MasterGitar.com
Начинаем работу над советской гитарой. Освобождаем корпус для дальнейшей работы.
Начинается всё одинаково
Снимите струны или их остатки, а также колки, которые на самом деле называются колковой механикой. Колки – это у скрипки. Будьте аккуратны – шурупы могут быть изогнутыми, если какой-то отломится, то обязательно вытащите кусочек, он может помешать в дальнейшем. Советская механика в основном плохая, но колки с силуминовыми валами ещё могут послужить.
Часто колки на семиструнку. Из положения можно выйти, если найти на блошином рынке такую же планку на три струны и перевернуть её под басовые струны. Небольшой ремонт с отгибанием металлических хвостиков. Будьте аккуратны – они легко ломаются.
Сегодня, безусловно, можно купить недорогую механику, но если мы хотим соблюсти винтажный стиль, то можно постараться.
Гриф снимается просто
Для демонтажа грифа вам понадобиться вот такой ключ. Можно открутить гайку изнутри. Без ключа спасают плоскогубцы, но при их использовании надо не расковырять отверстие под болт.
Не спешите выбрасывать выпадающие лады. Замена ладов дело хорошее, но если рабочая шапочка лада высотой около 1мм, тогда их можно правильно забить назад. Подробнее о грифе мы поговорим в специальной статье далее.
Теперь надо демонтировать подставку
Подставку можно не снимать, если вы пошли по минимальному пути, но тогда убедитесь, что вы сможете попасть в мензуру с учетом поправок.
Обычные дефекты подставки:
- подставка уже полуоторванная,
- критично прогнулась впереди, а сзади выгнулась,
- криво приклеена или смещена, (тут внимание! см. далее.)
- количество отверстий семь штук, а вы хотите шесть,
- металлический порожек никак не попадает в мензуру с учетом поправок.
Редко, когда всё сделано как надо. Но можно пойти на частичный ремонт. Например, заделать старый пропил под порожек и пропилить паз под косточку с компенсацией.
О смещении и кривизне
Помните, что положение нижнего порожка жестко связанно с положением грифа. Подставка может быть криво приклеена относительно габаритов корпуса, (который сам часто кривой и несимметричный), и это будет только визуальный дефект. Но нижний порожек обязан находиться верно относительно грифа, вернее ладов, или ещё вернее, ладовых порожков, тогда гитара будет строить, что является категорически важным условием.
Для тех же, кто пойдет оптимальным и тем более максимальным путем необходимо подставку снять.
Как же демонтировать подставку
Если вы видите два белых кружочка на подставке, то под ними вы скорее всего найдете шурупы, которые необходимо убрать.
Для демонтажа подставки с советской гитары подходят все способы описанные в общей статье по отклеиванию подставки гитары. Принимайте решение, исходя из вашего конкретного случая и личных предпочтений.
Рекомендую попробовать отмочить и/или прогреть, так как это добавит вам опыта снимать подставку без ущерба для неё и деки.
Источник
MasterGitar.com
С деки или дна открывать гитару — вопрос, на который необходимо найти ответ, если вы решились разобрать корпус акустической гитары.
Сначала о наболевшем
Не пойму почему, но часто совершается ошибка — люди отделяют и деку, и дно.
Если нет цели заменить и деку, и дно, тогда отделять надо что-то одно. Во-первых — это лишняя работа, во-вторых обечайки может повести — замучаетесь ловить форму. Если же цель заменить деку и дно, тогда запас на заготовках дает вам поле для маневра и перед вами проблема сделать форму симметричной. Какие-то проблемы со стороны обечаек находятся за рамками обсуждения этой статьи, но в этом нет ничего сверхсложного. Перейдем к обсуждению главной темы.
Одна из самых очевидных причин, так сказать помех, к свободному выбору с какой стороны открывать корпус — это вклеенный гриф.
Гитара с вклеенным грифом и дека имеет ценность
Если у вас гитара с вклеенным грифом и дека важна, значит существует несколько помех:
- на деке приклеена часть накладки (лепесток накладки),
- шейка грифа вклеена в корпус, а значит при съеме деки вы не должны потерять высоту корпуса относительно шейки, или компенсировать потери.
- Дека не должна пострадать никоим образом.
Что все это означает на практике.
Самый очевидный выход — это открывать гитару со дна, тогда все проблемы отпадают сами собой.
Вам надо лишь иметь некую установку трафарет, на которой можно закрепить гитару, чтобы можно было клеить пружины и рипы, при этом не мешали накладка и подставка. Также существует необходимость следить за перекосом корпуса в продольном направлении, можно завалить гриф, тогда вы потеряете старые высоты струн.
Выглядит эта установка как солера, стол для сборки гитары испанским методом, но только с учетом накладки и, возможно, подставки. Гриф можно не фиксировать, а только учесть возможность перекоса при приклейке дна назад.
Но вдруг, снять надо именно деку
Например: надо её заменить или дека и так уже отбита по контуру, сильно разбита со смещениями. Накладку снимать не хочется полностью со всего грифа. В таком случае надо отпиливать накладку по пропилу под порожком 12-го лада, который проходит в классике близ контура гитары. И снимать деку вместе с этой частью накладки.
В случае замены деки этот кусочек приклеивается назад к новой деке с учетом сделанного пропила. Если замена деки не предполагается, то так и работать с ним на деке.
Тем не менее возможность горячего демонтажа всей накладки остаётся. Если лепесток накладки снять, то вы получите доступ и к деке и ко дну. Но при демонтаже деки вы не должны потерять высоту корпуса, ведь шейка грифа всё ещё жестко закреплена на корпусе. Но случаи бывают разными, например, накладку лучше сменить, толщина шейки дает возможность маневра.
Если шейка грифа еле держится, тогда гриф можно снять полностью.
Гриф вклеен, но дека не имеет ценности
В таком случае гитара разбирается таким образом, чтобы не коснуться лишний раз ничего, кроме ненужных деталей, т.е. деки. Можно в ее теле и работать, от грубого пиления, как в фильмах воры вырезают картины, так и до аккуратного разогревания распаривания шва.
Если гриф на винте или полностью отклеен, то разбирать можно и с деки без особых проблем. Как правило, решение выносится для каждой конкретной гитары и предпочтений мастера.
Советские гитары я рекомендую открывать с деки, тогда вы спокойно сможете установить акустическую систему и укрепить контробечайку.
Кремоны и Музимы
Рассмотрим конкретный случай очень эффективного ремонта старых гитар фирм Музима или Кремона — замена их фанерных дек на массив кедра или ели. Сегодня также полно гитар подобного рода.
С деки или со строны дна их вскрывать и каким образом это сделать.
Так как требуется замена деки, то очевидно, что ее и нужно снимать.
Но у старых Кремон или Музим добавляются следующие факторы. Слишком слабый и условно правильно вкленный верхний клец. Шиповое соединение, на который вставлен гриф, очень плохо подогнано. Все это сводится к тому, что правильно будет снять гриф целиком вместе с накладкой, ничего от нее не отпиливая. Клецем можно пожертвовать как и фанерной декой. Конечно, у вас должна быть заготовка для нового клеца и деки.
Если убивать клец нет решимости, тогда попробуйте размочить шиповое соединение, просверлив отверстие для подачи воды. Можно попробовать дополнительно прогреть, поставить гитару вертикально грифом вниз, и на клец положить горячую железку. Там все еле держится и шип со свистом ходит в пазе.
У Музим может быть соединение на 4 деревянных чепиках. Также очень тухлое соединение или точнее его исполнение.
Деку удобно снять утюгом. Прогреваете безпощадно деку по контуру, пока она не отстанет от обечаек. Обпиливаете деку по контуру лепестка накладки, чтобы получить доступ к клецу. Обратите только внимание на розетку, иногда бывает, что это настоящая инкрустация, которую вы можете переставить на новую деку, вырезав ее аккуратно. Разбираетесь с клецем: разбиваете его стамеской, отламывая по кусочку или размачиваете соединение, как мы обсуждали выше.
В итоге у вас отдельно абсолютно не тронутый полукорпус и гриф с целой накладкой.
Такие работы уже не раз проделывались на нашем форуме, так что не постесняйтесь спросить на форуме правильно ли вы поняли, как разбирать вашу гитару.
Иллюстрациий от нашего форумчанина Дмитрия, разборка старой Кремоны без сохранения деки и клеца, ссылка на пост.
Источник
MasterGitar.com
Разбирать особенно нечего, но всё-таки пробежимся по основным моментам.
Выкручиваем болт из корпуса гитары, чтобы снять гриф с корпуса. Если есть ключ, то все просто.
Если специального ключа нет, то можно открутить гайку изнутри и попытаться вытащить болт. Часто он очень плотно вкручен в само дерево. Плоскогубцами можно повредить дерево лишний раз. В магазинах можно найти этот ключ, что виден на фото или подобный. Ключ будет нужен и при настройке грифа, на готовом грифе точно ничего плоскогубцами царапать не надо. Отбиваем верхний порожек.
Снимаем колки. Аккуратнее с шурупами, они могут быть кривыми и ломаться при выкручивании. Иногда их лучше медленно вырвать, чем крутить, так как кривизна не даёт им вращаться.
Вынимаем лады. Есть статья как вытащить лады. В нашем случае они сами выпадают.
Сдираем рекламу. Выкручиваем чудесный шуруп.
Часть склейки шейки с головкой ещё держатся. Приставляем широкую стамеску к склейке ( красная стрелка ), что выходит к верхнему порожку и аккуратно ударяем молотком. Несколько ударов и сдвигов стамески вдоль склейки и все ровно разбирается. Столярный клей сам по себе хрупкий к тому же склейка крайне некачественная.
Отклеиваем пятку грифа. Вклейка анкера предполагает демонтаж пятки. Пятка у нас имеет трещину по краям в месте приклейки. Это связано с усушкой дерева.
Отбивается пятка очень просто. Ко шву с торца приставляется нож, несколько ударов и пятка ровно отскакивает по склейке.
Если вам не надо вклеивать анкер, то пятку вам отбивать не стоит. Суперклеем, как сверхтекучим клеем, можно подклеить такую трещинку.
Источник
MasterGitar.com
Установим гриф гитары на свое место. Обсудим крепление грифа на винте.
У нас на форуме было занимательное обсуждение как верно называть такое крепление, на винте, на болте или с помощью болта/винта. Я буду в статье называть это креплением на винте.
Для тех, кто пошел по минимальному варианту, ремонт практически заканчивается. Осталось только установить гриф на свое место, которое не обязательно старое. Важнейшим на этом этапе будет неукоснительное соблюдение правил компенсации строя и настройки высоты струн .
Обратите внимание, что качание грифа меняет настройку мензуры, так как 12 лад и место упора грифа находятся в разных местах, то есть мензуру надо подстраивать у грифа, на котором струны уже имеют нормальную высоту. Можно установить только две крайние струны и настроить все с ними.
Вы можете подкладывать шпон дерева в места упора грифа в клец, это красные области на иллюстрации, чтобы настроить осевую, мензуру и высоты струн. Возможно, придется повозиться.
Часто бывает, что гриф очень высоко поднимается над декой, то есть между лепестком грифа и декой большой зазор и сам лепесток толстый. Я предлагаю опускать гриф и оставлять небольшой зазор , буквально не более 1.0мм. Если при настройке грифа его необходимо будет наклонить, то можно без опасений снять лепесток на самом краю, как бы заострив его.
Операция по упусканию грифа требует обработки клеца и пересверливания отверстия под винт. Старое отверстие надо заклеить деревянным чепиком.
Многим нравится оставлять гриф на винте, но настраивать всё таким образом, чтобы винт закручивался до упора. В стандартном варианте гриф на винте качается на области клеца на уровне красных точек на иллюстрации. Струны тянут в одну сторону винт держит. Металлические струны достаточно крепко прижимают гриф к клецу, а вот нейлон не очень, особенно недорогой, который ставится обычно на эти гитары. Действительно, хорошо сделать так, чтобы гриф прикручивался жестко к клецу.
Достигается фиксированный прижим путем подсовыванием чего-либо чуть ниже винта. Обратите внимание на важный момент, что есть опасность поломать клец, если опустить упор слишком низко, и винт слишком сильно затянуть. Клец расколется по линии отверстия для винта по слоям. Поэтому предлагаю упор делать на уровне синей области (см. иллюстрацию), а не опускать в самый низ клеца.
Очень помогает для определения высоты зазора в закрытом пространстве шарик пластлина. Я его оборачиваю пленкой пакетной, чтобы ещё и не пачкал. Шарик пластилина сплюснется именно до нужной высоты.
В природе существуют и другие виды крепления грифа на винте. Несколько винтов могут закручиваться в пятку через клец или в пятке могут быть установлены винты, на которые потом прикручиваются гайки. Возиться с советским грифом так сильно необязательно, но пишу, чтобы вы знали.
Также есть мнение среди многих известных мастеров, что никакой разницы в звуке гитары, будь он вклеен или на винте, нет.
Источник
MasterGitar.com
В этой статье рассмотрим максимальный вариант ремонта или вернее переделки грифа советской гитары. Иллюстрации из темы нашего форумчанина Евгения из Симферополя, который проделал этот ремонт первым на форуме .
Гриф советской гитары обычно сделан из бука. Материал подходит для работы. Бывают фанерные грифы. Такие грифы достаточно жесткие и их можно оставить, сделав с ними минимальный объем операций. Для полной же переделки лучше найти гриф из массива. Их можно часто встретить на блошиных рынках. Старый советский гриф хорош ещё тем, что за годы эксплуатации дерево уже вытянуто струнами и не будет ненужных усталостных прогибов.
За основу взят абсолютно рядовой буковый гриф с фабричной гитары.
Для приобретения опыта работы с грифом было сделано все, что только возможно. Вы можете взять для себя только какую-то часть проделанного.
Конечно, внешний вид грифа важен для гитары, но главное ради чего начинается капитальный ремонт — это усиление функционала грифа. Основные показатели, ради которых весь хоровод:
- Удлинение грифа — увеличение мензуры, больше мощности в звуке.
- Расширение накладки — двигаемся ближе к классической гитаре.
Остальные показатели, как состояние ладов, к примеру, не обсуждаются — это обязательный ремонт в любом случае, хотите вы просто привести гриф в порядок или капитально переделать.
Удлинение грифа для увеличения мензуры
Удлиняем мензуру гитары со стандартных 630мм или даже 620мм до 640мм и в некоторых случаях до классического варианта 650мм.
На корпусе советской гитары тяжело разместить 650 мм. (Чтобы это сделать снимайте подставку так, чтобы не осталось пятна, т.е. размачиванием или срезанием. Это даст возможность приклеить ее назад намного ниже ее старого положения.)
Удлинение накладки грифа достигается:
- Манипуляциями с положением нулевого лада. Мы меняем накладку, значит, можем нулевой лад сдвинуть.
- Можно доклеить кусочек дерева к торцу шейки грифа у пятки. Эта вставочка спрячется в клеце.
- Отходим от концепции, что 12 лад обязательно должен проходить по краю корпуса.
Пункты 2 и 3 дадут возможность сдвинуть пятку для удлинения шейки.
Увеличиваем ширину грифа
У классической игры гриф несколько шире, чем это делали на советских гитарах. Нужно около 51-52мм. Накладка (часто псевдонакладка) советского грифа порой непонятным образом сточена по краям или перекошена. Под первым ладом какая-то яма на шейке грифа.
Расширить гриф можно двумя способами:
- Если не хватает совсем немного, то можно физически срубанить старые пропилы под лады и приклеить новую накладку.
- Распилить гриф вдоль пополам и склеить с широкой вставкой.
2 вариант достаточно сложный, но дает несколько полезных дополнительных вещей:
- Вставка укрепляет гриф.
- Можно изменить форму головки, что сделает гитару неузнаваемой. Нормально устанавливается новая классическая механика.
- Поможет в придании грифу нормального поперечного сечения.
Капитальный ремонт грифа
Теперь подробнее по операциям как все это делается.
Снимите все ненужное с грифа, лады, колковую механику. Не оставьте остатки шурупов, их нужно выковырять мелькой стамеской или высверлить трубочным сверлом.
Отпилите лепесток или язык, ту часть, что висела над декой. Отпилите с отступ в 1см от пятки по красной линии на рисунке, он может пригодиться.
Отбейте пятку. С торца приставьте к склейке нож рубанка примерно по зеленой линии и ударьте молотком по ножу, должно легко отойти по склейке.
Далее к торцу, что прилегает к корпусу можно приклеить дополнительный кусочек из плотного дерева (отпиленного лепестка) в уголок, где вы оставили 1см отступ. Этот кусочек скроется в недрах клёца, а саму пятку можно будет приклеить со сдвигом относительного старого положения и шейка грифа станет длинее.
Распилите гриф пополам вдоль. Если вам не требуется большое расширение, то эту операцию можно пропустить. Новой накладки может хватить.
Постарайтесь распилить как можно ровнее. Перед распиливанием убедитесь, что головка нормально вклеенна в шейку, подтвердите это после распиловки.
Заделайте отверстия под колковую механику. Использовать нужно подобное по плотности дерево. Луше всего купить развертку прочистить и откалибровать отверстия и вставить такие же ровные стержни.
Половинки надо сфуговать. Для этого хорошо подходит натянутая на стекло наждачная бумага. Также существует техника подгонки деталей с помощью копировальной бумаги или мела.
Вставка должна быть из плотного, выдержанного, радиального дерева. Интуитивно понятно, что на распиловке вы не должны потерять больше или также, чем это скомпенсирует вставка. Мы гриф все-таки рассширяем.
Стягивать пакет удобно резиной. Кладете накладкой вниз на плоскую палочку, которая немного ýже, чем ширина пакета. Что-то типа узкой накладки. Приматываете к этой полочке резиной. С одной стороны резина стягивает между собой половинки, с другой прижимает к ровной площадке и не даёт сдвинуться.
Убедитесь, что все встало ровно, какие-то сползания не исключены. Можете подстраховать себя заточенными гвоздиками от смещений.
Головка сжимается струбцинам, не поломайте щечки головки. По хорошему нужно что-то вставить в слоты, чтобы нормально прожать середину.
После переклейки с укрепляющей и расширяющей вкладкой нужно обработать поверхность грифа, снять старые пропилы от ладов.
Доклеить к торцу головки сверху дополнительный кусок. Обработать плоскости головки. Приклеить на головку накладку и придать головке новый профиль. Приклейка накладки на головку позволит сместить нулевой лад.
Расширить выточки под механику. Установить новую механику.
Определяемся с окончательной длинной и позицией грифа
Корпус и гриф советской гитары коротковаты для полномензурного варианта 650мм, но мензура 640мм подходит идеально.
- Определяемся с позицией нулевого лада.
- Откладываем половину мензуры от положения нулевого лада и получаем позицию 12 лада на грифе.
- Отталкиваясь от предполагаемого и возможного места нижнего порожка гитары, находим положение 12 лада уже на корпусе гитары. Не относитесь как к аксиоме, что положение 12 лада должно быть на линии с корпусом, это необязательно. Есть гитары и по 13 ладу по границе корпуса.
- Очевидно, что 12 лад на грифе должен попасть на 12 лад корпуса и мы можем четко найти окончательную длину шейки.
- Определяемся с новым положением пятки. Возможно, что от того вкленного кусочка в самом начеле останется только несколько миллиметров.
Многие фото ремонта данного грифа были упущены, но вот что получилось.
Если гриф устанавливается в свой старый корпус, то не меняйте принцип установки, пусть будет как есть, ласточкины хвосты делать совсем необязательно, потренируетесь следующий раз.
После проделанных операций у вас по сути почти классический гриф и огромный опыт за спиной.
Источник