Как определять ноты для фортепиано

Как научиться читать ноты для фортепиано

Фортепиано — очень популярный музыкальный инструмент и многие люди хотят играть на нем. Особенно когда по радио звучит приятная мелодия, и сразу возникает мысль: «А как бы круто было сыграть эту мелодию самому на фортепиано», но потом вспоминаешь, что не умеешь читать ноты и думаешь, что скоро этим уже займешься. Знание основ как читать ноты поможет добиться успехов в разучивании понравившихся песен и является неотъемлемой частью в обучении игры на пианино.

Простыми словами, музыка – это мысли писателя, а ноты — буквы, слова, фразы и предложения. Символы, которые вы увидите на страницах нотных сборников, существуют более 100 лет и представляют собой тон, длительность и ритм, а также выражение и технические приемы, используемые музыкантами для исполнения. Умение читать ноты и знания нотной грамоты может открыть перед вами новый мир!

Начинаем осваивать нотную грамоту

Следуя представленной ниже пошаговой инструкции, уже к концу статьи вы сможете сыграть свою первую мелодию.

Шаг 1: выучить основные символы нотации.
Музыка складывается из разнообразных символов и для того, чтобы научиться читать ноты, прежде всего, необходимо ознакомится с основными компонентами, а именно:
— Нотный стан состоит из пяти линий и четырех промежутков, каждая со своим порядковым номером (отсчет ведется снизу вверх). На них последовательно располагаются ноты, например «соль» на 2 линии, «ля» на 2 промежутке.

Читайте также:  12 струнная гитара с 2 грифами

Скрипичный ключ находится в левой части нотного стана и обозначается декоративной красивой загогуленкой. Это высокий регистр музыки с нотами ми-соль-си-ре-фа на линиях и фа-ля-до-ми в промежутках.

А вот как выглядит скрипичный ключ и ноты (посмотрите как и где они расположены и выучите как они называются, таким образом: называние ноты-расположение):

Басовый ключ – это нижний регистр с названием, взятым от готской буквы «F» плюс две точки на 3 и 4 промежутке. Пребывает он также как скрипичный на левой стороне, но ноты прописываются другие (на линиях соль-си-ре-фа-ля, в промежутках ля-до-ми-соль).

— Каждая нота имеет черную (закрашенную) или белую (пустая внутри) головку, которая, по сути, показывает, какую клавишу следует нажать и может располагаться вне линий (выше/ниже). За ней следует штиль – тонкая линия, простирающаяся вверх (справа) или вниз (слева).

Направление не влияет на длительность, а лишь служит для удобства написания. Как правило, все ноты выше «си» пишутся с опущенным штилем, у тех которые ниже он поднят. Некоторые содержат флажок, он всегда стоит справа и его цель рассказать вам, как долго держать клавишу. Их может быть несколько, чем больше, тем короче длительность.

Шаг 2: понять ритм
Совокупность всех трех элементов, рассмотренных в предыдущей главе, или одного из них обозначает длительность, выраженной в ритме или метре. Итак, пустой кружок или буква «о» – это целая нота со счетом 1-и 2-и 3-и 4-и, добавляем к ней штиль, и получается половинная нота– 1-и 2-и. Закрашиваем головку, и она уже называется четвертная нота, счет сокращается до 1-и. Далее, прибавив флажок, получается восьмая нота, два – шестнадцатая нота, 3 – 32. При этом чем дальше, тем нота звучит по времени меньше и меньше.

На нотном стане метр представлен в виде дроби слева, где верхнее число показывает, сколько долей в такте, а длительность каждой демонстрирует нижнее.

А чтобы легче было понять, приведем пример, вы слушаете популярную музыку (большинство из них имею тактовый размер 4/4) и ваша нога непроизвольно двигается, отсчитывая 1-2-3-4, а если вы включите вальс, то заметите ровный ритм 1-2-3, размер такта в этом случае изменится на 3/4.

Чтобы до конца разобраться в ритме, нужно определиться с понятием темп в музыке, другими словами, количество ударов в минуту. Обычно он пишется в самом начале нотного стана и говорит, с какой скоростью играть, быстро или медленно. Например, 60 ВРМ означает, что в минуту нужно сыграть 60 нот или одну в секунду, темп 120 удваивает скорость на две в секунду. Помимо этого, на глаза будут попадаться итальянские слова, такие как Largo (медленно), Allegro (весело, подвижно), Presto (быстро) и другие – они обозначают общий темп всего произведения. На начальном этапе держать правильный темп поможет метроном.

Шаг 3: проигрывание мелодии
Поздравляем, вы почти готовы к чтению! Но для начала необходимо выучить до-мажорный звукоряд. Он считается основным и все остальные происходят от него. Состоит он из восьми последовательных нот, расположенных на белых клавишах, которые образуют тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Знаки альтерации

Черная клавиша рядом с белой также является полутоном, но значение ее может быть разным. Если звук повышается, то она будет диезом, а при понижении – бемолем. На нотном стане они-знаки альтерации обозначаются символами (#) и (бемоль — в виде полусердия с палочкой), есть еще бекар — который отменяет увеличение ноты на полтона или ее уменьшение:

Существует большое количество разных нюансов, тонкостей и сложностей с которыми придется столкнуться, но постоянно занимаясь, в скором времени все трудности покажутся ерундой. Начните с проигрывания простых гамм и обязательно проговаривайте или пойте написанную ноту. Купите нотный сборник с любимыми песнями и, слушая музыку, читайте. Не забывайте про сольфеджио, оно развивает слух и помогает слышать звуки. Кроме того, полезным будет выучить наизусть весь список ключевых знаков. Сейчас на просторах интернета можно найти огромное число партитур с записями исполнения, где можно слушать и одновременно читать ноты.

Еще из интересного:

Если все таки не поняли до конца, то вот еще есть мнение профессионала — как правильно выбирать цифровое фортепиано

Также возможно вам будет интересно почитать:

Источник

Ноты на фортепиано для начинающих

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Играть музыку без знания нот возможно. Однако такой уровень вряд ли выйдет дальше любительского. Чтобы иметь возможность сочинять мелодии, важно сперва выучить ноты.

Расположение

Всего фортепиано имеет 88 клавиш. Из них 52 белого цвета, 36 чёрного. С помощью белых клавиш извлекаются звуки открытых нот. Открытыми они называются, потому что они без изменений. Чёрные клавиши изменяют звучание. С их помощью проигрываются диезы и бемоли.

Светлые музыкальные кнопки располагаются в ряд. Чёрные расположены по 2-3 кнопки между белыми. Эта особенность связана со звукоизвлечением.

Порядок нот на пианино следующий: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До. Эти ноты входят в первичную базовую гамму «До мажор». Начальная нота «До» относится к первой октаве, конечная «До» – ко второй. Последовательность этих звуков повторяется по всей клавиатуре фортепиано. «До» находится слева от группы из двух тёмных клавиш.

Помимо расположения и названия нот, важно то, какими пальцами нажимаются клавиши. Пальцы нумеруются следующим образом: первый – большой, второй – указательный, третий – средний, четвёртый – безымянный, пятый – мизинец. Это делается для удобства игры и эстетического процесса. Начинающим подписывают ноты цифрами, чтобы быстрее запомнить, каким пальцем нужно играть. Обучение по цифрам помогает довести процесс до автоматизма.

Составляющие нотного стана

Обучение музыкальной грамоте начинается с нотного стана. Он представляет собой пять горизонтальных параллельных друг другу линий. Нотный стан нужен, чтобы записывать музыку. Каждой ноте отведена своя линеечка. Когда линий не хватает, рисуют добавочные полосы.

Например, «До» располагается на первой добавочной линии. Под пятой полосой отмечается короткая черта, на которой рисуется нота «До». «Ре» находится под первой линией. «Ми» занимает первую линию. «Фа» находится между первой и второй. «Соль» занимает вторую линейку. «Ля» рисуется между второй и третьей линиями. «Си» располагается на третьей полосе. «До» второй октавы находится между третьей и четвёртой полосами.

Помимо основных нот, стан вмещает в себя знаки альтерации. Эти символы используют для обозначения чёрных клавиш, расположенных на инструменте. Они находятся в начале гаммы после скрипичного ключа. Например, гармонический мажор. Это помогает заранее понять, где нужно играть чёрные клавиши, а где не нужно. Также альтерация указывается рядом с нотой. Расшифровка диеза и бемоля следующая: первый символ меняет звук, повышая его на полтона, бемоль, наоборот, настолько же понижает звучание.

Также в музыке используется такой символ, как бекар. Он имеет некоторое сходство с бемолем. Начинающие могут перепутать его. Значение же бекара прямо противоположное. Наличие бекара свидетельствуют об отмене любых изменений в целом такте или по отношению к одной ноте.

Ключи

Важными деталями нотоносца являются скрипичный и басовый ключи. Эти знаки пишутся перед всеми другими знаками, занимая самую первую позицию. Скрипичный ключ относится к звукам высокого регистра, басовый – к звукам низкого регистра. В фортепианной системе скрипичный ключ чаще всего используют для обозначения нот правой руки, а басовый – левой.

Размер

Чтобы музыка не звучала хаотично и была упорядочена, используют разные ритмы тактов. Музыкальный ритм определяет, сколько нот будет располагаться в одном ладу. Это придаёт мелодии частотную периодичность. Ритм обозначается двумя числами, расположенными одно над другим. Подобным образом пишется дробь в математике. Отличием является отсутствие черты деления.

Музыкальные ритмы бывают следующими: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Произносится ритм так: две четверти, три четверти, четыре четверти, шесть восьмых, две вторых. Число, расположенное наверху, указывает на то, сколько нот в ладу, выражаясь иными словами, до скольки нужно вести счёт: до двух, трёх и так далее. Число, находящееся внизу, показывает, сколько будет длиться нота. Ноты бывают целыми, длятся весь такт, половинными, продолжительностью в полтакта. Также выделяют четвертные, восьмушки и шестнадцатые.

Две четверти – распространённый простой ритм. Он говорит о том, что один такт состоит из 2 четвертных нот. Ритмический рисунок размера 2/4 бывает разным. В ладу находятся 2 восьмушки и 1 четвертная или 6 шестнадцатых, объединённых по три. Вариаций много. Главное, чтобы их длительность соответствовала ритму 2/4. В начале изучения лучше не дробить и не объединять ноты. Экспериментировать можно, когда основы уже изучены.

Самый распространённый вариант ритмического рисунка 3/4 – 3 четвертных ноты в ладу. Возможен вариант использования одной половинной с точкой, расположенной сбоку. Тогда одна нота будет звучать весь такт. Размер 3/8 схож с 3/4. Однако вместо четвертных лад вмещает восьмушки.

Помимо простых, используются сложные музыкальные ритмы. В их число входят 4/4 и 6/8. Ритм 4/4 вмещает 4 доли, длительность которых равняется длительности 1 четвертной. Для обозначения ритма 4/4 нередко используют знак, схожий с буквой «С».

Шесть восьмых – ритм, состоящий из 6 долей. Он получается при соединении двух трёхчетвертных и представлен восьмыми нотами.

Похожим образом образованы другие сложные размеры: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Самое важное, что нужно запомнить – соотношение размера с длительностью нот. Тогда не возникнут проблемы со счётом и с ритмом игры.

Такты и тактовые черты

Тактом называется отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Тактовая черта представляет собой вертикальную черту, которая пересекает нотный стан. Эта черта разделяет два такта между собой. Так как мелодия может начаться и со слабой доли, существует такое понятие, как «затакт». Так называют неполный такт. Мелодия, начавшаяся с затакта, им же и заканчивается.

Окончание композиции обозначается двойной тактовой чертой. При этом вторая вертикальная линия утолщена.

Намного проще «отбивать» такт или считать вслух. Музыкальный счёт ведётся на «раз и», «два и»; так до четырёх. «Раз и» – относится к одной четвертной ноте. Переход к «два и» говорит о переходе на следующую ноту.

Обозначение знаков альтерации

Под музыкальной альтерацией понимается изменение звучания нот. Символами альтерации являются диез, двойной диез, бемоль, двойной бемоль и бекар.

Диез внешне напоминает решётку на кнопках мобильного телефона. Это знак повышения звука на полтона. Бемоль похож на английскую букву «b». Этот символ понижает звук на полтона. Бекар отменяет любые изменения звучания. Символ выглядит как цифра «4» с квадратом наверху. Двойной диез повышает звучание на два тона. Он пишется как крест с острыми концами, напоминающими ромб. Двойной бемоль понижает лад на два тона. Символ пишется как две буквы «bb», расположенные вплотную друг другу.

Тональность

Для того чтобы разобраться, что представляет собой тональность, стоит осветить такие понятия как «звукоряд», «лад» и «тоника». Звукоряд – это расположенные друг за другом ноты. Они имеют либо восходящий, либо нисходящий порядок. То есть звукоряд может начинаться либо со стандартного До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До, либо выглядеть так: До-Си-Ля-Соль-Фа-Ми-Ре-До.

Ладом называется связь звуков между собой, их созвучность и упорядоченность. Ступеней лада 7, по количеству основных нот. Ступени обозначают римскими цифрами.

Тоника – первая и главная ступень лада. На ней находится устойчивое трезвучие: До-Ми-Соль. Оно задаёт окраску всему ладу.

Тональностью называется лад, имеющий определённую тонику. Тоникой является нота, от которой строится лад. Стоит рассмотреть на простом примере: гамма «До мажор». Здесь нота «До» выступает в качестве тоники, так как с неё начинается мелодия. Мажор окрашивает гамму позитивным настроением, а значит, является ладом. В гамме «До минор» «До» остаётся тоникой, при этой лад будет минор. Соответственно «настроение» мелодии изменится на грустное.

Как легко выучить?

Чтобы самостоятельно выучить ноты, достаточно выполнить ряд нетрудных упражнений. Первое, что нужно запомнить, – названия нот. Необходимо проговорить их в прямом и обратном порядке. Знание нужно довести до автоматизма. Также знания теоретические нужно соотнести с практическими. Наличие инструмента в домашних условиях обязательно. Нужно проиграть гамму «До мажор» несколько раз. Игру на фортепиано тоже важно доводить до автоматизма.

Существует множество тренажёров для новичков, по которым можно быстро учить нотную грамоту с нуля. Простой способ запомнить составляющие нотного стана – сверять их по клавишам. Одной теории недостаточно для свободной игры на фортепиано. Важно совместить изучение теории и практических занятий. Теоретические понятие и термины станет намного проще понять, проверяя всё с помощью музыкального инструмента.

Как читать ноты с листа?

Для начинающих фортепиано может показаться сложным. Особенно новичков ставит в тупик чтение нот с листа. На первых порах обучения нотной грамоте допускается подписывание нот. Однако лучше сразу переходить к чтению музыкальных знаков без дополнительных подписей. В этом поможет несколько упражнений.

Необходимо записывать основные ноты на нотном стане. Это позволит быстрее запомнить, на каких линейках находятся музыкальные знаки, что поможет в чтении с листа.

Стоит заучить, что скрипичный ключ указывает на «Соль» первой октавы. Басовый ключ указывает на «Фа» малой октавы. Важно запомнить, что нота «До» первой октавы всегда расположена на первой добавочной линеечке.

Для контроля своих знаний стоит воспользоваться преимуществами технологий и установить программу «нотный тренажёр». Можно потренироваться с незнакомым нотным текстом. Программа поможет определить, правильно ли подобраны ноты.

Примеры красивых мелодий

Прежде чем начать играть мелодии по нотам, важно осветить такое понятие, как «музыкальный штрих». Штрихом называют способ исполнения нот. Начинающие исполняют мелодии штрихом нон-легато, то есть не связно. При этом пауза между звуками составляет не больше 1/4. Также существует такой способ звукоизвлечения, как легато, или связно. Легато предполагает плавную игру, когда одна нота «перетекает» в другую. Ещё один штрих – стаккато, отрывисто. При этом ноты играются резко, остро, не сливаясь в цельную мелодию.

Начинающим лучше всего обратить внимание на детские песни. Не стоит сразу выбирать сложные произведения, занимающие 2-3 листа. Существует множество песен, которые состоят не больше, чем из 5-8 тактов. Новичкам можно посоветовать музыкальный сборник Б. Милича. В нём содержатся простые песни для детей.

  • «Праздничная». Мелодия состоит из восьми тактов. Установленный размер – 4/4. Музыка записана четвертными и целыми нотами. Звуки альтерации отсутствуют.
  • «Зима». Зимняя мелодия, состоящая из восьми тактов, отлично подойдёт для тренировки. Размер составляет 4/4. Медленный ритм и небольшое количество нот помогут быстро освоить игру на фортепиано.
  • «Флажки». Эта мелодия немного сложнее. Она играется со знаками альтерации в тональности «До диез мажор» и «Фа диез мажор». Также здесь появляется нота с точкой. Точка, располагающаяся под нотой или над ней, показывает, что её нужно исполнять штрихом стаккато.

Потренировавшись на простых песенках, можно переходить к более сложным. Такие мелодии могут состоять из 15-20 тактов.

  • «В траве сидел кузнечик». Популярная мелодия, которая имеет знаки альтерации, ноты с точками. Песня поможет закрепить и улучшить умения, полученные ранее.
  • «Перепёлочка». Эта грустная мелодия познакомит с гаммой «Ля минор». Она играется в размере 2/4. Существует несколько вариантов этой песни. В одном отсутствуют знаки альтерации, в другом – присутствуют. Это позволяет выбрать между простым и усложнённым вариантами исполнения.

Чтобы увлечь детей занятиями, можно предложить сыграть современные песни из мультфильмов.

  • Мелодия из «Фиксиков». Мелодия кажется незатейливой, однако это только на первый взгляд. Нотный стан представлен скрипичным и басовым ключами, присутствуют бемоль, диез и бекар. Чтобы сыграть эту песню, нужно «познакомиться» с шестнадцатыми и аккордами.
  • «Мой маленький пони». Мелодия «Дружба – это магия» представлена только скрипичным ключом. Она играется в тональностях «До диез мажор» и «Фа диез мажор». Другие знаки альтерации отсутствуют.

Помимо чтения с листа и запоминания нот, важно уделить время извлечению звуков на слух. Можно прослушать любую мелодию и попытаться подобрать на музыкальном инструменте. Это поможет развить творческие навыки.

Для того чтобы в совершенстве овладеть игрой на фортепиано, уйдёт не один год. Однако начать можно буквально с нуля. Необходимая теория изучается в процессе обучения. Остальное зависит от желания и упорства.

Источник

Оцените статью