Как петь нотами с дирижированием по сольфеджио

Как научиться читать с листа

Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!

Не думайте, что есть какие-то особые секреты или методики, овладев которыми, вы сразу научитесь читать ноты с листа. Чтение с листа – это НАВЫК, т.е. чтобы этот навык появился, надо его тренировать, надо этим заниматься!
(Если же вы потом когда-то совсем прекратите практиковаться в читке с листа, этот навык будет постепенно утрачиваться. Даже люди с консерваторским образованием без практики постепенно утрачивают свои навыки и умения)
В этой инструкции ниже я буду говорить о пении с листа .

Итак, в интересующем нас деле нужна прежде всего практика. Если вы учитесь, допустим, в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении, вы разучиваете с хором пару десятков произведений в год, и когда вам раздают ноты новой песни, вы пытаетесь так или иначе прочитать это с листа. Хороший педагог по сольфеджио (особенно, если он готовит вас к профессиональной музыкальной деятельности) также всегда будет использовать формы работы, включающие чтение номеров из учебника по сольфеджио с листа. Но вы и самостоятельно можете работать над этим навыком!

Что делать.
Берёте любой учебник одноголосного сольфеджио, который начинается с более или менее простого уровня сложности. Это может быть учебник, например, для 1-2 классов музыкальной школы, или просто учебник сольфеджио для музыкальной школы (а не для муз.училищ). Предлагаю вам, например, классику: учебник одноголосного сольфеджио Калмыкова и Фридкина, его легко можно найти в интернете и бесплатно скачать.

Читайте также:  Армейский шестерка бой под гитару

Начинаете с самых первых номеров. Последовательно. Каждый номер пытаетесь прочитать с листа!
Внимание! Спеть нужно:

  1. целиком без остановок (серьёзно, пожалуйста, БЕЗ остановок. И желательно без «помарок»),
  2. чисто попадая во все ноты,
  3. в нужном темпе и с правильным ритмом.

Не получилось? Сбились? Остановились? Не беда. Возьмите отдельно сложное место, на котором сбились, разберитесь со скачком или с ритмом. Посмотрите, есть ли ещё сложности в этом номере. Спойте его ещё раз:
1) без остановок и без «помарок»,
2) чисто спев все ноты,
3) в нужном темпе и с правильным ритмом.

Желательно либо выборочно, либо каждый раз записывать себя на диктофон (телефон, видеокамеру). Затем прослушайте своё исполнение, параллельно сверяя все спетые ноты на фортепиано, на своём инструменте или на клавиатуре, которую вы скачали на смартфон. То есть вы записали своё исполнение, нажимаете на воспроизведение и одновременно в реальном времени каждую спетую свою ноту проверяете на инструменте. Но если интонацию вы сможете проверить, с ритмом не всё так однозначно. «Судьи» здесь уже не будет, просто будьте внимательны и не ленитесь считать! Без счёта никак.

Итак, прочитали с листа один номер, если ошиблись, исправили ошибку и ПЕРЕПЕЛИ номер. И двигаетесь дальше. Не надо пытаться освоить за неделю или даже за месяц весь учебник сольфеджио. Помните – навык формируется ровно в тот момент времени, когда вы этим занимаетесь. Много поёте, регулярно занимаетесь – активно формируется.

Проработали один учебник сольфеджио – берёте другой!
Последнее важное правило. Перед тем, как вы собираетесь что-либо прочитать с листа (номер из учебника по сольфеджио, новую песню на репетиции хора или ирмос незнакомого канона на церковной службе), нужно :
1) Определить тональность. Запомнить знаки при ключе.
(У меня такой лайфхак: я запоминаю самый последний диез и бемоль при ключе, и если, например, есть при ключе ля-диез, значит, и ре-диез тоже есть – но это нужно, наверное, автоматически знать кварто-квинтовые круги – будет ли работать у вас, не знаю, попробуйте)
2) Просмотреть ВЕСЬ номер внимательно ГЛАЗАМИ. Обратить внимание на а) скачки, б) сложный ритм, в) встречные знаки альтерации – отклонения, модуляции, г) смену размера. Скачки пропеть мысленно, внутренним слухом, сложный ритм просчитать заранее, внезапные шестнадцатые пропеть мысленно в медленном темпе, затем быстрее, а также разобраться, почему имеются встречные знаки и как «попасть» на эти альтерированные ноты.

Читайте также:  Типы звукоснимателей для бас гитары

При пении не суетитесь – если написано «Медленно» или «Умеренно», не пойте быстро.
Затем вы настраиваетесь на нужную тональность – сыграйте себе тоническое трезвучие в удобном расположении – и вперёд, начинайте петь и старайтесь не останавливаться при пении.

Также при пении желательно считать, а ещё лучше – дирижировать. Сетку. Не допускайте замедления в коротких длительностях и ускорения длинных нот. Будьте строги к себе, не коверкайте ноты и ритм!
Пропели номер без ошибок – переходите к следующему! Вы поправите или разовьёте свой навык чтения с листа ровно настолько, сколько времени уделите этому.

Ну а так, чего ждать…;) В музыке всё ГОДАМИ формируется, и петь учатся годами, и играть учатся годами. Но если вам нравится заниматься музыкой – просто получайте удовольствие от процесса))

Источник

Как выучить сольфеджио

Сольфеджио — это пение с соблюдением нот. Кроме того, оно является дисциплиной в музыкальных училищах и других заведениях. Такие занятия способны развить память, координацию голоса со слухом и улучшить музыкальный слух, так как это важнейшие факторы для начинающего музыканта. Именно интонация является наиболее значимой частью музыки в целом.

Как выучить сольфеджио с нуля

Перед людьми искусства часто встает вопрос, а как быстро выучить сольфеджио? Сегодня мы постараемся ответить на него.

Для начала стоит рассмотреть различные варианты обучения:

  1. занятия по самоучителю;
  2. обучение в учреждениях;
  3. онлайн;
  4. частные уроки профессионала.

Стоит подробнее изучить каждый из методов

Самоучитель

Итак, на данный момент существует огромное количество разнообразных учебников. Спрос на подобные книги растет с каждым днем, это обусловлено желанием экономии денег и времени. Более того, в аннотации автор всегда утверждает, что именно это пособие ответит на вопрос «Как выучить сольфеджио самостоятельно?». Но считается, что чтение само по себе не принесет пользы, если полностью отсутствует практика. Вся теория, заключенная в этих книгах, бессмысленна, если по-прежнему остаётся лишь словами. Если вы выполняете все указанные упражнения, каждый день уделяете время на обучение, то есть вероятность хороших результатов.

Обучение в профессионально направленных заведениях (музыкальные академии, школы и т.д.)

Подобные курсы обучения стоит разделить на теоретические и практические части. Первая является обычной теорией музыки на протяжении всего периода обучения. Вторая включает пение разнообразных упражнений, запись музыкальных диктантов и восприятие на слух разнообразных созвучий. Как выучить сольфеджио с нуля? Для начала необходимо научиться писать и читать ноты, так как это основа всего музыкального образования (обучение проходит в течение нескольких месяцев). Впоследствии начинается практическая часть (пение гамм, исполнение с дирижированием). После года обучения человек научится азам и сможет слышать музыку. Для достижения подобного результата необходимо изучить несколько нотных грамот и выполнять упражнения для развития навыков интонирования.

Онлайн-образование

Существуют различные сайты, где можно выполнять задания по сольфеджио. Более того, можно приобрести курс, который в детальных подробностях расскажет о правильной технике быстрого запоминания. Возможно, этот способ не такой эффективный, так как вы не сможете задавать наводящие вопросы, но каждому человеку свойственен собственный метод. Стоит обратить внимание, побольше почитать статей и отзывов о различных популярных курсах данного направления.

Частные уроки с преподавателем

Существует стандартная программа обучения, которая уже давно наскучила как преподавателям, так и ученикам. На сегодняшний день многие учителя стараются видоизменить ее, сделав более интересной. Они покажут, как быстро выучить номер по сольфеджио, как выучить интервалы по сольфеджио

и не только. Обратим внимание на некоторые секреты нового обучения:

  • проведение музыкальных диктантов (позволит наблюдать за ростом и развитием каждого);
  • исполнение мелодий с произнесением нот, пение разноголосых упражнений, гамм и аккордов;
  • практика (позволяет качественно отработать материал в кратчайшие сроки);
  • системный график занятий (прививает ответственность);
  • визуализация (после каждого теоретического материала, выполняется наглядный пример выполнения);
  • анализ с помощью слуха.

Как выучить интервалы по сольфеджио

Как быстро выучить термины по сольфеджио, что такое интервалы и как с этим работать? Конкретного ответа на данный вопрос нет, так как каждому присуща собственная техника. Один обладает хорошей памятью и может сразу все запомнить, а другой запоминает через ассоциации. Это является одним из наиболее популярных и действенных методов.

Надеюсь, данная статья ознакомила вас со всеми распространёнными способами того, как выучить сольфеджио, помогла выбрать наиболее подходящий и ответила на давно накопившиеся вопросы.

Материалы по теме

Обращение интервалов

Музыкальный язык совершенно так же, как любой разговорный, и имеет свои правила грамотности.

Знаки в сольфеджио

Каждому музыканту нужно знать не только с помощью каких приемов играть на инструменте, но и важно знать азы всей музыки. Самое первое, с чем следует познакомиться — это знаки в сольфеджио.

Обозначения в сольфеджио

Обозначение нот буквами в сольфеджио. Как обозначаются аккорды, тональности, лады просто и понятно для всех.

Источник

Как петь нотами с дирижированием по сольфеджио

СОЛЬФЕДЖИО

Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе действующей программы.

Тем же приемом предлагается петь гаммы Соль мажор и Фа мажор.

Терция — как движение по звукам трезвучия;

Квинта — как скачок с I ступени на V ступень;

В конце второго класса помещен раздел «Каноны» как подготовка к развитию многоголосия.

§ 9. Размер три четверти

§ 10. Размер четыре четверти

§ 14. Шестнадцатые

۝ Рабочая тетрадь 2 класс

Вопросы по сольфеджио за первый класс:

Первый проверочный класс

1. Сольфеджио — занятие, способствующее развитию — музыкального слуха и навыкам пения по нотам.

2. Нотный стан — пять горизонтальных линий, на которых размещаются ноты

3. Нота — знак для записи высоты и длительности звука

4. Длительности НОТ: — целая, -половинная, — четверть, — восьмая

5. Ключ — знак, определяющий место звука на нотоносце

6. Скрипичный ключ — знак, обозначающий, что нота «соль» 1 октавы, находится на второй линии нотоносца

7. Тактовая черта — вертикальная черта, разделяющая такты

8. Такт — расстояние от одной тактовой черты -до другой

9. Октава — группа звуков от «до» до каждого следующего «до»

10. Фраза — деление мелодии на части

11. Метр — чередование сильных и слабых долей

12. Размер — количество долей в такте.

13. Двухдольный размер (2/4) — сильная доля, чередуется с одной слабой долей

14. Трехдольный размер (3/4) — сильная доля чередуется с двумя слабыми долями

15. Четырехдольный размер (4/4) — сильная доля чередуется стремя слабыми долями

16. Реприза — знак повторения

17. Пауза — знак молчания

18. Затакт — не полный такт

19. Гамма — звуки, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до тоники.

20. Ступень — порядковое обозначение звуков лада римскими цифрами

21. Тоника — первая ступень лада

22. Трезвучие — аккорд из трех звуков

23. Тоническое трезвучие — аккорд из 3-х устойчивых звуков

24. Аккорд — созвучие из трех и более звуков

25. Устойчивые ступени: I, III, V

26. Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII

27. Разрешение — переход неустойчивого звука в устойчивый: II → I, IV→ III, VI→ V , VII→VI

28. Группировка — распределение длительностей в такте

30. Форте — громко,

32. Мецо форте — не очень громко

33. Мецо пиано — не очень тихо

34. Пианиссимо — очень тихо

35. Фортиссимо — очень громко


Нотный стан (нотоно́сец)
Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням диатонического звукоряда . Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой .

Добавочные ли́нии
применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Добавочные линии носят названия порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз).

Тактовая черта
Используется для отделения тактов (см. Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.

Двойная тактовая черта
Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.

Пунктирная тактовая черта
Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения.

Акколада, скобка
Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные может применяться соответственно акколада или скобка (не показана).

Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом.

Music-Cclef.svg Ключ «до»

Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (приблизительно 262 Гц). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым.

Music-Fclef.svg Ключ «фа»

Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым.

Music-neutralclef.svg Нейтральный ключ

Применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента.

Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.

Паузы Длительность Music-quadwholenote.svg Лонга Или «четверная», четыре целых, применялась в старинной музыке. Продолжительность: R × 16 Бревис Или «двойная». Длительность: R × 8 Целая Или семибревис. Длительность: R × 4 Половинная Или «вторая». Длительность: R × 2 Четвертная Или «четвёртая». Длительность: R Восьмая Длительность: R / 2 Шестнадцатая Длительность: R / 4 Тридцать вторая Длительность: R / 8 Шестьдесят четвёртая Длительность: R / 16 Сто двадцать восьмая Длительность: R / 32 Двести пятьдесят шестая Длительность: R / 64

Вязка (или ребро) соединяет восьмые и более короткие соседние ноты. Число вязок равно числу флажков у не группированных нот.

Точка, помещённая рядом с символом ноты или паузы, увеличивает длительность. Одна точка увеличивает длительность на половину её значения, две — на 3/4 значения, три — на 7/8 и т. д

Оркестровая пауза, тацет (много тактовая пауза)

Обозначает длинную много тактовую паузу. Число сверху обозначает число тактов, которые исполнитель должен пропустить.

Уменьшает длительность трёх помеченных нот (или пауз) так, чтобы их суммарная длительность совпала с длительностью двух нот.

Небольшая пауза для вдоха в духовых инструментах и снятия руки на фортепиано. Обычно не влияет на темп произведения.

Короткий период тишины неопределённой длительности. В оркестре длительность задается дирижёром.

Символы альтерации изменяют высоту некоторых нот. Так, случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.

Бекар (знак отказа)

Отменяет действие любого другого символа альтерации.

Понижает высоту ноты на один полутон.

Дубль-бемоль (дважды бемоль)

Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.

Повышает высоту ноты на один полутон.

Дубль-диез (двойной диез)

Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.

Знаки применяются в микротоновой музыке :

Полтора бемоля или полутора бемоль

Понижает высоту ноты на три четверти тона. Обозначение состоит из знака бемоль и пол-бемоля (обозначение может быть и другим, см. ниже четверть тоновый бемоль).

Четверть тоновый диез или полу диез

Повышает высоту ноты на четверть тона.

Полтора диеза или полутора диез

Повышает высоту ноты на три четверти тона

Ключевые знаки альтерации (то есть стоящие непосредственно после ключа) действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.

В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:

Число сверху (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвертной ноте).

Сокращённое обозначение размера с четырьмя долями по четверти. Эквивалентно обозначению 4/4.

Alla breve (Алла бреве)

Обозначение двудольного размера с долей в 1/2. Эквивалентно обозначению 2/2

Ставится в начале записи или при смене темпа. Это обозначение позволяет задать точное значение темпа произведения, определяя, сколько раз в минуту должна уложиться указанная длительность. В примере задаётся длительность четвертной ноты в 0,5 секунды (то есть в минуту прозвучат 120 четвертных нот).

Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта.

Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты.

Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги.

Плавный переход от одной ноты к другой.

Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка.

Аккорд, или созвучие

Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интервалом.

Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется.

Piano pianissimo [Пиано пианиссимо] или Pianississimo [Пианиссиссимо]

Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»).

Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию.

Forte fortissimo [Форте фортиссимо] или Fortississimo [Фортиссиссимо]

Обозначение максимально возможной громкости звука.

Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрягая силы»)

Crescendo или cresc. [Крещендо]

Постепенное увеличение силы звука.

Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декрещендо])

Постепенное уменьшение силы звука.

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.

Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).

Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. Длительность ноты на это обозначение не влияет, она указывает лишь на промежуток времени, спустя который наступает звучание следующего звука.

Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагаеся один знак, у сильной ноты — два, один под другим.

Пиццикато левой рукой или Зажатая нота

Нота в партии струнных инструментов, исполняемая щипком пальца левой руки (обычное пиццикато исполняется правой рукой, освобождённой от смычка), пальцы которой обычно используются для зажатия струны. В партиях валторн этот знак обозначает, что звук извлекается при засурдиненном рукой раструбе.

Нота, исполняемая щипком на струнных инструментах. В отличие от обычного пиццикато струна щиплется с такой силой, чтобы при отскоке она ударялась о корпус инструмента. Впервые применено Белой Бартоком.

Натуральный флажолет или Открытая нота

На струнных инструментах обозначает, что нота извлекается как натуральный флажолет. Однако часто этот знак употребляется для флажолетов вообще, как натуральных, так и искусственных. Употребляется также для обозначения «флажолетов» (звуков, извлекаемых передуванием при помощи октавного клапана) в партиях деревянных духовых (особенно флейт). В партиях медных духовых инструментов этот знак употребляется для обозначения открытых, не засурдиненных звуков.

Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато.

Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.

Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вверх. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра сверху вниз.

Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вниз. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра снизу вверх.

Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.

Быстрое и периодическое небольшое изменение высоты звучания.

Быстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты.

Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная или пониженная на тон или полутон. В первом случае мордент называется верхним, во втором — нижним. Верхний мордент изображён на рисунке, нижний обозначается так же, только с вертикальной линией посередине.

Комбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. Если символ группетто перевёрнут, сначала исполняется нижний мордент, потом верхний.

Форшлаг (долгий форшлаг)

Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты.

Форшлаг (перечёркнутый, или короткий, форшлаг)

Длительность дополнительной ноты — очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной или предшествующей ноты.

Перенос на октаву

Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий

Выше на октаву (итал. ottava alta)

Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву выше, чем записано.

Ниже на октаву (итал. ottava bassa)

Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву ниже, чем записано.

Выше на две октавы (итал. quindicesima alta)

Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы выше, чем записано

Ниже на две октавы (итал. quindicesima bassa)

Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы ниже, чем записано.

Чаще при указании переноса нот на октаву (или две) вверх пунктирная линия с числом 8 (или 15) помещается над этими нотами, а при переносе на октаву (или две) вниз — под ними:

Повторения и окончания

Тремоло (знак повторения ноты или группы нот)

Обычно очень быстрое повторное извлечение ноты, интервала или аккорда. Символ может стоять между двумя нотами (интервалами, аккордами), обозначая быстрое поочерёдное повторение нот (групп нот) отличных по высоте. Частота повторения зависит от числа рёбер между обозначаемыми нотами. Количество нот определяют исходя из того, что их суммарная длительность равна длительности самой ноты с тремоло.

Обозначает повтор долей, целого такта или двух тактов. То есть указывает на то, что вместо него исполняется последовательность нот, начиная от ближайшей тактовой линии и до него.

Реприза (знаки повторения части произведения)

Обозначают повторяющуюся часть произведения. Если левый символ репризы отсутствует, это означает, что повторять нужно с самого начала. При отсутствии вольты повтор производится однократно.

Вольта (используется совместно с репризой)

Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку.

При повторном исполнении нот в репризе, ноты с вольтой 1 заменяются на ноты, стоящие под вольтой с номером, соответствующим порядку повторения.

Da capo (с начала)

Переход на начало произведения. Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».

Dal segno (со знака сеньо)

Повтор, начиная со знака «сеньо». Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».

Отметка, используемая совместно с аббревиатурой Dal segno.

Отметка окончания произведения. Применяется вместе с аббревиатурами D.S. al coda и D.C. al coda.

Прочие ⇒ Эти обозначения применяются для записи произведений для фортепиано:

Предписывает пианисту нажать правую педаль.

Предписывает пианисту снять правую педаль.

Более точное управление правой педалью. Нижнее положение линии означает нажатое состояние педали, верхнее — снятое.

Рабочая тетрадь 2 класс

Перед Вами — рабочая тетрадь по сольфеджио, которая поможет Вам изучить основы музыкальной грамоты в занимательной форме.

Регулярно выполняя предложенные задания на уроках, и дома, Вы приобретёте прочные навыки и знания, разовьёте свои творческие способности, внимание, память, что поможет Вам в дальнейших занятиях музыкой.

Калинина Галина Федоровна. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс. — М., 2015 г.

Источник

Оцените статью
Остановки ↓
Динамика ➳ Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.
Pianissimo [Пиани́ссимо] ➳ Очень тихо.
Piano [Пиа́но] ➳ Тихо.
Mezzo-piano [Меццо-пиано] ➳ Умеренно тихо.
Forte [Фо́рте] ➳ Громко.
Fortissimo [Форти́ссимо] ➳ Очень громко.
Rinf., rf., rfz. Rinforzando или rf. [Ринфорцандо] Внезапное усиление звука.