Как определить функцию аккорда

Гитара


Функции аккордов

Чтобы проанализировать основные функции аккордов, надо выделить три основные трезвучия — тоническое (T), доминантовое (D), и субдоминантовое (S). Главными называются трезвучия построенные на I, IV и V ступенях мажорного или минорного лада. Именно эти три трезвучия определяют лад.

Трезвучия, построенные на II, III, VI и VII ступенях лада, называются побочными. Их гармонические функции определяются родством с главными. Родство побочных трезвучий хорошо иллюстрируется терцовой схемой.

Функции аккордов

Как видно из рисунка, каждая пара соседних трезвучий содержит два одинаковых звука. Отсюда вытекает, что трезвучие II ступени родственно трезвучию IV и, таким образом, имеет субдоминантовую функцию. Трезвучие III ступени, родственное трезвучиям I и V ступеней, следовательно носит смешанную функцию, тоническую и доминантовую. Трезвучие VI ступени, родственное трезвучиям I и IV, имеет тоническую и субдоминантовую функции. Трезвучие VII носит доминантовую функцию.

Изобразим функциональную связь трезвучий.

Функция
T S D
I IV V
III II III
VI VI VII

Из таблицы видно, что определяющими являются взаимодействие главных трезвучий — T, D, S, при этом тоническая функция T выражается в устойчивости тонического трезвучия и подчинения ему всех других аккордов лада.

Доминантовая функция D характеризуется непосредственной направленностью в тонику, а субдоминантовая S — направленностью от тоники, но подчинением ей через доминанту T — S — D — T.

Это означает, что основными формулами гармонического движения являются:

T — S — T
T — D — T
T — S — D — T

Движение трезвучий мажорной гаммы изображается так:

I II III IV V VI VII I
T S t S D t D T

Маленькая буква t, в данном случае, показывает двойственную природу аккорда. Исходя из сказанного, можно изобразить основные функции аккордов мажорной гармонии.

Источник

Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения

Аккордовые последовательности, основаны на взаимодействии аккордов между собой, не нарушая при этом гармонии лада.

Главные аккорды

Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.

Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.

Побочные аккорды

Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).

II — IV — VI — I — III — V — VII
——S——— ———D——
——T——

На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).

По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.

Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой).

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.

II IV VI I III V VII
Bm 7b5 Dm 7 Fmaj 7 Am 7 Cmaj 7 (Сmaj 7#5 ) Em 7 (E 7 ) G 7 (#Go)

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.

II IV VI I III V VII
Dm 7 (Dm 7b5 ) Fmaj 7 (Fm #7 ) Am 7 (bAmaj 7#5 ) Cmaj 7 Em 7 G 7 Bm 7b5

Правила голосоведения

В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:

  • Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.
  • Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п.
  • Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло.
  • Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода.
  • Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно движение голосов «параллельными октавами» или «параллельными квинтами» (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, «до» и «до-диез» в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных.
  • Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы.

Обозначение аккордов

Тоника До Ре Ми Фа Соль Ля Си
Мажор C D E F G A B
Минор Cm Dm Em Fm Gm Am Bm
Септа C7 D7 E7 F7 G7 A7 B7

Аккордовые последовательности

Простые универсальные последовательности:

Am — Dm — E7 — Am
Em — Am — B7 — Em
Dm — Gm — A7 — Dm
Bm — Em — F#7 — Bm
Dm — Am — E7 — Am
Am — Em — B7 — Em
Gm — Dm — A7 — Dm
Em — Bm — F#7 — Bm
С — F — G7 — C
D — G — A7 — D
G — C — D7 — G
E — A — B7 — E
A — D — E7 — A
F — C — G7 — C
G — D — A7 — D
C — G — D7 — G
A — E — B7 — E
D — A — E7 — A

Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:

Am — Bm7(-5) — E7 — Am
Am — Dm6 — E7 — Am
С — Dm — G7 — C
С — Dm7(-5) — G7 — C

Седьмая ступень в качестве доминанты:

Am — Bm7(-5) — G#o — Am
С — F — Bo — C

C — Am — Dm — G7 — C
C — Am — F — G7 — C
Am — Dm — G — C — Am
Am — G — F — E — Am

Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C — A7 — Dm — G7 — C
Am — A7 — Dm — E7 — Am
C — E7 — Am — A7 — Dm — G7 — C
Am — G7 — C — E7 — Am

Двойная доминанта (доминанта к доминанте):

Em — F#7 — B7 — Em

Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):

Am — Bb — E7 — Am

Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):

Em — A7 — D7 — G7 — C7 — F#7 — B7 — Em

Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:

A — E7/G# — A7/G — D/F# — F7 — A/E — E7 — A

Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:

Am — bB — E7/B — Am/C — A7/C# — Dm — D#o — E7 — Am

Источник

Аккорды в музыке и их виды

Тема сегодняшней публикации – аккорды в музыке. Мы будем говорить о том, что такое аккорд и какие есть виды аккордов.

Аккорд – это созвучие нескольких звуков (от трёх и более), которые находятся по отношению друг к другу на определённом расстоянии, то есть по каким-то интервалам. Что такое созвучие? Созвучие – это звуки, которые сосуществуют вместе. Простейшим созвучием является интервал, более сложные типы созвучий – это разнообразные аккорды.

Термин «созвучие» можно сравнить со словом «созвездие». В созвездиях несколько звёзд расположены на различном расстоянии друг от друга. Если их соединить, то можно получить очертания фигур животных или мифологических героев. Подобное же и в музыке, соединение звуков даёт созвучия тех или иных аккордов.

Какие бывают аккорды?

Для того чтобы получился аккорд, нужно соединить минимум три звука или больше. От того, сколько звуков сцеплены вместе, и от того, как они соединены (по каким интервалам), зависит вид аккорда.

В классической музыке звуки в аккордах располагаются по терциям. Аккорд, в котором три звука, расположенных по терциям, называется трезвучием. Если записать трезвучие нотами, то графическое изображение этого аккорда очень будет напоминать маленького снеговика.

Если созвучие составляют четыре звука, также отстоящих друг от друга на терцию, то получается септаккорд. Название «септаккорд» означает, что между крайними звуками аккорда образуется интервал «септима». В записи септаккорд – тоже «снеговик», только не из трёх снежков, а из четырёх.

Если же в аккорде пять по терциям соединённых звуков , то он называется нонаккордом (по интервалу «нона» между его крайними точками). Ну а нотная запись такого аккорда даст нам «снеговика», который, кажется, объелся морковки, потому что он вырос аж до пяти снежков!

Трезвучие, септаккорд и нонаккорд – это основные виды аккордов, применяемых в музыке. Однако этот ряд можно продолжить другими созвучиями, которые формируются по тому же принципу, но используются гораздо реже. К таким можно отнести ундецимаккорд (6 звуков по терциям), терцдецимаккорд (7 звуков по терциям), квинтдецимаккорд (8 звуков по терциям). Любопытно, что если построить терцдецимаккорд или квинтдецимаккорд от ноты «до», то в их составе будут абсолютно все семь ступеней музыкального звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Итак, основные типы аккордов в музыке следующие:

  • Трезвучие – аккорд из трех звуков, расположенных по терциям, обозначается комбинацией чисел 5 и 3 (53);
  • Септаккорд – аккорд из четырех звуков по терциям, между крайними звуками септима, обозначается числом 7;
  • Нонаккорд – аккорд из пяти звуков по терциям, между крайними звуками нона, обозначается числом 9.

Аккорды нетерцовой структуры

В современной музыке нередко можно встретить аккорды, в которых звуки расположены не по терциям, а по другим интервалам – обычно по квартам или квинтам. Например, из соединения двух кварт образуется так называемый квартсептаккорд (обозначается комбинацией чисел 7 и 4) с септимой между крайними звуками.

Из сцепления двух квинт можно получить квинтнонаккорды (обозначается с помощью чисел 9 и 5), между нижним и верхним звуком будет составной интервал нона.

Классические терцовые аккорды звучат мягко, гармонично. Аккорды же нетерцовой структуры имеют пустоватое звучание, зато они очень красочны. Вероятно поэтому эти аккорды так уместны там, где требуется создание фантастически-загадочных музыкальных образов.

В качестве примера назовём Прелюдию «Затонувший собор» французского композитора Клода Дебюсси. Пустые аккорды из квинт и кварт здесь помогают создать образ движения воды и появления легендарного невидимого днём собора, лишь в ночную пору поднимающегося из водной глади озера. Эти же аккорды словно передают звон колоколов и полночный бой часов.

Ещё один пример – фортепианная пьеса другого французского композитора Мориса Равеля «Виселица» из цикла «Призраки ночи». Здесь тяжёлые квинтнонаккорды как нельзя кстати подходят для обрисовки мрачной картины.

Кластеры или секундовые гроздья

До сих пор мы упоминали только те созвучия, которые состоят из консонансов разного рода – терций, кварт и квинт. Но созвучия можно строить и из интервалов-диссонансов, в том числе и из секунд.

Из секунд образуются так называемые кластеры. Иногда их также называют секундовыми гроздьями (их графическое изображение очень напоминает гроздь каких-нибудь ягод – например, рябиновых или винограда).

Нередко кластеры обозначаются в нотах не в виде «нотных россыпей», а как закрашенные или пустые прямоугольники, располагаемые на нотном стане. Их следует понимать следующим образом: играются все ноты (белые или чёрные клавиши фортепиано в зависимости от цвета кластера, иногда и те, и другие) в пределах границ этого прямоугольника.

Пример подобных кластеров можно увидеть в фортепианной пьесе «Праздничная» российского композитора Лейлы Исмагиловой.

Кластеры, как правило, не относят к аккордам. Причина на то следующая. Оказывается, в любом аккорде должны хорошо прослушиваться отдельные звуки его составляющие. Любой такой звук можно в любой момент звучания выделить слухом и, например, пропеть, остальные звуки, составляющие аккорд, при этом нам не будут мешать. В кластерах же – иначе, потому что все их звуки сливаются в единое красочное пятно, и отдельно расслышать какой-либо из них не представляется возможным.

Разновидности трезвучий, септаккордов и нонаккордов

Классические аккорды имеют множество разновидностей. Трезвучий всего четыре вида, септаккордов – 16, но в практике закрепились лишь 7, вариантов нонаккордов может быть ещё больше (64), но те, которые из них употребляются постоянно, снова могут быть пересчитаны по пальцам (4-5).

Подробному рассмотрению видов трезвучий и септаккордов мы посвятим отдельные выпуски в будущем, сейчас же дадим им лишь самую краткую характеристику.

Но сначала, нужно понять, почему вообще существуют различные виды аккордов? Как мы уже отмечали ранее, в качестве «строительного материала» для аккордов выступают музыкальные интервалы. Это своеобразные кирпичики, из которых затем получается «здание аккорда».

Но вы также помните, что интервалы также имеют множество разновидностей, они могут быть широкими или узкими, а кроме того чистыми, большими, малыми, уменьшёнными и т.д. Облик интервала-кирпичика зависит от его качественной и количественной величины. И от того, из каких интервалов мы строим (а можно строить аккорды из интервалов как одинаковых, так и различных), зависит, какой вид аккорда, в конечном счёте, у нас выйдет.

Итак, трезвучие имеет 4 вида. Оно может быть большим (или мажорным), малым (или минорным), уменьшённым или увеличенным.

  1. Большое (мажорное) трезвучие обозначается заглавной буквой Б с прибавлением чисел 5 и 3 (Б53). Состоит оно из большой и малой терции, именно в таком порядке: сначала внизу большая терция, а над ней надстраивается малая.
  2. Малое (минорное) трезвучие обозначается заглавной буквой М с прибавлением тех же чисел (М53). Малое трезвучие, наоборот, начинается с малой терции, к которой сверху добавляется большая.
  3. Увеличенное трезвучие получается путём соединения двух больших терций, сокращённо обозначается так – Ув.53.
  4. Уменьшённое трезвучие образуется путём сцепления двух малых терций, его обозначение такое – Ум.53.

На следующем примере вы можете видеть все перечисленные виды трезвучий, построенные от нот «ми» и «фа»:

Септаккордов есть семь основных видов (7 из 16). Их названия складываются из двух элементов: первый – это вид септимы между крайними звуками (она может быть большой, малой, уменьшённой или увеличенной); второй – вид трезвучия, которое находится в основании септаккорда (то есть вид трезвучия, которое образуется из трёх нижних звуков).

Например, название «малый мажорный септаккорд» нужно понимать так: у этого септаккорда септима между басом и верхним звуком малая, а внутри него находится мажорное трезвучие.

Итак, 7 основных видов септаккордов можно легко запомнить так – три из них будут большими, три – малыми, а один – уменьшённым:

  1. Большой мажорный септаккорд – большая септима + мажорное трезвучие в основании (Б.маж.7);
  2. Большой минорный септаккорд – большая септима по краям + минорное трезвучие внизу (Б.мин.7);
  3. Большой увеличенный септаккорд – большая септима между крайними звуками + увеличенное трезвучие образуют три нижних звука от баса (Б.ув.7);
  4. Малый мажорный септаккорд – малая септима по краям + мажорное трезвучие в основе (М.маж.7);
  5. Малый минорный септаккорд – малая септима образована крайними звуками + из трёх нижних тонов получается минорное трезвучие (М.мин.7);
  6. Малый уменьшённый септаккорд – септима малая + трезвучие внутри уменьшённое (М.ум.7);
  7. Уменьшённый септаккорд – септима между басом и верхним звуком уменьшённая + трезвучие внутри тоже уменьшённое (Ум.7).

Нотный пример демонстрирует перечисленные виды септаккордов, построенные от звуков «ре» и «соль»:

Что касается нонаккордов, то их нужно научиться различать, главным образом, по их ноне. Как правило, применяются нонаккорды только с малой или с большой ноной. Внутри нонаккорда, конечно, требуется уметь различать и вид септимы, и вид трезвучия.

Среди часто встречающихся нонаккордов можно назвать следующие (всего пять штук):

  • Большой мажорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и мажорным трезвучием (Б.маж.9);
  • Большой минорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и минорным трезвучием (Б.мин.9);
  • Большой увеличенный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и увеличенным трезвучием (Б.ув.9);
  • Малый мажорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и мажорным трезвучием (М.маж.9);
  • Малый минорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и минорным трезвучием (М.мин.9).

В следующем нотном примере эти нонаккорды построены от звуков «до» и «ре»:

Обращение – способ получения новых аккордов

Из основных аккордов, используемых в музыке, то есть по нашей классификации – из трезвучий, септаккордов и нонаккордов – можно получить другие аккорды путём обращения. Мы раннее уже рассказывали про обращение интервалов, когда в результате перестановки их звуков получаются новые интервалы. Такой же принцип применим и к аккордам. Обращения аккордов выполняются , главным образом, с помощью переноса нижнего звука (баса) на октаву выше.

Так, трезвучие можно обратить два раза, в ходе обращений мы получим новые созвучия – секстаккорды и квартсекстаккорды. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – двумя числами (6 и 4).

Например, возьмём трезвучие из звуков «ре-фа-ля» и сделаем его обращение. Переносим звук «ре» на октаву выше и получаем созвучие «фа-ля-ре» — это секстаккорд этого трезвучия. Далее, перенесём теперь звук «фа» вверх, получим «ля-ре-фа» — квартсекстаккорд трезвучия. Если затем перенести звук «ля» на октаву выше, то мы снова вернёмся к тому, от чего ушли – к первоначальному трезвучию «ре-фа-ля». Таким образом, мы убеждаемся, что трезвучие действительно имеет всего два обращения.

Септаккорды имеют по три обращения – квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд, принцип их выполнения такой же. Для обозначения квинтсекстаккордов применяют соединение чисел 6 и 5, для терцквартаккордов – 4 и 3, секундаккорды обозначаются числом 2.

Например, дан септаккорд «до-ми-соль-си». Выполним все возможные его обращения и получим следующее: квинтсекстаккорд «ми-соль-си-до», терцквартаккорд «соль-си-до-ми», секундаккорд «си-до-ми-соль».

Обращения трезвучий и септаккордов используются в музыке очень часто. А вот обращения нонаккордов или аккордов, в которых ещё больше звуков, применяются крайне редко (практически никогда), поэтому мы их рассматривать здесь не будем, хотя получить их и дать им название несложно (всё по тому же принципу переноса баса).

Два свойства аккорда – структура и функция

Любой аккорд можно рассматривать двояко. Во-первых, можно построить его от звука и рассматривать структурно, то есть по интервальному составу. Этот структурный принцип как раз таки и отражён в уникальном названии аккорда –мажорное трезвучие, большой минорный септаккорд, минорный квартсекстаккорд и т.д.

По названию мы понимаем, как нам построить тот или иной аккорд от заданного звука и каково будет «внутреннее наполнение» данного аккорда. И, заметьте, ничто не мешает нам построить любой аккорд от любого звука.

Во-вторых, аккорды можно рассматривать на ступенях мажорного или минорного лада. В этом случае на образование аккордов оказывают большое влияние вид лада, знаки тональностей.

Так, например, в мажорном ладу (пусть будет До мажор) мажорные трезвучия получаются только на трёх ступенях – первой, четвёртой и пятой. На остальных ступенях возможно построение только лишь минорных или уменьшённого трезвучия.

Аналогично в миноре (для примера возьмём до минор) – минорные трезвучия также будут находиться только на первой, четвёртой и пятой ступенях, на остальных же можно будет получить либо мажорные, либо уменьшённое.

В том, что на ступенях мажора или минора можно получить только определённые виды аккордов, а не любые (без ограничений) состоит первая особенность «жизни» аккордов в условиях лада.

Другая особенность заключается в том, что аккорды приобретают функцию (то есть определённую роль, значение) и ещё одно дополнительное обозначение. Всё зависит от того, на какой именно ступени аккорд построен. Например, трезвучия и септаккорды, построенные на первой ступени, будут называться трезвучиями или септаккордами первой ступени или тоническими трезвучиями (тоническими септаккордами), так как они будут представлять «тонические силы», то есть будут относиться к первой ступени.

Трезвучия и септаккорды, построенные на пятой ступени, которая именуется доминантой, будут называться доминантовыми (доминантовое трезвучие, доминантсептаккорд). На четвертой ступени строятся субдоминантовые трезвучия и септаккорды.

Это второе свойство аккордов, то есть умение выполнять какую-то функцию, можно сравнить с ролью игрока в какой-нибудь спортивной команде, например, в футбольной. Все спортсмены в команде – футболисты, но одни поставлены вратарями, другие – защитниками или полузащитниками, а третьи – нападающими, и каждый выполняет только свою, строго определённую задачу.

Функции аккордов не следует путать со структурными названиями. Например, доминантсептаккорд в ладу по своему строению является малым мажорным септаккордом, а септаккорд второй ступени – малым минорным септаккордом. Но это совсем не значит, что любой малый мажорный септаккорд можно приравнять доминантсептаккорду. И это также не значит, что в роли доминантового септаккорда не может выступить какой-нибудь другой по структуре аккорд – например малый минорный или большой увеличенный.

Итак, в сегодняшнем выпуске мы рассмотрели основные типы сложных музыкальных созвучий – аккордов и кластеров, затронули вопросы их классификации (аккорды с терцовой и нетерцовой структурой), описали обращения и выявили две главные стороны аккорда – структурную и функциональную. В следующих выпусках мы продолжим изучать аккорды, подробнее рассмотрим виды трезвучий и септаккордов, а также самые основные их проявления в ладу. Следите за обновлениями!

Музыкальная пауза! За роялем — Денис Мацуев.

Ян Сибелиус — Этюд ля минор соч. 76 № 2.

Источник

Читайте также:  Что такое левосторонняя гитара
Оцените статью