Как петь под аккордеон

Как правильно играть на аккордеоне?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Аккордеон был изобретён 200 лет назад, но до сих пор является популярным музыкальным инструментом за счёт богатого тембрового звучания, отличающимся от других родственных инструментов. Современные аккордеоны отличаются по правой клавиатуре: кнопочные по типу баяна и клавишные с фортепианной клавиатурой. В этой статье рассматриваются только клавишные модели — то есть те, с которыми у большинства ассоциируется слово «аккордеон».

Как правильно сидеть?

Обучение на любом музыкальном инструменте начинается с получения навыков правильной посадки с ним (или «за ним», если вспомнить фортепиано). Именно с этого начинаются и практические уроки игры на аккордеоне.

Играть на аккордеоне можно не только сидя или стоя, но и двигаясь в любую сторону. Начинающим музыкантам всё же следует учиться играть на этом инструменте в сидячем положении. Аккордеон — довольно тяжёлая вещь, поэтому не нужно утруждать себя без необходимости такой ношей даже взрослому человеку, не говоря уж о детях.

Юным ученикам лучше подобрать инструмент, подходящий к их возрасту и росту индивидуально.

Кроме полного аккордеона, имеются в продаже модели и поменьше, составляющие следующие части от полного:

Для младших школьников следует приобретать половинные (то есть 1/2) модели, для 10-12-летних детей будут впору аккордеоны 3/4, а для более старших – 7/8 или полные.

Сидеть или стоять следует прямо. В положении стоя опираться нужно равномерно на обе ноги, которые лучше чуть расставить для равновесия.

В положении сидя есть 3 варианта для ног.

  1. Колени сомкнуты, ступни рядом. Такая посадка больше практикуется аккордеонистками в недлинных платьях.
  2. Ноги расставлены (ширина выбирается индивидуально), ступни на одной прямой линии относительно корпуса.
  3. Ноги расставлены, как и в предыдущем пункте, но одна из них чуть выдвигается вперёд (обычно та, на бедро которой опирается правая клавиатурная часть инструмента: у женщин это, бывает, правая, у мужчин всегда — левая). При этом ступня другой — свободной — ноги несколько перемещается назад (под себя) с одновременным опусканием колена.

Сидеть нужно на жёстком стуле, чтобы не уставали мышцы спины, не перегружался позвоночник. Занимать следует лишь часть сиденья (1/3 или половину). Не нужно при этом:

  • откидываться на спинку стула;
  • наклоняться вперёд;
  • сутулиться;
  • находиться в ограниченном пространстве (особенно с левой стороны).

Стул подбирается в соответствии с ростом музыканта: при свободной посадке колени должны быть параллельны полу, ступни полностью располагаются на плоскости опоры.

Для юных аккордеонистов при отсутствии низких стульев следует подыскать подставку под ноги.

Как держать аккордеон?

Аккордеон имеет 2 клавиатуры — мелодическую для правой руки и басовую с готовым аккомпанементом — для левой. В правой клавиатуре полный инструмент содержит 41 клавишу, а в левой – 120 кнопок. В инструментах помельче голосовой и аккомпанирующий диапазон тоже меньший: от 26 до 37 мелодических клавиш и 24-96 басово-аккордовых кнопок.

Правая клавиатура фиксируется в неподвижном положении. В основном её размещают на левом бедре музыканта. Левая же клавиатура должна быть свободной для перемещения мехов.

Аккордеон имеет 2 регулируемых заплечных ремня, закреплённых на правой клавиатурной части корпуса. Один ремень надевается на правое плечо аккордеониста, а другой — на левое. Иные модели имеют перемычку, соединяющую оба ремня за спиной музыканта. Для необременительной игры в положении стоя даже созданы поясные ремни.

На левой — кнопочной — части корпуса закреплён торцевой ремень, который фиксирует запястье левой руки аккордеониста, позволяя ему перемещать меха вместе с басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне сидя важно прочно зафиксировать инструмент на колене левой ноги, используя для этого плечевые ремни.

На этом музыкальном инструменте, имеющем клавиши в правой клавиатуре, правая рука никоим образом не участвует в поддержке инструмента.

Она должна быть абсолютно свободна, выполняя лишь функцию обеспечения перемещения всех 5 пальцев по клавиатуре. Именно за счёт опоры нижней части правой клавиатуры на колено ноги и тщательной регулировки плечевых ремней осуществляется прочная фиксация инструмента. Ремни должны плотно прижимать аккордеон к грудной клетке музыканта.

Торцевой ремень (с аккомпанирующей стороны) также нужно отрегулировать по руке, чтобы кисть плотно прижималась к боковой крышке корпуса, но при этом не мешала свободному движению пальцев по клавиатуре.

Допускается при начальном ознакомлении с правой клавиатурой небольшой наклон её плоскости, чтобы начинающему были видны не только сами клавиши, но и положение своих пальцев и кисти. В дальнейшем лучше избегать привычки «подглядывать» за клавишами и пальцами.

Техника игры

Левая клавиатура имеет полное сходство с 5-рядным баяном, а правая по диапазону несколько меньше баянной. Но аккордеоны снабжаются регистрами правой клавиатуры, изменяющими высоту звуков и тембр звучания инструмента, что позволяет расширить мелодический диапазон. У баяна регистры изменения высоты звуков отсутствуют.

Научиться играть на аккордеоне можно несколькими способами.

  1. С помощью частного преподавателя. Таким образом учатся и дети, и взрослые.
  2. В музыкальной школе. Самый распространённый способ для детей младшего школьного возраста.
  3. Самому по самоучителю, школе или другим учебным пособиям.
  4. Самостоятельно по слуху, если таковой имеется от природы.

У каждого способа свои преимущества и недостатки, но наиболее надёжными в плане конечного результата являются первые два из названых, где обучение проходит под контролем профессионалов. Специалист научит правильно играть на инструменте, оградит от ошибок в постановках рук, аппликатуре, движениях меха.

К сожалению, многих ошибок «самоучкам» и «слухачам» избежать не удаётся, а они зачастую становятся на пути развития самодеятельных музыкантов непреодолимым барьером.

Обучение игре на музыкальном инструменте детей и взрослых с нуля должно отличаться.

Детей приводят учиться родители. При этом сами дети не всегда желают этого или же не совсем понимают, чем им придётся заниматься. Именно поэтому их следует заинтересовать игрой на аккордеоне, открыв перед ними красоту его звучания, технические и тембровые возможности.

Взрослые приходят учиться по своей воле, им нравится инструмент, у них есть огромное желание овладеть игрой на нём. С ними можно на первых уроках приступать к практическим упражнениям.

Иные считают, что обучение игре на аккордеоне лучше начинать с левой руки, так как она несёт две функции:

  • ведёт аккомпанемент;
  • управляет движениями меха.

И в первую очередь следует усвоить именно правила работы с мехом инструмента.

Ученик должен понять, что на громкость звука влияет не сила нажатия на кнопку или клавишу, а только скорость и интенсивность раздвижения или сжимания меха.

Возрастание громкости инструмента происходит при увеличении скорости движения меха, а затихание — при её замедлении.

Начинающим нужно будет упражняться на долгих нотах баса производить растяжение и сжимание меха сначала на одной скорости, а затем плавно изменяя её в ходе движения. При этом не допускается растягивать или сжимать мех полностью — должен оставаться запас.

Обязательная часть уроков для новичков — изучение нотной грамоты и расположения звуков (нот) на кнопках и клавишах обеих клавиатур.

Диапазон полноразмерного инструмента в мелодической клавиатуре, имеющей 41 клавишу, составляет (без использования регистров) чуть более 3 октав. Самый низкий звук — фа малой октавы. Именно так звучит первая сверху белая клавиша. Самую высокую ноту — ля третьей октавы — издаёт последняя белая клавиша внизу клавиатуры.

Басовый строй начинается от фа контроктавы, а заканчивается нотой ми большой октавы. По сути, басы составляют лишь одну октаву. Однако в клавиатуре эти звуки повторяются для удобства в двух первых рядах (ряды считаются от меха). Последующие 4 ряда содержат кнопки, при нажатии на которые раздаётся не одиночный звук, а целое созвучие, образующее какой-либо готовый аккорд (минорный, мажорный, септаккорд или уменьшенное аккордовое построение).

Имеется ориентир: кнопка баса «До» (C) может иметь насечки либо вогнутую поверхность. От неё удобней, не глядя на клавиатуру, отыскать другие басовые звуки.

Следует поиграть несколько простых упражнений с басом и аккомпанементом по подобию следующего:

Разобравшись с басовой клавиатурой и движениями меха, можно переходить на изучение мелодической части инструмента. Необходимо научиться правильно держать правую руку над клавиатурой и нажимать клавиши пальцами, затем играть диатонические последовательности.

Буквы в рамочках:

  • Р – растяжение меха;
  • С – сжимание меха.

Далее нужно разучивать гаммы, в которых не требуется нажимать чёрные клавиши (до мажор и натуральный ля минор). Эти упражнения «ставят» правую руку, учат правильно двигаться по клавиатуре, менять пальцы — то есть обучают правилам аппликатуры.

Следующий этап — игра хроматических последовательностей (гаммы ми минор, соль мажор, ре мажор, ля мажор, мелодический ля минор). Происходит совершенствование аппликатурных форм, постепенное задействование чёрных клавиш. Одновременно с этим можно для интереса и мотивации разучить несколько мелодий с нетрудной темповой и ритмической структурой. Например:

Для совсем новичков сопровождение должен играть преподаватель.

Для закрепления постановки левой руки необходимо перейти к более сложным упражнениям и проигрыванию длинных арпеджио.

Советы

Приведём несколько рекомендаций для начинающих.

  • Особое внимание следует уделять ежедневным занятиям музыкой. Постоянство многое решает.
  • Следите за тем, чтобы свободные пальцы рук при игре не напрягались, контролируйте их расслабленность.
  • Нажимать клавиши следует до упора, иначе может появиться плохая привычка при быстрой игре пропускать некоторые ноты.
  • Разучивая пьесу с участием обеих рук, попробуйте сначала полностью выучить мелодию, а уж потом присоединяйте к ней аккомпанемент.
  • Верх грифа правой клавиатуры должен находиться примерно на уровне плеча музыканта. При снижении этого уровня будет трудно играть на высоких нотах из-за нарушения положения правой руки.

Никогда не приступайте к следующему по самоучителю или школе уроку, пока на «отлично» не усвоите текущий.

Источник

Настройка голосов «в розлив» (СергейАкимов)

Zenano

Пользователь+

Я уже здесь.
Спешить все же не стоит, хотя и интересно, что в конце концов получится.
К розливу переходим когда два ряда /строевой и октавный/ уже чисто настроены. Это важно еще потому, что при розливе, когда выбран подходящий тембр на строевом и розливном рядах, нужно «подключить» пикколку и послушать, как звучат все три голоса.
Иногда приходится вносить после этого небольшие корректуры в розлив.

Биения также увеличиваются/уменьшаются соответственно изменениям частот в основном/розливном тоне. Например, если в ЛЯ1=440 Гц имеет 2 биения в сек., то ЛЯ2=880 Гц при одинаковом розливе /скажем, 8 центов/ должно схематично иметь 4 биение в сек., а ЛЯ мал.=220 Гц — 1 биение в сек. Соответственно будут заметны также тембральные различия между разными октавами.
Поэтому для каждого диапазона /октавы/ выбирается коррекция: для нижних тонов розлив увеличивается, а для высоких — уменьшается. Графическая кривая увеличения/уменьшения розлива может быть разнообразной и определяется при настройке настройщиком.

Я думаю, что эта тема интересна не только для нас двоих.
Каждый может всегда добавить свой комментарии или поправить, если что-то, по его мнению, не совсем корректно. Хотелось бы помочь Сергею сделать первую серьезную настройку. Уверен, что при его познавательной активности и работоспособности, он сможет дальше во всем разобраться сам.

Необязательно конкретно 2 биения в сек. Тут нужно ориентироваться также по тембру. Количество биений может также увеличиваться наверх и уменьшаться вниз. Важна сама по себе тенденция расширения розлива вниз и сужения вверх для получения приятного тембра.

Поэтому, выбираешь один тон ниже /на октаву, квинту и т.п./ и ставишь на нем сначала для ориентации также около 2 биений в сек. /или как на основном тоне/. Если тембр тебя устраивает (пробовать вместе с пикколо), то смотришь по прибору на сколько центов разница с основным тоном /ЛЯ1/. Допустим розлив ушел с 9 центов на 12. Тогда все промежуточные тона между ними равномерно распределяешь по частотам, обязательно слушая тембр и поправляя биения/количество центов розлива по нему.

Например, если у тебя 4 октавы, то схема розлива может быть такой:
ЛЯм=12ц, ЛЯ1=9ц, ЛЯ2=7ц, ЛЯ3=5ц. Это необязательно должна быть геометрическая прогрессия, так как в основе лежит тембр, краска, которую ты хочешь получить. Но когда розлив равномерно переходит от тона к тону, то это дает наиболее хороший результат и приятный тембр.
Если у тебя меньшее количество октав /диапазон/, то можно ориентироваться по квинтам или другим интервалам.

Я думаю, что эта тема интересна не только для нас двоих.
.

Работы предстоит еще немало. Успеха!

Zenano

Пользователь+

Хорошо звучит гармошечка!
Поздравляю с первой настройкой!

Сначала мне показалось что маловато розлива, но в «Барыне» все прозвучало неплохо.
Первые два низких тона явно выпадают из строя /как то тембрально звучат по-другому, третий уже лучше, а в четвертом/ты прав/ почему то розлив пропал. Проверь ответ голоса и лайку. Потом все более менее равномерно.
Лучше слушать не по гамме, а по хроматизму. Тогда заметнее какие-то неровности и переходы.

На мой вкус, я бы чуть-чуть еще в середине добавил биений, на 1-2 цента. Тогда бы звучание приобрело более залихватский характер. Но если тебе так нравится, то играй так на здоровье!

Zenano

Пользователь+

Дело вкуса. мне нравится унисон, а если розлив то более высокий.
Гармонь с розливом и низкими голосами в мелодии (баянный вариант) не люблю.

Ярче всего её качества проявляются на высоких голосах. Но с ними и работать труднее,

поэтому так часто гармони звучат как баяны или аккордеоны. жаль.

Тема розлива очень непроста. Есть хороший шведский сайт ( на английском ) http://www.accordionpage.com , который обсуждает эту тему. Вкратце, розлив бывает двухголосый и трёхголосый. Двухголосый розлив, это когда у нас есть два средних голоса, один настроен правильно, а второй — на несколько центов выше ( пол-тона делятся на сто центов ). Немцы любят десятицентовый розлив, французы и итальянцы двадцать центов, ирландцы — двадцать пять. Французская терминилогия ( начиная от ноль центов в восходящем порядке ) : унисон, полу-свинг, свинг, полу-американский, американский, полу-мюзетт, мюзетт ( самый сильный ). При трёхголосном розливе ( настоящий мюзетт ) присутсвует третий средний голос, расстоеный на несколько центов ниже правильно настроенного среднего голоса. Уровень розлива и в трёхголосном мюзетте бывает разный. В настоящем трёхглосном мюзетте ни один из голосов не должнет быть в ломанной деке ( guinguette musette ), но есть производители мюзетт-аккордеонов, ставящие один из средних голосов в ломанную деку.
В СССР розлив не любили, говорили что он портит идеальный слух, но Альфред Мирек утверждал, что ничего подобного.
Какой розлив у П. Дранги, двухголосный, трёхголосный, сколько центов, не знаю.

Большое спасибо за столь познавательный отклик.И теперь,если я не ошибаюсь,для красивого розлива инструмент должен быть как минимум трехголосый.

Ну, не совсем. Иногда и двухголосного разлива вполне хватает. Смотрите, не переборщите. Советская публика более-менее любит розлив, а вот мюзетт, не уверен.
Пойдите на сайт http://www.fisitalia.com , у них для каждой «готовой» модели есть образцы звучания в шести видах настроек ( или, точнее говоря, расстроек ). Там и послушайте, как звучит двухголосный розлив, и как — трёхголосный. Вообще, покупая аккордеон, немало фирм предлагают настройку на выбор ( уровень розлива, или, вместо нижнего, двух средних и верхнего голосов, поставить нижний и три средних, и иногда за это надо доплачивать ).
А вот как насчёт подержанных инструментов, я не знаю, как можно особенно выбирать, и вообще, врядли мюзетт-аккордеоны водятся в России.

Это не моя переписка. но думаю здесь всё достаточно ясно.

Источник

Читайте также:  Если у ребенка 9 лет под гитару
Оцените статью