Как от каждой ступени построить аккорд

Содержание
  1. Аккорды в тональности — таблица с примерами и описаниями, последовательность аккордов в тональности
  2. Виды аккордов
  3. Мажорные
  4. Минорные
  5. Уменьшенные
  6. Аккорды с задержанием
  7. С надстройками
  8. Тональность и ее ступени
  9. Аккорды входящие в тональность – таблицы
  10. Мажор
  11. Минор
  12. Паттерны аккордов в тональности
  13. Мажор
  14. Минор
  15. Возможные исключения
  16. Использование аккордов с надстройками
  17. Примеры аккордовых прогрессий
  18. Заключение
  19. Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием
  20. Аккорды в тональности. Общая информация
  21. Виды аккордов
  22. Мажорные
  23. Минорные
  24. Уменьшенные
  25. Аккорды с задержанием
  26. С надстройками
  27. Тональность и ее ступени
  28. Аккорды входящие в тональность – Таблицы
  29. Мажор
  30. Минор
  31. Паттерны аккордов в тональности
  32. Мажор
  33. Минор
  34. Возможные исключения
  35. Использование аккордов с надстройками
  36. Примеры аккордовых прогрессий
  37. Мажор
  38. Минор
  39. Заключение
  40. ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
  41. 19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”

Аккорды в тональности — таблица с примерами и описаниями, последовательность аккордов в тональности

Начинающие музыканты часто используют один и тот же набор аккордовых последовательностей. Но вскоре юный гитарист замечает, что его композиции звучат однообразно и похожи друг на друга. Тогда он задается мыслью, а какие еще гармонии можно использовать для создания несложных песен или инструменталов. На помощь приходит информация об интервалах и созвучиях, которые они образуют. Особенно в этом может помочь таблица тональностей аккордов (её вы увидите на рисунках).

Виды аккордов

Ознакомимся с принципами построения как знакомых, так и малоизвестных (для новичков). Обозначения:

  • Т – Тоника;
  • 3 – Терция;
  • Б – Большая (2 тона);
  • М – Малая (1,5 тона).

Мажорные

Традиционно их звучание характеризуется как возвышенное и радостное. За счет чего образуются эти «солнечные» звуки? Чтобы получить мажор, нужно сочетать Т – Б3 – М3.

Читайте также:  Сибелиус как вводить ноты

Например, в C-Dur (до-мажор) это будет C – E – G.

Минорные

Минорные соотносятся с тоской, печалью, грустью. Их можно построить, опираясь на последовательность интервалов Т – М3 – Б3.

Пример, в С-moll (до-минор) это будет выглядеть как C – Eb – G.

Уменьшенные

Уменьшенные в тональности обозначаются знаком dim.Строить их можно как от натуральных трезвучий, так и от септаккордов. Главное, соблюдать правильное построение.

Для обычных аккордов используется комбинация 1 – 3 – 5. А dim-трезвучия можно сформировать за счет уменьшения большего интервала. Это говорит о том, что вместо стандартного Т – Б3 – М3 будет использовано Т – М3 – М3.

Например, уменьшенный аккорд в «ля» будет выглядеть таким образом: A – C – Eb.

Аккорды с задержанием

Sus-аккорды – это особый тип трезвучий, внутри которых минорная или же мажорная терция заменяется на другой интервал. После подобной замены звук меняется, приобретая нейтральное звучание.

  • sus₂ – в данном случае цифра 2 означает, что терцию заменили на секунду, то есть, вторую ступень;
  • sus₄ – здесь же терция была заменена на кварту, то есть, 4 ступень.

Пример построения аккордов с задержание в до мажоре Csus2: C – D – G. Как это произошло? В обычном мажорном трезвучии были бы такие ноты C – E – G. Но в задержанном аккорде мы меняем 3 ступень (E) на вторую (D), то есть, на секунду. Как раз цифра «2» и указана в самом названии Csus2.

По аналогии строится Csus4: C– F – G (сменили 3-ю на 4-ю ступень, на кварту).

С надстройками

Самая объемная группа. Аккорды с надстройками еще именуют слешами. Это такие же трезвучия, но к ним музыкант добавляет еще одну дополнительную тонику из другого аккорда.

Одним из распространенных примеров является септаккорд, в котором к трезвучию добавляется ещё один звук. Также можно встретить перемещение 2, 5, 9 и даже 11, 13 ступеней. Как правило, ступени присоединяют на гамму выше, чем у основного трезвучия.

Тональность и ее ступени

Опытные музыканты уже знают, какие гармонии лучше поставить в той или иной тональности. Для начинающих часто является загадкой, почему играется именно эта гармония, а не другая. В музыке есть некоторые элементы математики. Присутствуют «формулы» в виде таблиц и последовательностей.

В каждой гамме есть ступени – от 1 до 7. Скажем, известная каждому схема «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» является ступенями До-мажорной гаммы. Дело в том, что для гармоничного звучания необходимо использовать ноты, которые входят в определенную тональность.

Ступени всегда начинают считать от тоники – она самая главная и устойчивая в ладу (основа аккорда). В До-мажоре будут ноты CDEFGAB, но в соответствии с кругом тональности, их же можно будет встретить и в Ля-миноре, только в иной последовательности.

Разумеется, бывают отклонения от нормы, многие жанры музыки шагнули за рамки классической гармонии. Но для начала хорошо изучить стандартные таблицы.

Как определить тональность песни? Ответ у нас на сайте в статье по ссылке.

Аккорды входящие в тональность – таблицы

На приведенных таблицах наглядно обозначена последовательность аккордов в тональности. Также указаны ступени, на которых они строятся. Таблицы удобны, прежде всего, для транспонирования мелодий. Также подойдут и для сочинения собственной музыки на начальных этапах.

Мажор

Минор

Паттерны аккордов в тональности

Взглянув на приведенные таблицы, можно выделить закономерности. Они помогают запомнить материал и вспомнить, куда и что нужно применить, не заглядывая в шпаргалку. Первое, что нужно усвоить начинающему гитаристу – в тональности присутствуют как мажорные, так и минорные аккорды. Чтобы более подробно разобраться во всем, стоит взять самые простые тональности До-мажор и Ре-минор.

Мажор

Устойчивые ступени в До-мажор (dur) – 1, 4, 5 – на них располагаются мажорные аккорды (такие же как и сами тональности).

Неустойчивые – 2, 3, 6 – на них минорные гармонии (moll):

На 7 (вводный тон) – уменьшенный.

Классический До-мажор – расположение нот

Минор

Здесь несколько сложнее:

  1. На устойчивых – 1, 4, 5 – минорные аккорды.
  2. На 3 ,6, 7 – мажорные.
  3. И на 2-ой – уменьшенный.

Возможные исключения

Не всегда обязательно ставить тот или иной аккорд на своё место. В некоторых случаях вы можете произвести замену. Но это возможно только в мажорных тональностях.

Так, чтобы сделать подобную замену, нужные трезвучия должны располагаться на 2-3 ступенях лада. Тогда получится вместо минорного аккорда сыграть мажорный, и при этом он будет подходить к тональности.

Использование аккордов с надстройками

При повторном круге гаммы (уже после 7 ступ-ни) находятся надстройки – 9, 11, 13. Их можно использовать для создания нон, децим и ундецим аккордов. Но важно помнить, что ноты обязательно должны входить в тональность.

Примеры аккордовых прогрессий

Для новичка показательными будут следующие примеры аккордовых прогрессий в тональности:

  1. Мажор: E – A – D, C – F – G — Hdim.
  2. Минор: Am – Fdim – Dm – Em, Em – E7 – Am – H7.

Заключение

Аккорды в тональности – не сложная тема в музыкальной грамоте. Здесь самое главное разобраться в том, какие есть ступени в тональности, запомнить основные интервалы, а также принцип построения трезвучий. Новичку может показаться эта тема сложной, потому ему в помощь идут специальные таблице. Выучив их, можно строить собственные трезвучия, добиваясь уникального звучания.

А как вы учились нотной грамоте? Самостоятельно или посещали музыкальную школу? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.

Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.

Как построить аккорды в тональности.

Функции аккордов в тональности (тоника, субдоминанта, доминанта).

Аккорды. Виды и принцип построения.

Источник

Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием

Аккорды в тональности. Общая информация

Когда начинающие гитаристы пытаются сочинить собственную песню, то почти наверняка сталкиваются с вопросом – какие аккорды подобрать для нее? Очень часто они действуют интуитивно, используя уже знакомые паттерны из известных им песен. Однако в какой-то момент все их композиции становятся похожими друг на друга, и перед новичком встает вопрос – а как вообще подбирать аккорды в тональности? В этой статье содержится подробный ответ на этот вопрос, а также все необходимые материалы, чтобы полностью разобрать данную тему.

Виды аккордов

Для начала стоит вспомнить о построении аккордов и их видах.

Мажорные

Это трезвучия, имеющие «радостное», «торжественное» звучание. Они выстраиваются по схеме «тоника – большая терция – малая терция». То есть, аккорд C имеет в себе ноты До – Ми – Соль. Именно от них и происходит изменение ступеней и, как следствия, звучания трезвучия.

Минорные

«Печальные», «грустные» аккорды. На письме они обозначаются буквой m рядом с играющей нотой. Данные трезвучия выстраиваются по схеме «тоника – малая терция – большая терция». Аккорд Cm имеет ноты До – Ми♭ — Соль.

Уменьшенные

Или аккорды dim . Уменьшенные аккорды могут быть только минорными, поскольку в них отсутствует характерная мажорная большая терция. Свое название они получили, поскольку выстраиваются по принципу «тоника – малая терция – малая терция». То есть, аккорд Cdim содержит ноты До – Ми♭ — F#

Аккорды с задержанием

Обозначаются как Sus . Они нейтральны по своему звучанию, и возможны в двух видах – Sus2 или Sus4, в зависимости от того, какая из ступеней поднимается. По аналогии с другими примерами, Csus2 имеет ноты До – Ре – Соль, а Csus4 – До – Фа – Соль.

С надстройками

Помимо этого, существует огромное количество аккордов, не подразделяющихся на какие-то группы. Они выстраиваются от уменьшения, увеличения, или добавления дополнительных ступеней в уже имеющееся трезвучие. Самый классический пример – септаккорд, который образуется при помощи добавления четвертой ноты в уже известное трезвучие. Кроме этого, можно увидеть кучу других примеров, с поднятой пятой, второй, и даже девятой или тринадцатой ступени – это уже джаз.

Тональность и ее ступени

Аккорды, входящие в тональность, неотделимы от ее ступеней. Их семь – и, по факту, это ноты, входящие в нее, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами. Ступени всегда считаются от тоники – основной ноты тональности, и, как следствие, основного аккорда. Например, в тональности До-мажор будут следующие ноты – CDEFGAB. Те же самые ноты будут и в тональности Ля-минор, поскольку в соответствии с кругом тональности , они являются параллельными – то есть, содержат одинаковые звуки, но в разных последовательностях.

Соответственно, первая ступень в До-мажоре – это C, вторая – D, и так далее. Знание того, какие звуки содержатся в той или иной тональности, сильно поможет вам в дальнейшем подборе нужных аккордов.

Аккорды входящие в тональность – Таблицы

Ниже представлены две таблицы с аккордами в тональности, одна – для мажорных, другая – для минорных. Используя ее вы сможете гораздо проще и быстрее сочинять композиции, а также в скором времени запомнить, какие трезвучия какой тональности соответствуют.

Мажор

Минор

Паттерны аккордов в тональности

Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.

Мажор

Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:

То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:

Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.

Минор

Минорный паттерн выглядит следующим образом:

На примере тональности D минор:

Возможные исключения

Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.

Использование аккордов с надстройками

Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности .

Примеры аккордовых прогрессий

Мажор

Am7 – D7 – Gmaj7 – именно так, это все еще мажор. В данном случае тоника – это G, а последовательность построена от джазового стандарта II – V – I.

Минор

Заключение

Для того чтобы правильно построить аккорды в тональности, требуется знать, какие в ней ступени, а также стандартные паттерны минорых и мажорных трезвучий. Пользуясь этими знаниями, а также таблицами, вы сможете без проблем сочинять интересные композиции, дополняя их необычными аккордами и добиваясь своего уникального звучания.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”

Большое спасибо! Отличная статья!

Почему в таблице Db и С# как отдельные тональности, это же одна нота?

Это называется Энгармонизм. Когда мы имеем две ноты с различными знаками альтерации (или их отсутствием в каких-то случаях) которые, по сути, на грифе это одна и та же нота. Все дело в формуле построения самой гаммы. Здесь у нас мажорная гамма построенная так Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Следовательно, если вы построите ее от нот D♭ и C#, то вы получите разные ноты и это также отразится на построении самим аккордов. В общем, это в основном касается только теоретической части, на звучании это не отразится.

Я не понимаю от чего зависит минорность или мажорность аккорда в той или иной тональности, вот 1, 4 и 5 ступени обычно мажорные либо минорные. Чем это объясняется?

Здравствуйте. Мажорность и минорность зависит от интервалов, по которым строятся трезвучия. Отличие между минором и мажором заключается в следующем:

  1. Для мажорного аккорда при построении мы откладываем большую терцию от тоники (4 лада от тоники) + малую терцию (3 лада от III ступени). Если взять для наглядности аккорд До-мажор, то мы получим с вами его ноты До-Ми-Соль. Эти ноты находятся на I – III – V ступенях гаммы, которые мы построили по формуле описанной выше.
  2. Для минорного аккорда при построении мы откладываем малую терцию от тоники (3 лада от тоники) + большую терцию (4 лада от III ступени). Если возьмем аккорд Am то на ступенях I – III – V получим следующие ноты Ля-До-Ми.

Отвечая на ваш вопрос, от чего зависит мажорность или минорность, она зависит от первого построенного интервала от тоники. Если построена большая терция аккорд будет мажорный, если малая терция то минорный. Пятая ступень имеет интервал квинту от тоники в обоих вариантах.

Хочу еще добавить. От чего такая закономерность, что на 1-4-5 ступенях мы получаем мажорные аккорды, а на 2-3-6 минорные. Если взять для примера гамму До-мажор

C – D – E – F – G – A – B

и использовать формулы, которые написаны выше, то мы получим с вами аккорды, которые входят в эту тональность. Такая закономерность появилась из-за полутонов между нотами B-C и E-F.

Это я понял, а как объясняется конкретно то, что вторым аккордом в тональности до мажор я строю аккорд ре минор, третьим ми минор, почему не ми мажор например? Я вот про это. Как определить что строить на каждой ступени, минор или мажор? Я же от каждой ступени могу и ту ту формулу использовать и получится либо минор либо мажор.

Я вам как раз это и расписал. Из-за того что в любой гамме есть ноты между которыми полутон E – F и B – С, и складывается, что часть аккордов мажорные, а часть минорные.

Формула мажорной гаммы Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Гамма До-мажор состоит из 7 нот C D E F G A B, каждая из которых находится на своей ступени, из количества следует, что их также семь.
Построим аккорд До-мажор, это I – III – V ступени данной гаммы, и он будет состоять из нот C – E – G. Интервалы между нотами C-E (большая терция 2 тона), между E – G (малая терция 1,5 тона). Т.к. в интервале между нотами E – G есть полутон (E-F) мы получаем интервал 1,5 тона. И таким образом у нас построен мажорный аккорд.

Дальше разберем ваш пример «Почему мы строим на II и III ступень Ре-минор и Ми-минор, а не мажорные аккорды?». Опять же вернемся к нашей гамме и отложим I – III – V ступени от ноты D (Ре). Получим следующие ноты D – F – A. В интервале между нотами D – F у нас есть полутон между нотами E – F, следовательно, всего между ними 1,5 тона, следовательно, это малая терция. А между нотами F – A полутонов нет, там 2 целых тона, т.е. большая терция. Т.к. между первыми двумя нота у нас построена малая терция и + большая терция, то мы получаем Минорный аккорд. Точно также со следующей ступенью гаммы До-мажор, с нотой E (Ми). Если в ней построить все аналогичным образом мы также получим минорный аккорд.

Это закономерность для любой Мажорной гаммы.

Надеюсь не запутал и вы сможете разобраться.

Мажорность или минорность зависит от способа звукоизвлечения, больше не от чего.

Источник

Оцените статью