Как петь высокие ноты не напрягая связки

Пение на опоре и управление дыханием

В этой статье вы найдёте объяснение тому, что такое опора и как она помогает вокалисту при пении. Упражнения улучшат ваши вокальные данные и расширят диапазон голоса, поэтому при регулярном их выполнении вы сможете брать высокие ноты без усилий. Нужно только прочитать статью!

На первом индивидуальном занятии по вокалу вы наверняка услышите от своего педагога слово «опора». И не факт, что вам смогут доступно объяснить, что это такое и как петь на опоре.

Опора – это удерживающий диафрагму верхний пресс. Для того, чтобы понять, где в теле она находится, надо приложить два пальца над пупком. При таком пении не нужно зажиматься и выдавливать из себя звук, у вас и так получится взять те ноты, на которые у вас прежде не хватило бы сил. Но, чтобы начать петь правильно и заняться постановкой красивого голоса, необходимо сначала понять, как почувствовать опору.

Преимущества пения на опоре

Учителя вокала настойчиво рекомендуют петь на опоре. И это неспроста. У такого пения есть множество преимуществ:

  1. На опоре пение исполнителя более громкое и яркое. Оно характеризуется особой выразительностью.
  2. Ему намного легче перейти на высокие ноты и не взлететь на писк.
  3. Вокал получается более мощным, но исполнитель не чувствует напряжения.
  4. Атака звука станет более активной.
  5. Держать звук становиться легче. При этом у исполнителя не дрожит и не срывается голос, и можно долго и ровно тянуть ноту.
  6. Сводится на нет риск сорвать голосовые связки, потому что напряжение действует не на них, а на диафрагму. Благодаря этому голос остаётся сильным почти всю жизнь.
  7. Опора существенно облегчает процесс пения. Вокалист не чувствует дискомфорта, когда увеличивает громкость.
Читайте также:  Киш с простыми аккордами

Физиология процесса

Выдох при пении управляется опорой дыхания с помощью диафрагмы и брюшных мышц. На этот процесс влияет слаженность работы брюшного пресса, включающего в себя диафрагму, мышцы ребер и живота, а также переднюю брюшную стенку.

Из-за того, что диафрагма прикреплена к верхнему отделу поясницы, при вдохе задействуются и спинные мышцы. Когда воздух втягивается, диафрагма опускается, а когда выпускается, она поднимается.

Пение на опоре снимает напряжение со связок и расслабляет гортань. Это способствует долгому сохранению голоса и уменьшает нагрузку на организм. И для пения не требуется большой поток воздуха, только давление, создаваемое в животе, а не в связках. Оно появляется за счет сопротивления диафрагмы напряжению пресса. Для его возникновения не надо сильно вдыхать, достаточно создать мощное сопротивление выдоху с помощью дыхательных мышц.

Как почувствовать опору

Есть несколько упражнений, которые помогут получить ощущение опоры:

  1. Стоя, отклонитесь корпусом назад и замрите. В этот момент напрягутся мышцы живота, не позволяющие вам упасть. Они вам и нужны. После того, как вы почувствовали их, распрямитесь, не расслабляя мышц. Они – это опора.
  2. Займите положение лёжа и поместите на живот не очень тяжёлый, но всё же обладающий каким-то весом предмет. Постарайтесь приподнять его с помощью мышц живота, не надувая живот при этом. Важно, поднимать предмет не воздухом. Те мышцы, с помощью которых вам удастся это сделать, и считаются опорой.
  3. Положите на живот предмет вытянутой формы (например, бутылку) одним концом, а другим упритесь в стену. Затем вдохните и начните надавливать мышцами на этот предмет. Те, которые не позволят ему вдавиться в тело, это опора.
  4. Если представить, что вы пытаетесь поднять тяжелые сумки или кресло, у вас начнут работать мышцы, называемые опорой.
  5. Также опора ощущается при кашле.

ВАЖНО: нужно напрягать лишь верхние мышцы пресса, а не все мышцы живота, иначе можно подавиться звуком или может появиться сильная боль после либо во время занятия.

Для того, чтобы лучше почувствовать опору звука, учителя пения рекомендуют проводить занятия с вокальной палкой. Надо надавливать палкой на живот при пении. Напрягайте мышцы так сильно, словно собираетесь оттолкнуть упирающийся в тело предмет.

Почувствовать опору вы можете не с первого раза, но это ощущение вы узнаете в тот же миг. Петь станет комфортнее и легче, словно бы у вас появилось что-то, на что можно опереться — это и есть правильное дыхание при пении.

Обратите внимание, что опора – еще и способность держать воздух напряженными мышцами. Поэтому очень важно научиться экономно использовать воздух и уметь задерживать его в лёгких.

Упражнения для развития опоры и атака звука

Если вы уже знаете, как почувствовать опору, вам надо приступить к развитию данного навыка.

Для того, чтобы научиться петь на опоре, есть несколько упражнений:

  1. Сделайте вдох, создайте давление в животе, удерживайте его и постепенно выпускайте звук, ослабляя диафрагму. Упражнение выполняется на одном гласном звуке. Во время него необходимо ощутить разницу между пением простым и на опоре. Если вы чувствуете, что звучание голоса становится более устойчивым и сильным, то у вас всё получается правильно. Растяните пение на одном звуке на 10-20 секунд. Можете взять временной промежуток поменьше, главное, чтобы он был длиннее, чем то время, которое вы растягивали звук до этого.
  2. Если звук не становится сильнее или растянуть его надолго не получается, возможно, вы очень быстро выдыхаете воздух или же пока не ощутили опору. Тогда стоит выдыхать больше воздуха, чтобы живот сильно втягивался, затем немного вдыхать, сопротивляясь сжатию пресса. Это научит вас петь при сильном давлении. Когда вы найдете опору, можете вдыхать побольше.
  3. Попробуйте петь стаккато. Для этого нужно выпускать воздух рывками.
  4. Начните декламировать знакомый вам текст, но сконцентрируйтесь не на нём самом, а на ощущении опоры. Читайте его громко, но не кричите. Вам нужно чувствовать повышающееся давление при увеличении громкости. Для этого надо сильнее давить против диафрагмы.

Советы по пению с опорой:

  • Добиться максимальной мощности вам не удастся ни после первого, ни после второго занятия, даже если вы всё делаете верно. Диафрагму нужно развивать, чтобы она стала сильнее. Если делать упражнения регулярно, то вы вскоре сможете достигнуть максимальной громкости.
  • При исполнении мест, где нужно выдать максимально громкий звук, постарайтесь не делать сильный выдох. Лучше беззвучно сжать мышцы против диафрагмы очень сильно, а затем исполнить ноту с необходимой громкостью. Потренируйте это место отдельно.
  • Научитесь петь негромко, даже тихо, но с опорой. Для этого надо создать слабое давление. Звучание при этом будет отличаться от обычного.

Как звучит голос на опоре

Ошибки при задержке дыхания

Есть несколько ошибок, которые начинающие вокалисты совершают:

  1. Они выпускают воздух слишком быстро, из-за этого тянуть звук долго не получается. Тогда нужно выпускать из лёгких почти весь воздух, а вдыхать только небольшое количество. Вследствие того в животе появляется сопротивление, помогающее острее почувствовать опору.
  2. Исполнители резко расслабляют диафрагму. В таком случае стоит проделать упражнение, описанное в первом пункте. Тогда на диафрагму будет воздействовать напряжение пресса.
  3. Вокалисты делают вздох перед взятием очень высокой ноты и из-за этого не доводят музыкальную фразу до конца. Для исправления этого надо тренировать место отдельно, сжимая мышцы против диафрагмы.
  4. Новички часто передерживают опору, пережимая мышцы. Делать этого не стоит, иначе будет чувствоваться боль при исполнении. Нужно создавать лишь легкое напряжение в диафрагме.
  5. Дыхание верхней грудной клеткой – тоже одна из распространенных ошибок, совершаемых вокалистами. При пении нужно дышать именно животом.
  6. После вдоха нужно сделать небольшую паузу и только потом выдохнуть. Это время требуется диафрагме, чтобы «собраться». Поначалу паузы после вдоха могут показаться длинными, потому что новичкам требуется больше времени, чтобы зафиксировать опору звука. Но при выполнении упражнений она уменьшится.
  7. Гипертонус диафрагмы – ещё одна постоянная ошибка новичков. Из-за этого тело находится в напряжении, и мышцы не могут расслабиться. Надо выпускать воздух плавно, но придерживая. Тогда исполнитель находится в тонусе, но не зажимается.

Источник

Как петь на опоре. Основы, которые должен знать каждый вокалист

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

«Держи воздушную подушку» — рекомендовал мне мой первый педагог по вокалу. И я пела, как могла. Боясь расстроить преподавателя, я сказала, что не представляю, что такое “воздушная подушка” и где она у меня находится. Пытаясь удерживать воздух внутри, я переставала дышать, а без дыхания, сами понимаете, и пения нет. Петь у меня то получалось, то не получалось. На живых выступлениях я пела на связках, а занятия по вокалу на тот момент ассоциировались у меня с большим напряжением и дискомфортом. Этот педагог так и не смог объяснить мне, как петь на опоре.

«Держи воздушную подушку» — рекомендовал мне мой первый педагог по вокалу. И я пела, как могла.

Следующий педагог не сразу, но сумел дать мне ощущение опоры. Но и тогда у меня не было чувства комфорта и легкости. Там меня учили выжимать звук, напрягая все мышцы живота вниз, а иногда от напряжения у меня болело все внутри и я давилась звуком. Нужно ли «тужиться» во время пения? Об этом мы узнаем позже.

Оказалось, все намного проще, когда пришло точное понимание и ощущение, какие мышцы работают и что такое опора. И это было озарение, которое изменило мою жизнь и мое пение к лучшему. Я стала брать те ноты, которые несколько лет назад просто не сумела бы взять, причем, очень легко.

Итак, какие мышцы составляют опору? Это мышцы пресса, внимание — верхнего пресса! Чтобы точно обозначить нужное место, нужно приложить три пальца над пупком. Это приблизительно центр солнечного сплетения.

​Способы почувствовать опору и понять как петь на опоре

1. В положении стоя отклоните корпус назад и так зависните. Автоматически напрягаются мышцы живота, которые не дадут вам упасть – это и будут нужные мышцы. Теперь распрямите тело, а мышцы оставьте в таком же напряженном положении – это и есть опора.

2. Лягте на пол, положите на живот не слишком тяжелый предмет, но и не невесомый. Попробуйте мышцами живота приподнять предмет вверх, но не надувайте его, поднимайте не воздухом, а именно мышцами. Мышцы, которые будут удерживать предмет – это и есть опора. Физиологически мышцы, которые работают при опоре, называются диафрагма.

3. Возьмите палочку (подойдет лак для волос, бутылка, зонтик – любой вытянутый округлый предмет, но не острый), приложите к животу одним концом, другим упритесь в стену, сделайте вдох и напрягите мышцы живота. Напряженными мышцами надавливайте на вашу «палочку», она будет упираться в стену, а напряженные мышцы будут оказывать палочке сопротивление и не дадут ей вдавиться в живот.

4. Представьте, что вы поднимаете тяжелый предмет (две сумки по бокам или диван) – нужные мышцы напрягутся автоматически.

5. Покашляйте – при кашле естественным образом работают мышцы опоры.

В нашей онлайн-школе “Петь легко” мы рекомендуем заниматься именно с “вокальной палкой” или “бутылкой” – она даст вам постоянное ощущение опоры. Когда вы поете, надавливайте предметом на живот, а мышцы живота напрягайте так, как будто хотите этот предмет вытолкнуть вперед, и пробуйте петь. Таким образом, диафрагма делает не втягивающие движения, а выдавливающие. Ощущение опоры может прийти не сразу, но его не спутать ни с чем: вам должно быть комфортно, будто есть на что опереться, и вы можете оттолкнуться и начать летать 😊

Опора – это не только напряженные мышцы живота, но, скорее, умение удерживать ими воздух. Чем лучше вы удерживаете воздух в легких и экономнее его расходуете при пении, тем лучше работает ваша опора.

Опора – это не только напряженные мышцы живота

Как отличить пение на опоре

Когда исполнитель поет на опоре, его пение громкое, выразительное, есть динамика тише-громче, он свободно переходит на высокие ноты и не вылетает на фальцет (головной писклявый звук). Его звук не зажат в носу или в голове. Он может петь мощно, но при этом без напряжения.

Для чего нужна опора вокалисту

Опора помогает снять напряжение с голосовых связок и расслабить гортань. Другими словами, сохранить здоровые связки и певческий аппарат на всю жизнь. Ведь пение – это большая нагрузка на весь организм, и, чтобы давать концерты, записываться в студии, много говорить, нужно правильно распределять напряжение и воздух в теле. И если вы хотите петь долго и счастливо, лучше сразу начинайте учиться пению у грамотных педагогов! Таким образом, мне понадобились годы, чтобы понять, что такое «воздушная подушка», где ее удерживать и как петь на опоре 😊

Жаль, что тогда у меня не было таких меток, которые мы сейчас используем в нашей школе.

Не повторяйте чужих ошибок – учитесь петь сразу правильно. В нашей школе вы научитесь удерживать опору во время пения уже с первых уроков на практике и под контролем хороших специалистов.

Источник

Почему сложно петь высокие ноты? Рассказываю просто и понятно как это делать

Высокие ноты — это самая больная тема у всех занимающихся вокалом! Начиная от новичков и заканчивая профессиональными вокалистами, которые уже не первый год дают живые концерты и записывают песни в студии. Так в чем же сложность пения высоких нот?

Первое, что нужно сделать, это определить Ваши текущие проблемы , что именно происходит когда Вы поете высокие ноты:

1. Голос может срываться, давать «петуха».

2. Голос может просто напросто пропадать.

3. Сильно задирается гортань и появляется боль и першение в горле. А голос словно бы не звучит.

4. Вы хотите петь грудным регистром или микстом, а улетаете в головной звук и это звучит как минимум странно.

5. Вы берете высокие нотки в песне, но Ваш голос звучит слабо, тихо, узко, не так круто как у артиста.

Напишите в комментариях, какие у Вас возникают проблемы с высокими нотами?

И теперь о самом главном!

Основная проблема заключается в элементарном НЕПОНИМАНИИ того, как петь эти самые высокие ноты. Допустим, Вы слушаете песню и артист виртуозно и словно бы очень легко берет высокие нотки, да еще и вибрато там делает, а потом мелизмы и все это заканчивается красивым йодлем. Все, занавес. Вы, попробовав один раз это повторить, начинаете судорожно искать песню попроще. Это нормальная история.

Улучшить ГОЛОС и научиться петь Вам помогут мои видеокурсы по вокалу, подробнее ЗДЕСЬ.

А нужно всего лишь навсего понять как петь высокие ноты. Это одновременно и просто и очень сложно.

Простота заключается в том, что для того чтоб спеть высокую ноту нужно знать каким вокальным приемом берет ее артист.

Самые распространенные и удобные приемы — это микст, бэлтинг, тванг, фальцет.

А вот основная сложность заключается в том, что нужно освоить правильную технику выполнения каждого приема, услышать какой именно использует артист и растянуть диапазон своего голоса именно в этом приеме.

Ну что, Вы что-нибудь поняли? Стараюсь все объяснять максимально простым языком. В освоении каждого приема есть свои тонкости и нюансы. В растяжении диапазона тоже , нужно соблюдать основные принципы пения высоких нот, такие как принцип намека, громкости и так далее. Очень подробно об этом я рассказываю в своем видео курсе «Высокие ноты легко», жмите на название курса и начинайте заниматься.

Смотрите мое видео для более полного погружения в тему, а также следите за выходом новых статей на канале, будем разбирать подробно каждый прием.

Если понравилась статья ставьте палец ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал Вокальный Дзен , впереди много всего интересного!

Источник

Оцените статью