MasterGitar.com
В этой статье рассмотрим максимальный вариант ремонта или вернее переделки грифа советской гитары. Иллюстрации из темы нашего форумчанина Евгения из Симферополя, который проделал этот ремонт первым на форуме .
Гриф советской гитары обычно сделан из бука. Материал подходит для работы. Бывают фанерные грифы. Такие грифы достаточно жесткие и их можно оставить, сделав с ними минимальный объем операций. Для полной же переделки лучше найти гриф из массива. Их можно часто встретить на блошиных рынках. Старый советский гриф хорош ещё тем, что за годы эксплуатации дерево уже вытянуто струнами и не будет ненужных усталостных прогибов.
За основу взят абсолютно рядовой буковый гриф с фабричной гитары.
Для приобретения опыта работы с грифом было сделано все, что только возможно. Вы можете взять для себя только какую-то часть проделанного.
Конечно, внешний вид грифа важен для гитары, но главное ради чего начинается капитальный ремонт — это усиление функционала грифа. Основные показатели, ради которых весь хоровод:
- Удлинение грифа — увеличение мензуры, больше мощности в звуке.
- Расширение накладки — двигаемся ближе к классической гитаре.
Остальные показатели, как состояние ладов, к примеру, не обсуждаются — это обязательный ремонт в любом случае, хотите вы просто привести гриф в порядок или капитально переделать.
Удлинение грифа для увеличения мензуры
Удлиняем мензуру гитары со стандартных 630мм или даже 620мм до 640мм и в некоторых случаях до классического варианта 650мм.
На корпусе советской гитары тяжело разместить 650 мм. (Чтобы это сделать снимайте подставку так, чтобы не осталось пятна, т.е. размачиванием или срезанием. Это даст возможность приклеить ее назад намного ниже ее старого положения.)
Удлинение накладки грифа достигается:
- Манипуляциями с положением нулевого лада. Мы меняем накладку, значит, можем нулевой лад сдвинуть.
- Можно доклеить кусочек дерева к торцу шейки грифа у пятки. Эта вставочка спрячется в клеце.
- Отходим от концепции, что 12 лад обязательно должен проходить по краю корпуса.
Пункты 2 и 3 дадут возможность сдвинуть пятку для удлинения шейки.
Увеличиваем ширину грифа
У классической игры гриф несколько шире, чем это делали на советских гитарах. Нужно около 51-52мм. Накладка (часто псевдонакладка) советского грифа порой непонятным образом сточена по краям или перекошена. Под первым ладом какая-то яма на шейке грифа.
Расширить гриф можно двумя способами:
- Если не хватает совсем немного, то можно физически срубанить старые пропилы под лады и приклеить новую накладку.
- Распилить гриф вдоль пополам и склеить с широкой вставкой.
2 вариант достаточно сложный, но дает несколько полезных дополнительных вещей:
- Вставка укрепляет гриф.
- Можно изменить форму головки, что сделает гитару неузнаваемой. Нормально устанавливается новая классическая механика.
- Поможет в придании грифу нормального поперечного сечения.
Капитальный ремонт грифа
Теперь подробнее по операциям как все это делается.
Снимите все ненужное с грифа, лады, колковую механику. Не оставьте остатки шурупов, их нужно выковырять мелькой стамеской или высверлить трубочным сверлом.
Отпилите лепесток или язык, ту часть, что висела над декой. Отпилите с отступ в 1см от пятки по красной линии на рисунке, он может пригодиться.
Отбейте пятку. С торца приставьте к склейке нож рубанка примерно по зеленой линии и ударьте молотком по ножу, должно легко отойти по склейке.
Далее к торцу, что прилегает к корпусу можно приклеить дополнительный кусочек из плотного дерева (отпиленного лепестка) в уголок, где вы оставили 1см отступ. Этот кусочек скроется в недрах клёца, а саму пятку можно будет приклеить со сдвигом относительного старого положения и шейка грифа станет длинее.
Распилите гриф пополам вдоль. Если вам не требуется большое расширение, то эту операцию можно пропустить. Новой накладки может хватить.
Постарайтесь распилить как можно ровнее. Перед распиливанием убедитесь, что головка нормально вклеенна в шейку, подтвердите это после распиловки.
Заделайте отверстия под колковую механику. Использовать нужно подобное по плотности дерево. Луше всего купить развертку прочистить и откалибровать отверстия и вставить такие же ровные стержни.
Половинки надо сфуговать. Для этого хорошо подходит натянутая на стекло наждачная бумага. Также существует техника подгонки деталей с помощью копировальной бумаги или мела.
Вставка должна быть из плотного, выдержанного, радиального дерева. Интуитивно понятно, что на распиловке вы не должны потерять больше или также, чем это скомпенсирует вставка. Мы гриф все-таки рассширяем.
Стягивать пакет удобно резиной. Кладете накладкой вниз на плоскую палочку, которая немного ýже, чем ширина пакета. Что-то типа узкой накладки. Приматываете к этой полочке резиной. С одной стороны резина стягивает между собой половинки, с другой прижимает к ровной площадке и не даёт сдвинуться.
Убедитесь, что все встало ровно, какие-то сползания не исключены. Можете подстраховать себя заточенными гвоздиками от смещений.
Головка сжимается струбцинам, не поломайте щечки головки. По хорошему нужно что-то вставить в слоты, чтобы нормально прожать середину.
После переклейки с укрепляющей и расширяющей вкладкой нужно обработать поверхность грифа, снять старые пропилы от ладов.
Доклеить к торцу головки сверху дополнительный кусок. Обработать плоскости головки. Приклеить на головку накладку и придать головке новый профиль. Приклейка накладки на головку позволит сместить нулевой лад.
Расширить выточки под механику. Установить новую механику.
Определяемся с окончательной длинной и позицией грифа
Корпус и гриф советской гитары коротковаты для полномензурного варианта 650мм, но мензура 640мм подходит идеально.
- Определяемся с позицией нулевого лада.
- Откладываем половину мензуры от положения нулевого лада и получаем позицию 12 лада на грифе.
- Отталкиваясь от предполагаемого и возможного места нижнего порожка гитары, находим положение 12 лада уже на корпусе гитары. Не относитесь как к аксиоме, что положение 12 лада должно быть на линии с корпусом, это необязательно. Есть гитары и по 13 ладу по границе корпуса.
- Очевидно, что 12 лад на грифе должен попасть на 12 лад корпуса и мы можем четко найти окончательную длину шейки.
- Определяемся с новым положением пятки. Возможно, что от того вкленного кусочка в самом начеле останется только несколько миллиметров.
Многие фото ремонта данного грифа были упущены, но вот что получилось.
Если гриф устанавливается в свой старый корпус, то не меняйте принцип установки, пусть будет как есть, ласточкины хвосты делать совсем необязательно, потренируетесь следующий раз.
После проделанных операций у вас по сути почти классический гриф и огромный опыт за спиной.
Источник
Переделка «Советской акустики» на классику с нейлоном
пост danpokerman » 03 май 2012, 00:18 » Переделка «Советской акустики» на классику с нейлоном
#Ремонт гитар: готовая работа
Здравствуйте, уважаемые Мастера!
Дело обстоит следующим образом. Есть возможность взять, почти даром, советскую гитару в отличном состоянии как мне помнится (видел ее раз мельком). Но у меня есть уже хорошая электроакустика, а хочется в арсенале классику. Можно конечно пойти в магазин и приобрести, но руки чешутся ))
Возникают первые вопросы. Можно ли переделать акустическую гитару под нейлон не меня формы обечаек и не увеличивая их размера, будет ли она звучать как классическая гитара.
Из того что мне известно о ней: деки-фанера, гриф короткий 12 ладов до корпуса, но за то широкий и это есть хорошо, как я понимаю.. крепление струн на головке грифа, то же как у классики. Анкера вроде бы нет, но что то я сомневаюсь )) надо проверить ее, чем я завтра и займусь. Сам корпус небольшой. п.с. У меня первая гитара была точно такая только с узким грифом.
Подвожу итоги, что надо сделать (из того, что мне доступна к пониманию) ..
1. Поменять деки и пружины, так же сменить держатель струн на деке.
2. Избавиться от анкера если такой имеется.
3. Реставрация и вклеивания грифа, смена ладов и возможно накладки.
4. Косметические работы.
Достаточно ли будет всех этих процедур для того, что бы акустика преобразилась в завораживающую классику Естественно! с учетом качества работы! или все таки не стоит менять на ней тип струн, а просто отреставрировать и подарить лучшему друга при первом поводе.. Выручайте! Как быть.
Источник
Апгрейд гитары: общие моменты
Что касается апгрейда гитары и всех видов моддинга, то в широком смысле под этим стоит понимать любые изменения в конструкции и дизайне инструмента, которые позволяют «подогнать» его именно под вас, то есть сделать индивидуальным и эксклюзивным. И касается это отнюдь не только дизайна инструмента или комфорта игры на нем – с помощью отдельных идей, указанных ниже, гитарный мастер (или вы сами, если, конечно, имеете определенные навыки) сможет также значительно улучшить звук инструмента!
Улучшить инструмент можно самыми разными способами – мы надеемся, что рассказанные ниже варианты апгрейда гитары вдохновят вас на эксперименты и помогут найти «тот самый звук».
ВНИМАНИЕ! Информация ниже является справочной – не пытайтесь самостоятельно осуществлять ремонт гитары или ее изменение, если вы не уверены в результате и собственных силах. Если вы боитесь испортить гитару, то лучше обратитесь к гитарному мастеру, который подберет подходящие комплектующие и выполнит все работы максимально качественно.
Начнем, конечно же, с электроники. Дерево инструмента создает характер и основу звука, но, как бы то ни было, наибольшее влияние на звучание оказывают именно гитарные датчики (и, конечно же, усилитель, педали эффектов, процессоры – но об этом в других наших статьях) — с помощью изменения их конфигурации можно серьезно поменять окраску звука. На сегодняшний день такие компании, как Seymour Duncan, DiMarzio, EMG, Bareknuckle предлагают огромный выбор продукции, в котором могут запутаться не только новички.
Перед заменой звукоснимателя на гитаре стоит понять одну важную вещь: кардинального изменения звучания вы не получите (если мы не говорим о замене китайских ноунеймов на качественные оригинальные датчики или о переходе с пассивных на активные датчики и наоборот), так как большая часть линеек звукоснимателей сегодня являются практически исключительно маркетинговыми (особенно подписные, да-да).
Изменится ли частотный спектр звука, если заменить Bareknuckle Juggernaut и Bareknuckle Aftermath? Конечно. Никто не будет спорить, что обе линейки имеют высокое качество и великолепно звучат, но иногда перед тем, как соглашаться на недешевую замену звукоснимателей, стоит попробовать настроить характер звука под себя с помощью эквализации, компрессии и др. в 9 из 10 случаев при прямых руках вы получите желаемый звук. В целом тезис таков: менять звукосниматели практически всегда нужно только в том случае, если вы обладатели дешевых/плохо звучащих датчиков и собираетесь менять их на дорогие и качественные.
Как при этом найти звучки со «своим» тоном? Ориентируйтесь, во-первых, на обзоры, которых нынче в сети Интернет сотни, а также изучайте частотные характеристики каждой из моделей на сайте производителя. Если не уверены в выборе – посетите профессиональный магазин гитарного оборудования, где гитарный мастер поможет вам протестировать несколько моделей звукоснимателей как говорится «на лету» — многие известные бренды (Duncan, Acme, Kinman и др.) предоставляют гитарные датчики с вилкой, то есть их можно временно установить на гитару без пайки, протестировать и сравнить звучание с другими моделями.
Если ваши звукосниматели вас полностью устраивают, но вы хотите иметь возможность еще более гибко настраивать звучание своей гитары – самое время подумать об апгрейде темброблока и потенциометров. Изменив конфигурацию данных элементов, вы без труда получите возможность оперативного усиления середины или ее урезания, возможность точно контролировать характер звука – все это поможет расширить диапазон гитары и вдохнуть новую жизнь даже в устаревший и дешевый инструмент.
Следующий элемент гитары, который при грамотном апгрейде повлияет не только на удобство игры, но и на звук – лады. Сразу развеем пару мифов: нету разделения на лады для гитары и бас-гитары, они имеют одинаковые размеры (что, впрочем, не исключает богатого ассортимента ладов по ширине – никто не мешает установить на бас-гитару лады пошире, но это не обязательное правило), а лады из стали не сделают звук инструмента более ярким — яркости звучанию придают струны из стали, но не фурнитура.
Отметим, что более узкие лады, которые использовались на винтажных гитарах, делают звучание инструмента слегка более глухим – если для вас важна яркость, то обратите внимание на более широкие модели. Помимо этого, большинство музыкантов сходятся во мнении, что широкие лады более удобны для бендов, такова же разница и между традиционными ладами из нержавеющей стали и дорогими безмедными моделями наподобие EVO от Jescar.
Хотите совсем смелых экспериментов? Обратите внимание на продукцию компании True Temperament – западные инженеры изобрели и запатентовали новый способ расчета расположения ладов и конструирования накладки грифа для идеального строя по всему грифу.
Начнем с классических фиксированных струнодержателей.
Бриджи Tune-O-Matic были спроектированые более 60 лет назад и идеально сочетают в себе простоту и функциональность. В основном устанавливаются на гитары Gibson, имеются две разновидности – со стоп-баром и со струнами сквозь корпус. Второй вариант подойдет для тех музыкантов, которые хотят в полную силу раскрыть потенциал дерева и добиться большего сустейна. Основные плюсы конструкций типа Tune-O-Matic: простота и легкость настройки инструмента, высокая отдача и сустейн.
Бриджи Hardtail – старший брат систем Vintage Tremolo только без рычага. Струны на таком струнодержателе проходят через седла и отверстия в деке сквозь корпус, благодаря чему достигается отличный резонанс и сустейн. В силу особенностей конструкции данные струнодержатели обеспечивают большую вариативность настройки высоты струн и мензуры по сравнению с Tune-O-Matic, также отлично держат строй. Традиционно устанавливаются в основном на гитарах типа Stratocaster, Superstrat, Telecaster.
Расскажем немного и о тремоло-системах.
Vintage Tremolo – классическая система, работающая на понижение строя. Разрабатывалась по большей части для фрагментарного и незначительного изменения высоты нот, вибрато на созвучиях. В случае глубокого качения рычага гитара может запросто потерять строй, а в худшем случае при резком отпускании утопленного рычага даже могут рваться струны. Решается данная проблема установкой топлоков и качественных локовых колков.
Система Floyd Rose является наиболее популярной среди профессионалов и любителей, так как позволяет изменять высоту ноты в обе стороны, добиваться необычного звучания при подтяжке флажолетов и при этом отлично держит строй. Установка Floyd Rose снижает сустейн инструмента из-за отсутствия контакта струн и корпуса. Также отметим, что отстройка данного тремоло может показаться для новичка достаточно сложной задачей.
И немного об Auto-Tune – системах, которые будут сохранять строй вашего инструмента идеально точным. Суть их работы заключается в корректировке отклонения от основного тона в реальном времени без электроники: то есть при случайной подтяжке струны во время зажатия аккорда на обычном бридже могут появляться крайне неприятные диссонансы – системы Auto-Tune автоматически подстраивают каждую ноту для достижения идеального с точки зрения высоты звучания всех нот и аккордов. Обзоры таких систем можно в изобилии найти на Youtube.
Что касается ассортимента, то сегодня бриджи для гитары Auto-tune можно найти практически на каждый инструмент: революционные и универсальные EverTune, Super-Matic Self-Tuning для гитар с бриджами а-ля Fender, Tronical Automatic System для гитар Gibson и др.
Как ни странно, но на характер звук и в большей мере на сустейн влияют седла бриджа – если на вашем инструменте установлены недорогие седла или они постепенно портятся под действием коррозии, то рекомендуем заменить их на качественные модели от Partsland, Hosco или Schaller.
У вас установлена дешевая система тремоло или вы планируете использовать рычага, но пока что имеете только фиксированный бридж? Мы можем дать лишь один совет: от качества системы тремоло зависит 80% комфорта игры и надежности строя, поэтому мы не советуем экономить на покупке и заказывать дешевые китайские или корейские системы. Возможно, вам стоит обратить внимание на классические Floyd Rose, а также тремоло-системы от Parts и Hosco.
Ну и, конечно же, отличным вариантом апгрейда гитары станет замена гитарных колков. Наиболее популярный шаг – замена обычных на локовые колки, которые зажимают струну и позволяют более точно держать строй. Как ни странно, но такой моддинг слегка утяжелит голову грифа, что обычно благоприятно влияет на то, как резонирует дерево инструмента: как говорится, двух зайцев сразу.
Источник