Что такое ноты? Тон. Полутон. Октава
Конечно Вы слышали, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими. Высокие звуки, например, издают поющие соловьи и желтые канарейки. А низкий? Зашли Вы ко льву в гости. в клетку, а он поприветствовал вкусный завтрак дружеским рычанием. Вот это и есть низкий звук. Вот Меладзе, Владимир Пресняков , Витас и Принц поют высокими голосами, а Шаляпин, Кай Метов, Круг — низкий (бас).
Всю нотную грамоту музыканты придумали для того, чтобы их произведения не канули в лету, и эту музыку могли исполнить другие музыканты. Поэтому звуки по высоте были поделены на ноты. Но Вы, конечно же, понимаете, высот так много, что и слов не хватит, а еще и запомнить это, то лучше не надо никаких нот. Но музыканты народ упорный. Где-то в серединке между самым высоким и самым низким звуком они выделили двенадцать нот, о семи из которых (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си) Вы наверняка когда-нибудь слышали, чтобы послушать как они звучат, послушайте этот файл gammaCmaj.mid. Названы ноты в порядке возрастания по высоте. До — самая низкая нота из этого наборчика.
Кроме этого есть еще диезы (#) и бемоли (b). Это — так называемые знаки альтерации. Вот если говорят, Ре-диез (Ре#), то эта нота чуть выше Ре, но ниже, чем Ми. А нота Ре-бемоль (Реb) — чуть ниже, чем Ре, но выше До. До# — это тоже самое, что и Реb.
Все ноты имеют свои диезы и бемоли. Есть два исключения:
- До-бемоль — это то же самое, что и Си, соответственно Си-диез = До;
- Фа-бемоль — равен Ми, и, естественно, Ми-диез = Фа.
Вот посмотрите, как это выглядит на фортепианной клавиатуре:
До # | Ре # | Фа # | Cо ль # | Ля # | До # |
До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си | До2 | Ре2 |
Полутон — это расстояние между соседними клавишами (Ми — Ми-бемоль, Ми-Фа ).
А расстояние в два полутона составляют тон. На гитаре — тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами — это полутон.
Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами. После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются.
Итак мы узнали об основе музыкальных интервалов — полутонах. А теперь о самих интервалах:
Прима — 0 полутонов.
Секунда малая — полутон. Секунда большая — 2 полутона (или 1 тон).
Терция малая — 3 полутона или (полтора тона). Терция большая — 4 полутона (два тона).
Кварта — 5 полутонов (2 1/2 тона).
Уменьшенная квинта (тоже самое, что и увеличенная кварта) — 6 полутонов.
Квинта — 7 полутнов.
Секста малая — 8 полутонов. Секста большая — 9 полутонов.
Септима малая — 10 полутонов. Септима большая — 11 полутонов.
Октава — нотное расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До).
Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава, находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке, для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой. Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы, тем ниже звук. Минимальный номер октавы в электронной музыке — 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит — первая нота выше на полтона. А если на 2, то — на тон.
Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До — С, До#1 — (С#1). Смотрите на рисунок.
C#1 |
До
#
Ре
#
Фа
#
Cоль
#
Ля
#
C1
D1
E1
F1
G1
A1
H1
C2
D2
Недавно появился новый метод записи нот на основе хроморяда Белецкого . Вкратце, суть его в том, что черные ноты фортепианной клавиатуры (диезы/ бемоли) приобретают каждая свое уникальное имя (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу). Смотрите на рисунок.
Ту |
До
#
Ре
#
Фа
#
Cоль
#
Ля
#
C1
D1
E1
F1
G1
A1
H1
C2
D2
Это облегчает их мысленное произношение, когда Вы наигрываете мелодию. А то на выговаривание словечка ДО-ДИЕЗ уходит куча времени. Более подробно об этом читайте здесь.
Источник
Полутон и тон
Перед тем как перейти к звукорядам и обозначениям нот на грифе, познакомимся с понятиями тона и полутона.
Полутон — это минимальное расстояние между звуками по высоте. На грифе гитары полутон соответствует расстоянию в один лад. Каждый лад на грифе разделяется металлическим порожком. Таким образом если мы зажмем первую струну на пятом ладу, то чтобы повысить звук на пол тон, надо передвинуть палец на 6-ой лад, чтобы понизить на полтона нужно с пятого передвинуть палец на четвертый.
Тон — тоном называется расстояние между звуками по высоте равное двум полутонам, или же на грифе равное двум ладам.
Теперь, когда мы знаем что такое тон и полутон, необходимо ввести важные понятия : диез #, бемоль b, бекар
На рисунке тон составляют первая и третья ноты, а полутон первая и вторая, вторая и третья.
Диез , обозначается #. Диез предполагает повышение начального звука на полтона. То есть если указана нота Ми с диезом, то это означает, что нужно играть ноту Ми, сдвинутую вверх на один лад (полтона)
Бемоль b — полная противоположность диезу — это понижение звука на полтона (или на перемещение на один лад вниз).
Бекар — знак, «игнорирующий» бемоль или диез. Ставится в том случае, если знаки бемоля и диеза стая при ключе — то есть действуют на протяжении всего произведения, подробнее об это в статье о квинтовом круге.
На рисунке при ключе стоят диезы для тех нот, которые на всём произведении должны играться на пол тона выше. Поэтому если нам нужно зажать первый лад на первой струне (это нота Фа), то мы должны у ноты поставить бекар, поскольку нота Фа должна играться с диезом, что соответствует второму ладу. Данное обозначение актуально только для нот.
Так же есть ещё знаки двойного диеза и двойного бемоля, но используются они крайне редко.
Важно, это необходимо запомнить:
Из картинки видно, что расстояние между нотами Ми и Фа, а так же между Си и До равно полутону, а между всеми остальными звуками тону. То есть, Ми диез — это и есть фа, так же как Си диез — это есть До.
То есть, в первом такте (красная циферка «1») первые ноты -это Ми и Фа, две вторые это Си и До. Можно заметить, что между ними нет никаких знаков альтерации.
Ещё одно важное замечание:
Если нота внутри такта имеет диез, то он действует на все одинаковые ноты внутри такта. То есть мы видим ноту Фа#. Диез ставится только у первой ноты первый раз, остальные, точно такие же ноты играются не меняя высоты, но диез уже не ставится.
Кроме того ноты со знаком бемоль и диез полностью совпадают, к примеру Фа# и Соль b (Фа диез и Соль бемоль) — это полностью одинаковые ноты.
То есть по табулатурам видно, что эти ноты берутся на втором ладу.
Источник
Соль-фа.рф
Сольфеджио — просто и интересно!
Тон и полутон
Определение понятий
Полутон — наименьшее расстояние между двумя клавишами фортепиано
Тон — это расстояние в два полутона
Тон и полутон на клавиатуре фортепиано
Полутон возникает между белой и ближайшей к ней черной клавишей, между черной и ближайшей к ней белой клавишей. А так же между двумя белыми клавишами, если между ними нет черной (т.е между нотами си-до и ми-фа)
Полутоны на клавиатуре фортепиано
Тон возникает между двумя соседними черными клавишами, если между ними есть одна белая, между двумя белыми клавишами, если между них есть одна черная, а также между белой и черной клавишей если между ними белая клавиша (ми — фа-диез, си — до-диез)
Тон на клавиатуре фортепиано
Источник
didi79
Я Леди.
Уроки музыки — Теория — Тон и Полутон, Диез и Бемоль
В равномерно-темперированном строе каждая октава делится на 12 равных частей — полутонов .
Для этого к семи основным ступеням добавили пять производных ступеней, которые образуются путем повышения или понижения основных ступеней. Повышение основной ступени на полтона обозначается словом диез , а понижение на полтона — словом бемоль .
Производные ступени не имеют собственных названий. Их названия образуются из названий основных ступеней и обозначения повышения или понижения, например, до-диез, ре-бемоль. Чёрные клавиши на клавиатуре фортепиано — это и есть производные ступени (рис. 1).
Рис. 1. Основные и производные ступени.
Из рисунка видно, что, например, до-диез и ре-бемоль – это одна и та же клавиша. Зачем одну и туже клавишу называть двумя разными названиями? Об этом будет рассказано позже.
Двенадцать полутонов показаны на рис. 2.
Рис. 2. Равномерно-темперированный строй с 12-ю полутонами
Основные ступени и интервалы между ними показаны на рис. 3.
Рис. 3. Основные ступени
Нетрудно заметить, что при помощи фортепианной клавиатуры демонстрация интервалов между основными ступенями получается более наглядной. Например, на рис. 2 видно, что между ступенями ми и фа, си идо образуется полутон. Если посмотреть на рис. 3, то догадаться о том, что между этими ступенями находится полутон невозможно, потому что ноты располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Посмотрите теперь на гитару, баян, флейту. Вы можете показать на них 12 полутонов с такой же легкостью, как на клавиатуре фортепиано? Нет! Из этого следует то, что построения в равномерно-темперированном строе наиболее наглядно демонстрируются с использованием клавиатуры фортепиано.
В пространстве расстояние между объектами измеряется в сантиметрах, метрах и других величинах. В музыке расстояния между ступенями измеряется в полутонах.
Два полутона образуют тон, 1/2+1/2=1 или 2*1/2=1. Посмотрите на рис. 2. Расстояние между ступенями до и ре равно одному тону, между ми и соль – полтора тона, а между соль и до – два с половиной тона. Красным цветом на этом рисунке показана ломаная линия, каждый отрезок которой можно условно принять за полутон. Для определения расстояния между ступенями нужно посчитать количество отрезков ломаной линии между интересующими клавишами. Между клавишами до и ре два отрезка, значит между ними два полутона или один тон. Между клавиши ми и соль три отрезка или 3*1/2 = 1,5 тона и т.д.
Зачем нужно уметь вычислять расстояния между ступенями? Существует несколько подходов к изучению музыки:
- воспринимать всё на слух
- всё учить и запоминать
- понять систему и запомнить схемы различных построений
Первый подход во многом напоминает метод «тыка». Благодаря слуху можно найти гармоничные сочетания звуков и использовать их при игре на музыкальном инструменте. Можно даже научиться весьма неплохо играть и без знания теории музыки. Однако отсутствие знаний теории часто сильно ограничивает возможности на практике.
Второй подход часто используется учащимися, когда они пытаются не понять, а запомнить материал. Результат такого подхода один — теория музыки быстро становится непонятным и ненавистным предметом, так как запомнить всё невозможно.
Третий подход является наиболее эффективным, так как при его использовании требуется запомнить относительно небольшой объем информации, на основе которой можно производить большое количество различных построений. Это относится и к построению интервалов, о которых будет рассказано на следующей странице.
Источник