Как писать мелодию по аккордам

Как сочинить мелодию и подобрать к ней аккорды

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы узнаем как сочинить мелодию, а также посмотрим как подобрать к ней аккорды.

Мы уже подбирали фразы к готовым гармониям. Например, играли что-то на гармонию минорного блюза. Сегодня же мы будем всё делать наоборот.

Для того чтобы сочинить мелодию мы можем поступить следующим образом. Выбрать какой-нибудь лад и найти в нём фразы, такие, которые хорошо звучат друг с другом и образуют нечто целостное.

Не забывайте, что надо находить звучание, которое вам самим приятно.

Давайте сыграем следующее. Возьмём эолийский лад от ноты Ре, к примеру.

рис. 1

Давайте послушаем как это у нас звучит.

Как слышите из четырёх фраз у нас образовалось что-то целостное, законченное, небольшая мелодия. Её мы можем развивать и дальше.

К этой мелодии мы можем добавить и аккорды. Давайте для каждой фразы найдем свой аккорд.

Для этого нужно определить аккордовые ступени, которые присутствуют во фразе. Например, первая фраза состоит полностью из арпеджио (читайте о нем здесь: http://gorstorehov.com/page/arpejio) D-7.

Соответственно и аккорд первый будет D-7 (или Dm7). Это у нас тоника.

Далее вторая фраза. И она почти полностью (за исключением ноты фа) состоит из нот аккорда Am7. A-7 — это для тональности Ре минор доминанта (не гармоническая).

А в третьей фразе акценты у нас стоят на нотах аккорда G7 (это фа, соль), а также присутствуют почти все ноты из этого аккорда (фа, соль, ре), остальные можно рассматривать как проходящие.

А можно как надстройки к этому аккорду (ля 9-ая ступень, ми как 13-ая). Тогда все ноты фразы войдут в звуковой состав этого созвучия.

Само же созвучие G7 может получится в тональности Ре минор из мелодического минора. Это мелодическая получается субдоминанта.

Ну и наконец четвёртая фраза (ноты ми и до — последние две ноты из 3-его такта можно вообще не играть, они просто для перехода).

Состоит практически полностью из нот трезвучия Bb (ре, си бемоль, фа). Остальные ноты можно расценивать как проходящие неустойчивые звуки, которые стремятся как мы знаем к аккордовым (устойчивым). Трезвучие Bb — это аккорд третьей ступени (медианта) для нашей тональности.

Подпишем теперь аккорды над нашей мелодией.

рис. 1

Источник

Как подобрать аккорды к мелодии

Данная статья является текстовой расшифровкой видеоурока https://youtu.be/FD62ldMHV24

В этой статье рассмотрим принципы того. как подобрать аккорды к мелодии на примере простой мелодии с использованием системы TSD.

Гармонизация мелодии — это процесс подбора аккордов к существующей мелодии по определённым закономерностям. Эти закономерности называются системой.
Существуют две базовые системы: тональная и модальная.
Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и доминанты по определённым закономерностям, среди которых базовой является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом.
В этой статье мы возьмём известную мелодию «Jingle Bells» (как очень простую и показательную) и подберём к ней простые аккорды в рамках системы T-S-D.
Этот урок прежде всего для тех, кто делает первые шаги в гармонизации и желает понять логику подбора аккордов для мелодии. Здесь будет рассматриваться не совсем привычный для классической гармонии подход, но этот подход, как мне кажется, лучше всего работает именно в современной музыке и он более практичен.
Итак, вначале послушаем мелодию, увидим как она выглядит в нотах и как она звучит.

Разберём первый небольшой фрагмент.

С чего стоит начать гармонизацию? Самый первый и банальный шаг состоит в определении тональности, в которой мы будем использовать аккорды.
Существует несколько способов определения тональности, но самый простой это подобрать ноту, которая звучит устойчиво, и которой стремятся все ноты мелодии.
Так же можно посмотреть и на ключевые знаки. Послушайте этот отрывок.

Слышно, что последняя нота неустойчивая и она стремится к ноте соль (тоника)
Также, если вы посмотрите на окончание мелодии, то чаще всего в конце будет тоника лада.

Она звучит устойчиво и это и есть та нота, по которой мы определяем тональность.
Звучание здесь явно радостное, светлое, возвышенное и соответственно лад мажорный (G).
Следующий шаг, который вы должны сделать это выбрать аккорды, с помощью которых будем гармонизовывать мелодию. Поскольку мы будем использовать гармонизацию в пределах основных функций, то выберем только три аккорда. Это аккорд тоники G, это C и D. Пока возьмём три аккорда и будем использовать их.

Итак, с чего стоит начать? Здесь существует несколько подходов:
1. Можно посмотреть на ноты из которых состоит мелодия. Например, здесь ноты ре, си, ля, соль, ре

Посмотрим, в какие аккорды могут входить эти ноты.
Нота ре входит в аккорды G и D, то есть в тонику и доминанту.

Нота си входит только в аккорд G

Нота ля входит в аккорд D

И нота соль входит в аккорды C и G
Так же можно увидеть, что интервал отчерчивает здесь трезвучие G

Соответственно, первым можно попробовать аккорд G.
На первых этапах, когда вы ещё не совсем понимаете, как аккорды сочетаются с мелодией, вы можете действовать методом подбора. Затем вы уже будете слышать аккорды и понимать закономерность их взаимодействия.
Итак, пробуем аккорд тоники.

Как видите, он звучит достаточно хорошо.
Здесь мы опираемся на ноту ре, соответственно, можно предположить, что здесь прозвучит аккорд D.

Давайте попробуем сделать такую последовательность: G и D. Сразу оговорюсь, что я показываю сейчас метод гармонизации, при котором вы не знакомы с оригинальным аккомпанементом и подбираете гармонию именно на основе закономерностей движения ступеней.

Как видите, звучит не очень хорошо. Хочется, чтобы мелодия осталась на том же аккорде.

Одним из правил, которое применяется в гармонизации мелодии это организация одинаковых фраз или мотивов одинаковой гармонии. Это не строгое правило, но чаще всего если вы видите похожее движение, то закономерно использовать в начале тот же аккорд. Затем вы уже можете попробовать поэкспериментировать.
Дальше мы видим, что нота ми меняется.

Соответственно, аккорд G не подойдёт. Послушайте.

Не звучит.
Нота ми входит у нас в состав только аккорда C из трёх выбранных нами, поэтому здесь выбор очевиден — мы используем аккорд субдоминанты C. Послушаем.

Мы видим здесь, что нота ми выпадает на сильную долю. Небольшая подсказка: ноты, которые выпадают на сильные или относительно сильные доли очень часто определяют звучание гармонии и по ним можно ориентироваться, какой аккорд здесь более предпочтителен.
Попробуем поставить здесь аккорд C.

Нота фа-диез входит в состав только аккорда D, поэтому мы выберем аккорд доминанты. Получаем то движение, с которым мы работаем: базовая тоника, субдоминанта и доминанта.

Послушаем, что у нас получилось.

Здесь мы видим ноты ре, до и ля.

После доминанты единственный аккорд (отличный от доминанты), который мы можем использовать это аккорд тоники. Попробуем аккорд тоники, поскольку нота ре входит в состав тонического трезвучия.

Как слышите, звучание абсолютно не подходит. Поэтому единственный очевидный выбор здесь доминанта.

Для тех, кто хорошо разбирается в аккордах, обращу ваше внимание, что здесь есть нота до, которая является септимой. Поэтому, здесь можно использовать септаккорд.

И здесь очевидно будет аккорд G, потому что нота B входит в состав только аккорда G, это первая закономерность. Вторая: после доминанты в тональной системе мы можем использовать только аккорд тоники.

Ещё раз повторю, что сейчас мы не обращаем внимание на голосоведение, чтобы не усложнять вашу задачу.
Итак, куплет мы гармонизовали. Послушаем припев.

Нота си. Она входит в состав только G, поэтому мы используем здесь именно его. Как видите, здесь 4 такта будет один аккорд.

Дальше нота до. Очевидно, что это аккорд субдоминанты.

Здесь обратите внимание на следующую особенность: нота до попадает на первую долю.

И логичным, казалось бы использовать аккорд C. Но затем здесь повторяются три ноты си и они оттягивают на себя всё внимание. Всё мелодическое движение сосредоточенно здесь именно на подчёркивании ноты си, поэтому нота до здесь это так называемое задержание. Соответственно, здесь аккорд соль. Послушаем.

Здесь два выбора: аккорд G, либо D. Попробуем G.

Как видите, здесь внимание так же оттягивается на ноту ля, подобно предыдущему такту. Нота ля у нас может быть гармонизована только ре-мажорным трезвучием.

И здесь логично повторить трезвучие пятой ступени.

И здесь, как вы видите я выписал, так называемую, вторую вольту.

При повторении мелодия оканчивается вот этими двумя тактами.

Здесь будет очевидно аккорд D7, который разрешается в тонику.
Мы получили гармонизацию припева. Давайте послушаем.

Итак, мы гармонизовали мелодию «Jingle Bells», используя систему тоника-субдоминта-доминанта. В оригинале мелодия гармонизуется чаще всего по-другому, но тем не менее, данное звучание можно назвать корректным и оно не нарушает закономерности движения гармонии именно в тональной системе.
Давайте сделаем некоторые простые выводы, которые помогут вам гармонизовать мелодию.
Итак, первое что вы делаете это определяете тональность.

Затем выписываете в этой тональности три базовых аккорда: тонику (аккорд I ступени), субдоминанту (аккорд IV ступени) и доминанту. Затем подбираете аккорды к мелодии на основе следующих фактов:
1. Преобладающие тона в мелодии. Это, как правило, ноты, которые попадают на сильную и относительно сильную долю.
2. Движение функций. Вы не должны нарушать движения субдоминанта-доминанта, то есть у вас всегда должно быть движение по формуле T-S-D или её производных D-S-T, T-D-T и так далее. Но ни в коем случае не D-S. Это другая система.
3. Экспериментируйте. Пробуйте разные аккорды даже в, казалось бы, неподходящих ситуациях. Тренируй ваш слух и постепенно вы начнёте слышать нужное движение гармонии

Тренинг по гармонизации мелодии

Пошаговая система гармонизации мелодии в любом стиле

Кратко о тренинге

Тренинг «Гармонизация мелодии» — новый формат обучения в StudyMusic. По сути, это …

Источник

Акустическая гитара >Техника аккордовых мелодий

Любому гитаристу будет очень полезно научиться делать аранжировки на гитаре. Так вы поймете, как писать запоминающиеся композиции, разовьете навык игры соло и, возможно, найдете путь к собственному уникальному стилю исполнения. Сегодня мы поговорим об одном из самых эффективных способов создания аранжировок — концептуализации аккордовых мелодий. Обычно термин «аккордовая мелодия» употребляется по отношению к джазу, но этот подход можно использовать для любой музыки. В нашем случае это будет рок. Мы разберем несколько мелодий, посмотрим, как они ведут себя на фоне смен аккордов, и обсудим разные варианты того, как их разнообразить.

Начать лучше всего с простых аккордов. Это даст возможность придумать более разнообразные партии для разных инструментов. Примерами нам послужат мелодии в рамках двух октав и трезвучия на трех струнах (5-4-3, 4-3-2 и 3-2-1), которые будут выполнять функцию гармонии.

Построение аккордовых мелодий на гитаре

Начнем с короткой мелодии на фоне простой гармонии ( Пример 1 ). Основная идея гармонизации любой мелодии заключается в том, что каждую ноту мелодии следует рассматривать как самую высокую ноту аккорда. Иными словами, мелодия показывает, от каких нот следует строить аккорды. Сначала нужно определить ступени нот мелодии относительно аккордов, на фоне которых они играются.

Затем вы выбираете аккорды, для которых та или иная мелодическая нота является самой высокой ( Пример 2 ). Первая нота такта 1 — нота Е. Это третья ступень гаммы С мажор. Следовательно, нужно найти такую форму мажорного аккорда С, где Е будет самой высокой нотой. Полезно также знать, что чаще всего гармонизовать следует более долгие ноты, а на короткие не обращать внимания, если они не находятся на местах смены аккордов. Поэтому ноту F (четвертая ступень гаммы) мы оставим в покое и сконцентрируемся на следующей ноте, играя трезвучие С с нотой G (пятая ступень) в качестве самой высокой.

Первая нота следующего такта — нота Е (седьмая ступень F). Это короткая нота, но мы гармонизуем ее, потому что она приходится на момент смены аккордов. Седьмая ступень не является частью мажорного трезвучия, поэтому нам надо будет немного схитрить. Самое очевидное решение — это взять первое обращение мажорного трезвучия F с тоникой на месте мелодической ноты (A-C-F) и понизить тонику на полтона, чтобы получить седьмую ступень (A-C-E). Нетрудно заметить, что эти ноты входят в аккорд Fmaj7, а также образуют трезвучие Am.

Далее следует пятая ступень (нота D), поэтому играем мажорное трезвучие G в третьей позиции. Итак, гармония готова. Звучит очень даже неплохо!

А теперь проделаем те же операции с другими мелодиями, подразумевающими чуть более сложные гармонии. Пример 3 — это разбор нашей следующей мелодии по ступеням.

Пример 4 демонстрирует одно из гармонических решений для этой мелодии. Давайте посмотрим, что конкретно мы сделали. На фоне первого аккорда Bb звучат третья и пятая ступени. Самый легкий вариант — выбрать трезвучие с квинтой наверху, но сперва извлечь тонику и терцию и только потом квинту, которая будет звучать на фоне тоники и терции на протяжении всего аккорда.

На фоне аккорда Сm, когда в мелодии играется вторая (или девятая) ступень, мы сохраняем ту же аппликатуру, заменяя вторую ступень пониженной третьей. Это говорит нам вот о чем: иногда, сдвигая мелодическую ноту, можно поддержать ее с помощью более низких нот предыдущего аккорда. Ту же идею мы применяем к аккорду Dm7, но в данном случае мелодической нотой является пониженная седьмая ступень. Как только вы сыграли этот аккорд, замените пониженную седьмую ступень на пятую, удерживая при этом две более низкие ноты. Это даст вам трезвучие Dm.

Перейдем к аккорду Ab со второй ступенью в качестве самой высокой ноты. Здесь мы можем взять трезвучие с тоникой наверху и заменить ее на вторую ступень. Также мы можем взять трезвучие с третьей ступенью наверху и заменить ее второй. Нельзя сказать, что какой-то один вариант лучше другого. Они совершенно разные. Мне больше нравится второй, поэтому остановимся на нем.

Фраза повторяется, но я предлагаю внести небольшое изменение на аккорде Eb. Мелодическая нота дает такту напряжение. Мы не можем изменить мелодию, но можем разнообразить гармонию. Хороший вариант — взять среднюю ноту трезвучия (третью ступень) и заменить ее на вторую.

Вот еще одна мелодия ( Пример 5 ), расписанная по ступеням. Она более медленная и написана в мажорной тональности.

В Примере 6 вы видите уже гармонизованную мелодию. Вот комментарии к ней: В такте 3 (на фоне аккорда Bb) мы дважды играем ноту А (большую септиму аккорда Bb) в размере целой ноты. Повторяющиеся мелодические ноты дают возможность добавлять звучанию гармоническую окраску, поэтому давайте немного поэкспериментируем с гармоническим движением. Смотрите: в такте 4 нота D опускается до С, что дает аккорд Bbmaj7sus2.

То же самое происходит в тактах 7 и 8. Что касается аккорда С, возьмем трезвучие с тоникой (С) наверху и заменим тонику на вторую ступень (D). Далее, в такте 8 мы поднимаем ноту Е (третью ступень) до F (четвертой ступени).

Теперь поработаем с быстрой мелодией ( Пример 7 ).

Здесь мы воспользуемся преимуществами открытых струн, усилив гармонию основным трезвучием. Иногда можно позволить себе повторить нижние ноты трезвучия, на фоне которых мелодия будет продолжать движение. Например, в такте 4 (на аккорде Е) мелодия движется на фоне нот Е и В. Результат — Пример 8 .

Имейте в виду, что аккордовыми мелодиями можно украшать даже и очень короткие фразы. Эта техника хорошо подходит для двухтактовых соло или для однотактовых гитарных вставок, поддерживающих соло. Но никто не запрещает применить ее и для всей композиции! Не существует какого-то одного волшебного рецепта, который бы подходил ко всему. Все это — просто инструменты, проясняющие некоторые интересные и важные идеи. Поэтому самое главное — это ваши эксперименты!

Спасибо за урок, но мне осталось не понятно, что значат: четвертая ступень гаммы, пятая ступень гаммы, седьмая ступень гаммы и т.д.

Изучите урок про ступени, и Вам все станет понятно.

Источник

Читайте также:  Как зажимать струны для аккордов
Оцените статью