Как определить знаки при ключе от ноты

Знаки в тональностях

Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о теории музыки у нас уже была. Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в тональностях.
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Таблица тональностей

Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.

По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. И никак иначе.

Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Заметьте, что она обратна последовательности диезов.

Читайте также:  Все названия испанские гитары

Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются параллельными тональностями. Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.

Определение знаков тональности

Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.

  • Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).

Для мажорных бемольных тональностей правило немного другое. Перечисляем последовательность бемолей до ноты, которая следует за названием тоники.

  • Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.

Квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.

В таблице квинтового круга тональностей исходной нотой или точкой отсчета является До мажор. По часовой стрелке от неё отходят диезные мажорные тональности, а против часовой стрелки – бемольные мажорные тональности. Интервалом между ближайшими тональностями является квинта. Также на схеме изображены параллельные минорные тональности и знаки. С каждой последующей квинтой у нас прибавляются знаки.

Надеюсь, что при детальном изучении квинтового круга вам станет предельно понятно формирование ключевых знаков тональностей и их зависимости.

Источник

Как узнать, сколько знаков при ключе в тональности? Снова про градусник тональностей…

Вообще количество ключевых знаков и собственно сами эти знаки (диезы с бемолями) нужно просто запомнить и просто знать. Рано или поздно они запоминаются автоматически – хотите вы этого или не хотите. А на начальном этапе можно пользоваться разнообразными шпаргалками. Одна из таких шпаргалок по сольфеджио – градусник тональностей.

О градуснике тональностей я уже рассказывал – почитать и посмотреть шикарный красочный градусник тональностей можно здесь. В прошлой статье я рассказывал о том, как с помощью этой схемы можно легко определять знаки в одноимённых тональностях (то есть таких, в которых тоника одинаковая, а лад – разный: например, ля-мажор и ля-минор).

Кроме того, градусник удобен в тех случаях, когда нужно точно и быстро определить: на сколько знаков одна тональность удалена от другой, на какое количество знаков различаются две тональности.

Теперь спешу сообщить, что градуснику нашлось и ещё одно практическое применение. Если этот самый градусник немножко модернизировать, то он станет более наглядным и станет показывать не только, сколько знаков в тональности, но ещё и конкретно, какие знаки в том-то мажоре и в том-то миноре. Сейчас всё объясню.

Обычный градусник тональностей: покажет фантик, но конфетку не даст…

На картинке вы видите градусник таким, какой он обычно предстаёт в учебнике: «градусная» шкала с количеством знаков, а рядом с ней написаны тональности (мажорная и параллельная её минорная – в них ведь одинаковое количество диезов или бемолей).

Как пользоваться таким градусником? Если вам известны порядок диезов и порядок бемолей, то нет никаких проблем: просто смотрите количество знаков и отсчитываете по порядку ровно столько, сколько нужно. Скажем, в ля мажоре три знака – три диеза: сразу ясно, что в ля мажоре фа, до и соль диезы.

Но если ряды диезов и бемолей вы ещё не запомнили, то, что и говорить, такой градусник вам не поможет: покажет фантик (число знаков), а конфетку не даст (не назовёт конкретные диезы и бемоли).

Новый градусник тональностей: раздаёт «конфетки» прям как дедушка Мороз

К шкале с количеством знаков я решил «прилепить» другую шкалу, которая ещё бы и называла все диезы и бемоли по их порядку. В верхней половине градусной шкалы красным цветом выделены все диезы – от 1 до 7 (фа до соль ре ля ми си), в нижней половине, синим цветом, выделены все бемоли – также от 1 до 7 (си ми ля ре соль до фа). В центре – «нулевые тональности», то есть тональности без ключевых знаков – это, как известно, до мажор и ля минор.

Как пользоваться? Очень просто! Находите нужную тональность: например, фа-диез мажор. Дальше отсчитываем и называем все знаки подряд, начиная с нуля, поднимаясь вверх, пока не дойдём до отметки, которая соответствует заданной тональности. То есть в данном случае, прежде чем мы снова вернёмся глазами к найденному уже фа-диез мажору, мы назовём по порядку все его 6 диезов: фа, до, соль, ре и ля!

Или другой пример: нужно найти знаки в тональности ля-бемоль мажор. Эта тональность у нас среди «бемольных» – находим её и, начиная от нуля, спускаясь вниз, называем всё её бемоли, а их 4: си, ми, ля и ре! Гениально! =)

Да, кстати, если вам уже надоело пользоваться всякими шпаргалками, то можете ими и не пользоваться, а почитать статью о том, как запомнить ключевые знаки, после которой знаки в тональностях не забудешь, даже если специально стараться выбросить их из головы! Удачи!

Источник

Правила определения тональности по ключевым знакам

Небольшая шпаргалка для тех, кому тяжело даётся запоминание и определение тональности по ключевым знакам (и наоборот). Шпаргалка включает в себя как правила для мажорных тональностей, так и правила для минорных тональностей.

Просмотр содержимого документа
«Правила определения тональности по ключевым знакам»

Правила определения тональности по ключевым знакам (и наоборот)

Последний диез при ключе в мажоре это VII ступень (фа-диез в Соль мажоре, до-диез в Ре мажоре и т.д.). К примеру, мы смотрим на знаки и видим пять диезов — фа, до, соль, ре, ля. Ля# это VII ступень. Поднимаемся на ступень выше — нота Си это I ступень, значит, мы в Си мажоре. Обратный пример — мы ищем знаки в Ми мажоре. Последний диез при ключе — VII ступень, значит, опускаемся от ноты Ми на один звук вниз и получаем Ре#. Вспоминаем порядок появления диезов — фа, до, соль, ре.

Последний бемоль при ключе в мажоре это IV ступень (си-бемоль в Фа мажоре, ми-бемоль в Си-бемоль мажоре и т.д.). Второй вариант — предпоследний бемоль при ключе это I ступень (си-бемоль в Си-бемоль мажоре и т.д.) К примеру, мы смотрим на знаки и видим пять бемолей — си, ми, ля, ре, соль. Соль-b это IV ступень. Опускаемся на четыре ступени — нота Ре-b это I ступень, значит, мы в Ре-бемоль мажоре. Обратный пример — мы ищем знаки в Ля-бемоль мажоре. Последний бемоль при ключе — IV ступень, значит, поднимаемся от ноты Ля-b на четыре звука и получаем Ре-b. Вспоминаем порядок появления бемолей — си, ми, ля, ре. Тоже и с предпоследним бемолем: при ключе пять бемолей (си, ми, ля, ре, соль), Ре-b — I ступень, значит, тональность Ре-бемоль мажор; мы в Ля-бемоль мажоре, Ля-b — наша I ступень, значит, она предпоследний бемоль → вспоминаем порядок появления бемолей → си, ми, ля, ре.

Последний диез при ключе в миноре это II ступень (фа-диез в ми миноре, до-диез в си миноре и т.д.) К примеру, мы смотрим на знаки и видим пять диезов — фа, до, соль, ре, ля. Ля# это II ступень. Опускаемся на ступень — нота соль-# это I ступень, значит, мы в соль-диез миноре. Обратный пример — мы ищем знаки в до-диез миноре. Последний диез при ключе — II ступень, значит, поднимаемся от ноты до-диез на один звук и получаем ре-#. Вспоминаем порядок появления диезов — фа, до, соль, ре.

Последний бемоль при ключе в миноре это VI ступень (си-бемоль в ре миноре, ми-бемоль в соль миноре и т.д.). Второй вариант — предпоследний бемоль при ключе это III ступень (си-бемоль в соль миноре и т.д.) К примеру, мы смотрим на знаки и видим пять бемолей — си, ми, ля, ре, соль. Соль-b это VI ступень. Поднимаемся на две ступени — нота си-b это I ступень, значит, мы в си-бемоль миноре. Обратный пример — мы ищем знаки в фа миноре. Последний бемоль при ключе — VI ступень, значит, опускаемся от ноты фа на два звука и получаем ре-b. Вспоминаем порядок появления бемолей — си, ми, ля, ре. То же и с предпоследним бемолем: при ключе пять бемолей (си, ми, ля, ре, соль), ре-b — III ступень, значит, тональность си-бемоль минор; мы в фа миноре, от фа поднимаемся на III ступень, это Ля-b, значит, она предпоследний бемоль → вспоминаем порядок появления бемолей → си, ми, ля, ре.

Также знаки в миноре можно определять по параллельной тональности

Источник

Как определить знаки при ключе?

Знаки при ключе пишутся в строго определенном порядке: фа,до,соль,ре,ля,ми,си, си,ми,ля,ре,соль,до,фа

Для того, чтобы определить знаки в тональностях, можно использовать такие правила:
«Последний диезседьмая ступень мажорной тональности»
«Предпоследний бемольтоника мажорной тональности».
Использовать эти правила можно в двух целях – и для того, чтобы определить тональность по имеющимся ключевым знакам, и для того, чтобы определить знаки в нужной тональности.
Предположим, что у нас есть следующие знаки при ключе:

Три диеза. Если последний диез«соль#»седьмая ступень мажорной тональности, то ее тоникой будет звук «ля». Следовательно, тональность с тремя диезами – Ля-мажор, или ее параллельная – Фа#-минор. Если в конце произведения в басу или мелодии происходит остановка на звуке «ля» — это Ля-мажор, если же на «фа#» — Фа#-минор.
Следующий пример:

Если предпоследний бемоль«ми-бемоль» — тоника мажорной тональности, то тональность может быть Ми-бемоль мажор, или параллельная – До-минор.

Для того, чтобы определить знаки в конкретной тональности, можно использовать те же правила. К примеру, для тональности Ля-бемоль мажор. Тоника тональности – «ля-бемоль» — предпоследний знак. Значит, нужно перечислить бемоли от первого, до «ля-бемоль», и прибавить еще один – последний – бемоль. Это будут бемоли: «си-ми-ЛЯ-ре». В Ля-бемоль мажоре – четыре знака при ключе:

Если тональность минорная, прежде чем определять знаки, нужно найти ее параллельную мажорную тональность: правило применимо именно к мажорным тональностям.
К примеру, дана тональность Си-минор. Нужно найти параллельную тональность (отсчитать малую терцию, или полтора тона вверх от минорной тоники). Параллельная Си-минору – тональность Ре-мажор.
Согласно правилу, седьмая ступень – до – последний диез тональности. В таком случае, список диезов в Ре-мажоре заканчивается на «до», а значит, включает в себя всего два первых диеза – «фа#» и «до#». Такие же знаки будут и в Си-миноре:

Источник

Как определить знаки при ключе от ноты

Первое, что нужно выучить и помнить назубок — порядок появления диезов и бемолей.
Выучить нужно, как скороговорку, это несложно:
диезы: Фа — До — Соль — Ре — Ля — Ми — Си
бемоли: Си — Ми — Ля — Ре — Соль — До — Фа (в обратную сторону)..

Второе: параллельные тональности!
Каждой мажорной тональности соответствует параллельная минорная тональность, тоника которой лежит на малую терцию ( на гитаре это 4 лада) вниз.
В них одинаковое количество знаков — одинаковый звукоряд, различаются только тоникой.
Например:
До-мажор — праллельная ей тональность — Ля-минор.
Ми-бемоль-мажор, параллельная ей тональность — До-минор.
Ля-мажор, параллельная тональность — Фа-диез-минор.
Все просто!)
Уяснили.

Третье: количество знаков определяем по мажорной тональности — те же самые знаки в параллельной МИНОРНОЙ тональности!

Четвертое: всего в музыке — 30 тональностей!
Две из них не имеют никаких знаков при ключе:
до-мажор, ля-минор (белые клавиши на фортепиано) — запомнить!,
14 диезных тональностей (7 мажорных, 7 минорных),
14 бемольных тональностей (7 мажорных, 7 минорных).
это можно не зубрить, а просто понимать.

Больше запоминать ничего не нужно, кроме..

Определяем диезные тональности!:
Начинаем перечислять скороговоркой диезы, тормозим на диезе, нотой ниже тоники..
Например:
определить количество знаков в тональности Ми-мажор..
фа — до — соль — РЕ.. Предыдущая нота до тоники!
В тональности Ми-мажор 4 диеза: Фа — До — Соль — Ре! А значит в параллельной ей тональности — До-диез- минор — те же самые знаки: Фа — До — Соль — Ре!
Ля-мажор.
фа — до — СОЛЬ — нота ниже тоники! Три диеза.

Определяем бемольные тональности!
Перечисляем бемоли и тормозим на следующей ноте, после того, как назвали тонику..
Например:
определить количество знаков в тональности До-минор.
Сначала находим параллельную тональность — Ми-бемоль-мажор, и начинаем перечислять бемоли:
си — МИ — ля.
Три бемоля: Си — Ми — Ля.
В До-миноре и Ми-бемоль-мажоре три знака — Си — Ми — Ля.

Примечание: в Фа-мажоре (и параллельной ей Ре-миноре), один знак — Си-бемоль — просто запомните!)

Как определить какие знаки ставить при ключе: диезы или бемоли?
Практически все тональности от белых клавиш на фортепиано — диезные.
Есть два исключения: До-мажор — нет знаков при ключе, и Фа-мажор — знак Си-бемоль.

Бемольные тональности — те, которые имеют в своем названии знаки появления бемолей:
Ми-бемоль-мажор, Си-бемоль-мажор, Ля-бемоль-мажор.
Кстати, определим количество знаков? Да, легко!)
В первом случае: си — ми — ЛЯ! Три знака.
Во втором: си — МИ! Два знака.
В третьем: си — ми — ля — РЕ! Четыре знака.

Если, вдруг, вам как будто чего-то непонятно, может упустил чего — задавайте вопросы, обсудим вместе!)

Источник

Оцените статью