Интервалы
ИНТЕРВАЛ. Одновременное или последовательное сочетание двух звуков называется интервалом (От лат. intervallum- промежуток, расстояние). Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основанием интервала, а верхний — вершиной интервала.
Например:
В мелодическом движении интервалы образуются восходящие и нисходящие. Все гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические интервалы читаются вниз, при этом упоминается также направление движения.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛОВ.
ПРОСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Каждый интервал определяется двумя величинами — количественной и качественной. Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал. Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал. Интервалы, образующиеся в пределах октавы, называются простыми. Всего — восемь простых интервалов. Их названия зависят от количества ступеней, которое они охватывают. Названия интервалов применяются на латинском языке в виде порядковых числительных. Эти числительные обозначают, какая по счету ступень — верхний звук интервала по отношению к нижнему звуку. Кроме того, для сокращения применяется цифровое обозначение интервалов. Ниже приводится перечень всех простых интервалов, а также построение их от звука до вверх и вниз.
Прима — 1, первая (звучание двух звуков в унисон) Унисон, в буквальном смысле, означает объединение звуков. Унисон тождествен приме лишь как гармоническому интервалу.
Секунда — 2, вторая
Терция — 3, третья
Кварта — 4, четвертая
Квинта — 5, пятая
Секста — 6, шестая
Септима — 7, седьмая
Октава — 8, восьмая
Следует упомянуть, что из-за иностранного происхождения названий, буква «е» в словах всегда произносится как «э» — это относится ко всем музыкальным терминам, кроме, как ни странно, названий знаков альтерации.
Выше мы говорили, что расстояние между соседними ступенями может быть равно полутону или целому тону. Отсюда следует, что секунда может состоять из полутона или целого тона.
Например, секунда ми-фа=1/2 тона; секунда фа-соль=1 тону.
Другие однородные интервалы также не одинаковы по количеству тонов. Например, терция до-ми=2 тонам; терция ре-фа=1 1/2 тонам.
Из сказанного следует, что качественная сторона названий отражает величину интервала лишь приблизительно. Количественная же величина интервала уточняется словами: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная. Между основными ступенями звукоряда (в пределах октавы) образуются следующие интервалы:
1. Чистые примы = 0 т.
2. Малые секунды = 1/2 т.
3. Большие секунды = 1 т.
4. Малые терции = 1,1/2 т.
5. Большие терции = 2 т.
6. Чистые кварты = 2,1/2 т.
7. Увеличенная кварта = 3 т.
8. Уменьшенная квинта = 3 т.
9. Чистые квинты = 3,1/2 т.
10. Малые сексты = 4 т.
11. Большие сексты = 4,1/2 т
12. Малые септимы = 5 т.
13. Большие септимы = 5,1/2 т.
14. Чистые октавы = 6 т.
Все перечисленные выше интервалы называются основными. Эти интервалы принято называть также диатоническими интервалами благодаря тому, что они образуются между ступенями и натурального мажора, и натурального минора.
Все диатонические интервалы могут быть построены от любой основной или производной ступени вверх или вниз.
Диатонические интервалы являются основой мелодии. От их сочетания в различной последовательности мелодическое движение приобретает многообразную выразительность.
Не будем перегружать Вас лишними примерами. Просто на практических занятиях на музыкальном инструменте постарайтесь проанализировать на простых примерах, из каких интервалов построена та или иная мелодия. Так Вы сможете применять теоретические знания на практике.
УВЕЛИЧЕННЫЕ И УМЕНЬШЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ (ХРОМАТИЧЕСКИЕ). ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО ИНТЕРВАЛОВ
Каждый диатонический интервал может быть увеличен или уменьшен при помощи повышения или понижения на хроматический полутон одной из образующих его нот. Увеличенные интервалы могут образовываться от чистых и больших интервалов, а уменьшенные — из чистых и малых. Исключение составляет только чистая прима. Сами подумайте, куда ей уменьшаться? Ведь отрицательных интервалов не бывает по определению. Возьмем, к примеру, большую терцию до — ми, где до является основанием. Повысим ноту ми на полтона — получим ми-диез (ни в коем случае нельзя говорить фа, потому что тогда изменится качественное название, то есть, интервал превратится в кварту). Если вместо повышения ноты ми понизить до, то получится также увеличенная терция до-бемоль — ми (а не си — ми). А теперь попытайтесь построить от других больших или чистых интервалов увеличенные.
Теперь разберем пример построения уменьшенных интервалов. Вспомним, что они строятся только из малых и чистых. Возьмем, к примеру, малую сексту от ноты до вверх. Т.е. до — ля-бемоль. Уменьшим (понизим) ля-бемоль на полтона — в итоге получим (прошу внимания. ) ля-дубль-бемоль. Опять же, ни в коем случае нельзя говорить соль-бекар, потому что это окажется названием чистой квинты — вскоре Вы убедитесь, что от правильного названия сильно зависит смысл. Интервалы различной количественной величины, но одинаковые по звучанию, называются энгармонически равными интервалами.
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Перемещение звуков интервала, благодаря которому нижний звук становится верхним, а верхний звук — нижним, называется обращением интервала.
Возможны два способа перемещения звуков, а именно:
1. Перенесение основания интервала (нижнего звука) на октаву вверх.
2. Перенесение вершины интервала (верхнего звука) на октаву вниз.В результате обращения данного интервала получается новый интервал.
Как правило, все чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные, уменьшенные — в увеличенные, дважды увеличенные — в дважды уменьшенные и наоборот. Если сложить данный интервал и его обращение, в результате получится октава. Поэтому сумма качественной величины интервалов, обращающихся друг в друга, всегда будет равна шести тонам.
Чтобы облегчить построение больших и неудобных интервалов вверх и вниз от данного звука, очень удобно пользоваться обращением интервалов. Для построения заданного интервала вверх берется октава от исходного звука вверх и из нее вычитается обращение заданного интервала сверху вниз. Например, малая секста от звука фа вверх: от ноты фа строим вверх чистую октаву, от верхней ноты вниз строим большую терцию.
Для построения заданного интервала вниз берется в том же направлении октава от исходного звука от исходного звука и из нее вычитается обращение заданного интервала снизу вверх. Например, большая септима от звука до-диез вниз. На основе вышеуказанного примера строим вниз чистую октаву, от нижней ноты строим вверх малую секунду.
Прежде чем заговорить о новой теме (составные интервалы), я хочу немного «позанудствовать» (ну какой же педагог не зануда, хотя бы в небольшой степени?). Послушайте небольшую «серию» разлагольствования на тему: «А вообще для чего нужны интервалы и вообще теория?» Можно, конечно, отделаться формулой типа: «Так надо», — но от этого никому не будет легче. Есть люди-самоучки, которые они играют, не зная нотной грамоты, просто блестяще. Римский-Корсаков, недавно упоминавшийся по поводу оперы «Снегурочка», все еще не знал названий интервалов, когда эта опера уже с успехом прозвучала. Но это, так сказать, гении, а что делать таким, как я и похожим на меня? Ответ прост: «Учить теорию». Вот если на музыкальном инструменте сыграть несложный аккорд, а к нему добавить еще дополнительно звук и послушать: а красиво ли получается? И так можно слушать до посинения, а затем и до следующего восхода солнца. А если подойти вдумчиво и зная заранее, какой звук добавить. Вы поняли мою мысль? Во-первых, украсите свой аккорд (нам еще предстоит познакомиться с ними — аккордами, — когда время придет), а во-вторых, сэкономите время на поиски нужного (красивого) аккорда. А так как аккорд — это не что иное, как несколько интервалов одновременно, то вот Вам факт налицо. Я не просто так, от делать нечего задумал эту тираду, а для того, чтобы Вы посерьезней отнеслись к теме «Интервалы».
Ну, а теперь сама тема:
СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Кроме простых интервалов, в музыке применяются также интервалы шире октавы. Такие интервалы называются составными. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Таким образом получаются те же интервалы, но уже через октаву. Понятно, я надеюсь? Сначала давайте познакомимся с названиями таких интервалов, а потом разберем один-два практически.
нона — 9, секунда через октаву
децима — 10, терция -«-
ундецима — 11, кварта -«-
дуодецима — 12, квинта -«-
терцдецима — 13, секста -«-
квартдецима — 14, септима -«-
квинтдецима — 15, октава -«-
Если Вы заметили, эти названия тоже имеют латинские корни: «деци» — означает «десять» (например, «дециметр»). А «дуодецима» — десять плюс два. А в остальном все так же, как и с простыми интервалами. Я, например, не пользуюсь названиями таких составных интервалов (чего и Вам советую), просто держу в голове цифры, что такой-то интервал, допустим, 14, а такой-то — 9, и оперирую ими. Но об этом более подробно на следующих уроках.
КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Интервалы также подразделяются на два вида: консонирующие и диссонирующие.
Слово консонанс в музыке означает согласное, сливающееся звучание (созвучание). Рекомендую прочесть и послушать две лекции, подготовленные Д.Низяевым о понятии консонанс.
Слово диссонанс означает разнозвучание, резкое, не сливающееся. Это слово можно буквально перевести: «не звучит», или «неприятно звучит».
К консонирующим интервалам относятся:
а) чистая прима чистая октава | весьма совершенный консонанс; |
б) чистая кварта чистая квинта | совершенный консонанс; |
в) малая терция большая терция малая секста большая секста | несовершенный консонанс. |
К диссонирующим интервалам относятся:
малая секунда, большая секунда, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, малая септима, большая септима.
Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие интервалы обращаются в диссонирующие.
Нотные примеры разбирать не будем, попробуйте сами сыграть (или набрать на компьютере), а я вот что хочу сказать. Диссонирующие интервалы весьма помогают в обогащении гармонического спектра аккорда.
Вот, послушайте трезвучие «ми-мажор» (пример). Выделите вниманием в этом трезвучии звук «соль-диез» (пример). Теперь построим к этому звуку какой-нибудь резкий диссонанс. Например, интервал уменьшенной октавы (это получится звук «соль» сверху (пример). Послушайте, насколько «сочнее» звучит наше ми-мажорное трезвучие, когда к нему добавлен такой диссонанс (пример). А чтобы получше представить себе, как этот эффект проявится в реальной музыке, сравните сочетание двух трезвучий (ми-мажор с ля-мажором) (пример) и сочетание этих же трезвучий, уснащенных диссонансами (пример). Вы можете услышать, что если первый пример просто приятен, то второй по вкусовому «букету» напоминает чахохбили — густая смесь разнообразных оттенков. Если последний пример Вы откроете в MIDI-редакторе, то можете понаблюдать, где и какие диссонансы здесь имеются — ведь здесь участвует не только та нота «соль», что мы добавили, но и немало других диссонансов — специально, чтобы Вы поанализировали сами. Вывод сделаем такой: не стоит понимать слово «диссонанс» слишком буквально. Может быть, сам по себе диссонанс и неблагозвучен (как нельзя назвать вкусной поваренную соль), но, как и пища без соли, музыка без диссонансов была бы слишком пресна и скучна.
Источник
Секста
Секста (переводится как шестая) — интервал в музыке, ступеневая величина которого равна шести ступеням, а тоновая величина варьируется в зависимости от вида интервала. Основными интервалами в мажоре и миноре являются большая (обозначается как Б6) и малая сексты (М6) или по другому они также называются мажорная или минорная.
Думаю вы поняли, что если пойти на шесть ступеней вверх от тоники мажора, то получим большую/мажорную сексту, а если пойти вниз то получим минорную:
Секста является несовершенным консонансом, так как в натуральном звукоряде ее просто нет. Секста появляются в неточном виде как 13 обертон звукоряда. В натуральном строе она описывается как соотношение 8:5 и приблизительно равна 814 центам. В то время, как в темперированном строе малая секста равна разнице в 800 центов.
Большая секста в строе Пифагора равна 27/16 и рассматривалась в средние века, как диссонанс. В натуральном строе большая секста равна 5:3 или 884 центам. В равномерной темперации большая секста равна 900 центам.
И это еще не все разновидности секст, которые есть в разных строях!:)
Из-за этой разницы между секстами в натуральном строе, строе Пифагора и темперированном строе, сексты практически всегда имеют характерные биения в своем звучании и несовершенство консонирования (как и терции)
Мелодическая секста интервал популярный в радостных мелодиях (В лесу родилась елочка), а ход минорной сексты известен также, как романтическая секста и применяется для создания лирических, скорбных интонаций (Песня о далекой родине, История любви).
В гармонии секста является основной для аккордов с секстой (6), входит в состав секстаккорда, то есть первого обращения трезвучия, в котором секста образуется между крайними голосами, а также в состав квартсекстаккорда. Изредка сексты используются для построения аккордов, но более 3х нот в таком аккорде дают слишком широкое звучание, поэтому возможны только аккорды вида:
Остальные трех звучные сочетания дают звучание обращений трезвучия.
Источник