- Обозначение нот и тональностей латинскими буквами
- Название нот на латинском
- Обозначение диезов и бемолей буквами
- Буквенное обозначение тональностей
- Создание мажорной тональности
- «Написание» нот
- Как начинать гаммы с черной клавиши
- Вы заметили.
- Про три вида мажора
- 3 вида мажора: первый – натуральный
- 3 вида мажора: второй – гармонический
- 3 вида мажора: третий – мелодический
- И ещё разок…
- Буквенное обозначение нот и тональностей
- Диезы и бемоли по буквенной системе
- Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
- Таблица буквенных обозначений звуков
- Буквенное обозначение тональностей
- Обозначение октав по буквенной системе
Обозначение нот и тональностей латинскими буквами
Начинающие музыканты рано или поздно столкнуться с условными обозначениями нот буквами. Знания буквенных обозначений тональностей и нот необходимо на всех уроках в музыкальной школе, для игры аккордовых последовательностей к песне, ноты буквами записываются в музыкально-теоретических пособиях (гаммы, аккорды, ступени, тональности).
На самом деле все просто: за отправную точку берем ноту ля и от нее выстаиваем латинский алфавит. Таким образом получаем:
Название нот на латинском
Обозначение диезов и бемолей буквами
Диез (#) — к букве, обозначающей ноту, приписываем is. Например: фа-диез — Fis, ре-диез — Dis.
Бемоль (b) — к букве, обозначающей ноту, приписываем es. Например: ре бемоль — Des, соль-бемоль Ges. Си бемоль уже обозначен, к букве B дописывать ничего не надо. Нота ми бемоль записывается Es, ля бемоль — As.
Буквенное обозначение тональностей
Если требуется написать мажор, буквы будут большими. Если минор — маленькими.
До мажор — С dur, Си бемоль мажор — B dur, Фа диез мажор — Fis dur
Ля минор — a moll, си минор — h moll, ми бемоль минор — es moll
Источник
Создание мажорной тональности
Звучание гаммы определяется расположением звуков в гамме и их расстоянием друг от друга. Эти расстояния называются интервалами. Мажор и минор – самые распространённые типы гамм и используются во многих музыкальных стилях. Однако существует большое количество других типов гамм, которые мы рассмотрим немного позже.
Мажорная гамма содержит семь нот и состоит из определённой последовательности полутонов (двух соседствующих нот) и целых тонов (нот, лежащих в двух полутонах друг от друга).
Эта последовательность из целых тонов и полутонов определяет мажорность гаммы, независимо от того, с какой ноты она начинается:
Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон
Вы можете использовать переключатель Тоника, чтобы сместить основной тон гаммы. Такое смещение называют транспонированием. Обратите внимание: последовательность целых тонов и полутонов (отмеченных кружочками на клавишах) никогда не меняется.
(Примечание: если вы не очень хорошо знаете клавиатуру фортепиано, вас иногда может удивить тот факт, что рядом лежащие ноты не всегда чередуются черным и белым цветом клавиш. К примеру, расстояние между ми (E) и фа (F), так же как и си (B) и до (C) – всего в пол-тона, хотя обе клавиши белого цвета.
«Написание» нот
При изменении тоники вы заметите, что некоторые ноты пишутся со знаком бемоль (♭), а другие со знаком диез (#).
- Последовательность из целых тонов и полутонов всегда тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон
- Чтобы сохранить эту структуру, для некоторых нот нужно использовать бемоль или диез. Какие именно знаки нужно использовать зависит от каждой конкретной гаммы. Единственное исключение, где совсем не используются эти знаки, – это гамма до-мажор.
- При этом важно учесть, что в гамме каждое название ноты может использоваться только один раз. Например, мажорная гамма никогда не будет одновременно содержать ноты ля-бемоль (A♭) и ля (A).
- Нотные обозначения латинскими буквами всегда располагаются в алфавитном порядке и начинаются снова после G («соль»).
Как начинать гаммы с черной клавиши
Если каждая черная клавиша может иметь два названия (например, до-диез и ре-бемоль), то возникает вопрос, какую ноту использовать в качестве тоники в том или ином случае? В наших уроках мы будем использовать ту ноту, которая будет иметь меньше всего диезов и бемолей. Например:
Ре-бемоль-мажор (D♭) содержит пять бемолей:
а до-диез-мажор (C#) – семь диезов:
поэтому мы показываем только ре-бемоль (D♭).
Вы заметили.
Как показано в этом примере, диезы и бемоли могут указывать и на белые клавиши. В некоторых тональностях (таких как до-диез-мажор внизу) используются ноты, которые пишутся как ми-диез (E#) или си-диез (B#), что выглядит очень странно: почему мы просто не назовем их фа (F) и до (C)?
Ответ мы найдем в правилах использования названий нот. Поскольку каждое название ноты может использоваться только один раз в мажорной гамме, в некоторых гаммах нам требуются такие необычные названия нот. В до-диез-мажоре в «местах» для ми (Е) и си (B) требуются диезы, чтобы сохранить необходимую последовательность целых тонов и полутонов, поэтому «занятые» фа (F) и до (C) придётся поднять до фа-диеза (F#) и до-диеза (C#).
Источник
Про три вида мажора
Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.
3 вида мажора: первый – натуральный
Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.
Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ . Подробнее можно почитать об этом здесь.
Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:
3 вида мажора: второй – гармонический
Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.
Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.
В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.
3 вида мажора: третий – мелодический
Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.
Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.
Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).
Нотные примеры мелодического вида – тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:
В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два “случайных” бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.
И ещё разок…
Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).
Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.
Источник
Буквенное обозначение нот и тональностей
В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (э), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (гэ), ЛЯ – A (а), СИ – H (ха) .
Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.
Диезы и бемоли по буквенной системе
Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).
Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).
Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.
И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.
Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:
Таблица буквенных обозначений звуков
Нота | Диез | Дубль-диез | Бемоль | Дубль-бемоль | |
ДО | c | cis | cisis | ces | ceses |
РЕ | d | dis | disis | des | deses |
МИ | e | eis | eisis | es | eses |
ФА | f | fis | fisis | fes | feses |
СОЛЬ | g | gis | gisis | ges | geses |
ЛЯ | a | ais | aisis | as | ases |
СИ | h | his | hisis | b | heses |
Буквенное обозначение тональностей
В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.
Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».
Обозначение октав по буквенной системе
Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.
Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.
Итак, правила следующие:
- Звуки большой октавы пишутся заглавными, большими буквами.
- Звуки малой октавы пишутся, наоборот, строчными, малыми буквами.
- Для обозначений звуков первой, второй, третьей и последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая октава, два штриха – вторая и т.д.).
- Для обозначения звуков контроктавы и субконтроктавы используются большие, то есть заглавные буквы, к которым прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, естественно снизу.
На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.
Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.
А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.
Источник