Как определить вид аккордов

Аккорды. Типы и характер звучания.

Скачайте шпаргалку, нажав на картинку ниже.

Еще больше шпаргалок вы сможете скачать в нашем магазине «Музыкальные шпаргалки».

Аккордов на свете более 5000. Но все они разделяются на типы, исходя из того, сколько нот в аккорде используется.

1. Трезвучия. Самые маленькие аккорды состоят из 3 нот и называются трезвучия. Они очень просто звучат и всегда легко воспринимаются на слух. Из них сложено большинство музыкальных произведений. Трезвучия бывают мажорные (звучат радостно) и минорные (звучат грустно). А также существуют уменьшенные трезвучия и увеличенные трезвучия. Их не так часто используют в музыке, как первые два типа.

2. Септаккорды состоят из 4 нот. Они звучат не так конкретно как трезвучия, но их тоже условно можно разделить на мажорные и минорные, а также увеличенные и уменьшенные. Крайние ступени септаккорда составляют септиму (расстояние в 7 ступеней), оттого такое название у этого типа аккордов.

И трезвучия и септаккорды звучат достаточно гармонично, их чаще всего используют в музыке, музыкальных произведениях. Особенно красиво они звучат, когда смешивают мажорные аккорды с минорными, а также трезвучия с септаккордами.

Но в теории музыки существуют аккорды, в которых используется большее количество нот.

3. Нонаккорды — аккорды в которых используется 5 нот одновременно. Крайние ступени этого аккорда образуют нону — расстояние в 9 ступеней — потому дано такое название аккорду. Нонаккорды весьма специфически звучат. Преимущественно строятся на 5 ступени лада и не очень часто используются в музыке. Чаще всего его можно встретить в джазе, блюзе.

4. Ундецимаккорды состоят из 6 нот. Они плохо звучат, так как 6 нот сыгранных одновременно дают фальш. Крайние ступени аккорда составляют ундециму — расстояние в 11 ступеней. Такие аккорды используют в непопулярных музыкальных направлениях, например в импрессионизме или в артхаусе. В современных популярных музыкальных жанрах такой специфический аккорд используется крайне редко (если вообще используется).

5. Терцдецимаккорды — аккорды из 7 нот. Совершенно не строящиеся аккорды. Крайние ступени аккорда составляют терцдециму — расстояние в 13 ступеней. Он существует в теории музыки, но его никто не использует в музыке.

Вывод — из более чем 5000 аккордов, существующих в теории музыки, по настоящему используются не все аккорды — а только часть. На практике из всех известных аккордов самое используемое количество аккордов будет составлять около 20% от всех 5000 штук.

Источник

Какие бывают аккорды

Итак, в центре нашего внимания – музыкальные аккорды. Какие бывают аккорды? Каковы основные виды аккордов? Эти и другие вопросы нам предстоит сегодня обсудить.

Аккордом называется гармоничное созвучие в одновременности трёх-четырёх или большего числа звуков. Я надеюсь, вы уловили суть – в аккорде должно быть не менее трёх звуков, потому что если, например, два, то это не аккорд, а интервал. Об интервалах можете прочитать статью «Знакомство с интервалами» – они нам сегодня ещё понадобятся.

Так вот, отвечая на вопрос, какие бывают аккорды, я намеренно подчёркиваю, что виды аккордов зависят:

  • от числа звуков в нём (не меньше трёх);
  • от интервалов, которые образуют эти звуки между собой уже внутри аккорда.

Если учесть, что самые распространённые в музыке аккорды – это трёх и четырёхзвучные, и чаще всего звуки в аккорде располагаются по терциям, то можно выделить два главных вида музыкальных аккордов – это трезвучие и септаккорд.

Основные виды аккордов – трезвучия

Трезвучие называется так, потому что состоит из трёх звуков. Трезвучие легко сыграть на пианино – достаточно нажать любую белую клавишу, затем к ней добавить звучание ещё одной через клавишу справа или слева от первой и таким же образом добавить ещё один, третий, звук. Обязательно получится какое-нибудь трезвучие.

Кстати, все мажорные и минорные трезвучия показаны на клавишах фортепиано в статьях «Играем аккорды на пианино» и «Простые аккорды для фортепиано». Загляните, если интересуетесь.

Трезвучия бывают 4-х видов: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое. Это как раз к вопросу интервального состава музыкальных аккордов.

Уже было сказано, что звуки в трезвучиях располагаются по терциям. Терции, как мы знаем, бывают малыми и большими. И из различных комбинаций этих двух терций и возникают 4 вида трезвучия:

1) мажорное (большое), когда в основании, то есть внизу большая терция, а наверху малая;

2) минорное (малое), когда, наоборот, в основании оказывается малая терция, а наверху большая;

3) увеличенное трезвучие получается, если и нижняя и верхняя терции большие;

4) уменьшённое трезвучие – это когда обе терции малые.

Виды аккордов – септаккорды

Септаккорды состоят из четырёх звуков, которые, как и в трезвучиях, расположены по терциям. Септаккорды называются так, потому что между крайними звуками этого аккорда образуется интервал септимы. Эта септима может быть большой, малой или уменьшённой. Название септимы переходит в название септаккорда. Они тоже бывают большие, малые и уменьшённые.

Помимо септимы в состав септаккордов целиком входит одно из четырёх трезвучий. Трезвучие становится основой септаккорда. И вид трезвучия также отражается в названии нового аккорда.

Итак, названия септаккордов складываются из двух элементов:

1) вид септимы, которую составляют крайние звуки аккорда;

2) вид трезвучия, которое находится внутри септаккорда.

Например, если септима большая и трезвучие внутри минорное, то септаккорд будет называться большим минорным. Или, ещё пример, септима малая, трезвучие уменьшённое – септаккорд малый уменьшённый.

В музыкальной практике используются всего семь видов различных септаккордов. Это:

1) Большой мажорный – большая септима и мажорное трезвучие

2) Большой минорный – большая септима и минорное трезвучие

3) Малый мажорный – малая септима и мажорное трезвучие

4) Малый минорный – малая септима и минорное трезвучие

5) Большой увеличенный – большая септима и увеличенное трезвучие

6) Малый уменьшённый – малая септима и уменьшённое трезвучие

7) Уменьшённый – уменьшённая септима и уменьшённое трезвучие

Квартовые, квинтовые и другие виды аккордов

Мы сказали, что два основных вида музыкальных аккордов – трезвучие и септаккорд. Да, действительно, они основные, однако это не значит, что не существует других. Какие ещё бывают аккорды?

Во-первых, если дальше прибавлять терции к септаккорду, то будут получаться новые виды аккордов – нонаккорд (5 звуков по терциям), ундецимаккорд (6 звуков по терциям) и т.д.

Во-вторых, звуки в аккорде не обязательно должны выстраиваться именно терциями. Например, в музыке XX и XXI века довольно часто можно столкнуться с квартовыми (по квартам), квинтовыми (по квинтам) и даже секундовыми аккордами. Последние, кстати, имеют очень поэтичное название – «секундовые гроздья» (также их называют кластерами).

В качестве примера предлагаю познакомиться с фортепианной поэмой «Виселица» из цикла «Ночные Гаспар» французского композитора Мориса Равеля. Здесь в самом начале пьесы создаётся фон из повторяющихся «колокольных» октав, и на этом фоне вступают мрачные квинтовые аккорды.

Для полноты впечатления послушайте это произведение в исполнении пианиста Сергея Кузнецова. Надо сказать, что пьеса очень непростая, но впечатляет очень многих людей. Ещё скажу, что в качестве эпиграфа Равель предпослал своей фортепианной поэме стихотворение Алоизиуса Бертрана «Виселица», можете найти его в интернете и почитать.

М. Равель – «Виселица», фортепианная поэма из цикла «Ночной Гаспар»

Напоминаю, что сегодня мы разбирались в том, какие бывают аккорды. Вы узнали основные виды аккордов. Следующим этапом вашего познания в данной теме должны стать обращения аккордов – это различные формы, в которых аккорды используются в музыке. До новых встреч!

Источник

Аккорды в музыке и их виды

Тема сегодняшней публикации – аккорды в музыке. Мы будем говорить о том, что такое аккорд и какие есть виды аккордов.

Аккорд – это созвучие нескольких звуков (от трёх и более), которые находятся по отношению друг к другу на определённом расстоянии, то есть по каким-то интервалам. Что такое созвучие? Созвучие – это звуки, которые сосуществуют вместе. Простейшим созвучием является интервал, более сложные типы созвучий – это разнообразные аккорды.

Термин «созвучие» можно сравнить со словом «созвездие». В созвездиях несколько звёзд расположены на различном расстоянии друг от друга. Если их соединить, то можно получить очертания фигур животных или мифологических героев. Подобное же и в музыке, соединение звуков даёт созвучия тех или иных аккордов.

Какие бывают аккорды?

Для того чтобы получился аккорд, нужно соединить минимум три звука или больше. От того, сколько звуков сцеплены вместе, и от того, как они соединены (по каким интервалам), зависит вид аккорда.

В классической музыке звуки в аккордах располагаются по терциям. Аккорд, в котором три звука, расположенных по терциям, называется трезвучием. Если записать трезвучие нотами, то графическое изображение этого аккорда очень будет напоминать маленького снеговика.

Если созвучие составляют четыре звука, также отстоящих друг от друга на терцию, то получается септаккорд. Название «септаккорд» означает, что между крайними звуками аккорда образуется интервал «септима». В записи септаккорд – тоже «снеговик», только не из трёх снежков, а из четырёх.

Если же в аккорде пять по терциям соединённых звуков , то он называется нонаккордом (по интервалу «нона» между его крайними точками). Ну а нотная запись такого аккорда даст нам «снеговика», который, кажется, объелся морковки, потому что он вырос аж до пяти снежков!

Трезвучие, септаккорд и нонаккорд – это основные виды аккордов, применяемых в музыке. Однако этот ряд можно продолжить другими созвучиями, которые формируются по тому же принципу, но используются гораздо реже. К таким можно отнести ундецимаккорд (6 звуков по терциям), терцдецимаккорд (7 звуков по терциям), квинтдецимаккорд (8 звуков по терциям). Любопытно, что если построить терцдецимаккорд или квинтдецимаккорд от ноты «до», то в их составе будут абсолютно все семь ступеней музыкального звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Итак, основные типы аккордов в музыке следующие:

  • Трезвучие – аккорд из трех звуков, расположенных по терциям, обозначается комбинацией чисел 5 и 3 (53);
  • Септаккорд – аккорд из четырех звуков по терциям, между крайними звуками септима, обозначается числом 7;
  • Нонаккорд – аккорд из пяти звуков по терциям, между крайними звуками нона, обозначается числом 9.

Аккорды нетерцовой структуры

В современной музыке нередко можно встретить аккорды, в которых звуки расположены не по терциям, а по другим интервалам – обычно по квартам или квинтам. Например, из соединения двух кварт образуется так называемый квартсептаккорд (обозначается комбинацией чисел 7 и 4) с септимой между крайними звуками.

Из сцепления двух квинт можно получить квинтнонаккорды (обозначается с помощью чисел 9 и 5), между нижним и верхним звуком будет составной интервал нона.

Классические терцовые аккорды звучат мягко, гармонично. Аккорды же нетерцовой структуры имеют пустоватое звучание, зато они очень красочны. Вероятно поэтому эти аккорды так уместны там, где требуется создание фантастически-загадочных музыкальных образов.

В качестве примера назовём Прелюдию «Затонувший собор» французского композитора Клода Дебюсси. Пустые аккорды из квинт и кварт здесь помогают создать образ движения воды и появления легендарного невидимого днём собора, лишь в ночную пору поднимающегося из водной глади озера. Эти же аккорды словно передают звон колоколов и полночный бой часов.

Ещё один пример – фортепианная пьеса другого французского композитора Мориса Равеля «Виселица» из цикла «Призраки ночи». Здесь тяжёлые квинтнонаккорды как нельзя кстати подходят для обрисовки мрачной картины.

Кластеры или секундовые гроздья

До сих пор мы упоминали только те созвучия, которые состоят из консонансов разного рода – терций, кварт и квинт. Но созвучия можно строить и из интервалов-диссонансов, в том числе и из секунд.

Из секунд образуются так называемые кластеры. Иногда их также называют секундовыми гроздьями (их графическое изображение очень напоминает гроздь каких-нибудь ягод – например, рябиновых или винограда).

Нередко кластеры обозначаются в нотах не в виде «нотных россыпей», а как закрашенные или пустые прямоугольники, располагаемые на нотном стане. Их следует понимать следующим образом: играются все ноты (белые или чёрные клавиши фортепиано в зависимости от цвета кластера, иногда и те, и другие) в пределах границ этого прямоугольника.

Пример подобных кластеров можно увидеть в фортепианной пьесе «Праздничная» российского композитора Лейлы Исмагиловой.

Кластеры, как правило, не относят к аккордам. Причина на то следующая. Оказывается, в любом аккорде должны хорошо прослушиваться отдельные звуки его составляющие. Любой такой звук можно в любой момент звучания выделить слухом и, например, пропеть, остальные звуки, составляющие аккорд, при этом нам не будут мешать. В кластерах же – иначе, потому что все их звуки сливаются в единое красочное пятно, и отдельно расслышать какой-либо из них не представляется возможным.

Разновидности трезвучий, септаккордов и нонаккордов

Классические аккорды имеют множество разновидностей. Трезвучий всего четыре вида, септаккордов – 16, но в практике закрепились лишь 7, вариантов нонаккордов может быть ещё больше (64), но те, которые из них употребляются постоянно, снова могут быть пересчитаны по пальцам (4-5).

Подробному рассмотрению видов трезвучий и септаккордов мы посвятим отдельные выпуски в будущем, сейчас же дадим им лишь самую краткую характеристику.

Но сначала, нужно понять, почему вообще существуют различные виды аккордов? Как мы уже отмечали ранее, в качестве «строительного материала» для аккордов выступают музыкальные интервалы. Это своеобразные кирпичики, из которых затем получается «здание аккорда».

Но вы также помните, что интервалы также имеют множество разновидностей, они могут быть широкими или узкими, а кроме того чистыми, большими, малыми, уменьшёнными и т.д. Облик интервала-кирпичика зависит от его качественной и количественной величины. И от того, из каких интервалов мы строим (а можно строить аккорды из интервалов как одинаковых, так и различных), зависит, какой вид аккорда, в конечном счёте, у нас выйдет.

Итак, трезвучие имеет 4 вида. Оно может быть большим (или мажорным), малым (или минорным), уменьшённым или увеличенным.

  1. Большое (мажорное) трезвучие обозначается заглавной буквой Б с прибавлением чисел 5 и 3 (Б53). Состоит оно из большой и малой терции, именно в таком порядке: сначала внизу большая терция, а над ней надстраивается малая.
  2. Малое (минорное) трезвучие обозначается заглавной буквой М с прибавлением тех же чисел (М53). Малое трезвучие, наоборот, начинается с малой терции, к которой сверху добавляется большая.
  3. Увеличенное трезвучие получается путём соединения двух больших терций, сокращённо обозначается так – Ув.53.
  4. Уменьшённое трезвучие образуется путём сцепления двух малых терций, его обозначение такое – Ум.53.

На следующем примере вы можете видеть все перечисленные виды трезвучий, построенные от нот «ми» и «фа»:

Септаккордов есть семь основных видов (7 из 16). Их названия складываются из двух элементов: первый – это вид септимы между крайними звуками (она может быть большой, малой, уменьшённой или увеличенной); второй – вид трезвучия, которое находится в основании септаккорда (то есть вид трезвучия, которое образуется из трёх нижних звуков).

Например, название «малый мажорный септаккорд» нужно понимать так: у этого септаккорда септима между басом и верхним звуком малая, а внутри него находится мажорное трезвучие.

Итак, 7 основных видов септаккордов можно легко запомнить так – три из них будут большими, три – малыми, а один – уменьшённым:

  1. Большой мажорный септаккорд – большая септима + мажорное трезвучие в основании (Б.маж.7);
  2. Большой минорный септаккорд – большая септима по краям + минорное трезвучие внизу (Б.мин.7);
  3. Большой увеличенный септаккорд – большая септима между крайними звуками + увеличенное трезвучие образуют три нижних звука от баса (Б.ув.7);
  4. Малый мажорный септаккорд – малая септима по краям + мажорное трезвучие в основе (М.маж.7);
  5. Малый минорный септаккорд – малая септима образована крайними звуками + из трёх нижних тонов получается минорное трезвучие (М.мин.7);
  6. Малый уменьшённый септаккорд – септима малая + трезвучие внутри уменьшённое (М.ум.7);
  7. Уменьшённый септаккорд – септима между басом и верхним звуком уменьшённая + трезвучие внутри тоже уменьшённое (Ум.7).

Нотный пример демонстрирует перечисленные виды септаккордов, построенные от звуков «ре» и «соль»:

Что касается нонаккордов, то их нужно научиться различать, главным образом, по их ноне. Как правило, применяются нонаккорды только с малой или с большой ноной. Внутри нонаккорда, конечно, требуется уметь различать и вид септимы, и вид трезвучия.

Среди часто встречающихся нонаккордов можно назвать следующие (всего пять штук):

  • Большой мажорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и мажорным трезвучием (Б.маж.9);
  • Большой минорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и минорным трезвучием (Б.мин.9);
  • Большой увеличенный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и увеличенным трезвучием (Б.ув.9);
  • Малый мажорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и мажорным трезвучием (М.маж.9);
  • Малый минорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и минорным трезвучием (М.мин.9).

В следующем нотном примере эти нонаккорды построены от звуков «до» и «ре»:

Обращение – способ получения новых аккордов

Из основных аккордов, используемых в музыке, то есть по нашей классификации – из трезвучий, септаккордов и нонаккордов – можно получить другие аккорды путём обращения. Мы раннее уже рассказывали про обращение интервалов, когда в результате перестановки их звуков получаются новые интервалы. Такой же принцип применим и к аккордам. Обращения аккордов выполняются , главным образом, с помощью переноса нижнего звука (баса) на октаву выше.

Так, трезвучие можно обратить два раза, в ходе обращений мы получим новые созвучия – секстаккорды и квартсекстаккорды. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – двумя числами (6 и 4).

Например, возьмём трезвучие из звуков «ре-фа-ля» и сделаем его обращение. Переносим звук «ре» на октаву выше и получаем созвучие «фа-ля-ре» — это секстаккорд этого трезвучия. Далее, перенесём теперь звук «фа» вверх, получим «ля-ре-фа» — квартсекстаккорд трезвучия. Если затем перенести звук «ля» на октаву выше, то мы снова вернёмся к тому, от чего ушли – к первоначальному трезвучию «ре-фа-ля». Таким образом, мы убеждаемся, что трезвучие действительно имеет всего два обращения.

Септаккорды имеют по три обращения – квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд, принцип их выполнения такой же. Для обозначения квинтсекстаккордов применяют соединение чисел 6 и 5, для терцквартаккордов – 4 и 3, секундаккорды обозначаются числом 2.

Например, дан септаккорд «до-ми-соль-си». Выполним все возможные его обращения и получим следующее: квинтсекстаккорд «ми-соль-си-до», терцквартаккорд «соль-си-до-ми», секундаккорд «си-до-ми-соль».

Обращения трезвучий и септаккордов используются в музыке очень часто. А вот обращения нонаккордов или аккордов, в которых ещё больше звуков, применяются крайне редко (практически никогда), поэтому мы их рассматривать здесь не будем, хотя получить их и дать им название несложно (всё по тому же принципу переноса баса).

Два свойства аккорда – структура и функция

Любой аккорд можно рассматривать двояко. Во-первых, можно построить его от звука и рассматривать структурно, то есть по интервальному составу. Этот структурный принцип как раз таки и отражён в уникальном названии аккорда –мажорное трезвучие, большой минорный септаккорд, минорный квартсекстаккорд и т.д.

По названию мы понимаем, как нам построить тот или иной аккорд от заданного звука и каково будет «внутреннее наполнение» данного аккорда. И, заметьте, ничто не мешает нам построить любой аккорд от любого звука.

Во-вторых, аккорды можно рассматривать на ступенях мажорного или минорного лада. В этом случае на образование аккордов оказывают большое влияние вид лада, знаки тональностей.

Так, например, в мажорном ладу (пусть будет До мажор) мажорные трезвучия получаются только на трёх ступенях – первой, четвёртой и пятой. На остальных ступенях возможно построение только лишь минорных или уменьшённого трезвучия.

Аналогично в миноре (для примера возьмём до минор) – минорные трезвучия также будут находиться только на первой, четвёртой и пятой ступенях, на остальных же можно будет получить либо мажорные, либо уменьшённое.

В том, что на ступенях мажора или минора можно получить только определённые виды аккордов, а не любые (без ограничений) состоит первая особенность «жизни» аккордов в условиях лада.

Другая особенность заключается в том, что аккорды приобретают функцию (то есть определённую роль, значение) и ещё одно дополнительное обозначение. Всё зависит от того, на какой именно ступени аккорд построен. Например, трезвучия и септаккорды, построенные на первой ступени, будут называться трезвучиями или септаккордами первой ступени или тоническими трезвучиями (тоническими септаккордами), так как они будут представлять «тонические силы», то есть будут относиться к первой ступени.

Трезвучия и септаккорды, построенные на пятой ступени, которая именуется доминантой, будут называться доминантовыми (доминантовое трезвучие, доминантсептаккорд). На четвертой ступени строятся субдоминантовые трезвучия и септаккорды.

Это второе свойство аккордов, то есть умение выполнять какую-то функцию, можно сравнить с ролью игрока в какой-нибудь спортивной команде, например, в футбольной. Все спортсмены в команде – футболисты, но одни поставлены вратарями, другие – защитниками или полузащитниками, а третьи – нападающими, и каждый выполняет только свою, строго определённую задачу.

Функции аккордов не следует путать со структурными названиями. Например, доминантсептаккорд в ладу по своему строению является малым мажорным септаккордом, а септаккорд второй ступени – малым минорным септаккордом. Но это совсем не значит, что любой малый мажорный септаккорд можно приравнять доминантсептаккорду. И это также не значит, что в роли доминантового септаккорда не может выступить какой-нибудь другой по структуре аккорд – например малый минорный или большой увеличенный.

Итак, в сегодняшнем выпуске мы рассмотрели основные типы сложных музыкальных созвучий – аккордов и кластеров, затронули вопросы их классификации (аккорды с терцовой и нетерцовой структурой), описали обращения и выявили две главные стороны аккорда – структурную и функциональную. В следующих выпусках мы продолжим изучать аккорды, подробнее рассмотрим виды трезвучий и септаккордов, а также самые основные их проявления в ладу. Следите за обновлениями!

Музыкальная пауза! За роялем — Денис Мацуев.

Ян Сибелиус — Этюд ля минор соч. 76 № 2.

Источник

Читайте также:  Михаил круг владимирский централ укулеле
Оцените статью