- Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура
- Гармонь – двоюродная сестра варгана
- Как устроена гармонь?
- Отличия левой и правой клавиатур
- Первые ручные гармоники
- От гармони – к баяну и аккордеону
- Баян и аккордеон: сходство
- Типы баянов и аккордеонов
- Чем отличается баян от аккордеона
- Как отличить кнопочный аккордеон от баяна
- Чем отличается баян от аккордеоном
- Особенности аккордеона
- Особенности баяна
Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура
Баян, аккордеон, гармоника… Для людей неискушенных, далеких от музыки, между этими инструментами нет никакой разницы: и то гармошка, и это гармошка. Такие люди могут спокойно прийти в магазин музыкальных инструментов и, указывая на аккордеон, попросить: «Дайте мне вот эту гармонь!» Аккордеонистов они путают с баянистами, а тех и других – с гармонистами.
А между тем различия есть, и довольно существенные. Но чтобы понять, чем отличается баян от аккордеона, нужно сказать несколько слов об их общем прародителе.
Гармонь – двоюродная сестра варгана
Все гармони, так же как баяны и аккордеоны, относятся к язычковым музыкальным инструментам. Поскольку у них есть клавиатура, то их одновременно считают и клавишными, точнее клавишно-пневматическими. Но все же главная примета, отличающая любую гармонь, – это язычок, гибкая стальная пластинка, при вибрации которой и получается звук. В разных инструментах язычок приводится в движение по-разному. Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот. Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра.
Как устроена гармонь?
У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше – эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше – здесь звуки получаются более высокими.
На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении – другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две.
Для усиления звука служат воздушные камеры — резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные (как правило, еловые). Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку – особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой.
При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук.
Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа – хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка (искаженное «итальянка»).
Отличия левой и правой клавиатур
Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд.
На правой клавиатуре играют саму мелодию. Здесь кнопки находятся на грифе, прикрепленном к корпусу, и снабжены металлическими рычагами, уходящими к клапанам. Они расположены в один или несколько рядов (отсюда названия «однорядка», «двухрядка» и т. д.). Нажатие одной кнопки открывает только один резонатор – и поэтому звучит одиночный чистый музыкальный тон.
Первые ручные гармоники
В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый (как ему казалось) способ извлекать звуки – при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, – аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было.
Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем – гармошка — и завоевала большую популярность.
От гармони – к баяну и аккордеону
Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон (мало октав). Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными.
Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем (т. е. таким строем, где каждая октава делится на 12 математически равных полутонов). Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название – «полный хроматический звукоряд».
На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони. К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой – среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.
В 1907 изобретатель Петр Егорович Стерлигов изготовил первый трехрядный баян, а в 1913 году – и пятирядный.
Примерно в то же время в Европе распространились хроматические гармоники с фортепианной клавиатурой, то есть современные аккордеоны. В Советский Союз они попали приблизительно в 1930-е годы.
Баян и аккордеон: сходство
Во-первых, как уже говорилось в статье, и баян, и аккордеон – гармоники хроматические, то есть обладают равномерно темперированным строем (12 полутонов на октаву) и большим диапазоном октав.
Во-вторых, устройство баяна и аккордеона похоже, в частности левая клавиатура. Она предназначена для басовых нот (первые два ряда кнопок) и для аккордов (четыре остальных ряда – мажор, минор, септаккорд, уменьшенный септаккорд).
Типы баянов и аккордеонов
Приходя в магазин музыкальных инструментов, чтобы купить себе подходящую гармонику, нужно знать, что есть еще один важный нюанс.
Как баяны, так и аккордеоны делятся на три типа: готовые, выборные, и готово-выборные. У готовых левая клавиатура настроена так, как описано выше. У выборных она, точно так же, как и правая, нужна для того, чтобы извлекать не аккорды, а отдельные ноты. У третьего типа – готово-выборных – между двумя режимами можно переключаться. Для переключения на левой клавиатуре есть специальная клавиша-регистр. В выборном режиме ряды с аккордами превращаются в подобие правой клавиатуры четырехрядного баяна, только отраженное зеркально.
Музыканты-профессионалы больше всего любят именно готово-выборные аккордеоны и баяны, так как возможности у этих инструментов очень широки. Они немного сложнее в освоении, чем готовые, зато сыграть на них можно практически все, что угодно – даже фуги Баха.
Чем отличается баян от аккордеона
Помимо разной формы корпуса (у баяна она более прямоугольная, у аккордеона – более округлая), и формы грифа (у аккордеона гриф длиннее), главное, чем отличается баян от аккордеона, — это клавиатура для правой руки.
На правой клавиатуре баяна расположены от трех до пяти рядов кнопок, представляющих полный хроматический звукоряд и охватывающих диапазон 5-6 октав. Бывают как 3-рядные, так и 5-рядные баяны, причем у пятирядного баяна первый и второй ряды кнопок аналогичны четвертому и пятому. При игре на нем это облегчает переход из одной тональности в другую.
Правая клавиатура аккордеона – это ряд массивных клавиш, похожих на фортепианные. Как правило, на грифе расположена 41 клавиша. Еще правая клавиатура имеет несколько переключателей регистров. С их помощью меняют тембр звука или его высоту, делая звук на октаву выше или ниже. У концертных моделей аккордеонов есть и такие переключатели, которые можно нажимать подбородком, не прерывая игры.
Однако сама клавиатура аккордеона охватывает меньший диапазон, чем клавиатура баяна. Будучи подобным баяну музыкальным инструментом, аккордеон (если не принимать во внимание переключатели регистров) может брать только три с половиной октавы.
И наконец, главное, чем отличается баян от аккордеона, – это звучание. В аккордеоне голосовые язычки настраивают с небольшим разнобоем, у музыкантов это называется «в разлив», что дает более бархатистый звук. У баяна язычки настроены в унисон, и звук более чистый.
Источник
Как отличить кнопочный аккордеон от баяна
1. Что в Имени Тебе Моем.
Отметим, что аккордеон, баян и гармошка – все это гармони или пневматические язычковые органчики. В странах Западной Европы за ними закрепилось общее название «аккордеон» с подразделением на клавишный и кнопочный версии. В России в начале ХХ века кнопочная модификация получила звучное имя «баян», навеянное образом героя древнерусского эпоса – сказителя Бояна.
2. Многоголосый Универсал
Аккордеон удивительно популярен в наш электронный век. Сегодня музыканта, виртуозно владеющего им, восторженно встречают на Елисейских полях Парижа, в зале консерватории, на вечеринке в сельской провинции… В чем причина популярности? Боб Дилан ‒ легенда рок-музыки и нобелевский лауреат 2016 г. ‒ сказал: «тому, кто хочет всерьёз заняться музыкой, нужно помнить: аккордеон способен заменить практически все инструменты». Выразительность звучания обеспечивается не только вибрирующими в потоке воздуха язычками, но и мехом, плавно регулирующим воздушное давление и, соответственно, изменяющим громкость. Необходимость смены направления движения меха порождает впечатление дыхания поющего человека ‒ так возникает магия «живого» звука.
3. Анатомия Совершенства
В отечественной традиции принято различать несколько типов гармоней.
Компактный и несложный по конструкции инструмент ‒ гармошка. У нас можно купить гармошку для ребенка с одним или двумя рядами кнопок для правой руки. Но только трехрядка снабжена полным хроматическим звукорядом ( Тульская гармонь БН-40). На гармошках искрометно звучит народная музыка, поэтому гармонист – желанная фигура на сельских празднествах.
Баян (или кнопочный аккордеон) гораздо более сложен. Его правая клавиатура может быть трехрядной, что ограничивает использование первого пальца руки. Но сегодня популярны пятирядные клавиатуры, обеспечивающие равноправие всех пяти пальцев, и эффектное исполнение как народного, так и академического репертуара ( Weltmeister Romance 703 7/8 70/96/III/5/3; Weltmeister Romance 603 3/4 60/72/III/5).
Решив купить баян, обратите внимание на количество «голосов» (1, 2, 3, 4), то есть число язычков, отзывающихся на одну кнопку. Комбинации различно настроенных язычков (регистры) обогащают тембровую палитру инструмента. Кроме того, считается, что великолепный звук дают язычки в цельных пластинах или кусках от итальянских мастеров. Поэтому даже элитные немецкие инструменты часто гордо информируют покупателей об итальянском происхождении голосов ( Weltmeister Cassotta 4/4 41/120/IV/11/5; Walter 37х96 IV 2/5 Corsar 96 Black ).
Клавиатура для левой руки может быть «готовой» или «готово-выборной». Кнопки «готовой» умеют озвучивать аккорды и получать полнозвучную фактуру в сопровождении мелодии. Готово-выборная клавиатура позволяет переключать аккордовое звучание на одноголосное и играть даже сложные полифонические фуги И.С. Баха.
Аккордеон отличается от баяна только своей «рояльной» правой клавиатурой. Его клавиши массивней, чем кнопки, и ограничивают объем звукоряда. Так у аккордеона правая клавиатура 3,5 октавы, а у баяна – до 6,5 октав. Почувствуйте разницу.
Если Вы хотите аккордеон или баян купить для начинающих, то учтите, что полноразмерный инструмент может оказаться ребенку «не по плечу». Поэтому выпускаются серии уменьшенных размеров (7\8, 3\4, 1\2).
4. Дело и Мастер
Признанным авторитетом пользуются мастера германской фирмы Weltmeister . Купить аккордеон или баян ее ф лагманских моделей ‒ мечта каждого музыканта, но высокое качество предполагают и немалую стоимость.
Для начинающих или тех, кто не гонится за роскошью, наш интернет-магазин предлагает купить аккордеон или баян бюджетных серий фирм Sadko ( Sadko TA-8037 ) или J.MEISTER ( J.M eister JM3472/BK ) , успешно конкурирующих на рынке недорогих, но качественных инструментов.
Если после прочтения статьи Вы еще сомневаетесь, пожалуйста, обращайтесь к нашим консультантам. Мы приложим все усилия, чтобы помочь Вам.
Источник
Чем отличается баян от аккордеоном
При практически одинаковом внешнем виде баяна и аккордеона между этими двумя инструментами существует немало различий. Они связаны с особенностями конструкции, звучания и дизайнерского оформления. Для того, чтобы разобраться в тонкостях отличий, следует просто сравнить оба инструмента.
Особенности аккордеона
Главная особенность аккордеона, по которой даже не специалист может отличить его от баяна, является наличие у него клавиш, как у пианино. При этом на левой клавиатуре расположены аккорды и басы, а на правой — хроматический звукоряд. В связи с наличием клавиш, звучание аккордеона более мягкое и мелодичное по сравнению с баяном. Наличие 45 клавиш на аккордеоне дает возможность воспроизводить сложные музыкальные композиции. При этом аккордеоны создают многотембровый звук, который может удваиваться на октаву. Такой инструмент незаменим при воспроизведении академических композиций.
Особенности баяна
Баян отличается кнопочной клавиатурой. От 3 до 6 рядов круглых кнопок располагаются на клавиатуре мелодии и столько же на клавиатуре акккомпанемента. Баян может быть готовым, когда его звучание создается аккордами и басами, или выборным с отдельными нотами. Звучание баяна более сильное и резкое, чем у аккордеона. Он относится к категории инструментов, которые включаются в оркестровые исполнения. Баяны могут быть трех- и многоголосыми. За рубежом баян считают кнопочным аккордеоном.
При внешнем сходстве баяна и аккордеона, отличить их по дизайну и звучанию совсем несложно. Достаточно определить тип клавиатуры и все встанет на свои места. А если прослушать одно и то же музыкальное произведение на обоих инструментах, то станет понятно, что баян — это сила и динамизм, а аккордеон — душевность и гармония.
Источник