Как определить музыкальную форму произведения по нотам

Как определить тональность песни по нотам и на слух?

Если вы знаете, как определить тональность музыкального произведения, то подобрать альтернативный аккомпанемент или перевести песню на полтона выше будет для вас совсем несложно. Существует несколько способов определения тональности, позволяющих довольно точно определить высоту звучания ладов, в том числе и без нотного ряда перед глазами.

Что такое тональность?

Знание того, как определить тональность, не принесет пользы, если музыкант не понимает, что это такое. Обратите внимание на следующие понятия:

  • Лад. Звуковой ряд, выстроенный по определенному алгоритму (например, до-ре-ми-фа-соль-ля-си, как в До мажоре (C-dur). Интервалы высот между нотами и принципы переходов определяют характер лада. Мажорные лады используют в светлых, торжественных композициях, минорные – для передачи тоски, грусти, лиричного настроения.
  • Тоника. «Опорная» нота, определяющая высоту всех основных нот в ладу.

Лад вместе с тоникой называют тональностью: это звуки, расположенные в конкретном порядке, на высоте, заданной главной устойчивой нотой.

Динамическая тональность произведений

Начиная экспериментировать с установлением тональности, даже начинающие музыканты замечают, что в одной и той же песне она часто меняется. Начало и финал звучат в одном тоне; в центре композиции звучание может уходить вверх или вниз для создания звукового разнообразия и усиления эмоциональных акцентов произведения.

Вот как определить тональность в популярных песнях: анализируйте отдельно куплет и припев, в случае совпадения – обратите внимание на завершающий участок мелодии. Для певиц и вокалистов-теноров в конце часто добавляют повтор припева на тон выше: таким образом, в одной песне может сочетаться 2-3 тональности, обычно с единой звуковой окраской (мажор или минор).

Читайте также:  Левая часть баяна ноты

В классических композициях количество тоновых переходов ничем не ограничено; к тому же мажорное или минорное звучание могут сменять друг друга. Здесь не стоит вопрос о том, как определить тональность всего произведения: выбирайте фрагменты, которые имеют законченное звучание, и анализируйте их отдельно друг от друга.

Нахождение тональности по нотному ряду

Даже если вы только начинаете работать с нотным листом, постарайтесь разобраться, как определить тональность по нотам:

  1. Проверьте знаки альтерации при ключе. Они указывают на тональность в мажоре и ее «параллельную» версию в миноре. Имейте в виду, что знаки альтерации могут меняться: это указано в нотах, в местах перехода в другую тональность.
  2. Найдите тонику. Как правило, это нота, завершающая композицию или музыкальный фрагмент. В сопровождающих партиях тонику легко найти, обратив внимание на повторяющиеся трезвучия: они не только содержат опорную ноту, но и воспроизводят структуру лада.
  3. Определите тональность по тонике: в «лишнем» варианте такой ноты как точки отсчета не будет.

Ноты аккомпанемента окажут большую помощь, так как аккомпанирующие партии всегда имеют гармоничное завершение. Даже если отрывок или песня заканчивается не одной нотой, финальный аккорд будет содержать тонику как опору.

Если под рукой не оказалось нот

Для вокалистов и музыкантов-импровизаторов важно знать, как определить тональность песни без нот. Положитесь на свой музыкальный слух и следуйте инструкции:

  1. Мажор или минор? Вам уже известно, что знак тональности определяет настроение песни. Общий характер композиции подскажет наклонение лада: например, минорное, как в классических любовных балладах.
  2. Найдите тонику. Чтобы определить опорную ноту, внимательно прослушайте или пропойте песню. Это тот звук, которым хочется завершить музыкальную фразу. Нашли? Теперь перебирайте клавиши пианино или струны гитары, пока не найдете то же звучание. Подобранная нота и будет тоникой.

Теперь просто совместите полученные сведения. Если у произведения выраженный мажорный характер и оно «опирается» на ноту «ре», то это тональность «ре мажор».

Источник

Музыкальные формы

Понятие «музыкальная форма» имеет несколько значений:

  • Музыкальная форма вообще. В этом случае форма понимается широко, как категория, присутствующая в искусстве (в том числе и в музыке) всегда и вечно;
  • Средство воплощения содержания, которое реализуется путем объединения различных элементов музыки- мелодических мотивов, лада, гармонии, фактуры и др.;
  • Исторически сложившийся тип композиции. Например, канон, рондо, фуга, сюита и т.д. В этом случае понятие формы сближается с понятием музыкального жанра;
  • Индивидуальная организация единичного произведения- неповторимый, не похожий на другой, единичный организм в музыке. (например, «Лунная соната» Бетховена)

Классический период.

Основной тип классического периода представляет квадратный период (4т.+4т.) из двух предложений. Для классического периода характерно точное или видоизмененное повторение материала первого предложения (сходны обычно начала предложений, каденции (окончания), как правило, отличаются). Период, в котором начала предложений сходны, называется периодом повторного строения.

Фраза= 2 такта

Предложение= фраза+фраза= 4 такта

Период= предложение+ предложение= 8 тактов

Примеры периодов повторного строения:

Простая двухчастная форма (АВ)

Простой двухчастной формой называется форма, состоящая из двух частей, первая (А) из который излагает тему (чаще всего в форме периода), а вторая (В) развивает ее и затем завершает в основной тональности. Такая форма часто встречается в вокальных жанрах, в различных танцах (мазурке, вальсе и др.), в пьесах-миниатюрах и т.д..

Простая двухчастная форма делится на два основных вида: репризная и безрепризная. (реприза- это повторение начальной темы или ее части в конце произведения)

Безрепризная простая двухчастная форма состоит из двух разных частей и не имеет репризного замыкания, то есть в ней нет повторения материала первой части.

Репризная простая двухчастная форма также состоит из двух разных частей, но в заключительном построении формы возвращается одно из предложений первой части, чаще первое- возникает реприза.

Одним из ярких примеров двухчастной формы является песня «Пусть всегда будет солнце»:

Простая трехчастная форма (АВА).

Простой трехчастной формой называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых обычно не сложнее периода. Сфера применения такой формы в музыке довольно широка. Её можно встретить в вокальной и инструментальной музыке, в самостоятельных произведениях (например, в инструментальной миниатюре- мазурках, вальсах, польках, прелюдиях, этюдах, ноктюрнах и др.)

Каждая из частей простой трехчастной формы выполняет определенную функцию: в первой части излагается тема, во второй (середина)- происходит развитие темы первой части или (реже) вводится новая тема, в третьей части (реприза)- возвращается основная тональность и почти всегда основная тема.

В качестве примера можно привести Мазурку op.7 №1 Шопена, для которой характерно повторение первой части, а потом второй и третьей вместе:

Сложная трехчастная форма (АBА)

Сложная трехчастная форма— это форма, состоящая из трех частей, изложенных в простой форме, крайние из которых построены на одной теме и контрастируют со средней частью.

Сложная трехчастная форма- самая распространенная из сложных песенных форм. В инструментальной музыке эта форма встречается в маршах, прелюдиях, ноктюрнах, экспромтах и др., в танцах-мазурках, вальсах, полонезах. В сонатно-симфоническом цикле в сложной трехчастной форме сочиняются менуэты, скерцо, а иногда и медленные части.

Вступление и кода (завершение) встречаются в сложной трехчастной форме довольно часто. Они более типичны для самостоятельных пьес и редки для частей сонатно-симфонического цикла, написанных в сложной трехчастной форме. Вступление тематически может быть самостоятельно или связано с одной тем формы. Кода обычно строится на темах первой части или трио. Иногда в ней используется материал и той и другой части (чаще всего это первая часть).

Пример сложной трехчастной формы- Вальс op.69 №2 Шопена:

Сложная двухчастная форма (АВ)

Сложной двухчастной называется форма, состоящая из двух контрастных частей, каждая из которых построена на самостоятельной теме и имеет песенную структуру.

Встречается она довольно редко, преимущественно в вокальной музыке- в романсах и оперных номерах: ариях, дуэтах, ариозо. Изредка форма встречается в инструментальной музыке.

Например, Ноктюрн op.32 №1 Шопена:

Характерные черты формы:

  • Тематический контраст частей
  • Тональный и темповый контраст частей
  • Форма частей-простая
  • Пропорции частей могут быть разными
  • Тональности частей чаще одинаковы, но могут быть и разными, обычно одноименными или параллельными.
  • Возможна смена размера!

Пример сложной двухчастной формы- Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама» Чайковского:

Вариационная форма (А А1 А2 А3…)

Вариационная форма- это форма, складывающаяся из изложения темы и ее дальнейших видоизмененных повторений, называемых вариациями (вариация-(лат.variatio) изменение).

Вариации могут представлять самостоятельное произведение, но могут также являться частью более крупного сочинения, например, симфонии, сонаты, кантаты, оперы.

  • По количеству варьируемых тем- однотемные, двойные, тройные (варьируются соответственно одна, две, три темы);
  • По степени свободы варьирования темы- строгие (сохраняются структура темы, тональность, гармонический план) и свободные (возможны любые трансформации темы) ;
  • По методу варьирования- полифонические, фигурационные, фактурные, жанровые,тембровые.

В качестве примера вариационной формы можно послушать «Болеро» Равеля:

Форма рондо.

Рондо ( в переводе с французского означает «круг») называется форма, в которой неоднократные проведения главной темы (рефрена) чередуются с несколькими побочными темами (эпизодами).

Одна из самых популярных форм рондо- это форма большого рондо (чередования главной и двух (реже трех) побочных тем, связанных ходами).

Форма рондо: А В А С А.

Рондо может быть регулярным (главная тема возвращается после побочных тем последовательно) и нерегулярным (свободное чередование, возможен пропуск главной или одной из побочных тем).

  • Темы обычно песенно-танцевального характера;
  • Количество частей в большинстве случаев равно пяти (реже семи);
  • Темы связаны ходами;
  • Для формы характерны связанность, непрерывность развития, постепенное увеличение размеров эпизодов;
  • Форма может завершаться кодой.

Форма рефрена может быть простой двухчастной, реже рефрен предстает в форме периода. При повторении рефрен может сокращаться, варьироваться (часто фактурно), разрабатываться.

Эпизоды строятся на самостоятельной теме, излагаются в новой тональности и контрастны по отношению к рефрену.

Связки (ходы)служат для создания непрерывности развития, текучести формы, а также естественным тональным переходам от темы к теме.

Примером формы рондо является рондо «Ярость по поводу потерянного гроша» Бетховена:

Источник

Как определить тональность

Определение тональности в мелодии, песне или композиции является настолько естественным навыком для профессионального музыканта, что мало кто задумывает о том по каким принципам он это делает. С другой стороны очевидно, что начинающему музыканту не всегда легко определить тональность песни и нередко даже более опытные музыканты-любители делают ошибку в определении тональности. Например, я лично был свидетелем того, как музыканты работающие в профессиональном коллективе на полном серьезе обсуждали тональности песни Get Lucky, в которой всего 4 аккорда!

Для легкости обучения выделим следующие случаи, когда нам нужно определить тональность

  1. Определение тональности по нотам, в которых нет ключевых знаков
  2. Определение тональности по нотам, в которых есть ключевые знаки
  3. Определение тональности на слух

Прежде всего давайте определимся с тем, что будет означать определение тональности. С позиции современной теории музыки тональность это звуковысотное положение лада. То есть, для определения тональности нам нужно найти лад и его звуковысотное положение, то есть тонику лада.

Как определить лад мелодии.

Если у нас есть нотная запись текста, то здесь все очень просто – выписываем все встречающиеся в мелодии звуки и переносим и в одну октаву, чаще всего этого будет достаточно, если нот получилось меньше 7, то смотрим на аккорды сопровождения и добавляем недостающие звуки из аккордов в лад.

Смотрим на первый и последний аккорды и выписываем лад от предполагаемой тоники. Если получили мажор или минор, то велика вероятность, что это и есть нужная нам тональность. Если получается непривычный набор нот, то нужно включать слуховые и аналитические навыки. Прежде всего тоника лада должна ощущаться, как максимально устойчивый звук который никуда не стремится. Тоже самое касается аккордов лада. Сыграйте последовательность аккордов, если она есть, и останавливайтесь на каждом аккорд по очереди, чаще всего тонический аккорд расположен в первом или 4, 8 и т.д тактах и будет звучать максимально устойчиво.

Важную роль в определении тональности любой музыки играют знаковые места в музыкальном тексте, в классической музыке они называются кадансами и располагаются в каждом 4 или 8 такте. Как правило, в этом месте мы можем найти тонический аккорд или аккорд доминанты.

Если у нас есть ноты с выписанными ключевыми знаками, то задача немного упрощается, так как чаще всего знаки при ключе будут соответствовать тональности, но не всегда. Не забываем о модуляция и о том, что иногда в ключевые знаки попадают характерные ступени ладов. Например, уже упоминаемая мной Get Lucky написана в дорийском си миноре, иногда записывается с тремя ключевыми знаками, добавляя ноту G# в ключевые знаки, что даст нам не верное определение тональности F#m как основной. Поэтому слух и анализ в любом случае нужны для верной интерпретации лада.

Третий вариант у нас нет нот и мы подбираем музыку на слух. Здесь в первую очередь ориентируемся на звучание ступеней лада и кадансы.

Для быстрого определения тональности подходит такой метод:

Если взять любую ноту на фоне звучащей музыке, то есть два варианта – она либо входит в тональность, либо в тональность входит любая нота лежащая на полтона выше или ниже этой ноты. Например, звучит тональность до мажор, мы играем на инструменте ноту Eb. Очевидно она будет очень сильно диссонировать, если мы спустимся на полтона вниз или поднимемся вверх, то попадем в звук тональности, допустим мы опустились в ноту D, теперь мы слышим, что это не устойчивая ступень и ищем звук к которому она стремится, так мы находим звук тоники. После этого нам нужно найти лад.

Для этого, опять же, нам нужно подобрать мелодию на слух или просто двигаться по хроматике, отмечая слухом те звуки, которые согласуются со звучащим произведением.

Кадансы достаточно хорошо различимы на слух, если вы чувствуете, что сейчас начнется повторение материала или новая часть (например, припев или куплет), то это каданс и в нем содержится, как гармоническая, так и мелодическая подсказка для определения тональности.

Вредные советы

Часто советуют определять тонику по последнему звуку мелодии или по первому аккорду и т.д Очевидно, что этот метод может сработать только в очень небольшом проценте музыки, поэтому нужно использовать другие подсказки для точного определения тональности. Кроме того, что определению тональности могут мешать ладовые фишки, существенно может усложнить задачу наличие модуляций и отклонений. В этом случае требуется сделать подобный анализ гармонического движения для поиска всех тональностей через которые проходит мелодия. Нередко такое явление встречается в джазе или музыке соул.

Источник

Оцените статью