Как определить сильная или слабая нота

Как определить тональность. 10 практических примеров с описанием

Как определить тональность. Общая информация

Навык определения тональности на слух – один из наиболее важных для любого музыканта. Он позволит вам не только в разборе композиций, на которых нет табулатур или видеоуроков, но и еще очень быстро подстраиваться под ваших импровизирующих коллег. Разумеется, способность сходу называть ключ песни требуется развивать при помощи различных упражнений и теоретических знаний. В этой статье мы подробно расскажем о том, как определить тональность композиции и опишем все способы, как это сделать.

Определение тональности песни. 10 способов с подробным описанием

На слух

Если вы имеете хороший музыкальный слух, и знаете, как звучит та или иная нота, то определить тональность на слух для вас не должно составить труда. Попробуйте поиграть различные ноты под композицию. Скорее всего, вы найдете те, при помощи которых сможете определить тональность. Выпишите их, либо запомните. Теперь попробуйте поиграть гаммы, в которых содержатся выписанные ноты. Скорее всего, в какой-то момент вы услышите, что гамма полностью гармонирует со звучанием композиции. Это и есть ее тональность.

Читайте также:  Ива склонилась плакучая ноты

По аккордам

Этот способ – один из самых простых, и основан на том, что вы производите подбор аккордов к разучиваемой композиции. Вы должны знать, какие ступени есть в каждом аккорде, и отталкиваясь от них, достраивать трезвучия от имеющихся в композиции нот. Основываясь на связках аккордов, таким образом, вы сможете быстро определить тональность композиции.

По статистике

Если у вас есть записанные аккордовые последовательности , то достаточно просто держать в голове, что большая часть песен начинается и заканчивается со своей тоники. Иногда бывают исключения – но чаще всего оно так и происходит. Наблюдая за тем, с какого звука начинается и заканчивается композиция, вы сможете легко определить тональность по нотам.

Логически

Для этого вам требуется понять, какие ноты присутствуют в мелодии. Когда вы это узнаете, процесс практически ничем не будет отличаться от определения тональности по аккордам. К каждой из нот достраивайте аккорды, используя только те звуки, которые имеются в песне. Исходя из этого, вы сможете построить гармонию и понять тональность.

По ключевым знакам

Если вы не совсем понимаете построение аккордов , то можете попробовать определить тональность по ключевым знакам. Для этого вам нужно выяснить, сколько диезных и бемольных нот содержится в песне. Каждая тональность имеет определенное их количество в гамме. Когда вы поймете это – то сразу же определите нужную вам тональность. Для того чтобы лучше понять количество знаков при ключе, вам потребуется запомнить кварто-квинтовый круг тональностей.

Очень просто определять тональность по записям в GTP. Там вы сможете точно подсчитать количество нот со знаками, без необходимости подбирать их на слух.

Способ для диезных мажорных тональностей

Есть еще одна подсказка по тому, как определять количество диезов и бемолей. Однако для этого вам потребуется знать хотя бы одну полную ноту без знака.

Принцип заключается в том, что диезные ноты расположены в промежутке полной квинты вверх до тоники. Например, в тональности A мажор три диеза – C#, F#, G#. Определить их можно, достроив квинту от каждой полной ноты до A в следующей октаве.

Способ для бемольных мажорных тональностей

Похожий принцип действует для определения бемолей, однако здесь мы достраиваем кварту вниз, до нужной нам ноты в предыдущей октаве.

Родственные тональности

Еще одна вещь, которую стоит запомнить – так называемый кварто-квинтовый круг тональностей. Дело в том, что каждой мажорной тональности соответствует родственная ей минорная, которая полностью повторяет содержащиеся в ней ноты в гамме. Если вы будете это помнить, то подбор тональности станет намного проще.

Сайты с функционалом определения

В интернете существует масса сайтов, которые помогут вам, если вы еще не до конца понимаете, как определить тональность песни. Они действуют по-разному – в какие-то нужно загрузить мелодию, какие-то действуют через уже подобранные аккорды.

Используя программы для ПК

Тот же самый функционал содержат в себе программы для компьютера. Это и секвенсоры типа Fruity Loops, и небольшие плагины. С этими программами вы сможете очень просто подобрать тональность интересующей вас песни, без необходимости подбирать все на слух.

Источник

Как определить сильная или слабая нота

Это дополнение к статье «Ритм». Мы хотим показать важность значения сильной доли. Пусть у нас есть вот такая группа нот (каждая нота, включая паузу, пронумерована):

Пример 1

Пусть у нас на сильной доле будет нота под номером 1. В этом случае получаем следующее:

Рисунок 1. Сильная доля на ноте № 1

В звуковой пример добавлена партия барабанов, чтобы лучше было слышно сильные доли и сам ритмический рисунок. Приведённый на рисунке такт играется в примере два раза.

Наши группы нот на картинке объединяются красными скобками. В такте четыре группы. Обязательно послушайте пример, щёлкнув по картинке или надписи под ней. Запомните заданный примером ритм, чтобы сравнить его со следующими примерами.

Пример 2

Теперь на сильной доле будет нота под номером 2. В этом случае мы получаем следующее:

Рисунок 2. Сильная доля на ноте № 2

Также, как и в примере 1, в звуковом файле присутствует партия барабанов, а указанный на рисунке такт играется два раза. Послушайте звуковой пример. Обратите внимание, насколько сильно изменился ритмический рисунок.

Пример 3

Этот пример интересен тем, что на сильную долю выпадает пауза (нота под номером 3). В этом случае получаем следующее:

Рисунок 3. Сильная доля на ноте № 3 (это пауза)

Послушайте звуковой пример. Обратите внимание на ритмический рисунок — ничего общего с предыдущими двумя рисунками здесь нет, хотя всё, что мы сделали — это лишь акцентировали другую ноту.

Пример 4

Последний пример, в котором на сильной доле нота под номером 4. В этом случае получаем следующее:

Рисунок 4. Сильная доля на ноте № 4

Послушайте звуковой пример. И снова получился новый ритмический рисунок.

Итоги

Вы только что увидели (и, надеемся, услышали) как выбор акцента влияет на ритмический рисунок.

Источник

Пора заняться развитием музыкального ритма

Обучение музыке состоит из нескольких аспектов – развитие слуха и памяти, постановки рук, возможно, постановки голоса, если вы хотите научиться петь, и, конечно, развития чувства музыкального ритма. Бытовало мнение, что именно чувство ритма с трудом поддается развитию. Да, бывает, что оно или есть, или нет, но это вовсе не значит, что оно его нельзя развить. При должном старании и усердии все получится.

Слово «ритм» популярно не только в музыкальной сфере, но суть его везде похожа – соизмеримость, размеренность – вот значение греческого слова «ритм». В музыке ритмом именуется чередование сильных и слабых долей и длинных и коротких длительностей. Если мы возьмем знакомое музыкальное произведение и намеренно неправильно исполним его, меняя ритмическую структуру, то даже если вы узнаете композицию, почувствуете, что что-то там не то. Давайте попробуем?

Узнали? Отдаленно напоминает нашу «елочку». Это и есть она, родимая, нотки абсолютно те же самые, а вот ритм искажен до неузнаваемости, и акценты смещены.

Сильная и слабая доли в музыке

Помните, когда вы учились читать, то учитель вам рассказывал про ударные и безударные слоги. Да простят меня читатели, которым надоела пресловутая «елочка», но уж очень удобен и показателен пример. Итак,

мАленькой Ёлочке хОлодно зимОй,

Из лесу взЯли мы Ёлочку дОмой.

Ударные слоги в музыкальном исполнении называются сильной долей, а безударные – слабой. В нотах оно так выглядит:

Чередование сильных и слабых долей в размере 2\4

Обратите внимание, что сильные доли обозначены красной стрелочкой вниз, а слабые – синей стрелочкой вверх.

Метр есть и в музыке

Есть еще одно понятие, чрезвычайно важное для понятия ритма. Это так называемый «метр». Нет, не тот, которым измеряют ткани в магазине, а тот, что музыкальный метр или метроритм в музыке.

Слыша музыку, нам всем приходит на ум счет. Только одну композицию мы считаем на «раз, два» или «раз, два, три, четыре», а другую – на «раз, два, три». Вот попробуйте сейчас просто повторять – «Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре». Возникает ассоциация с зарядкой и маршем, правда? А теперь проговорите – «Раз, два, три. Раз, два, три. Раз, два, три». Маршировать уже не хочется, не так ли? Даже без музыки есть ощущение вальса.

Так вот, вот это ощущение двухдольности или трехдольности и называют метром или метроритмом.

Двухдольным метрам соответствуют размеры 2\4, 4\4, 2\2. А трехдольным – 3\4, 3\8, 6\8. (Забегая вперед, скажу, что есть и нестандартные сложные размеры типа 5\4 или 12\8, но об этом пока рано, просто примите к сведению, что оно имеет место быть.)

А пока мы займемся простыми размерами.

Самый простой размер – 2/4

Именно с него начинают развитие чувства музыкального ритма. Что оно означает? В каждом такте считаем «раз, два» или «раз и, два и». А такт – это то, куда в нашей елочке поместилось слово «маленькой», во втором такте – «елочке», в третьем – «холодно зи», в четвертом – «мой» и т.д. В качестве доли у нас четвертная нота, которая может быть представлена и в виде четверти, и в виде двух восьмушек. «Раз и» – это первая доля, а «два и» – это вторая. И не важно, сколько там ноточек – одна, две, три или четыре.

Некоторые варианты ритмических построений в размере 2\4

Здесь собраны самые распространенные ритмические построения двухдольного размера. Очень полезно будет простучать эти ритмы обеими руками – нижнюю ниточку – левой рукой, а верхнюю – правой. Если не получатся сразу двумя руками, то начните по одной, а потом уже соедините. Не нужно хлопать все такты сразу – это сложно. Возьмите, скажем, первые три такта или первую строчку и тренируйтесь. А чтобы вам было понятно, как прохлопывать, посмотрите видео – там я проигрывала эти ритмы со счетом без всякой мелодии.


На будущих уроках мы подробнее остановимся на некоторых сложных ритмических элементах, а в качестве примера я дам вам простенькие пьески для самостоятельного разучивания.

Источник

Такт и размер такта. Сильные и слабые доли.

Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты. Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Первая нота каждого такта имеет ударение — акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте. Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

После ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, и т.д.). Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности. Но в большинстве случаев вы обнаружите две четверки. Сокращено этот размер еще обозначают буквой С на месте цифр. Иногда вы можете увидеть перечеркнутую вертикальной линией букву С – это равнозначно размеру 2/2.

Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются. При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых. В двухдольном такте (2/4) первая доля («раз») – сильная, вторая («два») – слабая. В трехдольном такте (3/4) первая доля («раз») – сильная, вторая («два») – слабая, третья («три») – слабая.

Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) — сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент — на наиболее сильной доле такта, а второй — на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

Знаки альтерации

Для того, чтобы указать на тональность ноты, перед нотой могут ставиться знаки бемоля , диеза , дубль-бемоля , дубль-диеза и бекара .

Такие знаки называются знаками альтерации. Если перед нотой стоит диез, то нота поднимается на половину тона, дубль-диез – на тон. Если бемоль, то нота понижается на полтона и если дубль-диез – на тон. Понижающие и повышающие знаки появившись один раз применяются ко всей партитуре, пока не отменятся другим знаком. Существует специальный знак, отменяющий понижение или повышение ноты и возвращающий ей натуральную высоту – это бекар. Дубль-бемоль и дубль-диез используются редко.

Знаки альтерации применяются, в основном, в двух случаях: как ключевые и как случайные. Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа – до – соль – ре – ля – ми — си для диезов, для бемолей – си – ми – ля – ре – соль – до — фа. Если в каком-либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными.

Длительность нот и пауз

Заштрихована нота или нет, а также палочки, приставленные к ним, т.е. штили, указывают на длительность ноты. Основными длительностями нот являются целая (1) и обозначается незаштрихованной головкой без штиля, а также её половинные деления: половина (2), четверть (3), восьмая (4), шестнадцатая (5) и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная: она зависит от текущего темпа произведения. Еще к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незаштрихованным прямоугольником со штрихами возле углов.

Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертой и ни одна из них (кроме, может быть, первой) не приходится на сильную долю, то они записываются под общим ребром или вязкой — палочкой, соединяющей концы штилей. При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые — двойное и т. д. В наше время встречается объединение нот из разных тактов, а также нот, идущих не подряд.

Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: если на время звучания ноты приходится сильная доля, то берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига — дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот. Если же сильная доля осталась в стороне, то для продления ноты на половину её звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых — это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.

Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи.

Перерыв в звучании называется паузой. Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот). Целая пауза (8) равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца. Половинная пауза (9) равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца. Четверная пауза (10) равна по длительности четвертой ноте и обозначается ломанной линией по центру. Восьмая (11), шестнадцатая (12) и тридцать вторая (13) паузы равны по длительности восьмой, шестнадцатой и тридцать второй ноте соответственно и обозначаются косой чертой с одним, двумя или тремя маленькими флажками.

Точка справа у ноты или паузы увеличивает ее длительность на половину. Две точки у ноты или у паузы увеличивают длительность наполовину и еще на четверть.

Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.

Лига (дуга, выгнутая вверх или вниз) связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.

Фермата — знак, указывающий исполнителю, на то, что он должен увеличить длительность ноты или паузы на свое усмотрение.

Знаки повторений

При исполнении пьесы часто приходится повторять ее фрагмент или всю пьесу целиком. Для этого в нотной записи применяются знаки повторения – репризы. Музыка, изложенная между этими знаками, должна повторяться. Иногда при повторении бывают разные окончания. В этом случае в конце повторения применяются скобки – вольты. Это значит, что в первый раз играются такты окончания, заключенные в первую вольту, а при повторении – такты первой вольты пропускаются и вместо них играются такты второй вольты.

Темп

В нотной записи также указывается темп композиции. Темп — это та или иная скорость исполнения музыкального произведения.

Различаются три основных скорости исполнения: медленная, умеренная и быстрая. Основной темп указывается обычно в самом начале произведения. Существует пять основных обозначений этих темпов: Медленно – адажио (Adagio), Не спеша, спокойно – анданте (Andante), Умеренно – модерато (Moderato), Скоро – аллегро (Allegro), Быстро – престо (Presto). Средний из названных темпов – модерато – соответствует скорости спокойного шага.

Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп. Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами: Accelerando, сокращенно accel. (аччелерандо) – ускоряя, Ritenuto, (ритэнуто) сокращенно rit. – замедляя, а tempo (а темпо) – в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествовавшего ускорения или замедления).

Громкость

При исполнении музыкального произведения следует помимо темпа учитывать и необходимую громкость (силу) звучания. Все, что связано с громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами. Наиболее употребительными обозначениями силы звука являются следующие: pp (пианиссимо) — очень тихо, p(пиано) – тихо, mf (меццо-фортэ) — со средней силой, f(форте) – громко, ff (фортиссимо) — очень громко. А также знаки (диминуэндо) — постепенно ослабляя звук.

Наряду с приведенными выше обозначениями темпов, в нотах часто встречаются слова, указывающие на характер исполнения музыки произведения, например: певуче, нежно, подвижно, шутливо, с блеском, решительно и т.д.

Знаки мелизмов

Знаки мелизмов не меняют темп или ритмический рисунок мелодии, а лишь украшают ее. Существуют следующие виды мелизмов:

· форшлаг ( ) — обозначается маленькой нотой перед основной. Перечеркнутая маленькая нота обозначает короткий форшлаг, а не перечеркнутая — длинный. Состоит из одной или нескольких нот, звучащих за счет длительности основной ноты. В современной музыке почти не применяется.

· мордент ( ) — означает чередование основной ноты с дополнительной на тон или полтона ниже или выше ее. Если мордент перечеркнут, то дополнительный звук ниже основного, иначе — выше. Редко используется в современной нотной записи.

· группетто ( ). За счет длительности основной ноты играются поочередно верзний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный и опять основной звуки. В современной записи почти не встречается.

· трель ( ) — быстрое чередование звуков, отстоящих на тон или полутон друг от друга. Первая нота называется главной, а вторая — вспомогательной и как правило стоит выше главной. Общая длительность трели зависит от длительности главной ноты, а ноты трели не исполняется точными длительностями и играются с максимально быстро.

· вибрато ( не путайте с трелью!) — быстрые периодические изменения высоты или тембра звука. Очень распространенный прием гитаристов, который достигается путем колебания пальца, прижимающего струну.

Вот, вроде и все, что необходимо знать, для начала, каждому гитаристу. Если Вы хотите больше узнать о нотной записи, Вам следует обратиться к специальной учебной литературе.

Источник

Оцените статью