное масло или баллистол. Если гриф не лакированный – то подойдет любая полироль, а также специальная ткань для полировки.

Всегда после такой процедуры очищайте гитару от остатков масла или полироли сухой хлопчатой тканью, а также прежде чем натягивать струны – подождите, пока гриф просохнет.

Корпус. Полировка гитары

Одним из наиболее проблемных мест на корпусе инструмента – и особенно это касается электрогитары – является площадь, где происходит постоянный контакт дерева с рукой. Именно там скапливается много грязи и пота. Скорее всего ваша древесина лакирована, поэтому проблем с этим возникнуть не должно. Как самый «ленивый» вариант – просто протереть корпус хлопчатым платком. Это должно стереть все следы от пальцев и рук. Кроме того, хорошо подойдет ткань с микрофиброй – для протирания очков.

Более продвинутый вариант – использовать немного моющего средства и воды. При этом тряпка должны быть не мокрой, а влажной, а моющего средства добавлять следует минимальное количество – всего пару капель на литр воды.

После такого мероприятия можете использовать специальную полироль для протирки гитары – бутылочки с ней продаются в любом музыкальном магазине. Скорее всего вам не придется задумываться о силе полироли, потому что большая часть современных гитар покрывается современным лаком, способных выдержать такое воздействие.

Если же у вас винтажный инструмент, то тут придется обойтись без полироли – и обработать гитару просто сухим хлопковым платком. Если же на вашей гитаре нет лакового покрытия – то ни в коем случае нельзя обрабатывать ее водой. Для того, чтобы очистить подобные инструменты, используются гитарные масла и воски.

Уход за фурнитурой

В это понятие включается подтяжка колков, и протирание всех металлических частей гитары. В данном случае все очень просто – нанесите на хлопчатую ткань немного оружейного масла, или масла для швейной машинки, и протрите все металлические части. Кроме того, отверткой и гаечным ключом подтяните колки. Это нужно для того, чтобы настройка шестиструнной гитары не плавала и держалась.

Инструменты и средства по уходу и обслуживанию инструмента

В целом, список получается небольшой. Именно это стоит закупить при первой же возможности для того, чтобы всегда держать гитару в хорошем состоянии:

  • Набор шестигранных ключей для корректировки прогиба грифа ;
  • Крестовая отвертка для подтяжки колков;
  • Гаечный ключ или плоскогубцы также для подтяжки колков;
  • Тюнер для настройки;
  • Хлопчатая ткань;
  • Ткань с микрофиброй;
  • Лимонное масло или его аналоги;
  • Полироль (если гитара лакирована);
  • Воск или масло для полировки (если гитара не лакирована, или лакированная слабым лаком);
  • Зубная щетка или абразивная мочалка;
  • Запасной комплект струн.

Советы по уходу и хранению

Кроме непосредственно ухода за гитарой, стоит помнить и о том, как правильно хранить инструмент. От этого по большей части зависит состояние дерева, а также прогиб грифа и целостность корпуса. Если не соблюдать некоторые правила – то у вас могут начать дребезжать струны, а также могут начаться проблемы с комфортной игрой.

Гитара влажность

Первое правило – ни в коем случае нельзя хранить инструмент в месте с высокой влажностью. Из-за этого гриф и дерево может разбухнуть, рассохнуться и деформироваться, что негативно скажется как на комфортной игре, так и на состоянии гитары – она просто может перестать нормально звучать. Оптимальный показатель влажности находится в районе 40-50%.

Гитара температура

Еще важнее не хранить инструмент в холодном месте. Это часто приводит непосредственно к деформации грифа и корпуса, а из-за этого, в свою очередь, начинают ладить струны. Оптимальный показатель температуры для хранения гитары – 20 градусов Цельсия.

Проверка ровности грифа

В целом, этот фактор вы заметите сами по личным ощущениям – обычно вам станет тяжелее зажимать струны, или же они начнут биться о порожки и издавать неприятный лязг. Поэтому важно регулярно проводить проверку ровности грифа и при необходимости делать корректировки при помощи ключей и вращения анкера.

Правильная настройка

В целом, нет никаких ограничений по настройке гитары, ровно также, как и нету «правильной настройки». Однако помните, что не стоит слишком часто менять строй на своей гитаре – в идеале он должен быть всегда таким, в каком вы играете большую часть своих песен.

Как хранить гитару

В теплом сухом месте, в чехле, с натянутыми до нужного строя струнами. В целом, это все, что нужно помнить именно про хранение инструмента.

Порядок действий по чистке и уходу

  1. Снимите старые струны;
  2. Протрите гриф, лады и порожки;
  3. Отполируйте гриф;
  4. Протрите корпус;
  5. Отполируйте корпус маслом, воском или полиролью;
  6. Проверьте прогиб грифа;
  7. При необходимости – поработайте с анкером и отрегулируйте его;
  8. Натяните новые струны;
  9. Поставьте гитару в чехол и дайте ей некоторое время для того, чтобы просохнуть, и чтобы дерево встало на свое место.

Советы по хранению на каждый день

Конечно, главный совет по хранению и уходу заключается в том, чтобы выбрать хорошую гитару, и потом не мучиться каждую неделю с прогибами грифа и грязными порожками. Тем не менее, даже для качественных инструментов есть советы по уходу:

  1. Не оставляйте гитару в помещении во время того, как оно проветривается, особенно зимой;
  2. То же самое касается влажной уборки;
  3. Храните гитару в чехле и не оставляйте ее без него без необходимости;
  4. Если вам надо перенести инструмент в мороз и выйти с ним на улицу – заверните его в одеяло и поместите в чехол;
  5. Регулярно протирайте гитару хотя бы простой сухой тканью;
  6. Регулярно меняйте струны – хотя бы раз в месяц;
  7. Проводите чистку всего инструмента каждый раз, когда меняете струны.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

6 Replies to “ Уход за гитарой. Советы по чистке и хранению гитары. ”

Обнаружил, как мне кажется, противоречие.

В разделе «Чистка грифа» сказано следующее:
«…не лакированный – то подойдет любая полироль». То есть если накладка из палисандра, значит не лак и следовательно полироль.

В разделе «Инструменты и средства по уходу…» сказано:
«Полироль (если гитара лакирована);» Ну и в разделе выше тоже сказано, что нельзя полироль если корпус без лака.

Накладка грифа будучи не лакированной нормально перенесет полироль, а корпус нет?

Здравствуйте. Возможно в блоке «Чистка грифа» мы подобрали не те слова, здесь больше подразумевается «чистка и обработка», чем конкретно полировка, т.к. даже лакированный гриф, не дает такого эффекта блеска чистой и ровной плоскости, как например это будет на верхней деке. Здесь просто используйте для обработки те, материалы которые рекомендуются. А если говорить про корпус гитары, то здесь уже потребуется полировка со спец. средством, либо простым способом, описанным в статье.

Да, верно заметил. Чушь какая то…на лак масло и наоборот ‍♂️ ну-ну

Неплохо бы уточнить, что минеральные масла, в том числе «оружейное масло» делают дерево хрупким. Не знаю, можно ли так сломать гитару, но промасленные приклады ружей ломаются в шейке. Для дерева есть своя группа «масел» которые ближе к воскам, а вот масла для металла на дерево допускать не надо. Еще есть составы для чистки оружия, растворяющие нагар, и средства для нержавеющих винтовочных стволов. Они разъедают дерево и вредны для рук.

Еще у меня вопрос, что за «Набор пятиугольных ключей для корректировки» — сколько работаю, ни разу таких не видел. Может, шестигранные?

Здравствуйте, Алексей. В статье же написано, что масла используются на лакированных покрытиях, в этом случае дерево не разрушается. Предложенные варианты написаны на выбор, на случай если других средств нет. В идеале лучше гриф протирать лимонным маслом, его можно купить в любом музыкальном магазине.

По ключам была ошибка, исправили на шестигранные. Спасибо, что уточнили.

Масла для огнестрельного оружия содержат щелочь, которая крайне губительна для дерева, лаков, пластика, резины. Если использовать, то масло для пневматического оружия или бытовое, для швейных машин. В них этого агрессивного компонента нет.

Добавить комментарий Отменить ответ

Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW

Как записывать акустическую гитару дома

Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда

Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Источник

Оцените статью