Как определить гитару ленинградку

Как определить гитару ленинградку

В этой главе я решил опубликовать свои впечатления по гитарам, на которых играл или держал в руках.

Начну с двух «китайско-русских» гитар, купленных мною в своё время с голодухи и по глупости. Речь идёт о гитарах китайского производства Martinez 819/7 (купил за 7000 руб.) и Martinez 705/7 (купил за 5000 руб.). Обе гитары покупал, выбив в магазине хорошую скидку, а так они стояли ещё дороже. Вот их фотки:

Martinez 819/7 Martinez 705/7

Эти гитары хорошо смотрятся и в руках их держать приятно (ещё бы, за такие деньги!). И собраны они в целом хорошо. Эти гитары вполне годятся, если только начинаешь бренчать, ещё сам не знаешь, чего хочешь и ещё не с чем сравнивать. Однако я этими своими гитарами не слишком доволен.

819-ая имеет корпус средних размеров в стиле «джамбо». Дека из ели, обечайки и гриф из красного дерева. Накладка и подставка из палисандра. Гриф стандартный по длине (то есть до 14 лада) и средний по ширине.

Недостатки я вижу такие:

1. Слишком много лака, что делает гитару тяжёлой, а звук – негромким, глуховатым.
2. Гриф не идеален, т.к. струны дребезжат, как их не регулируй. Дребезжание отчасти проходит со временем, когда струны сами прокладывают себе борозды в ладах.
3. Лады из мягкого металла, быстро съедаются струнами при интенсивной игре.
4. Возможно, и дерево не очень хорошего качества или плохо просушенное.

705-ая гитара внешне «закошена» под классическую русскую семиструнку. Корпус маленький, вытянутый, изящный. Дека из ламинированного кедра, корпус и гриф из махагони, накладка и подставка из палисандра. Гриф короткий (до 12 лада) и средний по ширине.
Недостатки те же, только звучит ещё тише из-за меньшего размера корпуса.

Для учебных целей эти гитары можно покупать, только если лень искать другие варианты и не жалко выкинуть 5-9 тыс. руб. Сделаны они в лучших традициях китайского ширпотреба, идущего на экспорт, то есть выглядят «как настоящие», но толком не звучат.

Когда я был в Москве, в магазине Муздеталь, то успел «пощупать» гитары мастера Шарова из Улан-Удэ. Вот тут о них подробнее. А вот их фотки:

Master 7/1 Master 7/2

Вот что об этих гитарах говорится:

«Поначалу мы эти гитары восприняли не очень хорошо. Ибо по качеству отделки они уступают не только чешским гитарам, но даже Renome. Всё время не покидает ощущение, что отделкой там занимались, положив гитару на коленку. А потом как-то прислушались и полюбили. Это, конечно, несколько ностальгический эффект, понятный тем, кто помнит ту самую мифическую «ленинградскую гитару». Поскольку гитары Шарова больше всего напоминают ХОРОШУЮ советскую гитару 30-летней давности. Не ту, что за 7-15 рублей в сельпо продавалась, а которую по дикому блату раздобыли в Питере и потом на морозе заворачивали в собственный свитер. А Шаровские 7-струнки – вообще эксклюзив, ибо отыскать сколько-нибудь приличную новую 7-струнку сейчас в принципе невозможно, только б/у или дорогую от мастера.»

На форуме Высоцкого на Куличках был участник под ником «Забайкалец», который, судя по некоторым его сообщениям, очень хорошо владеет гитарным аккомпанементом Высоцкого. Я списался с ним и он дал мне хороший отзыв о гитарах мастера Шарова. Он тоже, как и Шаров, живёт в Улан-Удэ и заказывал себе гитару, похожую на одну из гитар Высоцкого. По его словам, гитара получилась хорошая. Говорит, что мастер делает гитары на разные вкусы и потребности: от дешёвых гитар на ширпотреб до дорогих гитар по индивидуальному заказу.

Однако мне те гитары, что я видел в магазине, не понравились. Сделаны они топорно и звук соответствующий. Мне кажется, сравнивать их с советскими «ленинградками», это несправделиво обижать ленинградскую фабрику. О ней речь ниже.

Вот простенькая «ленинградка», то есть гитара фабрики музыкальных инструментов им. Луначарского, город Ленинград, 1971 года выпуска. Купил я её с рук за 1500 руб.

Гитара повреждений не имела, но корпус уже начал кое-где рассыхаться и трескаться, хотя на звучании это пока не сказывается. Видно, что гитару мало использовали.

Маленькая, невзрачная, потёртая, и даже, по-моему, фальшивит немного из-за неустойчивого положения грифа, но по звучанию она мне нравится больше всех моих гитар. Звучит звонко и имеет свой мягкий тембр.

В руках держать очень приятно. Гриф короткий, средней ширины: левой рукой очень удобно работать на всех ладах. Под «розеткой» имеется защита корпуса в виде небольшого чёрного пластика (на фото нету, временно снял).

Точно такая гитара видна у Владимира Высоцкого на записи в Таллине в 1972 году. Например, «Он не вернулся из боя».

Буду искать «ленинградки» чуть моложе и, может быть, других модификаций.

Ленинградка 1971 г.в.

Эту гитару ижевской фабрики я купил в Москве, в магазине Муздеталь за 2500 руб., покусившись на её дешевизну. Но она стоит этих денег. Сделана она как классическая, то есть имеет широкий нерегулируемый гриф до 12 лада. Под металлические струны. Лака на ней почти нет, она очёнь лёгкая и и похожа на фанерный ящик 🙂 Звучит громко и простецки, без особого тембра. В общем, для коллекции пойдёт.

Vanderer 7CB2 (г.Ижевск)

Вот ещё одна моя гитара. Это шестиструнная «Ямаха», которую подарили мне друзья на день рождения несколько лет назад. Гитара хорошего качества, очень хорошо и звонко звучит.

Там очень узкий гриф, из-за чего мне не нравилось играть на ней. Однако этот минус превратился в плюс, как только я перестроил гитару на русский лад. Расстояние между струнами там узкое, и все русские аккорды можно брать без проблем.

Yamaha FG-413s

Сначала я хотел делать подробный обзор струн всех марок, которые использовал и использую, но решил бросить это дело. Струн слишком много и звучат они слишком по-разному в зависимости от гитары, от строя и от толщины. Поделюсь лишь общими соображениями:

Первый момент: цена. Я покупаю струны среднего ценового диапазона, то есть по цене в среднем 300 руб. Могу сказать, что нормальное качество у струн марки «D’Addario» (здесь их каталог). Есть и другие импортные марки такого же качества и по такой же примерно цене.

Дешёвые отечественные струны типа «Господин музыкант» или «Емузин», которые в районе 100-200 рублей, это откровенное барахло: и по звуку, и по сроку службы.

Дешёвые отечественные наборы для семиструнных гитар тоже не покупаю по причине низкого качества. Седьмую струну (если уж на ней играть) предпочитаю добирать, устанавливая шестую струну из комплектов большей толщины.

Слишком дорогие струны, в районе 500-700 рублей и выше, я тоже не покупаю, так как разницы звучания не чувствую, а переплачивать за «лэйбл» не хочу. Нам понты ни к чему, скромнее надо быть 🙂

Второй момент: толщина. Чем длинее гриф или чем ниже строй гитары, тем толще нужны струны. И наоборот.

У меня самый короткий гриф на «ленинградке». Он не просто до 12 лада, он вообще короче. Настраиваю гитару я обычно на полтона (иногда на тон) ниже стандарта, то есть под свой голос. Комплект струн ставлю «десятку», то есть толщина первой струны .10. А вот если эту гитару настроить в стандартный Соль-мажор (для семиструнки), то даже «десятка» будет слишком жёсткой, на мой вкус, то есть лучше ставить «девятку».

На современных гитарах с длинными грифами до 14 лада струны из «десятого» набора будут звучать сносно только в стандартном строе, а при понижении на тон-полтора нужно уже ставить комплекты с первой струной в .11 или в .12. При строе на два или два с половиной тона ниже на такие гитары нужно ставить струны толщиной от .13

У Владимира Семёновича грифы на гитарах были, чаще всего, очень короткие, поэтому даже при понижении строя на тон-полтора струны звучали нормально. Возможно, в последний год-два, когда он, бывало, понижал строй на два или даже на два с половиной тона (!), он ставил более толстые струны, так как они у него звучали сносно, хотя и начинали специфически «греметь». Подробнее о понижении строя поговорим в одной из последующих глав.

Источник

MasterGitar.com

Гитары СССР или советские гитары с точки зрения гитарного мастера. Что можно сделать с этими инструментами? Стоит ли проводить ремонт гитары, сможете ли вы получить приемлемый акустический и эстетический эффект? Статья будет интересна для тех молодых гитарных мастеров, которые только пробуют свои силы. Также статья будет понятна просто любителям гитары.

Если у вас на чердаке лежит старая гитара СССР, то вам наверняка интересно было бы узнать, что из неё можно сделать пригодный для игры, на уровне музыкальной школы, инструмент.

Гитарные мастера Харькова, а c ними и все преподаватели называют такой ремонт гитар просто — «переделка».

Переделка из советской гитары — это также приличный инструмент для аккомпанемента, поэтому всем любителям авторской песни и бардам всех мастей читать статью обязательно.

Гитары СССР вызывают у меня двоякие чувства. Начну с плохого. В одной книге из той же эпохи в предисловии было написано, что гитара изготавливается из отходов деревообрабатывающего производства. И вот эта красная линия, характеризующая эти гитары, причем отходы часто не только материал, также и само качество сборки, которое убивало последнюю надежду, что советская гитара будет пригодной для игры.

Неудобная игра на расстроенном инструменте не дальше пятого лада – вот что такое гитара СССР в большинстве случаев.

Спасибо, если вообще игра Am Dm получается. Взятие баррэ на седьмом ладу сродни выходу на орбиту Луны. А долгое его удерживание!

Но если бы было все только плохо, то я бы не начинал эту статью, а сотни тысяч старых гитар так и продолжали бы гнить на чердаках. Перейду к положительной стороне вопроса.

Сами по себе ГОСТы, по которым должны были быть сделаны советские гитары, не так уж и ужасны с учетом предполагаемой цены. Возможно, что здесь и заложена ошибка: чтобы быть качественно сделанной гитара в СССР должна была стоить дороже.

Так вот положительным является то, что дека в 90 процентах случаев у этих гитар – это массив ели.

Пусть это часто неважная ёлка, так нежно массив ели называют гитарные мастера, ставить ёлку имеет у них два значения — новогоднее и профессиональное.

Как известно, дека гитары – это самая акустически ответственная часть потому, если привести всё в порядок, собрать по написанным на бумаге ГОСТам, гитара СССР будет ещё долго верой и правдой служить вам на абсолютно ином уровне. А теперь зайдите в магазин и спросите, сколько у них стоит первая гитара с декой из массива, а именно solid top. Цена вас порадует и вдохновит – вашей старой гитаре с чердака пора становиться переделкой.

Теперь самое главное, вдруг вы счастливчик и сорвали джекпот.

Посмотрите на вашу гитару СССР, если она полномензурная, т.е. от верхнего или нулевого порожка до 12-го лада у вас 325мм и сделана она в тогдашнем Ленинграде на фабрике Луначарского, и если ещё и с корпусом фанерованным красным деревом, тогда вот оно счастье! У вас ленинградка!

Эти гитары даже по форме отличаются от обычных, они совсем правильные. Бывает что качество еловых дек на «ленинградках» (сленг гитарных мастеров) настолько высокий, что и на мастеровой гитаре не всегда просто найти подобное.

Всё портило удовлетворительное качество сборки, как правило, неаккуратно сделанный и всунутый гриф. На иллюстрациях вы видите как раз такую ленинградку.

Подобьём промежуточный итог, гитара СССР – это хороший конструктор в умелых руках. Главным образом из-за того, что дека таких гитар – это массив ели.

Перебрать эту гитару по всем правилам гитаростроения, является хорошим вложением ваших сил. Переделка из полномензурной ленинградской гитары – это полноценный инструмент, аналог которому ещё надо будет поискать.

Теоретически «ленинградка» намного лучше «Музимы» и «Кремоны». Musima и Cremona – это фанерные деки, как бы вам не казалось, что они из массива. А ленинградские гитары портило качество окончательной сборки.

Если вы имеете советскую гитару, но сами делать ничего не будете, тогда найти хорошего гитарного мастера по адекватной цене может быть серьёзной проблемой. Исключением может стать любитель или начинающий мастер. Со стороны гитарного мастера работы все-таки прилично, поэтому максимальный эффект от всего вы получите, если сами сможете отремонтировать вашу гитару из СССР. Получите интереснейший опыт и повод похвастаться перед собой и друзьями, а также приличный инструмент для домашнего музицирования.

Какие конкретно действия нужно предпринять тема отдельного цикла статей и предмет обсуждения во многих темах нашего форума.

В один ряд вместе с ленинградками можно поставить шиховские гитары.

На фото изображена ленинградская гитара фабрики имени Луначарского. Верхние фото вид гитары до ремонта. И последняя фотография полностью переделанная гитара, вклеен веер. Работа выполнена нашим форумчанином Вячеславом из Латвии. Полностью описание работы вы сможете найти на форуме — ссылка на тему.

Источник

Читайте также:  Гитара с 808 басом
Оцените статью