Как отклеить гриф акустической гитары

Как отклеить гриф акустической гитары

Не пойму почему, но часто совершается ошибка — люди отделяют и деку, и дно. Отделять надо что-то одно. Во-первых — это лишняя работа, во-вторых обечайки поведёт — замучаетесь ловить форму. Будьте внимательны.

Если у вас гитара с вклеенным грифом, т. е. на деке приклеена часть накладки, то разбирать гитару нужно отделив дно, т. к. отклеить эту часть накладки практически невозможно и если всё-таки требуется в силу каких-то причин. (Например: надо заменить деку, дека и так уже отбита по контуру). В таком случае надо отпиливать накладку по ладу, который проходит близ контура гитары. Для классики это 12 лад. И снимать деку вместе с этой частью накладки. Если гриф на винте или полностью отклеен, то разбирать можно и с деки без особых проблем. Как правило, решение выносится для каждой конкретной гитары.

Есть, как будто, способ разбирать гитару путём распаривания, т. е. в шов обечайка-кант-дека надо подавать горячую воду. Размачивать и нагревать. При этом надо что-то решить с лаком и клей должен распариваться.

Синтетические же клеи не распариваются. Современные фабрички собраны на синтетике. Я сам, и не только я, собираю гитару на синтетике, причём водостойкой.

Как разобрать гитару собранную на синтетическом, водостойком клее?

Если вы хотите круто помучиться и в итоге, возможно, не достигнуть цели, то разбирайте гитару путём распаривания. Я не хочу перечислять недостатки этого пути. Перейду к безошибочному способу.

Разбирать гитару нужно путём распиливания тонкой ножовкой вдоль склейки обечайка-кант. Аккуратно спиленная дека, также аккуратно ляжет на своё место и снаружи ничего не будет видно. Высота гитары уменьшится на толщину пропила, но это маленькая жертва. Тем более, что если распаривать, то при подгонке назад, может потребоваться слегка пошкурить притиром и один миллиметр всё равно пропадёт. Хорошая пилка 1 мм. и съест. И ещё, не преувеличивайте значение этого миллиметра на фабричках.

Читайте также:  All the things you are ноты для фортепиано

Порой нет другого способа вернуть гитару к жизни, чем как разобрать её. Вопрос стоит как сама жизнь: быть или не быть, пилить или не играть на этой гитаре.

Немного конкретики. Хорошо подходит ножовка (смотрите «Пилка для ладов») с пилкой по металлу. Ломаю полотно на две части. Пилка без разводки очень заклинивает.

Начинайте с верхнего и нижнего расширения и двигайтесь к талии и клёцам. Если вы правильно начнёте, т. е. пилка пойдёт прямо по склейке, то дальше пилить будет всё проще. Пилку будет направлять сам пропил.

В принципе не важно в теле обечайки или канта вы пилите, но если в теле канта, то кант станет ниже на ширину пропила. Часто, а тем более на недешёвых гитарах это нежелательно. Если канты на дне и деке разные, то это не совсем по законам жанра. К советским фабричкам это не относится – они все не по законам. К тому же кант на них бывает настолько мягким, что пилка уходит в него.

Участок близ талии и клёцов можно пропилить такой же пилкой, зажатой в специальную держалку. По принципу за один конец держим, другим пилим. Есть пилки с большой шириной, которыми тоже очень удобно пилить клёцы.

Помните, что внутри гитары рипы будут мешать пилить. Если вы хотите их оставить, то будьте осторожны.

Источник

Как отклеить гриф акустической гитары

Приобрел первый опыт снятия вклеенного грифа. Есть у меня гитара – болгарская «Кремона» (кажется, «Роза», название предыдущими владельцами затерто). Дека имеет отвратительную волнистость. В районе розетки – впадина, в районе подставки – горб. Видимо, ее терзали жесткими металлическими струнами. В итоге, чтобы обеспечить играбельно низкое расположение струн над грифом, пришлось бы сточить подставку до минимума. Я это и сделал. Но полумеры меня не удовлетоворили. Я оторвал порожек и решил разобрать корпус, чтобы выровнять деку и укрепить ее дополнительными пружинами. Ну и попрактиковаться.

Но для начала требовалось отделить вклеенный гриф. Прошерстив Интернет, я нашел одну простую и действенную технологию, популярную у буржуев (тут и тут ). Вынимается 12 лад, на его месте сверлятся 2 отверстия. В одно заводится игла типа той, с помощью которой накачивают мячи. Она венчает гибкую трубку, присоединенную к источнику пара (кастрюлька, кофе-автомат). Так происходит распаривание клея.

У «Кремоны» есть конструктивное отличие: полость под грифом расположена ниже, зато доступ к ней имеется сбоку от накладки. Там небольшая щель. Сверлить ничего не надо.

Я взял резиновую трубку, вставил в нее на иглу от капельничной системы, обломав у нее кончик. Та игла, что вставляется в бутыль или пакет с лекарственным раствором, потолще и как раз годится.

Другой конец с «адаптером», сделанным из чехла от этой же иглы, я вставил в дырочку на крышке чайника со свистком. И давай парить! Клей костный, он от такого воздействия размягчается. Парил я, парил, потом начал совать ножик между декой и накладкой. Отделил, там тоже распарилось. Стал шатать гриф. Не идет. Стукнул по грифу пару раз ладонью ближе к месту крепления. И дело сдвинулось! Продолжил шатать – и вышатал. Немножко некрасиво получилось в месте под накладкой – отделился кусок верхнего слоя фанеры. Плюс раскисла грязь, что набилась в щели по периметру накладки. Но дека все равно будет шлифоваться и перелакировываться.

Вывод: отличная технология, наименее травматичная для инструмента и нервов.
начинающий

ID пользователя #2798
Зарегистрирован: 04.11.2011, 03:38
Местонахождение: Riga, Latvija
Сообщений: 7387 Технология хорошая.
Правда, я делал немного иначе — использовал простой шприц и заливал спиртом.
Дак ведь я — дитя природы,
Пусть дурное, но — дитя! Наверх

ID пользователя #6652
Зарегистрирован: 11.02.2015, 01:19
Местонахождение: Сумы, Украина
Сообщений: 1020

Технология хорошая.
Правда, я делал немного иначе — использовал простой шприц и заливал спиртом.

У меня со спиртом не получилось, мало спирта закачал, наверное
начинающий

ID пользователя #7631
Зарегистрирован: 09.11.2016, 08:44
Местонахождение: Челябинск
Сообщений: 3440 А чем спирт лучше водички? Клей то костный. Ему пофик от чего размягчаться. Спирт испаряется быстро.
И ни за что не доживём до пенсий,
Мы Сид и Нэнси Сид и Нэнси.. Наверх

ID пользователя #8187
Зарегистрирован: 14.04.2017, 04:46
Местонахождение: Москва
Сообщений: 241 Можно еще взять бытовой пароочиститель/парогенератор. Там, правда, в комплекте иглоподобных насадок нет, тоже придется колхозить.
Еще вот какой вопрос: После зачистки остатков клея на гифе и в пазе в клеце должен увеличиться зазор между грифом и декой. (Я пару раз уже переставлял гриф, правда, вместо вклейки под винтовое крепление.) Чтобы выбрать зазор я подклеивал с одной или двух сторон в паз полоски шпона с последующей обработкой. В-общем, чтобы посадочное место грифа плотно входило туда и гриф не болтался. Если я прав, то шпон клеить тем же клеем, что потом гриф будет приклеен?
Вопрос не праздный, мне тоже скоро гриф вклеивать link, первый раз буду делать, боюсь накосячить.
Люблю джазовые арктопы! Наверх

ID пользователя #5751
Зарегистрирован: 13.02.2014, 15:40
Местонахождение: Мариуполь, Украина
Сообщений: 481 1. Спирт не действует на ПВА, казеиновый и костный клей. Скорее всего, вам просто хватило воды, которая была в спирте (он не бывает 100%, самое большее 96,6%.
2. Пар хорош для клеев на водной основе (указаны выше), но не подходит для синтетических полимерных композитов на эпоксидной, ПВХ, полипропиленовой основе и подобных
3. Отпаривание и последующая сушка могут сказаться на прочности дерева деки, процесс надо проводить осторожно, чтобы не перепарить.

Маститые мастера предлагают другой способ:
вынимаем 12 лад, распиливаем под ним накладку тонкой пилой, а затем аккуратно выбиваем/выкачиваем пятку грифа после отпаривания или прогревания феном (в этом случае нужна перелакировка).

На трембитах и подобных им гитарах с прямым шиповым соединением пятки с клецем я обхожусь без распиливания накладки:

берем тонкую проволоку (можно б/у первую струну), закрепляем концы на два болта или достаточно толстые палки, подводим под торчащую над розеткой накладку и перепиливаем клей (на трембитах какой-то адовый состав, который не берет ни пар, ни спирт, ни ацетон, но он неплохо плавится при попытке перерезать его проволокой, наподобие акриловых пластмасс).
По бокам от накладки на деку наклеиваем малярный скотч, чтобы не прожечь лак на деке. Когда допилили до пятки (проволока упрется), аккуратно выбиваем ее из шипа через мягкую подкладку. Она прибита со стороны нижней деки мебельным деревянным штифтом, который при выбивании может сломаться — готовьтесь высверливать или долбить после снятия грифа.

Источник

MasterGitar.com

С деки или дна открывать гитару — вопрос, на который необходимо найти ответ, если вы решились разобрать корпус акустической гитары.

Сначала о наболевшем

Не пойму почему, но часто совершается ошибка — люди отделяют и деку, и дно.

Если нет цели заменить и деку, и дно, тогда отделять надо что-то одно. Во-первых — это лишняя работа, во-вторых обечайки может повести — замучаетесь ловить форму. Если же цель заменить деку и дно, тогда запас на заготовках дает вам поле для маневра и перед вами проблема сделать форму симметричной. Какие-то проблемы со стороны обечаек находятся за рамками обсуждения этой статьи, но в этом нет ничего сверхсложного. Перейдем к обсуждению главной темы.

Одна из самых очевидных причин, так сказать помех, к свободному выбору с какой стороны открывать корпус — это вклеенный гриф.

Гитара с вклеенным грифом и дека имеет ценность

Если у вас гитара с вклеенным грифом и дека важна, значит существует несколько помех:

  • на деке приклеена часть накладки (лепесток накладки),
  • шейка грифа вклеена в корпус, а значит при съеме деки вы не должны потерять высоту корпуса относительно шейки, или компенсировать потери.
  • Дека не должна пострадать никоим образом.

Что все это означает на практике.

Самый очевидный выход — это открывать гитару со дна, тогда все проблемы отпадают сами собой.

Вам надо лишь иметь некую установку трафарет, на которой можно закрепить гитару, чтобы можно было клеить пружины и рипы, при этом не мешали накладка и подставка. Также существует необходимость следить за перекосом корпуса в продольном направлении, можно завалить гриф, тогда вы потеряете старые высоты струн.

Выглядит эта установка как солера, стол для сборки гитары испанским методом, но только с учетом накладки и, возможно, подставки. Гриф можно не фиксировать, а только учесть возможность перекоса при приклейке дна назад.

Но вдруг, снять надо именно деку

Например: надо её заменить или дека и так уже отбита по контуру, сильно разбита со смещениями. Накладку снимать не хочется полностью со всего грифа. В таком случае надо отпиливать накладку по пропилу под порожком 12-го лада, который проходит в классике близ контура гитары. И снимать деку вместе с этой частью накладки.

В случае замены деки этот кусочек приклеивается назад к новой деке с учетом сделанного пропила. Если замена деки не предполагается, то так и работать с ним на деке.

Тем не менее возможность горячего демонтажа всей накладки остаётся. Если лепесток накладки снять, то вы получите доступ и к деке и ко дну. Но при демонтаже деки вы не должны потерять высоту корпуса, ведь шейка грифа всё ещё жестко закреплена на корпусе. Но случаи бывают разными, например, накладку лучше сменить, толщина шейки дает возможность маневра.

Если шейка грифа еле держится, тогда гриф можно снять полностью.

Гриф вклеен, но дека не имеет ценности

В таком случае гитара разбирается таким образом, чтобы не коснуться лишний раз ничего, кроме ненужных деталей, т.е. деки. Можно в ее теле и работать, от грубого пиления, как в фильмах воры вырезают картины, так и до аккуратного разогревания распаривания шва.

Если гриф на винте или полностью отклеен, то разбирать можно и с деки без особых проблем. Как правило, решение выносится для каждой конкретной гитары и предпочтений мастера.

Советские гитары я рекомендую открывать с деки, тогда вы спокойно сможете установить акустическую систему и укрепить контробечайку.

Кремоны и Музимы

Рассмотрим конкретный случай очень эффективного ремонта старых гитар фирм Музима или Кремона — замена их фанерных дек на массив кедра или ели. Сегодня также полно гитар подобного рода.

С деки или со строны дна их вскрывать и каким образом это сделать.

Так как требуется замена деки, то очевидно, что ее и нужно снимать.

Но у старых Кремон или Музим добавляются следующие факторы. Слишком слабый и условно правильно вкленный верхний клец. Шиповое соединение, на который вставлен гриф, очень плохо подогнано. Все это сводится к тому, что правильно будет снять гриф целиком вместе с накладкой, ничего от нее не отпиливая. Клецем можно пожертвовать как и фанерной декой. Конечно, у вас должна быть заготовка для нового клеца и деки.

Если убивать клец нет решимости, тогда попробуйте размочить шиповое соединение, просверлив отверстие для подачи воды. Можно попробовать дополнительно прогреть, поставить гитару вертикально грифом вниз, и на клец положить горячую железку. Там все еле держится и шип со свистом ходит в пазе.

У Музим может быть соединение на 4 деревянных чепиках. Также очень тухлое соединение или точнее его исполнение.

Деку удобно снять утюгом. Прогреваете безпощадно деку по контуру, пока она не отстанет от обечаек. Обпиливаете деку по контуру лепестка накладки, чтобы получить доступ к клецу. Обратите только внимание на розетку, иногда бывает, что это настоящая инкрустация, которую вы можете переставить на новую деку, вырезав ее аккуратно. Разбираетесь с клецем: разбиваете его стамеской, отламывая по кусочку или размачиваете соединение, как мы обсуждали выше.

В итоге у вас отдельно абсолютно не тронутый полукорпус и гриф с целой накладкой.

Такие работы уже не раз проделывались на нашем форуме, так что не постесняйтесь спросить на форуме правильно ли вы поняли, как разбирать вашу гитару.

Иллюстрациий от нашего форумчанина Дмитрия, разборка старой Кремоны без сохранения деки и клеца, ссылка на пост.

Источник

Оцените статью