Как писать ноту по пальцам

Аппликатурные принципы правой руки.

В гитарных нотах обычно обозначают аппликатуру только для левой руки. Аппликатуру правой, как правило, не ставят. Или ставят только в особо сложных местах, требующих неукоснительного соблюдения одного аппликатурного варианта.

Аппликатурных вариантов правой руки может быть несколько, и предполагается что гитарист, основываясь на своём опыте, сам знает как играть правой рукой, тем более что выбор конкретного варианта это вопрос привычки или индивидуальных предпочтений в игре.

А вот ученикам в этом вопросе гораздо сложнее разобраться и всё не так очевидно.

В этом уроке я расскажу о базовых аппликатурных принципах правой руки, которых следует придерживаться в своей игре.

1. Чередование пальцев

Чередование пальцев — это основной аппликатурный принцип правой руки гитариста, который нужно неукоснительно соблюдать при обучении.

Два раза подряд одним пальцем играть нельзя. Исключение составляет большой палец (p). Пальцы ima чередуются в обязательном порядке.

Почему это так важно? Дело в том, что игра одним пальцем двух и более нот подряд нерациональна с технической точки зрения. Если темп не быстрый, сыграть одним пальцем ещё можно успеть. Но при повышении темпа рука неизбежно зажмётся, и играть будет невозможно. Вы просто не успеете сыграть нужные ноты в быстром темпе одним пальцем. Не говоря уже о качестве игры. Ни о какой лёгкости и комфорте в быстром темпе и речи быть не может при нарушении принципа чередования пальцев.

Читайте также:  Самая хорошая бабушка ноты

На начальном этапе обучения мы всегда играем в медленных темпах. Но это не значит, что можно играть одним пальцем. Наоборот, именно на этапе обучения, этот принцип должен соблюдаться особенно строго.

Играя упражнения и произведения в медленных темпах мы приучаем руку играть правильно, и равномерно тренируем все пальцы. Рука запоминает наиболее рациональный способ игры, вырабатываются полезные привычки. В дальнейшем, ускорение темпа не вызовет затруднений, так как заученная аппликатура будет оптимальной. И наоборот, если вы при разборе произведения не продумали аппликатуру, это произведение вы уже не сможете сыграть быстрее.

Это правило касается игры отдельными нотами. Когда пальцы ima играют аккордами по два или три звука одновременно, то, естественно, никакого чередования быть не может. Двойной звук с большим пальцем не считается аккордом, и пальцы ima в этом случае нужно чередовать.

2. Распределение пальцев по струнам

При игре классической техникой, правая рука гитариста играет четырьмя пальцами: p, i, m, a. У каждого пальца есть своя зона действия, в которой он проводит большую часть времени. Зоны действия пальцев определяются анатомическими причинами и логикой игры гитарной фактуры.

На схеме ниже показана зона ответственности каждого пальца.

Из этой схемы мы видим, что по 5 и 6 струне играет только большой палец.

По 4 струне может играть как большой палец, так и палец i.

Пальцы im могут играть по любой из трёх струн без обмотки.

Палец a может играть либо по первой, либо по второй струне, но практически никогда не играет по третьей и выше.

Это базовая схема, которой следует придерживаться в подавляющем большинстве случаев. Но, как и везде, иногда бывают исключения. Эти исключения всегда чем-то обоснованы, есть причина отклонения от нестандартной аппликатуры. Но такие случаи относительно редки.

3. Распределение ролей между пальцами ima.

3.1 Пальцы im

Пальцы im анатомически более развиты и более подвижны чем палец а, поэтому они выполняют основную работу. При этом не имеет значения, в каком порядке они чередуются, и с какого начинать.

Пальцы im играют мелодические ноты следующие одна за другой, а также практически все гармонические.

Пример использования пальцев «im» при игре мелодии:

3.2 Палец a

Палец a используется в роли вспомогательного. Как правило, он играет отдельные звуки на первой или второй струнах в тех случаях, когда пальцы im нужны для игры на других струнах. Не стоит использовать палец а без необходимости, когда то же самое можно сыграть пальцами im.

Палец а играет преимущественно отдельные мелодические ноты крупных длительностей. А также верхние гармонические ноты при игре арпеджио.

Пример использования пальца «а» при игре мелодических звуков:

Пример использования пальца «а» при игре арпеджио:

Помимо разной степени подвижности у каждого пальца есть свой тембр. Ведь пальцы разной длины, у них разное положение относительно струны в пространстве, соответственно и разный тембр звука. Пальцы im наиболее близки по параметрам, и характер звучания между ними ближе. Это ещё одна причина, по которой их следует использовать парой при игре следующих друг за другом нот.

Но не стоит недооценивать роль пальца а. Он хоть и играет относительно реже, но как правило, извлекает особо важные мелодические ноты в фактуре. Обычно это длинные мелодические ноты, на фоне которых пальцы im играют гармоническое заполнение в середине. Также он активно используется в тех случаях, когда по каким-либо причинам невозможно правильно чередовать пальцы im, или двух пальцев явно не хватает. Поэтому палец «а» должен быть достаточно развит, чтобы извлекать яркий, красивый звук, способный длиться продолжительное время.

Здесь стоит сказать что существует трёхпальцевая техника игры, в которой пальцы ima равнозначны и чередуются по кругу. Чаще всего в порядке ami-ami-ami-ami, но возможны и другие комбинации. Это более продвинутая техника, которая может применяться как эпизодически, так и постоянно. Начинать обучение именно с неё я не рекомендую. Сначала нужно освоить классическую двухпальцевую технику на хорошем уровне и только потом, если появится необходимость, пробовать трёхпальцевую.

Подводя итог этому разделу, можно сказать, что пальцы im выполняют основную работу. Они играют серии нот, следующие одна за другой, и гармонические ноты в середине. Палец а играет одиночные ноты в тех случаях, когда пальцы im нужны на других струнах, или двух пальцев не хватает по каким-либо причинам.

4. Распределение ролей между пальцами pi на 4-ой струне.

На 4 струне у нас могут быть басовые, гармонические и даже мелодические ноты (при проведении мелодии в среднем или нижнем регистре).

4.1 Если на 4-ой струне басовая нота

Если нота басовая по своей функции в фактуре, то однозначно играем большим пальцем. Тут без вариантов. Большой палец извлекает наиболее мощный, плотный звук, из всех пальцев он самый сильный.

4.2 Если на 4-ой струне гармоническая нота

Если нота гармоническая, то тут возможны два варианта. Либо большим пальцем, либо пальцем i. Здесь трудно вывести какое-то одно универсальное правило на все случаи, каким пальцем и когда играть. Нужно учитывать фактор рациональности, удобства, и звучания в каждом конкретном фрагменте.

У этих двух пальцев изначально разный характер звучания, и это тоже нужно учитывать при выборе.

Большой палец даёт плотный, мягкий по тембру звук. Если он без ногтя, конечно. Я играю без ногтя на большом пальце.

Палец i даёт лёгкий, но более яркий по тембру звук за счёт ногтя. Довольно продолжительное время я вообще избегал играть пальцем i по 4-ой струне из-за характерного скрежета ногтя по обмотке. Потом научился извлекать звук без призвука. Для этого нужно во-первых, убрать скольжение ногтя по струне, а во-вторых, изменить угол срыва ногтя со струны, играть чуть вверх или от себя. Решают буквально миллиметры и доли миллиметров. Тут нужно искать опытным путём.

Гармонические ноты всегда играются тише остальных, и это тоже надо учитывать при выборе пальца. Пальцем i проще всего сыграть с нужной динамикой. А вот большой палец, без осознанной корректировки, даст слишком громкий звук для гармонической ноты. Поэтому при игре гармонических нот большим пальцем нужно сознательно ослабить силу звукоизвлечения, сыграть легче, невесомее, без опоры.

Приведу пару примеров, в каких случаях каким пальцем я предпочитаю играть по 4-ой струне и почему.

Пример использования пальца «p» при игре гармонических нот на 4-ой струне:

Как мы видим, ноты Ми и Ре на 4-ой струне являются гармоническими, и я их предпочитаю играть большим пальцем в данной ситуации. Почему?

Дело в том, что для большого пальца наиболее естественным является исполнение нот при движении вниз по струнам. При игре с опорой, он просто соскальзывает по очереди с каждой из струн, как в первой части такта.

Во второй части такта, хоть большой палец и играет через струну, всё равно это для него естественное движение. В этих случаях я играю бас без опоры. Во второй части такта можно было бы изменить аппликатуру и сыграть ноту Ре на 4 струне пальцем i, а мелодическую ре на 2 струне пальцем а, это не было бы ошибкой. Но я предпочитаю играть подобные места с движением большого пальца вниз.

Пример использования пальца «i» при игре гармонических нот на 4-ой струне:

Когда идёт подобное чередование гармонических нот на 4-ой струне я предпочитаю играть их пальцем i. Указательный палец более подвижный и даёт более лёгкий звук, что и требуется в подобных местах. Если играть такие фрагменты с пальцем p, это перегрузит звучание гармонических нот, да и играть большим пальцем вверх по струнам (на обратном ходу) менее удобно, чем вниз. Сам рисунок фактуры предполагает игру с пальцем i.

Внимательный читатель может возразить, что ведь можно сыграть большим пальцем при движении от баса вниз, а на обратном ходу сыграть указательным пальцем. Действительно можно, но не желательно. По причине разного характера звучания пальцев. В этом случае потеряется однородность гармонического заполнения. Гораздо удобнее, рациональнее и логичнее сыграть сразу с пальцем i, по моему мнению.

Подведём итог вышесказанному. Большим пальцем удобнее и логичнее играть отдельные гармонические ноты на 4-ой струне при движении по струнам вниз. Палец i используем при чередовании гармонических нот на 4-ой струне, и при движении по струнам вверх.

4.3 Если на 4-ой струне мелодическая нота

Если же по 4-ой струне идёт мелодическая линия, то приоритет за пальцем i. Во-первых, большой палец нам наверняка понадобится на басовых струнах, а во-вторых, указательный палец с ногтем даёт более яркий, мелодический тембр.

При игре мелодии по 4-ой струне допускается играть пальцем i без чередования два и более звуков подряд, потому что другие пальцы скорее всего будут заняты на остальных струнах игрой гармонического заполнения. Либо же, если темп подвижный, можно подключить к игре палец m.

5. Принцип анатомического удобства

При выборе порядка чередования пальцев нужно учитывать принцип анатомического удобства. К примеру, если нам надо сыграть сначала вторую струну а потом первую, то наиболее естественно сыграть эти струны пальцами im. Палец i находится выше пальца m, и именно в этом порядке удобнее всего играть сверху вниз по струнам. Порядок пальцев mi будет в этом случае неестественным, менее удобным.

То же самое в обратной ситуации. Если нам нужно сыграть вторую, а затем третью струну, то естественным будет порядок пальцев mi.

Источник

Как писать ноту по пальцам

В музыкальных произведениях для гитаристов можно встретить рекомендации по аппликатуре пальцев рук. Т.е. каким пальцем правой руки извлекать ноту, каким пальцем левой руки прижать струну. В данной статье мы расскажем об этих обозначениях с рассчётом, что вы зажимаете струны пальцами левой руки, а дёргаете струны пальцами правой руки. Если не так — делайте поправки.

Аппликатура правой руки

Эти обозначения встречаются в гитарных партиях, где гитарист правой рукой играет перебор. Не медиатором играет, не «боем», а именно перебирает струны пальцами правой руки.

Существует как минимум две системы обозначений, рассмотрим обе. Идея обеих систем: под нотой указывается буква, которая соответствует определённому пальцу правой руки. Им и надо извлечь звук.

Система № 1. Пальцы правой руки обозначаются следующим образом:

  • T — большой
  • I — указательный
  • M — средний
  • A — безымянный
  • O — мизинец

Система № 2. В этой системе обозначение следующее:

  • P — большой
  • I — указательный
  • M — средний
  • A — безымнный
  • не имеет обозначения, т.к. считают, что мизинец правой руки не играет.

Наличие двух систем нисколько не сбивает с толку при чтении нот, поскольку мизинец действительно играет крайне редко, обозначения большого пальца запомнить несложно, а остальные три пальца обозначаются одинаково.

Пример нот с расписанной аппликатурой для правой руки. В первом такте мы расписали по системе № 1, во втором — по системе № 2.

Апликатура левой руки

Пальцы левой руки имеют цифровые обозначения:

  • 1 — указательный
  • 2 — средний
  • 3 — безымянный
  • 4 — мизинец

Обозначений для большого пальца левой руки нет, т.к. он не зажимает струны. Если уж совсем никуда не деться и без большого пальца не обойтись (так не бывает), то можно обозначить его буквами Р или Т (как и большой палец правой руки).

Цифра, соответствующая пальцу, пишется рядом с нотой, пример:

В настоящее время распространено и такое обозначение:

Стоит упомянуть, что правильное обозначение пальцев левой руки — это цифра рядом с нотой. Цифра в круге под нотой (или над нотой) обозначает струну, на которой находится нота. Но, поскольку существует программное обеспечение для гитаристов, которое использует обозначение струн, как обозначение пальцев левой руки, мы указываем оба варианта.

Итоги

Вы изучили обозначения пальцев правой и левой рук, применяемых в нотной записи для гитаристов.

Источник

Вопросы аппликатуры в обучении игре на фортепиано

Разделы: Музыка

Предмет «Музыкальный инструмент фортепиано» предполагает проведение индивидуальных занятий и соответственно, использование технологии индивидуального обучения. Применение данной технологии педагогом дополнительного образования по классу «Фортепиано» создает необходимые условия для наблюдения за учащимся с целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач. В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики: каждый ученик требует применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным достоинством использования технологии индивидуального обучения является то, что она позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его индивидуальным особенностям; следить за каждым действием учащегося, за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика. Применение технологии индивидуального обучения позволяет педагогу дополнительного образования осуществить дифференцированный подход в обучении; максимально раскрыть возможности каждого учащегося и создать условия для его персонифицированного развития.

Данная статья посвящена вопросам аппликатуры, принципам ее подбора, как общепринятым, так и обусловленным индивидуальными особенностями учащегося.

Аппликатура – это распределение пальцев при игре на инструменте, а также запись этого распределения в нотах цифрами.

Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в фортепианной педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно меняются: подвергаются критике самые незыблемые принципы аппликатуры, возникают новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур.

Аппликатура с достаточной убедительностью говорит и о техническом мастерстве, и о художественном лице исполнителя. Зачастую бывает достаточно посмотреть (даже не слушая), какими пальцами играет ученик, чтобы понять и уровень его технического развития, и уровень его музыкального мышления.

Бытуют два принципиально различных подхода к аппликатуре. Первый заключается в том, что аппликатура с тщательностью «высчитывается» по определенным и узаконенным правилам, примерно так: если клавиша «до» берется, допустим, пятым пальцем левой руки, то клавишу «ми», следовательно, надо взять третьим пальцем, так как между ними расстояние в терцию. Второй подход диаметрально противоположен первому. Основным и решающим моментом в выборе аппликатуры является не «высчитывание», не так называемое «удобство», а ее целесообразность с точки зрения определенных художественных намерений. Характерно, что все крупные музыканты-художники стояли на позиции художественного подхода к расстановке аппликатуры. К.Ф.Э. Бах писал: «Почти каждая новая музыкальная мысль требует новой и своей аппликатуры». Не раз подчеркивал эту же мысль и Г. Бюлов: «Аппликатура хороша, если она облегчает фразировку, плоха – если затрудняет ее. Строит аппликатуру музыкальное чувство».

Пианист должен, прежде всего, стремиться найти ту аппликатуру, которая наилучшим образом позволяет выразить его музыкальные намерения. Такая аппликатура далеко не всегда совпадает с так называемой «удобной» аппликатурой; то, что «удобно», не всегда художественно полноценно.

Существует, в основном, два типа аппликатур: «трёхпалая», ведущая своё начало от Черни, и «пятипалая», идущая от Листа и его последователя Бузони. В свое время «трехпалая» аппликатура была оправданным шагом и сыграла полезную роль в пианистической практике. При тогдашних приемах игры – сочетании легатности с почти неподвижной рукой – это избавляло пианистов от некоторых неразрешимых проблем (подкладывание первого пальца после пятого и четвертого). В последующем в пианистических приемах произошли значительные перемены: legato стало менее «связанным», его место частично заняло non legato, рука получила свободу движений, начал широко применяться «собирающий» бросок руки к пятому пальцу. В этих условиях первый палец может не подкладываться, а перебрасываться через четвертый или пятый. Слабость последних пальцев компенсируется переносом в их сторону центра тяжести руки при помощи собирательного движения. Тогда приведенные выше примеры выглядят обоснованно и удобоисполнимо. А использование «трёхпалой» аппликатуры все более утрачивает свое разумное основание. Впрочем, вопрос о сравнительных достоинствах этих двух аппликатурных систем нельзя считать окончательно решенным. Он продолжает вызывать споры в среде педагогов. И вообще здесь нельзя опираться на одни лишь общие принципы, пусть даже и правильные. Многое тут зависит от строения руки и других индивидуальных особенностей исполнителя.

Аппликатурную дисциплину надо воспитывать в учащемся с первых шагов обучения игре на инструменте и постоянно совершенствовать ее в дальнейшем. В работе с начинающими учениками полезно начинать знакомство с аппликатурой ещё в донотном периоде. В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные аппликатурные требования: соседние ноты играются соседними пальцами; если играем через ноту, то соответственно и через палец, и т.д. Это первый кирпичик в фундамент воспитания аппликатурной дисциплины. Приучать ученика к использованию естественной последовательности пальцев, воспитывать сознательное отношение к аппликатуре необходимо с первых уроков.

В методике преподавания фортепиано существуют определенные принципы аппликатуры.

Педагог, работая над аппликатурой, должен помнить ее главный, художественно верный принцип. Он заключается в следующем: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом; она же будет и самой красивой аппликатурой. Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это – важнейший и основной аппликатурный принцип.

Из главного принципа аппликатуры естественно вытекают следующие ее принципы:

  • принцип физического удобства, удобства данной руки. При этом надо учитывать, что удобство («устройство») музыкально-смысловое порой не только не совпадает с удобством физическим, двигательно-пальцевым, но даже противоречит ему.
  • гибкость, изменчивость («вариантность») аппликатуры в связи с духом, характером, фортепианным стилем данного автора. Следует помнить, что в искусстве нет мелочей, всё подчинено законам красоты вплоть до последней детали.
  • принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями. Всякий знает, что рука, которая с трудом берет четырёхзвучный аккорд до-минора, совершенно по-другому будет «устраиваться» на клавиатуре, чем большая рука. Этот принцип подчинён двум первым. Пианист, обладающий даже самой небольшой и неудобной рукой, всегда сможет соблюдать первый и второй принципы аппликатуры, если он понимает музыку и имеет хорошую пианистическую культуру. Но соблюдать он их будет, пользуясь своими личными индивидуальными средствами, воплощая, таким образом, третий принцип.

Исходя из этих принципов, можно сказать, что выбор аппликатуры обусловливается, с одной стороны, музыкальным образом исполняемого произведения, с другой – целым рядом других причин, в первую очередь, индивидуальными физиологическими особенностями рук играющего (их строением, величиной, растяжением между пальцами и т.д.). Но здесь необходимо заметить, что хотя аппликатура и должна носить индивидуальный характер, но это не должно служить основанием к тому, чтобы не приучать учащихся к ее определенным закономерностям. Более того, основные фортепианные технические формы – гаммы, арпеджиообразные последовательности, двойные ноты и аккорды – имеют строго определенную, типичную аппликатуру, которой учащийся должен обязательно овладеть. В противном случае наступит полнейшая анархия в области владения аппликатурой. Аппликатура основных фортепианных технических форм должна быть усвоена учащимся настолько прочно и глубоко, чтобы, встретив в музыкальном произведении ту или другую техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой, занимали нужную позицию.

Приступая к работе над аппликатурой в музыкальном произведении, педагог должен внимательно просмотреть аппликатуру редактора и, если это потребуется, внести в нее необходимые, с его точки зрения (конечно, обоснованные), коррективы. Затем следует обозначить пальцы в нотном тексте. Но обозначая пальцы, не нужно выписывать их все подряд, следует обозначить лишь те из них, в отношении которых может возникнуть неясность. При подборе пальцев педагог должен обращать внимание на то, чтобы рука играющего по возможности находилась в естественно-собранном положении. Иногда сильное растяжение руки препятствует достижению необходимой гибкости, а сжатое состояние руки способствует извлечению более певучего звука.

В работе над аппликатурой очень важно бороться с невнимательным отношением учащегося к обозначенным в нотах пальцам. Особую борьбу педагогу следует вести с часто встречающимся в исполнении учащегося, начинающего разучивать какое-либо произведение, разнобоем в аппликатуре: один раз та или другая нота или последовательность исполняются одной аппликатурой, другой раз то же самое – иной. Это приведет в дальнейшем к техническим трудностям в исполнении: накопленные в процессе упражнений противоречивые двигательные ощущения вступят в борьбу и повредят автоматизации. Как правило, эти противоречивые двигательные ощущения, затушеванные последующей правильной работой ученика, всплывают наружу после длительного промежутка времени при ответственном исполнении музыкального произведения (например, на эстраде). Поэтому педагог должен требовать от учащегося тщательного выучивания одной, твердо установленной, наилучшей из возможных, аппликатуры. В тех же случаях, когда изменение аппликатуры учащимся – не результат небрежности («как пальцам удобнее»), а логично и обоснованно, у педагога не должно быть никаких оснований возражать против проявления учеником инициативы; наоборот, педагог должен всячески поощрять такую инициативу.

Также следует приучать ученика самого подыскивать пальцы, наиболее рациональные в том или ином случае (для этого учащийся должен знать основные аппликатурные требования). Но здесь надо учитывать, что подлинное понимание аппликатуры развивается у учащегося далеко не сразу: оно требует, с одной стороны, хорошего «инстинктивного» ощущения, а с другой – высокого уровня музыкального развития. Поэтому самостоятельность в вопросах аппликатуры ни в коем случае не должна быть предоставлена учащемуся слишком рано, иначе такая самостоятельность приведет лишь к бессистемности и беспорядку в расстановке пальцев.

Подбирая аппликатуру, педагог должен учитывать следующие моменты:

  • Следует руководствоваться естественными особенностями пальцев. Пальцы у нас все разные. И «выравнивать» их звучание можно только слухом, верным представлением о звуке.

Первый палец – земледелец, способный к тяжелой работе. Его уместно применять для извлечения особенно насыщенных звуков. Но наряду с этим он должен знать ощущение легкости и подвижности. Важно, чтобы первый палец не «уходил» с клавиатуры, когда играют другие пальцы. Играющий палец уводить с клавиатуры нельзя.
Второй палец – это рабочий. Он умелый, сильный, способный к разнообразной деятельности.
Третий палец занимает высшее положение в руке. Он выполняет организационные функции, олицетворяя собой конструктивные силы.
Четвертый палец не столь свободен и самостоятелен по своему строению. Он отзывается неохотно, но очень ценный при игре кантилены. Это певец руки, и по отношению к другим пальцам он представитель искусства.
Пятый палец – это олицетворение детства, так сказать баловень руки. Таким образом, пальцы для нас как члены общества. Они каждый требуют к себе особое внимание и ежедневной тренировки.

  • Аппликатуру нужно выбирать сознательно, так как правильный выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе.
  • Выбирать аппликатуру следует в начальной стадии работы. Прежде всего, необходимо изучить редакционные и особенно авторские указания. Но не следует слепо, бездумно заучивать все то, что написано в нотах. Встречаются (и нередко!) неудачные, неудобные и антихудожественные (противоречащие художественному смыслу музыки!) аппликатуры.
  • Подбирая аппликатуру, нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна при медленной игре. Аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе. Если какой – то отрывок вызывает сомнения, следует поучить его немного и попробовать в быстром темпе одной, потом другой аппликатурой. Затем соединить его с предыдущим и с последующим отрывками. Полезно также проиграть пассаж в обратном направлении, с конца к началу.
  • В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся значительно реже. Однако это правило имеет немало исключений, диктуемых особенностями музыки. Аппликатура должна соответствовать характеру музыки.
  • Учащийся должен овладевать аппликатурной дисциплиной, стараться не нарушать аппликатурные требования.
  • В аппликатурных вопросах нет несуществующих мелочей. Очень часто от кажущейся «мелочи» зависит удобство или неудобство аппликатуры, её соответствие или несоответствие характеру музыки.
  • Учащемуся нужно внушить, что хорошая аппликатура – серьезная техническая работа. Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы.
  • Помимо технических соображений существуют ещё и художественные требования, которым везде, где это возможно, должно принадлежать решающее слово. Характер эпизода, задуманная звучность могут продиктовать и оправдать совсем неожиданную, противоречащую всяким «правилам» аппликатуру. Изобретательность в данной области, способность находить остроумные аппликатурные решения трудных звуковых или моторно-технических задач – одна из характернейших примет пианистической одаренности и мастерства.
  • Обозначенная в нотном тексте аппликатура не всегда бывает удачной, а иногда и не подходит для ученика в силу каких-либо его индивидуальных особенностей. Из этого можно сделать вывод, что подбирая аппликатуру для конкретного ученика надо учитывать его индивидуальные физиологические особенности (физиологические качества его рук – их величину, силу, эластичность, пальцевую растяжку).

Аппликатурная дисциплина – один из важнейших принципов методики обучения игре на фортепиано. Целесообразность выбора аппликатуры помогает осуществлять разнообразные технические и художественные задачи, способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.

Источник

Оцените статью