- Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура
- Гармонь – двоюродная сестра варгана
- Как устроена гармонь?
- Отличия левой и правой клавиатур
- Первые ручные гармоники
- От гармони – к баяну и аккордеону
- Баян и аккордеон: сходство
- Типы баянов и аккордеонов
- Чем отличается баян от аккордеона
- Разница между баяном и аккордеоном
- Чем отличается баян от аккордеоном
- Особенности аккордеона
- Особенности баяна
- Чем отличается баян от аккордеона?
- Внешние различия
- Разница в звучании
- Другие отличия
- Что лучше выбрать?
Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура
Баян, аккордеон, гармоника… Для людей неискушенных, далеких от музыки, между этими инструментами нет никакой разницы: и то гармошка, и это гармошка. Такие люди могут спокойно прийти в магазин музыкальных инструментов и, указывая на аккордеон, попросить: «Дайте мне вот эту гармонь!» Аккордеонистов они путают с баянистами, а тех и других – с гармонистами.
А между тем различия есть, и довольно существенные. Но чтобы понять, чем отличается баян от аккордеона, нужно сказать несколько слов об их общем прародителе.
Гармонь – двоюродная сестра варгана
Все гармони, так же как баяны и аккордеоны, относятся к язычковым музыкальным инструментам. Поскольку у них есть клавиатура, то их одновременно считают и клавишными, точнее клавишно-пневматическими. Но все же главная примета, отличающая любую гармонь, – это язычок, гибкая стальная пластинка, при вибрации которой и получается звук. В разных инструментах язычок приводится в движение по-разному. Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот. Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра.
Как устроена гармонь?
У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше – эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше – здесь звуки получаются более высокими.
На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении – другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две.
Для усиления звука служат воздушные камеры — резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные (как правило, еловые). Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку – особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой.
При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук.
Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа – хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка (искаженное «итальянка»).
Отличия левой и правой клавиатур
Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд.
На правой клавиатуре играют саму мелодию. Здесь кнопки находятся на грифе, прикрепленном к корпусу, и снабжены металлическими рычагами, уходящими к клапанам. Они расположены в один или несколько рядов (отсюда названия «однорядка», «двухрядка» и т. д.). Нажатие одной кнопки открывает только один резонатор – и поэтому звучит одиночный чистый музыкальный тон.
Первые ручные гармоники
В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый (как ему казалось) способ извлекать звуки – при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, – аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было.
Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем – гармошка — и завоевала большую популярность.
От гармони – к баяну и аккордеону
Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон (мало октав). Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными.
Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем (т. е. таким строем, где каждая октава делится на 12 математически равных полутонов). Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название – «полный хроматический звукоряд».
На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони. К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой – среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.
В 1907 изобретатель Петр Егорович Стерлигов изготовил первый трехрядный баян, а в 1913 году – и пятирядный.
Примерно в то же время в Европе распространились хроматические гармоники с фортепианной клавиатурой, то есть современные аккордеоны. В Советский Союз они попали приблизительно в 1930-е годы.
Баян и аккордеон: сходство
Во-первых, как уже говорилось в статье, и баян, и аккордеон – гармоники хроматические, то есть обладают равномерно темперированным строем (12 полутонов на октаву) и большим диапазоном октав.
Во-вторых, устройство баяна и аккордеона похоже, в частности левая клавиатура. Она предназначена для басовых нот (первые два ряда кнопок) и для аккордов (четыре остальных ряда – мажор, минор, септаккорд, уменьшенный септаккорд).
Типы баянов и аккордеонов
Приходя в магазин музыкальных инструментов, чтобы купить себе подходящую гармонику, нужно знать, что есть еще один важный нюанс.
Как баяны, так и аккордеоны делятся на три типа: готовые, выборные, и готово-выборные. У готовых левая клавиатура настроена так, как описано выше. У выборных она, точно так же, как и правая, нужна для того, чтобы извлекать не аккорды, а отдельные ноты. У третьего типа – готово-выборных – между двумя режимами можно переключаться. Для переключения на левой клавиатуре есть специальная клавиша-регистр. В выборном режиме ряды с аккордами превращаются в подобие правой клавиатуры четырехрядного баяна, только отраженное зеркально.
Музыканты-профессионалы больше всего любят именно готово-выборные аккордеоны и баяны, так как возможности у этих инструментов очень широки. Они немного сложнее в освоении, чем готовые, зато сыграть на них можно практически все, что угодно – даже фуги Баха.
Чем отличается баян от аккордеона
Помимо разной формы корпуса (у баяна она более прямоугольная, у аккордеона – более округлая), и формы грифа (у аккордеона гриф длиннее), главное, чем отличается баян от аккордеона, — это клавиатура для правой руки.
На правой клавиатуре баяна расположены от трех до пяти рядов кнопок, представляющих полный хроматический звукоряд и охватывающих диапазон 5-6 октав. Бывают как 3-рядные, так и 5-рядные баяны, причем у пятирядного баяна первый и второй ряды кнопок аналогичны четвертому и пятому. При игре на нем это облегчает переход из одной тональности в другую.
Правая клавиатура аккордеона – это ряд массивных клавиш, похожих на фортепианные. Как правило, на грифе расположена 41 клавиша. Еще правая клавиатура имеет несколько переключателей регистров. С их помощью меняют тембр звука или его высоту, делая звук на октаву выше или ниже. У концертных моделей аккордеонов есть и такие переключатели, которые можно нажимать подбородком, не прерывая игры.
Однако сама клавиатура аккордеона охватывает меньший диапазон, чем клавиатура баяна. Будучи подобным баяну музыкальным инструментом, аккордеон (если не принимать во внимание переключатели регистров) может брать только три с половиной октавы.
И наконец, главное, чем отличается баян от аккордеона, – это звучание. В аккордеоне голосовые язычки настраивают с небольшим разнобоем, у музыкантов это называется «в разлив», что дает более бархатистый звук. У баяна язычки настроены в унисон, и звук более чистый.
Источник
Разница между баяном и аккордеоном
Баян и аккордеон – музыкальные инструменты с красивым и богатым диапазоном звучания. Они давно завоевали популярность у слушателей и пользуются почетом у исполнителей. Однако баян и аккордеон обладают разными возможностями для аккомпанемента и по-разному используются в современном эстрадном исполнении. Отличие баяна и аккордеона заключается в их конструкции.
Баян – это язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент, в котором на правой клавиатуре представлен полный хроматический звукоряд, а на левой – басы и готово-выборный аккомпанемент.
Прообразом современного баяна является ручная гармоника, первый образец которой в 1891 году был изготовлен баварскими мастерами из города Зилетуе. Он обладал диапазоном в 4 октавы, а его аккомпанемент состоял только из мажорных созвучий.
В начале ХХ века технику изготовления таких инструментов освоили и усовершенствовали русские мастера. В 1906 году появились трехрядные баяны с так называемой московской раскладкой. В них вместо гнутых рычагов стал применяться валиковый механизм. Название инструмент получил благодаря П.Е.Стерлигову, петербургскому гармонному мастеру, присвоившему баяну имя сказителя-песенника из «Слова о полку Игореве».
Баян
П.Е. Стерлигов включил в правый ряд вспомогательные кнопки, что расширило звуковые возможности инструмента. Подобная раскладка, примененная российским мастером, стала именоваться петербургской, а в дальнейшем – ленинградской. Он же создал и пятирядный баян, правая клавиатура которого имела два вспомогательных ряда кнопок.
Современный баян состоит из трех частей: правого и левого полукорпусов, соединенных мехами. По количеству одновременно вибрирующих язычков наиболее выразительным звучанием отличаются четырехголосые и пятиголосые баяны. Дублирование кнопок на правой клавиатуре и басов на левой позволяет исполнителю плавно переходить в нужную тональность.
Нумерация вертикальных рядов кнопок обеих клавиатур начинается от меховой камеры.
Аккордеон в России появился примерно в то же время, что и баян. Этот клавишно-пневматический музыкальный инструмент был создан на основе гармоники венским органным мастером К. Демианом.
Современный аккордеон имеет правую клавиатуру фортепианного типа и левую кнопочную – по типу баяна. На правой клавиатуре располагается 41 клавиша, левая, как и у баяна, состоит из 120-ти кнопок. Басовые ноты находятся в первых двух рядах, дальше, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями.
Аккордеон
Надо отметить, что оркестровый вид аккордеона не имеет левой клавиатуры. Самые популярные у отечественных исполнителей инструменты – аккордеоны немецкой фирмы Weltmeister.
В Европе за баяном утвердилось русское название, а аккордеоном в некоторых странах считают все разновидности ручных гармоник.
Источник
Чем отличается баян от аккордеоном
При практически одинаковом внешнем виде баяна и аккордеона между этими двумя инструментами существует немало различий. Они связаны с особенностями конструкции, звучания и дизайнерского оформления. Для того, чтобы разобраться в тонкостях отличий, следует просто сравнить оба инструмента.
Особенности аккордеона
Главная особенность аккордеона, по которой даже не специалист может отличить его от баяна, является наличие у него клавиш, как у пианино. При этом на левой клавиатуре расположены аккорды и басы, а на правой — хроматический звукоряд. В связи с наличием клавиш, звучание аккордеона более мягкое и мелодичное по сравнению с баяном. Наличие 45 клавиш на аккордеоне дает возможность воспроизводить сложные музыкальные композиции. При этом аккордеоны создают многотембровый звук, который может удваиваться на октаву. Такой инструмент незаменим при воспроизведении академических композиций.
Особенности баяна
Баян отличается кнопочной клавиатурой. От 3 до 6 рядов круглых кнопок располагаются на клавиатуре мелодии и столько же на клавиатуре акккомпанемента. Баян может быть готовым, когда его звучание создается аккордами и басами, или выборным с отдельными нотами. Звучание баяна более сильное и резкое, чем у аккордеона. Он относится к категории инструментов, которые включаются в оркестровые исполнения. Баяны могут быть трех- и многоголосыми. За рубежом баян считают кнопочным аккордеоном.
При внешнем сходстве баяна и аккордеона, отличить их по дизайну и звучанию совсем несложно. Достаточно определить тип клавиатуры и все встанет на свои места. А если прослушать одно и то же музыкальное произведение на обоих инструментах, то станет понятно, что баян — это сила и динамизм, а аккордеон — душевность и гармония.
Источник
Чем отличается баян от аккордеона?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Баян и аккордеон – это популярные музыкальные инструменты, издающие богатый и завораживающий звук. Они кажутся похожими друг на друга, но различаются некоторыми особенностями. Разобраться в отличительных тонкостях этих инструментов можно путем сравнения их характеристик и параметров.
Внешние различия
Русская любимая гармонь является родоначальником баяна и аккордеона. Старинная популярная гармошка относится к язычковым типам, так как звучание возникает из-за вибрирующих движений язычка – планки из гибкого металла. У каждой пластины 2 язычка, расположенных по разные стороны, поэтому растягивая и сжимая меха, гармонь издает звуки. Гармонь была популярна очень давно, но из-за наличия в ней небольшого числа октав она ограничена диапазоном звуков. Это простейшее музыкальное изобретение изменялось и совершенствовалось, а к началу XX столетия «родился» потомок – баян с кнопками на правой половине корпуса. На его левой части расположились двойные ряды басов и аккордов.
Баян отличается от аккордеона типом клавиатуры, которая делится на 2 класса:
Первый вид клавиатуры напоминает клавиши пианино, а кнопочный экземпляр имеет множество кнопок, расположенных в хроматическом порядке рядами, количество которых от 3-х до 5. Аккордеон является усовершенствованным наследником гармошки, отличить который от обычного баяна можно наличием басов и аккордов на левой клавиатуре, а также хроматического звукоряда на противоположной стороне. Правая клавиатура с клавишами выглядит как пианино с полной хроматической гаммой.
Общее количество клавиш равно 45, этого достаточно, чтобы играть сложные музыкальные композиции. Аккордеон изобретен в конце XIX века в Германии, он также является одним из пневматических видов гармони с язычковой клавиатурой.
У 2-х видов музыкальных инструментов есть некоторые различия в конфигурации корпуса и конструкции грифа. У баяна углы почти прямые, а у аккордеона они более закруглены.
Разница в звучании
Многие люди считают, что баян только по внешним признакам отличается от аккордеона. Но это ошибочное мнение. Коренное отличие двух конкурирующих представителей – это звук. Всеми любимый баян – русское изобретение, у иностранцев такого понятия не существует. До определённого времени баяны не имели регистров и настраивались по камертону, это придавало звуку кристальную чистоту. Баян пользуется широким спросом как инструмент, аккомпанирующий вокальному исполнителю, а также в качестве сольного музыкального варианта. В руках виртуозов этот инструмент живет своей наполненной жизнью.
В отличие от него аккордеон не обладает таким же звучанием, его голоса завышаются или занижаются на доли тона, простыми словами, меняется тембр. Происходит это способом переключения большого количества имеющихся регистров на обеих клавиатурах. Этот многотембровый инструмент идеально воспроизводит академическую и классическую музыку. Сегодня многие музыкальные производители выпускают баяны, имеющие такие же возможности. Аккордеон заменяет практически любой инструмент. Выразительность звука обеспечивают вибрирующие в потоке воздуха язычки, а также меха. Движение мехов в разные стороны напоминает дыхание поющего человека, в результате аккордеон издает бархатные звуки.
Другие отличия
За рубежом баян не нашел свое место, но получил широкую известность в России. С кнопочным аккордеоном у него больше похожих внешних характеристик. Иногда отличить эти 2 инструмента легче только знающему человеку, поэтому часто их называют баянами. Музыкальные инструменты по типу клавиатуры можно классифицировать на следующие классы:
Система первого класса включает басы и аккорды, а третий тип состоит из двух, соответствующих названию. Переходить от одного типа к другому помогают специальные регистры. Кнопочный аккордеон вмещает в себе качества и одного и второго музыкальных инструментов – это звук и диапазон, а кнопки вместо клавиш позволяют исполнять с большой скоростью такие произведения, которые на клавишах сложно сыграть.
Аккордеон принято считать довольно молодым инструментом, продолжающим свое развитие и завоевавшим собственную нишу. Его мощное звучание напоминает игру целого оркестра.
Что лучше выбрать?
Мнение профессионалов в предпочтении выбора того или иного инструмента расходятся. Баянисты и его сторонники считают, что на этом инструменте проще играть технически сложные композиции. Любители игры на аккордеоне уверены, что качество звука в этом случае богаче и красочнее. Кроме того, наличие небольшого количества клавиш позволит освоить и фортепианную клавиатуру.
По мнению преподавателей, аккордеон обладает рядом преимуществ, среди которых модели инструментов, подобранные для начального обучения, имеют возможность выбора разных звуковых тембров. Даже простые детские инструменты производят с переключателями регистров, также их делают трехголосными. Чего не скажешь об аккордеонах кнопочного типа и баянах. Такими характеристиками наделены профессиональные модели, стоимость которых высока.
Баяны для обучения игре обычно делают двухголосными, поэтому звучат они не так эффектно. Однако за счет широкого диапазона и удобства расположения кнопок на правой клавиатуре возможности качественной игры значительно увеличиваются. Эти параметры позволяют без проблем играть любые сложные произведения. Сделать это на клавишном аккордеоне сложнее, а иногда физически невозможно.
Оба музыкальных инструмента прекрасны, и выбрать наиболее подходящий экземпляр для себя или ребенка нужно, руководствуясь собственным вкусом. Баян немного ближе к русской гармошке. Аккордеон пришёл из-за границы, со своей конструкцией, способами настройки и звучанием. У него нет пока в России такой интересной истории, какая есть у гармошки, завезенной с германской земли.
Профессиональные музыканты отдают предпочтение готовым инструментам, как баянам, так и аккордеонам, из-за их большей способности воспроизводить звуки. Но в этом случае на освоение такого инструмента уйдет больше времени. Остановив свой выбор на одном из музыкальных инструментов, важно запомнить еще несколько правил приобретения.
- Подобрать размер. Если инструмент расположен на коленях сидящего ребенка, он не достает до подбородка.
- Осмотреть внешний вид инструмента. Исключены царапины, вмятины и другие дефекты.
- Проверить качество звука, издаваемого инструментом, способом разведения меха, не нажимая на клавиши. Воздух должен выходить постепенно.
- Кнопки легко нажимаются и не западают, клавиши находятся на одинаковом уровне.
- Кнопки работают без скрипа, регистры переключаются без усилия и возвращаются в начальное положение.
Аккордеон и баян – музыкальные инструменты, между которыми не должно быть конкуренции. При их внешнем сходстве дизайн и звук различаются, достаточно определиться с типом клавиатуры.
Когда на обоих инструментах воспроизводится музыка, сразу становится ясно, что баян – это сила, а аккордеон – гармония.
Источник