Как пишется нота минор

Минор

Мино́р (лат. minor — меньший, также малый) в музыке — один из двух ладов (наряду с мажором) гармонической тональности. Характерная особенность минорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на малую терцию. Тоника (основая ладовая функция) минора представлена минорным трезвучием.

Существует несколько подвидов минора, отличающихся друг от друга звукорядом, типичным набором аккордов и (в меньшей степени) другими ладовым категориями. Например, ладовый звукоряд натурального минора строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон:

Звукоряд натурального ля минора Помощь по воспроизведению

При обозначении тональности слово «минор» (или moll) прибавляется к названию тоники, например «ля минор» (A-moll), «соль-диез минор» (Gis-moll) и т. п. Необращённое минорное трезвучие включает малую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и большую терцию, построенную от третьей ступени. Так, состав трезвучия До минор — до, ми-бемоль, соль (C-Es-G).

Тональности

Квинтовый круг
Знаки альтерации: 6 ♭

+Ces
5 ♭

+Ges
4 ♭

+Des
3 ♭

+As
2 ♭

+Es
1 ♭

B
0 ♭ / ♯
1 ♯

+Fis
2 ♯

+Cis
3 ♯

+Gis
4 ♯

+Dis
5 ♯

+Ais
6 ♯

+Eis
Мажорные тональности: Ges-dur Des-dur As-dur Es-dur B-dur F-dur C-dur G-dur D-dur A-dur E-dur H-dur Fis-dur
Минорные тональности: es-moll b-moll f-moll c-moll g-moll d-moll a-moll e-moll h-moll fis-moll cis-moll gis-moll dis-moll
Звуковая система
Эволюция системы
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Минор» в других словарях:

минор — минор … Орфографический словарь-справочник

МИНОР — (от ит. minore). См. Mineur. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИНОР лат. minor, ит. minore, франц. mineur. В музыке, тон грустный и тихий. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употреблен … Словарь иностранных слов русского языка

минор — а, м. mineur, ит. minore. 1. Музыкальный лад, аккорд которого строится на малой терции. БАС 1. И эти адские сонаты, И все адажио, стокаты, Аллегро, менуэ, мажор; А боле варварский минор, Который душу так и тянет. А. И. Клушин (1763 1804). // Муз … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Минор — старый эсер, один из основателей эсеровской партии. В дни керенщины Минор примыкал к группе Чернова, метавшейся между коалицией и чисто социалистическим министерством. В созданном позднее Совете Республики Минор возглавлял эсеровскую фракцию и… … 1000 биографий

Минор — Минор. МИНОР (итальянское minore, от латинского minor меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую “сумрачную” окраску (в противоположность мажору). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МИНОР — МИНОР, минора, муж. (итал. minore от лат. minor меньший). 1. Музыкальный лад, гамма которого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в т.н. гармонической минорной гамме, а в мелодической минорной… … Толковый словарь Ушакова

минор — имение, лад, настроение, определитель Словарь русских синонимов. минор сущ., кол во синонимов: 4 • имение (21) • лад … Словарь синонимов

МИНОР — (итальянское minore, от латинского minor меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую сумрачную окраску (в противоположность мажору) … Современная энциклопедия

МИНОР — определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя … Большой Энциклопедический словарь

МИНОР — (итал. minore от лат. minor меньший; также moll, от лат. mollis мягкий), в музыке лад, устоем которого является малое (минорное, с малой терцией в основе) трезвучие, придающее ему специфическую темную окраску (минорное наклонение) … Большой Энциклопедический словарь

МИНОР — МИНОР, а, муж. 1. Музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд к рого строится на малой терции (спец.). 2. перен. Грустное, подавленное настроение. Быть в миноре. | прил. минорный, ая, ое. М. тон. Минорное настроение. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах

Буквенное обозначение нот. Общая информация

Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.

Таблица буквенных обозначений нот

Нота Обозначение
До C
До-диез/Ре-бемоль C#/ D♭
Ре D
Ре-диез/Ми-бемоль D# / E♭
Ми E
Фа F
Фа-диез/Соль-бемоль F# / G♭
Соль G
Соль-диез/Ля-бемоль G# / A♭
Ля A
Ля-диез/Си-бемоль A# / B♭ (B)
Си B (H)

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

Буквенное обозначение тональностей

Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.

Первый – приписками maj или min к букве тональности.

Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.

Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано

Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .

В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.

Обозначение аккордов

На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.

— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.

— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.

— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.

— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.

— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.

— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.

Источник

Как пишется нота минор

2.2 Аппликатуры гаммы в две октавы

Предлагаю вспомнить нотный состав гаммы до-мажор:
С — D — E — F — G — A — B — C

И сравнить его с нотным составом гаммы ля-минор:
A — B — C — D — E — F — G — A

Вы заметили кое-что общее? Верно, нотные составы обеих гамм одинаковы. Разница лишь в том, с какой ноты начинается гамма.

Разница между C и A — малая терция. Отсюда мы можем вывести правило: звукоряд минорной гаммы полностью совпадает со звукорядом мажорной гаммы, тоника которой расположена на малую терцию выше. И наоборот.

Две такие гаммы мы будем называть параллельными.

Источник

Минорная тональность — особенности, свойства и требования

Мажор и минор — два основных классических европейских лада в музыке. В них написаны практически все музыкальные композиции, однако они не единственные. Помимо них существует еще множество ладовых видов, например:

  • ионийский;
  • дорийский;
  • фригийский;
  • миксолидийский;
  • эолийский;
  • локрийский.

Но как уже было сказано ранее, мажорные и минорные тональности являются самыми распространенными.

Определение dur и moll

«Мажор» на латинском обозначается dur. Соответственно, moll в переводе — «минор» (есть схожесть в звучании терминов, потому запомнить считается не очень трудной задачей).

Музыкальный лад является совокупностью из устойчивых и неустойчивых ступеней, выстроенных по определенной схеме.

Разница между dur и moll

Всем известно ярко выраженное отличие двух главных ладов друг от друга:

  • мажор — весело и светло (в переводе с латинского — «большой»);
  • минор — грустно и мрачно (в переводе с латинского «малый»).

Но если смотреть с профессиональной точки зрения, то разница в звучании имеет под собой базу, способную обосновать этот ладовый контраст.

Исходя из курса музыкальной грамматики, следует, что гамма состоит из 7 нот (8-я является первой, но только следующей октавы), каждая нота, другими словами, — это ступень. Следовательно и количество этих самых ступеней будет равняться семи. Несмотря на то, что они входят в одно семейство (например, тональность До мажор или До минор), выполняют разные функции.

Так, членов семьи делят на устойчивые и неустойчивые ступени. Первые играют роль основы для тональности, вторые же могут «гулять» и являются непостоянными. Они переползают (разрешаются) в устойчивые или же проходят модуляцию (уход в другую тональность).

В миноре устойчивая III ступень всегда будет понижена на полтона (из Ми в Ми-бемоль). Именно этот знак альтерации (бемоль) делает минорное трезвучие таковым.

Трезвучие — аккорд из трех ступеней.

Мажорная тональность

И мажор, и минор включает в себя 7 нот, но структура у них разнится.

Если брать в пример До мажор, то нота До является тоникой, от которой и пойдет счет. Так, ступени находятся друг от друга на определенном расстоянии:

Необходимо напомнить, что полутон является самым малым расстоянием между звуками, а тон — суммой двух полутонов.

Минорная тональность

Структура одноименного До, но уже минора:

  • До — Ре (тон);
  • Ре — Ми-бемоль (полутон);
  • Ми-бемоль — Фа (тон);
  • Фа — Соль (тон);
  • Соль — Ля-бемоль (полутон);
  • Ля-бемоль — Си-бемоль (тон);
  • Си-бемоль — До (тон).

Как вы заметили, по сравнению с мажором есть существенные изменения. В первую очередь, — это наличие знаков альтерации (в данном случае бемолей) в минорной тональности. Их присутствие вызвано тем, что порядок тонов и полутонов меняется.

Построение

В мажоре в обязательной последовательности идут:

Помимо заниженной III ступени, здесь также спускаются на полтона VI и VII ступени.

Две вышеописанные схемы являются базой построения всех мажорных и минорных тональностей.

Параллели

В музыкальной терминологии существует понятие, такое как «параллельные тональности». Оно включает в себя сходство знаков альтерации (бемоли и диезы) на определенной высоте и в точном порядке.

Это означает то, что минорные тональности параллельны мажорным. На первый взгляд может показаться, что принцип параллели строится так: До мажор — До минор; Ре мажор — Ре минор, но это распространенная ошибка новичков.

В чем суть?

Тональности схожи тем, что имеют одинаковые знаки альтерации, но параллельны потому, что ладово противоположны. Например, До мажор параллелен Ля минору, так как ни в первой, ни во второй тональности нет никаких знаков вообще. Если посмотреть на фортепианную клавиатуру, то они будут полностью проходить по белым клавишам.

Тональности Ре мажор будет параллелен Си минор, так как при скрипичном ключе и у первого, и у второго стоят Фа и До диезы.

  • I — II (тон);
  • II — III Фа-диез (тон);
  • III Фа-диез — IV (полутон);
  • IV — V (тон);
  • V — VI (тон);
  • VI — VII До-диез (тон);
  • VII До-диез — I (полутон).

h-moll (минор пишется с малых латин. букв):

  • I — II До-диез (тон);
  • II До-диез — III (полутон, III ступень);
  • III — IV (тон);
  • IV — V Фа-диез (тон);
  • V Фа-диез — VI (полутон);
  • VI — VII (тон);
  • VII — I (тон).

Знаки минорной тональности равны знакам мажорной.

Стоит обратить внимание, что у тональности может быть только одна параллель. До мажор параллелен только Ля минору и так далее.

Как определять?

Есть один очень простой способ для быстрого определения параллельных тональностей. С курса сольфеджио ученики знают понятие интервала. Одним из них является терция (шириной в III клавиши и включающая в себя два звука по краям).

Так, параллель можно определить по терции, но малой. Существуют малые и большие интервалы, их разница заключается в сумме тонов. Большая терция состоит из 2 тонов, а малая из 1,5.

Если нужно узнать параллель мажору, то мы от главной ноты — До, например, мажорной тональности, строим вниз малую терцию, в итоге спускаемся к ноте Ля — и это как раз-таки то, что нужно было отыскать. В итоге получается, что параллельной минорной тональностью До мажора будет являться a-moll.

С минором все аналогично, только наоборот: дан Ми минор, нужно незамедлительно узнать его параллель. От ноты Ми строим малую терцию, но уже вверх, получаем звук Соль.

Итог: Ми минор параллелен Соль мажору и включает в себя такие же знаки.

Принцип, чтобы не запутаться:

  • если нужно найти минорную тональность — малая терция ВНИЗ;
  • если нужно найти мажорную тональность — малая терция ВВЕРХ.

Виды минора

Существует 3 разновидности минора, которые преображают его, наполняя более яркими, но отличительными звучаниями:

Натуральный вид минора самый простой, он предстает перед нами в классическом варианте без каких-либо изменений:

  • главная тоническая ступень — Ля;
  • вторая ступень — Си;
  • на очереди — До;
  • четвертая по списку — Ре;
  • доминанта минора — Ми;
  • шестая чистая — Фа;
  • седьмая чистая — Соль;
  • и снова тоника — Ля.

Звучание прозрачное, упрощенное и менее характерное.

Гармонический вид минора является очень ярким и наиболее предпочитаемым в практике.

  • первая тоника — Ля;
  • вторая все также — Си;
  • третья, образующая малую терцию — До;
  • субдоминанта — Ре;
  • уверенная в себе доминанта — Ми;
  • еще спокойная шестая — Фа;
  • уже повышенная и нервная — Соль-диез;
  • разрешение в тонику — Ля.

Особенность построения заключается в повышении VII ступени, которая так и тянется разрешиться в тонику. Ее рвение часто пронизано трагизмом. Данный прием чаще всего используют в качестве окончания музыкальной фразы и произведения в целом.

Мелодический вид минора является самый сложным, так как в нем происходит больше всего изменений.

  • главный хозяин — Ля;
  • стабильная вторая — Си;
  • ладово характерная — До;
  • субдоминантная четвертая — Ре;
  • утвержденная в правах — Ми;
  • повышенная шестая — Фа-диез;
  • следом окрыленная седьмая — Соль-диез;
  • вершина гаммы — Ля.

Повышаясь, VI и VII ступени в верхней части гаммы идут мягко и протяжно, за счет чего вид и получает такое название. Стоит отметить, что в нисходящем варианте мелодический вид отсутствует, т. е. в обратном порядке минор будет звучать как натуральный:

  • верхняя Ля;
  • успокоенная седьмая — Соль (бекар);
  • за ней усмиренная шестая — Фа (бекар);
  • все также устойчивая — Ми;
  • субдоминанта — Ре;
  • минорная третья — До;
  • тянущаяся к тонике — Си;
  • точка в гамме — Ля.

Бекары (знак для отмены повышения и понижения) устраняют диезы, которые были нужны для повышения VI и VII ступеней. Так как в натуральном виде они не изменяются, бекар возвращает их в классический вид.

В мажоре все виды также присутствуют, но изменения в структуре происходят иные.

Все тональности

В общей сумме существует 24 тональности, но зазубривать без логики особого смысла нет. Для подобной цели служит совершенно гениальная вещь — кварто-квинтовый или просто квинтовый круг.

Он включает в себя как мажорные, так и минорные тональности.

Круг построен по принципу той самой параллели, описанной выше. Его основа — всеми любимые До мажор и Ля минор. Но почему? Эти две тональности, во-первых, параллельны и, во-вторых, не имеют абсолютно никаких знаков при ключе. Дальше движение идет в двух направлениях;

  • справа — диезные тональности;
  • слева — бемольные тональности.

Однако двигаются они не в хаотичном порядке, а в строгом, который определяется количеством знаков.

В До мажоре и Ля миноре — 0 знаков, и далее идет разветвление:

  • на Соль мажор и параллельную ей — Ми минор (= 1 диез);
  • Фа мажор и ее параллель — Ре минор (= 1 бемоль).

За ними последуют тональности уже с двумя знаками, и так продолжится по кругу до максимального количества — семи. Это будут тональности:

  • Фа-диез мажор и его друг — Ре-диез минор;
  • Соль-бемоль мажор с Ми-бемоль минором.

Для подробного разбора минорных тональностей квинтовый круг отлично подходит. В нем нет возможности потеряться, так как вся важная информация миниатюрно скомпонована.

Впервые понятие круга появилось в труде теоретика и композитора Дилецкого под названием «Идея грамматики мусикийской» от 1679 года.

И. С. Бах на практике продемонстрировал разнообразие всех тональностей в сборнике «Хорошо темперированный клавир». В него входило 48 прелюдий и фуг, написанных в два тома.

Шопен и в последствии Шостакович написали во всех 24 тональностях свои прелюдии.

Музыка — та же самая математика, где без расчетов, подсчетов и схем никак нельзя обойтись. Парадоксальная мысль: все художественное великолепие звучания подкреплено базой, основанной на цифрах и таблицах.

Минорные тональности — яркое средство выразительности, способное повлиять на организм с разных физиологических сторон и высвободить из души настоящие человеческие чувства.

Источник

Оцените статью