- Как научиться читать с листа
- Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!
- Как выучить сольфеджио
- Как выучить сольфеджио с нуля
- Стоит подробнее изучить каждый из методов
- Самоучитель
- Обучение в профессионально направленных заведениях (музыкальные академии, школы и т.д.)
- Онлайн-образование
- Частные уроки с преподавателем
- Как выучить интервалы по сольфеджио
- Материалы по теме
- Обращение интервалов
- Знаки в сольфеджио
- Обозначения в сольфеджио
- Как петь нотами с дирижированием по сольфеджио
Как научиться читать с листа
Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!
Не думайте, что есть какие-то особые секреты или методики, овладев которыми, вы сразу научитесь читать ноты с листа. Чтение с листа – это НАВЫК, т.е. чтобы этот навык появился, надо его тренировать, надо этим заниматься!
(Если же вы потом когда-то совсем прекратите практиковаться в читке с листа, этот навык будет постепенно утрачиваться. Даже люди с консерваторским образованием без практики постепенно утрачивают свои навыки и умения)
В этой инструкции ниже я буду говорить о пении с листа .
Итак, в интересующем нас деле нужна прежде всего практика. Если вы учитесь, допустим, в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении, вы разучиваете с хором пару десятков произведений в год, и когда вам раздают ноты новой песни, вы пытаетесь так или иначе прочитать это с листа. Хороший педагог по сольфеджио (особенно, если он готовит вас к профессиональной музыкальной деятельности) также всегда будет использовать формы работы, включающие чтение номеров из учебника по сольфеджио с листа. Но вы и самостоятельно можете работать над этим навыком!
Что делать.
Берёте любой учебник одноголосного сольфеджио, который начинается с более или менее простого уровня сложности. Это может быть учебник, например, для 1-2 классов музыкальной школы, или просто учебник сольфеджио для музыкальной школы (а не для муз.училищ). Предлагаю вам, например, классику: учебник одноголосного сольфеджио Калмыкова и Фридкина, его легко можно найти в интернете и бесплатно скачать.
Начинаете с самых первых номеров. Последовательно. Каждый номер пытаетесь прочитать с листа!
Внимание! Спеть нужно:
- целиком без остановок (серьёзно, пожалуйста, БЕЗ остановок. И желательно без «помарок»),
- чисто попадая во все ноты,
- в нужном темпе и с правильным ритмом.
Не получилось? Сбились? Остановились? Не беда. Возьмите отдельно сложное место, на котором сбились, разберитесь со скачком или с ритмом. Посмотрите, есть ли ещё сложности в этом номере. Спойте его ещё раз:
1) без остановок и без «помарок»,
2) чисто спев все ноты,
3) в нужном темпе и с правильным ритмом.
Желательно либо выборочно, либо каждый раз записывать себя на диктофон (телефон, видеокамеру). Затем прослушайте своё исполнение, параллельно сверяя все спетые ноты на фортепиано, на своём инструменте или на клавиатуре, которую вы скачали на смартфон. То есть вы записали своё исполнение, нажимаете на воспроизведение и одновременно в реальном времени каждую спетую свою ноту проверяете на инструменте. Но если интонацию вы сможете проверить, с ритмом не всё так однозначно. «Судьи» здесь уже не будет, просто будьте внимательны и не ленитесь считать! Без счёта никак.
Итак, прочитали с листа один номер, если ошиблись, исправили ошибку и ПЕРЕПЕЛИ номер. И двигаетесь дальше. Не надо пытаться освоить за неделю или даже за месяц весь учебник сольфеджио. Помните – навык формируется ровно в тот момент времени, когда вы этим занимаетесь. Много поёте, регулярно занимаетесь – активно формируется.
Проработали один учебник сольфеджио – берёте другой!
Последнее важное правило. Перед тем, как вы собираетесь что-либо прочитать с листа (номер из учебника по сольфеджио, новую песню на репетиции хора или ирмос незнакомого канона на церковной службе), нужно :
1) Определить тональность. Запомнить знаки при ключе.
(У меня такой лайфхак: я запоминаю самый последний диез и бемоль при ключе, и если, например, есть при ключе ля-диез, значит, и ре-диез тоже есть – но это нужно, наверное, автоматически знать кварто-квинтовые круги – будет ли работать у вас, не знаю, попробуйте)
2) Просмотреть ВЕСЬ номер внимательно ГЛАЗАМИ. Обратить внимание на а) скачки, б) сложный ритм, в) встречные знаки альтерации – отклонения, модуляции, г) смену размера. Скачки пропеть мысленно, внутренним слухом, сложный ритм просчитать заранее, внезапные шестнадцатые пропеть мысленно в медленном темпе, затем быстрее, а также разобраться, почему имеются встречные знаки и как «попасть» на эти альтерированные ноты.
При пении не суетитесь – если написано «Медленно» или «Умеренно», не пойте быстро.
Затем вы настраиваетесь на нужную тональность – сыграйте себе тоническое трезвучие в удобном расположении – и вперёд, начинайте петь и старайтесь не останавливаться при пении.
Также при пении желательно считать, а ещё лучше – дирижировать. Сетку. Не допускайте замедления в коротких длительностях и ускорения длинных нот. Будьте строги к себе, не коверкайте ноты и ритм!
Пропели номер без ошибок – переходите к следующему! Вы поправите или разовьёте свой навык чтения с листа ровно настолько, сколько времени уделите этому.
Ну а так, чего ждать…;) В музыке всё ГОДАМИ формируется, и петь учатся годами, и играть учатся годами. Но если вам нравится заниматься музыкой – просто получайте удовольствие от процесса))
Источник
Как выучить сольфеджио
Сольфеджио — это пение с соблюдением нот. Кроме того, оно является дисциплиной в музыкальных училищах и других заведениях. Такие занятия способны развить память, координацию голоса со слухом и улучшить музыкальный слух, так как это важнейшие факторы для начинающего музыканта. Именно интонация является наиболее значимой частью музыки в целом.
Как выучить сольфеджио с нуля
Перед людьми искусства часто встает вопрос, а как быстро выучить сольфеджио? Сегодня мы постараемся ответить на него.
Для начала стоит рассмотреть различные варианты обучения:
- занятия по самоучителю;
- обучение в учреждениях;
- онлайн;
- частные уроки профессионала.
Стоит подробнее изучить каждый из методов
Самоучитель
Итак, на данный момент существует огромное количество разнообразных учебников. Спрос на подобные книги растет с каждым днем, это обусловлено желанием экономии денег и времени. Более того, в аннотации автор всегда утверждает, что именно это пособие ответит на вопрос «Как выучить сольфеджио самостоятельно?». Но считается, что чтение само по себе не принесет пользы, если полностью отсутствует практика. Вся теория, заключенная в этих книгах, бессмысленна, если по-прежнему остаётся лишь словами. Если вы выполняете все указанные упражнения, каждый день уделяете время на обучение, то есть вероятность хороших результатов.
Обучение в профессионально направленных заведениях (музыкальные академии, школы и т.д.)
Подобные курсы обучения стоит разделить на теоретические и практические части. Первая является обычной теорией музыки на протяжении всего периода обучения. Вторая включает пение разнообразных упражнений, запись музыкальных диктантов и восприятие на слух разнообразных созвучий. Как выучить сольфеджио с нуля? Для начала необходимо научиться писать и читать ноты, так как это основа всего музыкального образования (обучение проходит в течение нескольких месяцев). Впоследствии начинается практическая часть (пение гамм, исполнение с дирижированием). После года обучения человек научится азам и сможет слышать музыку. Для достижения подобного результата необходимо изучить несколько нотных грамот и выполнять упражнения для развития навыков интонирования.
Онлайн-образование
Существуют различные сайты, где можно выполнять задания по сольфеджио. Более того, можно приобрести курс, который в детальных подробностях расскажет о правильной технике быстрого запоминания. Возможно, этот способ не такой эффективный, так как вы не сможете задавать наводящие вопросы, но каждому человеку свойственен собственный метод. Стоит обратить внимание, побольше почитать статей и отзывов о различных популярных курсах данного направления.
Частные уроки с преподавателем
Существует стандартная программа обучения, которая уже давно наскучила как преподавателям, так и ученикам. На сегодняшний день многие учителя стараются видоизменить ее, сделав более интересной. Они покажут, как быстро выучить номер по сольфеджио, как выучить интервалы по сольфеджио
и не только. Обратим внимание на некоторые секреты нового обучения:
- проведение музыкальных диктантов (позволит наблюдать за ростом и развитием каждого);
- исполнение мелодий с произнесением нот, пение разноголосых упражнений, гамм и аккордов;
- практика (позволяет качественно отработать материал в кратчайшие сроки);
- системный график занятий (прививает ответственность);
- визуализация (после каждого теоретического материала, выполняется наглядный пример выполнения);
- анализ с помощью слуха.
Как выучить интервалы по сольфеджио
Как быстро выучить термины по сольфеджио, что такое интервалы и как с этим работать? Конкретного ответа на данный вопрос нет, так как каждому присуща собственная техника. Один обладает хорошей памятью и может сразу все запомнить, а другой запоминает через ассоциации. Это является одним из наиболее популярных и действенных методов.
Надеюсь, данная статья ознакомила вас со всеми распространёнными способами того, как выучить сольфеджио, помогла выбрать наиболее подходящий и ответила на давно накопившиеся вопросы.
Материалы по теме
Обращение интервалов
Музыкальный язык совершенно так же, как любой разговорный, и имеет свои правила грамотности.
Знаки в сольфеджио
Каждому музыканту нужно знать не только с помощью каких приемов играть на инструменте, но и важно знать азы всей музыки. Самое первое, с чем следует познакомиться — это знаки в сольфеджио.
Обозначения в сольфеджио
Обозначение нот буквами в сольфеджио. Как обозначаются аккорды, тональности, лады просто и понятно для всех.
Источник
Как петь нотами с дирижированием по сольфеджио
СОЛЬФЕДЖИО
Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе действующей программы.
Тем же приемом предлагается петь гаммы Соль мажор и Фа мажор.
Терция — как движение по звукам трезвучия;
Квинта — как скачок с I ступени на V ступень;
В конце второго класса помещен раздел «Каноны» как подготовка к развитию многоголосия.
§ 9. Размер три четверти § 10. Размер четыре четверти § 14. Шестнадцатые Рабочая тетрадь 2 класс |
Вопросы по сольфеджио за первый класс:
Первый проверочный класс
1. Сольфеджио — занятие, способствующее развитию — музыкального слуха и навыкам пения по нотам.
2. Нотный стан — пять горизонтальных линий, на которых размещаются ноты
3. Нота — знак для записи высоты и длительности звука
4. Длительности НОТ: — целая, -половинная, — четверть, — восьмая
5. Ключ — знак, определяющий место звука на нотоносце
6. Скрипичный ключ — знак, обозначающий, что нота «соль» 1 октавы, находится на второй линии нотоносца
7. Тактовая черта — вертикальная черта, разделяющая такты
8. Такт — расстояние от одной тактовой черты -до другой
9. Октава — группа звуков от «до» до каждого следующего «до»
10. Фраза — деление мелодии на части
11. Метр — чередование сильных и слабых долей
12. Размер — количество долей в такте.
13. Двухдольный размер (2/4) — сильная доля, чередуется с одной слабой долей
14. Трехдольный размер (3/4) — сильная доля чередуется с двумя слабыми долями
15. Четырехдольный размер (4/4) — сильная доля чередуется стремя слабыми долями
16. Реприза — знак повторения
17. Пауза — знак молчания
18. Затакт — не полный такт
19. Гамма — звуки, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до тоники.
20. Ступень — порядковое обозначение звуков лада римскими цифрами
21. Тоника — первая ступень лада
22. Трезвучие — аккорд из трех звуков
23. Тоническое трезвучие — аккорд из 3-х устойчивых звуков
24. Аккорд — созвучие из трех и более звуков
25. Устойчивые ступени: I, III, V
26. Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII
27. Разрешение — переход неустойчивого звука в устойчивый: II → I, IV→ III, VI→ V , VII→VI
28. Группировка — распределение длительностей в такте
30. Форте — громко,
32. Мецо форте — не очень громко
33. Мецо пиано — не очень тихо
34. Пианиссимо — очень тихо
35. Фортиссимо — очень громко
Нотный стан (нотоно́сец)
Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням диатонического звукоряда . Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой .
Добавочные ли́нии
применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Добавочные линии носят названия порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз).
Тактовая черта
Используется для отделения тактов (см. Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.
Двойная тактовая черта
Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.
Пунктирная тактовая черта
Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения.
Акколада, скобка
Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные может применяться соответственно акколада или скобка (не показана).
Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом.
Music-Cclef.svg Ключ «до»
Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (приблизительно 262 Гц). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым.
Music-Fclef.svg Ключ «фа»
Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым.
Music-neutralclef.svg Нейтральный ключ
Применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента.
Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.
Остановки ↓ | |
Динамика ➳ Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков. | |
Pianissimo [Пиани́ссимо] ➳ Очень тихо. | |
Piano [Пиа́но] ➳ Тихо. | |
Mezzo-piano [Меццо-пиано] ➳ Умеренно тихо. | |
Forte [Фо́рте] ➳ Громко. | |
Fortissimo [Форти́ссимо] ➳ Очень громко. | |
Rinf., rf., rfz. | Rinforzando или rf. [Ринфорцандо] Внезапное усиление звука. |